Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Арктика / МЧС России / национальная безопасность / комплексная безопасность / правовая доктрина / Arctic / EMERCOM of Russia / national Security / complex security / legal doctrine

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Анна Александровна, Шевченко Кирилл Владимирович

В рамках представленного исследования авторы приходят к выводу о необходимости включения понятия «комплексная безопасность» в правовую доктрину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main problems of legal regulation of the EMERCOM of Russia in the Arctic zone of the Russian Federation

Within the framework of the presented research, the authors come to the conclusion that it is necessary to include the concept of "complex security" in the legal doctrine.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_16 УДК 351.861

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ The main problems of legal regulation of the EMERCOM of Russia in the Arctic zone of the Russian Federation

СМИРНОВА Анна Александровна,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: rugachevaanna@yandex.ru;

ШЕВЧЕНКО Кирилл Владимирович,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: kirill_55@mail.ru;

SMIRNOVA Anna Alexandrovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: rugachevaanna@yandex.ru;

SHEVCHENKO Kirill Vladimirovich,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: kirill_55@mail.ru

Краткая аннотация: В рамках представленного исследования авторы приходят к выводу о необходимости включения понятия «комплексная безопасность» в правовую доктрину.

Abstract: Within the framework of the presented research, the authors come to the conclusion that it is necessary to include the concept of "complex security" in the legal doctrine.

Ключевые слова: Арктика; МЧС России; национальная безопасность; комплексная безопасность; правовая доктрина.

Keywords: Arctic; EMERCOM of Russia; national Security; complex security; legal doctrine.

Для цитирования: Смирнова А.А., Шевченко К.В. Основные проблемы правового регулирования деятельности МЧС России в Арктической зоне Российской Федерации//Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 16-19. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_16.

For citation: Smirnova A.A., Shevchenko K.V. The main problems of legal regulation of the EMERCOM of Russia in the Arctic zone of the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 16-19. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_16.

Статья поступила в редакцию: 27.06.2023

МЧС России выступает одним из центральных органов государственной власти в Российской Федерации, который позволяет реализо-вывать государственную политику в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных и иных происшествий1. При этом компетенция органов и подразделений, входящих в состав МЧС России, также связана с мониторингом и своевременным выявлением рисков и угроз безопасности, которые могут иметь место в Арктической зоне. Такая работа может быть направлена по нескольким основным направлениям, а именно: установление безопасной зоны вблизи арктического шлейфа, осуществление научно-исследовательской работы с заинтересованными органами и учреждениями, а также функционирование непосредственно на арктической зоне соответствующих служб, подконтрольных рассматриваемому ведомству.

На протяжении всего своего существования МЧС России в лице отдельных ее направлений служебной деятельности реализует совместные планы и стратегические решения, которые были сформированы в ряде правовых документов, стратегического значения. При этом такие документы рассчитывались на достаточно длительные периоды времени.

В рамках исследования следует рассмотреть вопрос о комплексной безопасности. Для этого необходимо указать на тот факт, что на уровне федерального правового регулирования обозначены цели и задачи, которые вытекают из сущности совместного ведения отдельных субъектов, уполномоченных на участие в разработке и охране Арктики2.

В нормативных актах декларировалось создание системы комплексной безопасности Арктической зоны РФ от угроз чрезвычайных ситуаций, но законодатель не раскрыл и не наполнил конкретным содержанием данное понятие.

Так, С.Б. Немченко отмечал, что требуется легально закрепить понятие системы комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций, что заложит вектор развития всего законодательства, посвящённого обеспечению комплексной

1 Шеншин, В. М. О месте МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации / В. М. Шеншин, И. С. Назарова, Н. И. Уткин // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 5(221). - С. 50-55. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50. - EDN JOYDYN.

2 Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.

безопасности в Арктике1.

Продолжая сказанное, укажем, что фактически существует целая череда проблемных аспектов, которые не всегда могут быть установлены и своевременно разрешены. В этой связи возникает потребность дополнительного нормативно-правового обобщения действующих актов законодательного характера с последующей их систематизацией и совершенствованием2. При этом существует достаточно значительное количество мнений и взглядов авторов и специалистов в сфере изучения Арктики, которые указывают на то, что на сегодняшний день имеется целый комплекс проблемных вопросов, которые не только не разрешаются, но и усугубляются формальным проведением правового мониторинга, в том числе рассматриваемым ведомством - МЧС России.

