Научная статья на тему 'Учет экзогенных и эндогенных факторов при формировании государственной политики в сфере продовольственной безопасности России'

Учет экзогенных и эндогенных факторов при формировании государственной политики в сфере продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GOVERNANCE / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочкина Анна Александровна, Луговской Роман Андреевич, Зиньковская Виктория Юрьевна

В рамках экономических санкций российский агропромышленный комплекс претерпевает глобальную реструктуризацию. Главной целью которой является создание условий самообеспеченности и независимости от внешних факторов российских предпринимателей. Цель. Провести анализ сформировавшейся государственной политики в области продовольственной безопасности страны. Материалы. Ресурсной базой для анализа послужили статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные Росстата, Минсельхоза, Федеральной таможенной службы, Института конъюнктуры аграрного рынка. Результаты. Проведен анализ действий, предпринятых органами государственной власти, для обеспечения независимости России от западных поставок продовольствия. Изучена сложившаяся ситуация и подготовлены предложения по развитию продовольственной безопасности страны и регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курочкина Анна Александровна, Луговской Роман Андреевич, Зиньковская Виктория Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exogenous and Endogenous Factors in the formation of Public Policy of Food Security in Russia

As part of economic sanctions Russian agro-industrial complex is undergoing global restructuring. The main purpose of this restructuring is to create conditions of self-sufficiency and independence of Russian entrepreneurs from external factors. Aim. The goal is to analyze the state policy concerning food security of the country. Materials. The sources for the analysis were the statistical data of the Federal State Statistics Service, the data from Rosstat, the Ministry of Agriculture, the Federal Customs Service, the Institute for Agricultural Market Studies. Results. We provide an analysis of the actions taken by the public authorities in order to ensure the independence of Russia from Western food supply. The existing situation was researched. There are proposals for the development of food security of Russia and its regions.

Текст научной работы на тему «Учет экзогенных и эндогенных факторов при формировании государственной политики в сфере продовольственной безопасности России»

I

ш

*

ci ш

I

ш

CK

Учет экзогенных и эндогенных факторов при формировании государственной политики в сфере продовольственной безопасности России

Exogenous and Endogenous Factors in the Formation of Public Policy of Food Security in Russia

УДК 338.43

Курочкина Анна Александровна

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета, доктор экономических наук, профессор 194021, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50

Kurochkina Anna Aleksandrovna

St. Petersburg State University of Trade and Economics

Novorossiyskaya Str. 50, St. Petersburg, Russian Federation, 194021

Зиньковская Виктория Юрьевна

аспирант Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета 194021, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50

Zin'kovskaya Viktoriya Yur'evna

St. Petersburg State University of Trade and Economics

Novorossiyskaya Str. 50, St. Petersburg, Russian Federation, 194021

В рамках экономических санкций российский агропромышленный комплекс претерпевает глобальную реструктуризацию. Главной целью которой является создание условий самообеспеченности и независимости от внешних факторов российских предпринимателей.

Цель. Провести анализ сформировавшейся государственной политики в области продовольственной безопасности страны.

Материалы. Ресурсной базой для анализа послужили статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные Росстата, Мин-сельхоза, Федеральной таможенной службы, Института конъюнктуры аграрного рынка.

Результаты. Проведен анализ действий, предпринятых органами государственной власти, для обеспечения независимости России от западных поставок продовольствия. Изучена сложившаяся ситуация и подготовлены предложения по развитию продовольственной безопасности страны и регионов России.

Ключевые слова: государственная политика, планирование, стратегия, государственное управление, продовольственная безопасность

As part of economic sanctions Russian agro-industrial complex is undergoing global restructuring. The main purpose of this restructuring is to create conditions of self-sufficiency and independence of Russian entrepreneurs from external factors.

Aim. The goal is to analyze the state policy concerning food security of the country.

