Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность: анализ проекта Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (часть II)'

Продовольственная безопасность: анализ проекта Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (часть II) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1076
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОКТРИНА / ПРОЕКТ ДОКТРИНЫ / FOOD SECURITY / DOCTRINE / A DRAFT OF A DOCTRINE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокопьев Михаил Григорьевич

Предмет работы. Рассматривается совокупность взглядов на цели, задачи и основные направления экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, составляющих суть Доктрины продовольственной безопасности. Метод исследования. Сопоставление и анализ основных положений действующей Доктрины продовольственной безопасности и проекта Доктрины продовольственной безопасности в новой редакции, подготовленного Минсельхозом России от 15.01.2018. Результаты работы. Проведен анализ проекта Доктрины продовольственной безопасности в новой редакции. Выводы. Проект новой редакции Доктрины продовольственной безопасности давно назрел, но вряд ли является шагом вперед. Методические подходы к разработке проекта Доктрины остались практически неизменными. Проект новой редакции Доктрины нуждается в дальнейшем совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD SECURITY: ANALYSIS OF A DRAFT OF THE DOCTRINE OF FOOD SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION (PART II)

The subject of the study. We are discussing the aggregate of opinions on the goals, tasks and main areas of focus of the economic policy in the area of ensuring food security of the Russian Federation making up the heart of the matter of the Doctrine of Food Security. The method of study. Correlation and analysis of the main provisions of the current Doctrine of Food Security and a draft of the Doctrine of Food Security in a new edition, prepared by the Ministry of Agriculture of Russia as at 15.01.2018. The results of the study. We have completed an analysis of the draft of the Doctrine of Food Security in a new edition. The conclusions. The draft of a new edition of the Doctrine of Food Security has been long overdue but is hardly a step forward. Methodical approaches to the development of a draft of a Doctrine have stayed practically unchanged. The draft of a new edition of the Doctrine needs further improvement.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность: анализ проекта Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (часть II)»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

АПК и сельское хозяйство

УДК: 338.43 ПРОКОПЬЕВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ

д.э.н., главный научный сотрудник ФГБУН "Институт проблем рынка РАН",

e-mail: mgprokopyev@yandex.ru

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: АНАЛИЗ ПРОЕКТА ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ II)1

Аннотация. Предмет работы. Рассматривается совокупность взглядов на цели, задачи и основные направления экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, составляющих суть Доктрины продовольственной безопасности. Метод исследования. Сопоставление и анализ основных положений действующей Доктрины продовольственной безопасности и проекта Доктрины продовольственной безопасности в новой редакции, подготовленного Минсельхозом России от 15.01.2018. Результаты работы. Проведен анализ проекта Доктрины продовольственной безопасности в новой редакции. Выводы. Проект новой редакции Доктрины продовольственной безопасности давно назрел, но вряд ли является шагом вперед. Методические подходы к разработке проекта Доктрины остались практически неизменными. Проект новой редакции Доктрины нуждается в дальнейшем совершенствовании. Ключевые слова: продовольственная безопасность, Доктрина, проект Доктрины.

PROKOPIEV MIKHAIL GRIGORIEVICH

Doctor of Economic Sciences, Head Research Associate of FSBIS "Institute of Market Problems of the RAS", e-mail: mgprokopyev@yandex.ru

FOOD SECURITY: ANALYSIS OF A DRAFT OF THE DOCTRINE OF FOOD SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION (PART II)

Abstract. The subject of the study. We are discussing the aggregate of opinions on the goals, tasks and main areas of focus of the economic policy in the area of ensuring food security of the Russian Federation making up the heart of the matter of the Doctrine of Food Security. The method of study. Correlation and analysis of the main provisions of the current Doctrine of Food Security and a draft of the Doctrine of Food Security in a new edition, prepared by the Ministry of Agriculture of Russia as at 15.01.2018. The results of the study. We have completed an analysis of the draft of the Doctrine of Food Security in a new edition. The conclusions. The draft of a new edition of the Doctrine of Food Security has been long overdue but is hardly a step forward. Methodical approaches to the development of a draft of a Doctrine have stayed practically unchanged. The draft of a new edition of the Doctrine needs further improvement.