Соглашаясь с таким мнением, укажем, что фактически требуется консолидация усилий государственных учреждений, ведомств и систем, которые осуществляют:

- поиск ресурсного инструментария для разрешения возникающих сложностей и в целом задач по арктическому освоению;

- систематизацию предполагаемых угроз и рисков, которые возникают в случае с арктическим освоением;

- создание оснований для международного взаимодействия, в том числе по нормативно-правовой базе соответствующего

характера;

- формирование законодательной основы для действия правовых институтов по формированию легитимного управления в

Арктике3.

В его содержание руководители данного федерального органа исполнительной власти вкладывали понимание, исходя из решаемых им задач4. Так, С.К. Шойгу высказал мнение, что «комплексная безопасность — это своего рода реакция на появление понятия «комплексные риски», а ее суть заключается в том, что «безопасность страны рассматривается не как отдельная локальная задача, а как комплекс задач»5.

В качестве базового определения «комплексная безопасность» на территории Арктической зоны Российской Федерации» предлагаем взять за основу следующие понятия сформулированные учеными:

«система комплексной безопасности - совокупность всех систем безопасности, созданных для защиты человека, его прав и свобод, имущества, а также территорий и экологических систем»6;

«комплексная безопасность на территории Арктической зоны Российской Федерации - совокупность состояний защищенности человека, его прав и свобод, имущества, природных ресурсов, обеспечиваемое специально образованными органами исполнительной власти на территории Арктической зоны Российской Федерации».

Из представленных определений следует, что комплексная безопасность7, включая ее реализацию на территории Арктики, предусматривает создание и поддержание процесса защищенности, безопасности граждан, нормального функционирования общественных и государственных институтов. Касаемо Арктики, следует указать, что должны быть учтены все предполагаемые риски, которые могут привести к существенно неблагоприятным последствиям для окружающих, в том числе внутреннего состояния защищенности России, а также миропорядка в целом.

На сегодняшний день, приняты и действуют Указ Президента РФ от 05.03.2020 №164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» и Указ Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».

Население, которое проживает в Арктической зоне, должно быть обеспечено должным уровнем защиты от предполагаемых природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Для этого предполагается нормативно-правовое закрепление особого статуса законодательного характера, что в свою очередь позволит устранить отмеченные проблемы8.

Таким образом, один из основных объемов выполняемых задач возложен на органы и подразделения системы МЧС России, которые обладают требуемым объемом функционала для разрешения соответствующих обязательств по защите населения, нейтрализации последствий чрезвычайных ситуаций различного характера.

В этой связи, говоря об Основах государственной политики РФ в Арктике, которые действуют до 2035 года, необходимо указать на ряд концептуальных и одновременно основополагающих аспектов организации деятельности подразделений МЧС России, в том числе по обеспече-

1 Немченко С.Б. «Система комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций: к разработке правового понятия» // В сборнике: Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе. Безопасный город в Арктике Международная научно-практическая конференция. Материалы конференции. МЧС России. - 2016. - С. 117-127.

2 Асадова, Л. Н. Нарушение и защита имущественных прав граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера / Л. Н. Асадова, И. В. Крылова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1 (50). - С. 5-10. - EDN WVQOWT.

3 Воробьев Ю.Л. Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации // Проблемы анализа риска. - 2011. - С. 8-13.

4 Шеншин, В. М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации - приоритетное направление развития вопросов обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике / В. М. Шеншин, К. М. Платонов // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Арктика - регион стратегических интересов: правовая политика и современные технологии обеспечения безопасности в Арктическом регионе : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, 2022. - С. 49-51. - EDN UXCOLD.

5 Шойгу С.К. Комплексная безопасность: от экспозиции к действию // Право и безопасность. - 2009. - С. 41-44.

6 Винокуров В.А., Немченко С.Б. Комплексная безопасность в Арктике: термины и понятия // Правовая политика и правовая жизнь. - 2016. - № 3. - С. 58.

7 Шеншин, В. М. Об обеспечении Росгвардией стабильной системы безопасности в Арктике / В. М. Шеншин // Миграционное право. - 2023. - № 1. - С. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.

8 Шеншин, В. М. О месте МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации / В. М. Шеншин, И. С. Назарова, Н. И. Уткин // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 5(221). - С. 50-55. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50. - EDN JOYDYN.

