ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 7(223)
DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_98 УДК 342.5:349.42
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ FOOD SECURITY AS A STRATEGIC DIRECTION OF THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры теории государства и права,
Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;
FASTOVICH Galina Gennadievna,
Senior Lecturer of the Department of Theory of State and Law, The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira ave. 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru
Краткая аннотация: В исследование автором предпринята попытка проанализировать институт продовольственной безопасности с точки зрения национальной безопасности Российской Федерации. Освещён один из критериев эффективности проводимой аграрной политики в современной России. Автор раскрывает понятие, задачи, которые определены в регламентных нормативно-правовых актах продовольственной безопасности, оказывающие влияние на жизнедеятельность современного общества.
Abstract: In the study, the author attempts to analyze the institute of food safety from the point of view of the national security of the Russian Federation. One of the criteria for the effectiveness of the agrarian policy in modern Russia is highlighted. The author reveals the concept and tasks that are defined in the regulatory legal acts of food security, which have an impact on the life of modern society.
Ключевые слова: национальные интересы, продовольственная безопасность, продовольственная независимость, государственная программа, импортозамещение, эффективность государственного механизма.
Keywords: national interests, food security, food independence, state program, import substitution, efficiency of the state mechanism.
Для цитирования: Фастович Г.Г. Продовольственная безопасность как стратегическое направление национальной безопасности Российской Федерации //Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 98-99. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_98.
For citation: Fastovich G. G. Food security as a strategic direction of the national security of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 98-99. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_98.
Статья поступила в редакцию: 08.05.2023
Основные направления обеспечения продовольственной безопасности предусмотрены Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020года [2]. Стоит заметить, что данная Доктрина соотносится с основными положениями, которые отражены в Указе Президента РФ от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1]. Принятие новой Стратегии в 2021 году и корректив характера внешней и внутренней политики Российской Федерации обусловлено переменой ситуации на международной арене (наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора [11]; провоцирование внутригосударственных нестабильности и конфликтов, с сохранение очагов напряженности на Ближнем и Среднем Востоке; санкции в отношении России; ответные санкции России, и, безусловно, актуальная ситуация, которая вызвана двенадцатью пакетами санкций в отношении государства) [10].
Одним из основных законодательных актов Российской Федерации, обеспечивающий достижение продовольственной безопасности и развитие агропромышленного комплекса, является Федеральный закон от 29 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства» [6]. Данный Федеральный закон устанавливает правовые основы реализации социально-экономической политики в области развития сельского хозяйства и регулирует отношения, возникающие и существующие в указанной области. Одной из важных мер в реализации аграрной политики служит государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 года. Ежегодно ответственным федеральным органом публикуется национальный доклад о ходе и результатах осуществления Программы в прошлом году. Основные цели программы: обеспечение продовольственной независимости России в соответствии с Доктриной; ускоренное импортозамещение некоторых категорий продуктов; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на рынке [5].
В соответствии с Доктриной продовольственная безопасность Российской Федерации интерпретируется как состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и финансовая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства. В свою очередь продовольственная независимость Российской Федерации определяется как устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов. Также Доктриной определены критерии и система показателей для оценки состояния продовольственной безопасности. Российская государственная политика в аграрной сфере берёт своё начало с основополагающих документов, которые задают основной вектор развития в этой области [8].
Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» определены национальные интересы и стратегические национальные приоритеты во внешней и внутренней политике, направленные на укрепление национальной безопасности и обеспечение устойчивого развития страны в долгосрочной перспективе. В контексте исследуемой темы, из данного документа следует обозначить, что обеспечение продовольственной безопасности государства является одним из направлений повы-
Теоретико-исторические правовые науки
шения качества жизни российских граждан как стратегического национального приоритета, обеспечивающего национальные интересы Российской Федерации [9]. При этом, обеспечение продовольственной безопасности осуществляется за счёт определенных аспектов (мер), из которых в первую очередь можно выделить: достижение продовольственной независимости Российской Федерации, ускоренное развитие и модернизация агропромышленного комплекса, повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и прочее.
Большое значение в содержании продовольственной безопасности имеет обеспечение национальной безопасности, которая в свою очередь выступает условием сохранения государственности и суверенитета страны, значимым элементом демографической политики и необходимым фактором реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Кроме этого, продовольственная безопасность выступает одним из ключевых критериев эффективности аграрной правовой политики проводимой в современной России [3].
Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности являются: 1) Своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение угроз продовольственной безопасности, снижения их негативных последствий. 2) Устойчивое совершенствование и развитие отечественного производства продовольствия и сырья. 3) Достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина безопасных пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. 4) Обеспечение безопасности пищевых продуктов.