Keywords: food security, the Doctrine, a draft of a Doctrine.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 17-02-50099-ОГН а(ф) «Методические подходы к оценке продовольственной безопасности с позиции домашних хозяйств».

В проекте Доктрины продовольственной безопасности (далее проект Доктрины) неявно выделяются такие направления оценки продовольственной безопасности как продовольственная независимость, физическая и экономическая доступность продовольствия. Соответственно для оценки продовольственной безопасности в качестве основных критериев предлагается использовать достижения пороговых значений показателей продовольственной независимости, экономической и физической доступности продовольствия2. В частности, для оценки экономической доступности продовольствия в качестве критерия предлагается отношение среднедушевых расходов населения на продовольствие к стоимости фиксированного набора продуктов питания в потребительской корзине. Фактически, речь идет о количестве фиксированных наборах продуктов питания в расчете на одного члена домашнего хозяйства, которые могут быть приобретены, исходя из среднедушевых потребительских расходов населения на продовольствие3. Для оценки физической доступности продовольствия в качестве критериев определяются процентные отношения фактической обеспеченности населения разными видами торговых объектов по продаже продовольственных товаров и объектами по реализации продукции общественного питания к установленным Правительством Российской Федерации нормативам (соответственно в Доктрине физическая доступность продовольствия не имеет критериальной оценки и определяется показателем обеспеченности площадями для осуществления торговли и организации питания на 1000 человек)4. Однако, сами пороговые значения критериев экономической и физической доступности продовольствия, в отличие от критерия продовольственной независимости, проект Доктрины не устанавливает.

Следует отметить, что в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. приведены целевые значения показателей продовольственной независимости фактически по тем же товарным группам, что и в Доктрине продовольственной безопасности (табл.1).

Таблица 1

Целевые показатели Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. и пороговые значения критериев продовольственной безопасности

Доктрины (проекта Доктрины)

Программа (31.03. 2017 г.) Доктрина (30.01. 2010 г.) Проект Доктрины (15.01.2018 г.)

Зерно 99.3 95 95

Свекловичный сахар (сахар) 95.5 80 90

Растительное масло 83.9 80 90

картофель 97.6 95 95

Мясо и мясопродукты 90.2 85 85

Молоко и молокопродукты 80.6 90 90

Рыба и рыбопродукты - 80 85

Соль пищевая - 85 85

Фрукты и ягоды - - 70

Овощи и бахчевые - - 90

Источник: [4], [10], [12]

2 В Доктрине в качестве критерия для оценки продовольственной безопасности рассматривается только критерий состояния продовольственной независимости.

3 В перечне показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 2138-р) экономическая доступность оценивается через покупательную способность средних располагаемых ресурсов, номинальной заработной платы или пенсий по отдельным продуктам [8].

4 В перечне показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 2138-р) физическая доступность оценивается целевыми показателями: нормативами минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров в расчете на 1000 человек [8]. Данные нормативы вносятся Минпромторгом России.

Наблюдается определенное несоответствие в этих важнейших документах стратегического планирования. В Государственной программе декларируется, что одной из целей ее реализации является обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. Из табл. 1 следует, что по многим позициям целевые значения продовольственной независимости Государственной программы превышают пороговые значения как действующей Доктрины, так и проекта Доктрины. Отметим, что в проекте Доктрины повышены уровень критериев продовольственной безопасности для двух продуктовых групп: молоко и молокопродукты, рыба и рыбопродукты.