нию защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера. Выделим некоторые из таких аспектов:

- внедрение и реализация научно-технического, организационно-управленческого, а также профилактического воздействия по сопровождению деятельности органов и учреждений МЧС России на различных объектах, расположенных в арктической зоне;

- формирование смежных с иными заинтересованными органами и учреждениями объектов спасательного, научно-исследовательского плана, которые позволяли обеспечивать постоянный мониторинг состояния по защите окружающей среды в Арктике;

- транспортное обеспечение (сопровождение) деятельности, в том числе авиационное, водное и иное. МЧС России обладает необходимыми ресурсными возможностями по созданию условий для организации перемещения грузов и пассажиров в труднодоступных местах;

В целях реализации Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года была принята Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

Данной Стратегией определены меры, реализация которых обеспечит выполнение основных задач в сфере обеспечения защиты населения и территорий Арктической зоны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Так, Стратегией обозначены следующие меры:

- определение направлений, препятствующих нормальному развитию окружающей среды, условий для возникновения угроз чрезвычайных ситуаций различного характера;

- совершенствование технологического процесса, связанного с выполнением личным составом МЧС России оперативно-служебных задач в особых условиях Арктики, в том числе в сфере форменного обмундирования, спасательной инфраструктуры, авиации, инженерии и других аспектов, позволяющих обеспечить защиту населения от неблагоприятных последствий, которые могут наступить в природно-климатической зоне Арктики;

- выработка новых форм и методов по защите населения от последствий повышения температуры, а также возможного совершения пожаров;

- осуществление постоянного и комплексного мониторинга состояния обеспечения и защиты на наиболее критически важных объектах, расположенных в Арктике;

- выработка и изменение нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы деятельности подразделений МЧС России на объектах, расположенных в Арктической зоне от чрезвычайных ситуаций, пожаров, с учетом специфики самих таких объектов;

- установление систем прогнозирования развития техногенных и природных явлений, которые имеют место в Арктической зоне, включая развитие автоматизированных систем наблюдения за складывающейся оперативной обстановкой в рассматриваемой территории;

- проведение учений и тренировок по обеспечению взаимодействия заинтересованных органов и учреждений в случае наступления кризисных ситуаций, а также выработка алгоритма действий, как служб и ведомств, ответственных за безопасность населения, так и самого населения;

- формирование и дальнейшее развития аварийно-спасательных центров, расположенных в Арктической зоне;

- выработка проектов по дальнейшему освоению Арктики с учетом имеющихся рисков в сфере создания негативных последствий для окружающей среды;

- проведение тренировок гражданского населения в части готовности и знаний порядка и содержания действий в случае реализации угроз для их жизни в Арктической зоне.

В рамках данного исследования, на наш взгляд, необходимо провести сравнительный анализ Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу и Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года.

Данная работа позволит указать на ряд тенденций и увеличение роли Российской Федерации в освоении Арктических зон, что в свою очередь определит направленность государственной политики в части нормативно-правового и организационно-управленческого воздействия, а также той роли, которая отводилась ранее и имеет место быть на сегодняшний день МЧС России.

Так, например, говоря о целях, которые стояли в основе государственной политики по освоению Арктики до 2020 года, укажем на создание комплексной системы коллективной системы безопасности, а также разрешения в случае наличия - критических задач техногенного или природного характера. Вместе с тем кроме целей создания условий для безопасного нахождения населения в Арктической зоне, а также выработки алгоритма действий в случае наступления чрезвычайных ситуаций, обозначенная государственная политика не приобретала конкретных очертаний. Помимо этого, не были рассмотрены и соотнесены цели, связанные с социально-экономической и нормативно-правовой обстановкой, а также в целом соотнесение развития Арктики с точки зрения научно-исследовательского потенциала.

Как нами было отмечено раньше, Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу закрепляли главные цели государственной политики в Арктике посредством решения различных задач, одной из которых являлось создание системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных для национальной безопасности РФ объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данная задача входила в сферу социально-экономического развития, но не раскрывала полностью значение данной задачи.

Проанализировав Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, следует отметить, что обеспечение защиты населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера становится одним из основных и самостоятельных направлений реализации государственной политики РФ в Арктике.

Необходимо отметить, что понятие «система комплексной безопасности» не фигурирует в данном нормативном правовом акте. В связи с этим, встает вопрос о доктринальном закреплении системы комплексной безопасности. Продублируем мнение С.К. Шойгу о том, что «комплексная безопасность — это своего рода реакция на появление понятия «комплексные риски», а ее суть заключается в том, что «безопасность страны рассматривается не как отдельная локальная задача, а как комплекс задач».

Рассматривая определенные Стратегией меры, реализация которых обеспечит выполнение основных задач в сфере обеспечения защиты населения и территорий Арктической зоны от ЧС природного и техногенного характера, следует сказать, что именно эти меры и составляют комплексную безопасность в Арктической зоне.