Доктрина продовольственной безопасности является основополагающим базисом для разработки нормативных правовых актов и предусматривает тесное взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и общественных структур в реализации единой государственной политики в аграрной сфере. Необходимо активно формировать российские союзы и ассоциации сельхозтоваропроизводителей, привлекать Общественную палату РФ и использовать институт общественного контроля в аграрной сфере [4]. Также определены участники, подпрограммы, задачи программы, объем бюджетных ассигнований, целевые индикаторы и показатели, ожидаемые результаты реализации государственной программы [7]. Для подведения итогов реализации Программы создается экспертная комиссия, которая составляет заключение.
В итоге, основными показателями продовольственной безопасности, которые в сумме выступают критериями аграрной правовой политики современной России, является следующее: наличие необходимого объема качественной продукции [12], производимой общественными сельхозтоваропроизводителями; эффективный баланс импорта/экспорта при реализации продовольственной продукции [13]; наличие высокого уровня правовой культуры потребителей сельхозтоваропроизводителей; системное и всестороннее сопровождение реализации аграрной правовой политики со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления[9]. Библиогра фия:
1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
2. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96953/
3. Безруков А.В. Правопорядок и безопасность: сущность, соотношение и конституционно-правовое измерение //Российский юридический журнал. 2016. № 2.
4. Тепляшин И.В. Нормативные правовые основы института общественного контроля: современное состояние // Современное право. 2014. № 8. С. 39-42.
5. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 (ред. от 19.06.2017) «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77705/
6. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 20.12.2021) «О развитии сельского хозяйства» / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/
7. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70210644/paragraph/1:0
8. Заключение экспертной комиссии по результатам реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. URL: http://mcx.ru/upload/iblock/76f/76fdabe1c9adf06f0c8ba929837239e0.pdf
9. Фастович Г.Г. Институт регионализации в системе агропромышленного комплекса современной России (на примере исследования логистических процессов Красноярского края) // Аграрное и земельное право. 2019 № 3 (171). С. 47-49.
10. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Эффективность механизма правового регулирования: анализ подходов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 3 (51). С. 26-30.
11. Фастович Г.Г. Развитие системы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества (на примере модернизации общественного контроля) // Право и государство: теория и практика. 2018. № 3 (159). С. 12-15.
12. Курбатова С.М., Айснер Л.Ю. Некоторые аспекты правопонимания понятия, сущности и особенности основных направлений развития российской аграрной науки// Аграрное и земельное право. 2018. № 7 (163). С. 17-20.
13. Власов В.А. Продовольственная безопасность как политико-правовой феномен // Аграрное и земельное право. 2012. № 8 (92). С. 120-124. References:
1. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated 02.07.2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
2. Decree of the President of the Russian Federation No. 20 dated 21.01.2020 "On the approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96953/
3. Bezrukov A.V. Law and order and security: essence, correlation and constitutional and legal dimension //Russian Law Journal. 2016. № 2.
4. Teplyashin I.V. Normative legal foundations of the Institute of public control: the current state // Modern law. 2014. No. 8. pp. 39-42.
5. Decree of the Government of the Russian Federation of 12.06.2008 No. 450 (ed. of 19.06.2017) "On the Ministry of Agriculture of the Russian Federation". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77705/
6. Federal Law No. 264-FZ of 29.12.2006 (as amended on 20.12.2021) "On the development of agriculture" / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/
7. Decree of the Government of the Russian Federation No. 717 dated July 14, 2012 "On the State Program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70210644/paragraph/1:0
8. Conclusion of the expert commission on the results of the implementation in 2016 of the State Program for the Development of Agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013-2020. URL: http://mcx.ru/upload/iblock/76f/76fdabe1c9adf06f0c8ba929837239e0.pdf
9. Fastovich G.G. Institute of regionalization in the system of agro-industrial complex of modern Russia (on the example of the study of logistics processes of the Krasnoyarsk Territory) // Agrarian and land law. 2019 No. 3 (171). pp. 47-49.
10. Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Effectiveness of the mechanism of legal regulation: analysis of approaches // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. No. 3 (51). pp. 26-30.
11. Fastovich G.G. Development of the system of interaction between state authorities and civil society institutions (on the example of modernization of public control) // Law and the state: theory and practice. 2018. No. 3 (159). pp. 12-15.
12. Kurbatova S.M., Eisner L.Yu. Some aspects of the legal understanding of the concept, essence and features of the main directions of development of Russian agrarian science// Agrarian and land law. 2018. No. 7 (163). pp. 17-20.
13. Vlasov V.A. Food security as a political and legal phenomenon // Agrarian and land law. 2012. No. 8 (92). pp. 120-124.