Возникает вопрос, являются ли пороговые значения критериев продовольственной безопасности целевыми показателями или показателями, характеризующими предельно допустимые (критические) значения, ниже уровня которых наступает угроза продовольственной безопасности. Должны ли меняться пороговые значения критериев продовольственной безопасности? Да, если данные пороговые значения являются целевыми показателями, к которым следует стремиться. В этом смысле, по мере достижения намеченных целей, их пересмотр обоснован. Нет, если речь идет объективно существующих барьерах, сигнализирующих о наступлении угрозы продовольственной безопасности и принятии необходимых решений в сфере экономической политики5.

В Проекте Доктрины (в отличие от Доктрины) не приводится перечень показателей для оценки состояния продовольственной безопасности. Предполагается, что данный перечень будет определяться Правительством Российской Федерации. Остается открытым вопрос: идет ли речь о Перечне показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 2138-р) или о каком-либо другом документе, который будет подготовлен после утверждения новой редакции Доктрины. Отметим, что настоящий перечень показателей подвергался справедливой критике и, прежде всего, за счет количества (включает 300 показателей) и их обоснованности, имеющимся различиям в уровне агрегирования и в сроках внесения информации различными министерствами и ведомствами, а также определенного рассогласования с рядом положений действующей Доктрины.

Радел III. Риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. В пункте 9 данного раздела к рискам и угрозам продовольственной безопасности наряду с макроэкономическими, технологическими, агроэкономическими и внешнеторговыми рисками в новой редакции Доктрины отнесены технические, природно-климатические, агро-экологические, агробиологические, внешнеполитические риски, а также социальные риски. При этом, описание рисков, обозначенных в Доктрине (макроэкономические, технологические, агроэкономические и внешнеторговые риски) претерпело существенные изменения (иногда не в лучшую сторону). Например, в Доктрине внешнеторговые риски обусловлены колебаниями рыночной конъюнктуры и применением мер государственной поддержки в зарубежных странах. В свою очередь, в проекте Доктрины внешнеторговые риски обусловлены снижением уровня эффективности отечественной системы государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО. В тоже время, в пункте 6 Раздела I проекта Доктрины отмечается, что важнейшим фактором обеспечения национальной продовольственной безопасности является эффективное участие Российской Федерации во Всемирной торговой организации. В проекте Доктрины необходимо отразить официальную позицию Российской Федерации по данному вопросу.

В пункте 10 Раздела III отмечается, что наличие рисков, приведенных в пункте 9 данного раздела формируют угрозы продовольственной безопасности, которые могут привести к несоблюдению пороговых значений и стандартов критериев продовольственной безопасности. Однако, что такое стандарты критериев продовольственной безопасности, в проекте Доктрины не определено.

Раздел IV. Основные направления обеспечения государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. В

настоящем Разделе декларируется, что государственная политика в сфере продовольственной

5 Отметим, что в перечне показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 2138-р) - это целевые показатели в области продовольственной независимости [8].

безопасности должна осуществляться по трем основным направлениям: в сфере повышения экономической доступности пищевых продуктов, в части физической доступности пищевых продуктов и в части формирования государственного материального резерва. Данные направления в той же формулировке присутствуют и в действующей Доктрине. Содержание данных направлений также осталось без изменений (в сфере обеспечения экономической доступности в

проекте Доктрины добавлено: обеспечение здорового питания...... в рамках развития системы

внутренней продовольственной помощи). Пункты 12-15 настоящего Раздела проекта Доктрины значительно расширены по сравнению с Доктриной. Пункт 16 Доктрины с весьма спорным положением: Формирование внешнеэкономической политики должно осуществляться с соблюдением критериев продовольственной безопасности - изъят из проекта Доктрины. В пункте 16 проекта Доктрины ставятся важнейшие задачи по ресурсному обеспечению агропромышленного комплекса, отсутствующие в действующей Доктрине, а именно:

1. Для повышения уровня продовольственной независимости необходимо обеспечить создание новых производственных мощностей, восстановление и развитие действующих производств по выпуску: машин и оборудования для растениеводства и животноводства, мелиорации земель, пищевой и перерабатывающей промышленности; пестицидов; лекарственных средств для ветеринарного применения и кормовых добавок для животных; компонентов для пищевой и перерабатывающей промышленности.