Именно поэтому необходимо включить понятие «комплексная безопасность» в правовую доктрину в следующей редакции: «комплексная безопасность на территории Арктической зоны Российской Федерации - совокупность состояний защищенности человека, его прав и свобод, имущества, природных ресурсов, обеспечиваемое специально образованными органами исполнительной власти на территории Арктической зоны Российской Федерации».

Библиография:

1. Асадова, Л. Н. Нарушение и защита имущественных прав граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера / Л. Н. Асадова, И. В. Крылова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1(50). - С. 5-10. - EDN WVQOWT.

2. Винокуров В.А., Немченко С.Б. Комплексная безопасность в Арктике: термины и понятия // Правовая политика и правовая жизнь. - 2016. - № 3. -

С. 58.

3. Воробьев Ю.Л. Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации // Проблемы анализа риска. - 2011. - С. 813.

4. Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.

5. Немченко С.Б. «Система комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций: к разработке правового понятия» // В сборнике: Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе. Безопасный город в Арктике Международная научно-практическая конференция. Материалы конференции. МЧС России. - 2016. - С. 117-127.

6. Шеншин, В. М. О месте МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации / В. М. Шеншин, И. С. Назарова, Н. И. Уткин // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 5(221). - С. 50-55. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50. - EDN JOYDYN.

7. Шеншин, В. М. О месте МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации / В. М. Шеншин, И. С. Назарова, Н. И. Уткин // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 5(221). - С. 50-55. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50. - EDN JOYDYN.

8. Шеншин, В. М. Об обеспечении Росгвардией стабильной системы безопасности в Арктике / В. М. Шеншин // Миграционное право. - 2023. - № 1. - С. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.

9. Шеншин, В. М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации - приоритетное направление развития вопросов обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике / В. М. Шеншин, К. М. Платонов // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Арктика - регион стратегических интересов: правовая политика и современные технологии обеспечения безопасности в Арктическом регионе : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, 2022. - С. 49-51. - EDN UXCOLD.

10. Шойгу С.К. Комплексная безопасность: от экспозиции к действию // Право и безопасность. - 2009. - С. 41-44.

References:

1. Asadova, L. N. Violation and protection of property rights of citizens in the event of emergency situations of various nature / L. N. Asadova, I. V. Krylova // Right. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 1 (50). - Pp. 5-10. - EDN WVQOWT.

2. Vinokurov V.A., Nemchenko S.B. Integrated security in the Arctic: terms and concepts // Legal policy and legal life. - 2016. - No. 3. - p. 58.

3. Vorobyev Yu.L. Complex human security as a new paradigm of modern civilization // Problems of risk analysis. - 2011. - pp. 8-13.

4. Iroshnikov, D. V. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / D. V. Iroshnikov // Law. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1 (54). -Pp. 11 -22. - EDN WCAYMY.

5. Nemchenko S.B. "The system of integrated security of the Arctic zone of the Russian Federation from threats of emergency situations: towards the development of a legal concept" // In the collection: Problems of prevention and liquidation of emergency situations in the Arctic region. Safe City in the Arctic International Scientific and Practical Conference. Conference materials. EMERCOM of Russia. - 2016. - pp. 117-127.

6. Shenshin, V. M. On the place of the EMERCOM of Russia in the system of ensuring national security in the Arctic zone of the Russian Federation / V. M. Shenshin, I. S. Nazarova, N. I. Utkin // Law and State: theory and practice. - 2023. - № 5(221). - Pp. 50-55. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50. - EDN JOYDYN.

7. Shenshin, V. M. On the place of the EMERCOM of Russia in the system of ensuring national security in the Arctic zone of the Russian Federation / V. M. Shenshin, I. S. Nazarova, N. I. Utkin // Law and State: theory and practice. - 2023. - № 5(221). - Pp. 50-55. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50. - EDN JOYDYN.

8. Shenshin, V. M. On ensuring a stable security system in the Arctic by Rosgvardiya / V. M. Shenshin // Migration Law. - 2023. - No. 1. - pp. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.

9. Shenshin, V. M. Ensuring the national security of the Russian Federation in the Arctic and socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation -a priority direction for the development of issues of ensuring the national interests of the Russian Federation in the Arctic / V. M. Shenshin, K. M. Platonov // Security service in Russia: experience, problems, prospects. The Arctic is a region of Strategic Interests: Legal Policy and Modern Security Technologies in the Arctic Region : Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, October 27, 2022. - Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after the Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev, 2022. - pp. 49-51. - EDN UXCOLD.

10. Shoigu S.K. Complex security: from exposure to action // Law and security. - 2009. - pp. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.