ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРАРНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: Fastovich-85@mail.ru
Краткая аннотация: В данной статье осуществлён правовой анализ основ аграрной правовой политики в современной России. Освещён один из критериев эффективности проводимой аграрной политики в Российской Федерации - продовольственная безопасность. Автор раскрывает параметры продовольственной безопасности, оказывающие влияние на правовую деятельность в аграрной сфере.
Abstract: In this article it's carried out legal analysis of the bases of agrarian policy in modern Russia. Lit by one of the criteria for the effectiveness of agrarian policy in the Russian Federation-food security. The author reveals the food security settings that affect the legal activities in the agricultural sphere.
Ключевые слова: Аграрная правовая политика, продовольственная безопасность, продовольственная независимость, государственная программа, развитие сельского хозяйства, эффективность государственного механизма.
Keywords: Agrarian legal policy, food safety, food independence, State program, agricultural development, the efficiency of the Government machinery.
Российская государственная политика в аграрной сфере берёт своё начало с основополагающих документов, которые задают основной вектор развития в этой области. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» определены национальные интересы и стратегические национальные приоритеты во внешней и внутренней политике, направленные на укрепление национальной безопасности и обеспечение устойчивого развития страны в долгосрочной перспективе. В контексте исследуемой темы, из данного документа следует обозначить, что обеспечение продовольственной безопасности государства является одним из направлений повышения качества жизни российских граждан как стратегического национального приоритета, обеспечивающего национальные интересы Российской Федерации [1]. При этом, обеспечение продовольственной безопасности осуществляется за счёт определенных аспектов (мер), из которых в первую очередь можно вы-
делить: достижение продовольственной независимости Российской Федерации, ускоренное развитие и модернизация агропромышленного комплекса, повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и прочее.
Основные направления обеспечения продовольственной безопасности предусмотрены Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года [2]. Стоит заметить, что данная Доктрина ранее основывалась на Указе Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Принятие новой Стратегии в 2015 году и корректив характера внешней и внутренней политики Российской Федерации обусловлено переменой ситуации на международной арене (наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора; провоцирование внутригосударственных нестабильности и конфликтов, с сохране-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2017. № 6(150)
ние очагов напряженности на Ближнем и Среднем Востоке; санкции в отношении России; ответные санкции России).
В соответствии с Доктриной продовольственная безопасность Российской Федерации интерпретируется как состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и финансовая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства. В свою очередь продовольственная независимость Российской Федерации определяется как устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов. Также Доктриной определены критерии и система показателей для оценки состояния продовольственной безопасности.
Большое значение в содержании продовольственной безопасности имеет обеспечение национальной безопасности, которая в свою очередь выступает условием сохранения государственности и суверенитета страны, значимым элементом демографической политики и необходимым фактором реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Кроме этого, продовольственная безопасность выступает одним из ключевых критериев эффективности аграрной правовой политики проводимой в современной России [3].
Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности являются:
1) Своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение угроз продовольственной безопасности, снижения их негативных последствий.
2) Устойчивое совершенствование и развитие отечественного производства продовольствия и сырья.
3) Достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина безопасных пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.
4) Обеспечение безопасности пищевых продуктов.
Доктрина продовольственной безопасности является основополагающим базисом для разработки нормативных правовых актов и предусматривает тесное взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и общественных структур в реализации единой государственной политики в аграрной сфере. Необходимо активно формировать российские союзы и ассоциации сельхозтоваропроизводителей, привлекать Общественную палату РФ и использовать институт общественного контроля в аграрной сфере [4].
Федеральным министерством, осуществляющим функции выработки и реализации единой аграрной политики и нормативному правовому регулированию, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» определены положения, полномочия и организация деятельности данного федерального органа [5]. Для полноценного осуществления функций Минсельхоз России имеет подведомственные органы: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).
Одним из основных законодательных актов Российской Федерации, обеспечивающий достижение продовольственной безопасности и развитие агропромышленного комплекса, является Федеральный закон от 29 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства» [6]. Данный Федеральный закон устанавливает правовые основы реализации социально-экономической политики в области развития сельского хозяйства и регулирует отношения, возникающие и существующие в указанной области. Одной из важных мер в реализации аграрной политики служит государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 года. Ежегодно ответственным федеральным органом публикуется
национальный доклад о ходе и результатах осуществления Программы в прошлом году. Основные цели программы: обеспечение продовольственной независимости России в соответствии с Доктриной; ускоренное импортоза-мещение некоторых категорий продуктов; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на рынке.
Также определены участники, подпрограммы, задачи программы, объем бюджетных ассигнований, целевые индикаторы и показатели, ожидаемые результаты реализации государственной программы [7]. Для подведения итогов реализации Программы создается экспертная комиссия, которая составляет заключение.
Так, в соответствии с Заключением экспертной комиссии по результатам в 2016 году были выполнены 6 основных показателей государственной Программы, пороговые значения по Доктрине продовольственной безопасности не достигнуты только по двум критериям (молоко и молокопродукты, соль пищевая), сократился импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 6,3 % по сравнению с 2015 годом [8]. Прогноз на 2017 год, основанный на результатах прошлых годов, экспертами оценивается в положительном ключе. Предполагаются высокие темпы роста сельскохозяйственной продукции и развития агропро-
Библиография:
мышленного комплекса в целом.
В итоге, основными показателями продовольственной безопасности, которые в сумме выступают критериями аграрной правовой политики современной России, является следующее:
- наличие необходимого объема качественной продукции, производимой общественными сельхозтоваропроизводителями;
- эффективный баланс импорта/ экспорта при реализации продовольственной продукции;
- наличие высокого уровня правовой культуры потребителей сельхозтоваропроизводителей;
- системное и всестороннее сопровождение реализации аграрной правовой политики со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления^].
Таким образом, можно сделать вывод, что аграрная отрасль является одним из крупнейших и важных направлений государственной политики Российской Федерации. А сложившаяся ситуация на международной арене позволила рациональнее отнестись к национальным интересам государства и развитию агропромышленного комплекса, повысив конкурентоспособность собственной сельскохозяйственной продукции, нарастить объемы производства и закрепить динамику прогресса данной отрасли.
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
2. Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96953/
3. Безруков А.В. Правопорядок и безопасность: сущность, соотношение и конституционно-правовое измерение // Российский юридический журнал. 2016. № 2.
4. Тепляшин И.В. Нормативные правовые основы института общественного контроля: современное состояние // Современное право. 2014. № 8. С. 39-42.
5. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 (ред. от 19.06.2017) «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77705/
6. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) «О развитии сельского хозяйства» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2015) / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/
7. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70210644/paragraph/1:0
8. Заключение экспертной комиссии по результатам реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. URL: http://mcx.ru/upload/iblock/76f/76fdabe1 c9adf06f0c8ba929837239e0.pdf
9. Фастович Г.Г. Критерии и подходы определения эффективности государственного механизма / Фастович Г.Г., Тепляшин И.В. // Общество и право. 2011. № 4 (36) С. 43-47.