2. Осуществить меры по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, семенами и посадочным материалом отечественной селекции, российской племенной продукцией.

Данные аспекты ресурсного обеспечения должны найти должное отражение и в других разделах и пунктах проекта Доктрины. Следует учесть, уже принятые важнейшие документы, имеющие непосредственное отношение к проблеме продовольственной безопасности, в частности "Стратегию развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года" [7]. Данный документ направлен на достижение критериев и показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Целью Стратегии рост является достижение российскими производителями сельскохозяйственной техники доли на внутреннем рынке не ниже 80 процентов и доли экспортных поставок не ниже 50 процентов от величины отгрузок на внутренний рынок.

В Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы поставлены цели снижения уровня импортозависимости за счет внедрения и использования технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений - не менее чем на 30 процентов (к 2025 г.), а также технологий производства племенной продукции (материала) - не менее чем на 20 процентов (к 2025 г.) [11]. В этих целях предполагается и уже осуществляется ускоренное строительство и модернизация действующих селекционно-семеноводческих центров для формирования отечественного семенного фонда и селекционно-генетических центров для формирования генофонда сельскохозяйственных животных.

Раздел V. Механизмы и ресурсы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Меры (решения), обеспечивающие продовольственную безопасность, в Разделе V проекта Доктрины сгруппированы по тем же направлениям оценки, что и в Разделе V Доктрины, а именно: в сфере потребления, в сфере производства и конкурентоспособности, а также в сфере организации управления. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, в Разделе II проекта Доктрины, фактически обозначены следующие направления оценки продовольственной безопасности: продовольственная независимость, экономическая и физическая доступность продовольствия. Данные направления оценки, следуя подходам ФАО, должны быть дополнены такими направлениями как использование продовольствия, а также стабильность. Соответственно, в пункте V проекта Доктрины должны быть приведены меры (решения) необходимые для обеспечения продовольственной безопасности по данным направлениям.

В целом структура данного Раздела как в Доктрине, так и в проекте Доктрины идентичны и не дают в полной мере представление о тех механизмах и ресурсах, необходимых для обеспечения продовольственной безопасности. Содержание пунктов Раздела V в проекте Доктрины, хотя и содержит ряд новых положений из принятых к настоящему времени документов стратеги-

ческого планирования, практически осталось без изменений. Обоснованность включения в Раздел V ряда пунктов вызывает сомнения. В частности, подпункта "ж" пункта 20: "Снижение уровня продовольственной инфляции посредством утверждения индикативных цен на основные виды пищевых продуктов, положительно влияющих на ценообразование".

Заключение. Изменившиеся социально-экономические условия требуют своего осмысления и соответствующей коррекции взглядов на продовольственную безопасность. В Документе (в определенной степени) учтены подходы к продовольственной безопасности, сформулированные ФАО и другими международными организациями. Однако трактовка многих понятий имеет существенные различия. Нельзя не согласиться с существующим мнением, что было бы полезным увязать систему мониторинга продовольственной безопасности России с подходами ФАО не только по направлениям, но и по конкретным показателям. Это позволит в одинаковых терминах характеризовать состояние продовольственной безопасности в России и мире, контролировать адекватность международных оценок по России [20]. Необходимо привести проект Доктрины в соответствие с другими важнейшими документами стратегического планирования. В Доктрине должен содержаться определенный посыл к региональной продовольственной безопасности и отражен воспроизводственный аспект проблемы. В этой связи представляется целесообразным и необходимым ввести дополнительные критерии продовольственной безопасности: доля импортных семян, а также доля импорта в племенном молодняке животных и птицы и доля отечественной сельскохозяйственной техники в их общем объеме [17]. По мнению ряда экспертов, проект Доктрины должен включать меры по стимулированию развития экспорта, повышению качества пищевой продукции, наращиванию объемов глубокой переработки зерна, формированию производственных кластеров, развитию сельскохозяйственной кооперации и сети оптово-распределительных центров [21]. Тем не менее в рассматриваемом документе данные проблемы недостаточно обозначены. В процессе доработки проекта Доктрины необходимо учесть многочисленные предложения по совершенствованию Доктрины, разработанные и опубликованными ведущими отечественными экономистами-аграрниками по данной тематике. Проект Доктрины в представленной редакции вряд ли учитывает рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (как это декларируется в разделе I проекта) и может служить основой для разработки нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности, развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Отметим также, что настоящий документ не содержит упоминания о Морской Доктрине Российской Федерации до 2020 года, нормы которой должны быть учтены в проекте Доктрины [6]. В целом проект, новой редакции Доктрины продовольственной безопасности давно назрел, но вряд ли является шагом вперед в понимании данной проблемы. Методические подходы к разработке проекта Доктрины остались практически неизменными. Проект новой редакции Доктрины нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Литература

1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) О стратегическом планировании в Российской Федерации'.' http://legalacts.ru/doc/FZ-o-strategicheskom-planirovanii-v-Rossijskoj-Federacii/

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года ". http://kremlin.ru/acts/bank/43027

3. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации " http://base.garant.ru/71296054/

4. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации "//Российская газета №51100(21) от 3 февраля 2010 года.

5. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года ". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/

6. Указ Президента РФ от 26 июля 2015г. Морская доктрина Российской Федерации'.' http://legalacts.ru/doc/ morskaja-doktrina-rossiiskoi-federatsii-utv-prezidentom-rf-26072015/

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 июля 2017 г. № 1455-р "Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года ". http://government.ru/docs/28393

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 2138-р "О перечне показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации ". http://static.government.ru/ media/files/41d4a3e2ed1c5d4a2135.pdf

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р "О стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года ". https:// rg. ru/2012/04/30/pischeprom -site-dok. html

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 396 "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы". http://government.ru/docs/27071/

11. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. N 996Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы'.' http://government.ru/docs/29004/

12. Проект Указа Президента Российской Федерации О внесении изменений в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120"(подготовлен Минсельхозом России 15.01.2018 г.). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/56641501/

13. Алтухов А.И. Продовольственная безопасность страны: проблемы и возможные пути решения// Экономика региона. 2008. Приложение к №2.

14. Гумеров Р.Р. Методологические вопросы измерения и оценки национальной продовольственной безопасности //Менеджмент и бизнес-администрирование. 2011. № 2. С. 20-32.

15. Дохолян С.В., Ботаев Ж.Х., Умавов Ю.D. Анализ теоретических и методических подходов к устойчивости развития агропромышленных предприятий //Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 9 (71). С. 30-42.

16. Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире: множественные проявления продовольственной безопасности. ФАО. 2013 http://www.fao.org/docrep/019/i3434r/i3434r.pdf.

17. Прокопьев М.Г. Методические вопросы формирования концепции и оценки продовольственной безопасности// Проблемы теории и практики управления. № 8. 2017. C.20-31.

18. Прокопьев М.Г. Аграрная экономическая политика и вступление в ВТО. Проблемы теории и практики управления. № 11-12. 2012. C.17-22.

19. Прокопьев М.Г. Разработка мер по адаптации АПК России к условиям ВТО: методические аспекты. Проблемы теории и практики управления. № 13. 2013. С.38-44.

20. ШагайдаН, Узун В. Продовольственная безопасность: проблемы оценки//Вопросы экономики. 2015. № 5. С. 63-78.

21. Минсельхоз подготовил новую редакцию Доктрины продовольственной безопасности РФ. https://news.rambler.ru/ other/39124825-minselhoz-podgotovil-novuyu-redaktsiyu-doktriny-prodovolstvennoy-bezopasnosti-rf/

References:

1. Federal Law of 28.06.2014 ^ 172-FZ (ed. Of 31.12.2017) On the strategic planning in the Russian Federation'.' http://legalacts.ru/doc/FZ-o-strategicheskom-planirovanii-v-Rossijskoj-Federacii/

2. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 On national goals and strategic tasks for the development of the Russian Federation until 2024" http://kremlin.ru/acts/bank/43027

3. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683

4. 'On the National Security Strategy of the Russian Federation'http://base.garant.ru/71296054/

5. Decree of the President of the Russian Federation No. 120 of January 30, 2010 On Approving the Doctrine of Food Security of 'he Russian Federation"//Rossiyskaya Gazeta No. 511100 (21) of February 3, 2010.

6. Decree of the President of the Russian Federation of December of May 13, 2017 No. 208 On the Strategy of economic security of the Russian Federation until 2030" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/

7. Decree of the President of the Russian Federation of July 26, 2015. The Naval Doctrine of the Russian Federation." http://legalacts.m/doc/morskaja-doktrina-rossiiskoi-federatsii-utv-prezidentom-rf-26072015/

8. Order of the Government of the Russian Federation of July 7, 2017 No. 1455-r Strategy for the Development of Agricultural Machinery in Russia for the period until 2030" http://government.ru/docs/28393/

9. Order of the Government of the Russian Federation of November 18, 2013 No. 2138-r On the list of indicators in the field of ensuring food security of the Russian Federation". http://static.government.ru/media/ files/41d4a3e2ed1c5d4a2135.pdf

10. Order of the Government of the Russian Federation of April 17, 2012 No. 559-r On the strategy for the development of the food and processing industry of the Russian Federation for the period until 2020'https://rg.ru/2012/04/30/ pischeprom-site-dok.html

11. Decree of the Government of the Russian Federation of March 31, 2017 № 396 On Amendments to the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of the Markets of Agricultural Products, Raw Materials and Food for 2013-2020.'http://government.ru/docs/27071/

12. Decree of the Government of the Russian Federation of August 25, 2017 № 996 On the approval of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017 - 2025 years.'http://government.ru/ docs/29004/

13. Draft Decree of the President of the Russian Federation 'On Amending the Doctrine of Food Security of the Russian Federation, approved by Presidential Decree No. 120 of January 30, 2010'(prepared by the Ministry of Agriculture of Russia on January 15, 2018). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56641501/

14. Altukhov A.I. Food security of the country: problems andpossible solutions //Economy of the region. 2008. The appendix to №2.

15. Doholyan SV, Botaev J.Kh., Umavov Yu.D. Analysis of theoretical and methodological approaches to the sustainability of development agro-industrial enterprises //Regional problems of economic transformation. 2016. No. 9 (71). P. 30-42.

16. The state of food insecurity in the world: multiple manifestations of food security. FAO. 2013 http://www.fao.org/ docrep/019/i3434r/i3434r.pdf.

17. Prokopyev M.G. Methodical issues offormation of the concept and evaluation offood security // Problems of theory and practice of management. № 8. 2017. Р.20-31.

18. Prokopyev M.G. Agrarian economic policy and accession to the WTO. Problems of theory and practice of management. № 11-12. 2012. C.17-22.

19. Prokopyev M.G. Economic policy in the sphere of agroindustrial complex: methodological approaches // Problems of theory and practice of management. 2012. № 5. P. 20-29.

20. Prokopyev M.G. Development of measures to adapt the Russian agro-industrial complex to the WTO conditions: methodological aspects. Problems of theory and practice of management. No. 13. 2013. P.38-44.

21. Shagaida N., Uzun V. Food security: assessment problems // Voprosy Economiki. 2015. № 5. P. 63-78.

22. The Ministry of Agriculture has prepared a new version ofthe Doctrine of Food Security of the Russian Federation. https:// news.rambler.ru/other/39124825-minselhoz-podgoto^vil-novuyu-redaktsiyu-doktriny-prodo'volstvenno^-bezopa^'nosti-rf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.