Materials. The sources for the analysis were the statistical data of the Federal State Statistics Service, the data from Rosstat, the Ministry of Agriculture, the

Луговской Роман Андреевич

доцент Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета, кандидат экономических наук 194021, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50

Lugovskoy Roman Andreevich

St. Petersburg State University of Trade and Economics

Novorossiyskaya Str. 50, St. Petersburg, Russian Federation, 194021

Federal Customs Service, the Institute for Agricultural Market Studies.

Results. We provide an analysis of the actions taken by the public authorities in order to ensure the independence of Russia from Western food supply. The existing situation was researched. There are proposals for the development of food security of Russia and its regions.

Keywords: public policy, planning, strategy, governance, food security

Вследствие экономических санкций, наложенных странами Запада на Российскую Федерацию, вопрос продовольственной безопасности нашей страны приобрел особую остроту. Продовольственная безопасность является одной из важнейших составляющих системы безопасности страны (как экономической, так и национальной). Ее обеспечение является одной из главных функций государства, что обусловлено важнейшей ролью снабжения населения продовольствием с точки зрения поддержания социально-экономической стабильности.

Факторы развития агропромышленного комплекса (АПК) России в зависимости от их влияния на продовольственную безопасность страны можно классифицировать на экзогенные и эндогенные. Первые зависят от природно-климатических условий и от международной политики страны, которая обеспечивает возможность доступа каждого члена общества к продовольствию в необходимых для нормальной жизнедеятельности количестве и качестве. К многообразным экзогенным факторам обеспечения продовольственной безопасности относятся структурные преобразования в отечественном сельском хозяйстве и пищевой промышленности, а также государственная политика инвестирования в АПК. Результативные показатели являются функцией всех эндогенных факторов, связанных с деятельностью хозяйствующих субъектов и человека, и одинаково чувствительны к их изменениям.

Сегодня Россия не способна самостоятельно обеспечить население отечественными продуктами питания, хотя бы основными — хлебом, мясом, рыбой

и т. п. Практически все продукты, которые мы видим на прилавках торговых предприятий, изготавливаются с использованием зарубежного сырья [1-3]. Несмотря на это, 22 августа 2012 г. Россия стала членов ВТО, что влечет за собой и положительные, и отрицательные последствия.

Учитывая климатические особенности и географическое расположение нашей страны, очевидно, что ряд видов сельскохозяйственной продукции более выгодно производить в других странах (например, мясо — в Латинской Америке и Австралии). Очевидно, что климатические и некоторые макроэкономические особенности оправдывают концентрацию производства какой-либо продукции в стране с наименьшей его себестоимостью. Однако при этом, как правило, не учитываются политические факторы. Это обуславливает актуальность рассмотрения вопроса продовольственной безопасности и необходимость разрешения данной задачи в масштабах нашей страны.

Следует отметить, что наибольший объем потребления мяса в СССР был достигнут в 1990 г. По данным Росстата, он составил почти 13 млн т, причем 10 млн т пришлось на отечественную продукцию. Затем производство мяса и мясопродуктов в России неуклонно снижалось (самым провальным оказался 2000 г.). Начиная с 2001 г. потребление мяса стало расти, как и доля его импорта [4]. На протяжении последних 10 лет доля импорта в структуре российского потребления мяса постоянно увеличивается, несмотря на устойчивый рост цен на эту продукцию на мировом рынке.

Отметим, что ряд продуктов питания, присутствующих на прилавках магазинов с маркировкой «Сделано в России», таковыми не являются. Например, огурцы-корнишоны, которые можно встретить в торговых точках, фактически выращиваются в Китае, а в России лишь закатываются в банки. Другой пример — некоторые мясные полуфабрикаты, которые производятся из импортного мяса.

Конечно, мясо и мясопродукты импортировались всегда, но в 1980 г. их ввоз составлял 1,5 млн т, а в 2007 г. — 3,17 млн т. По данным «Митлэнд Фуд Групп», в 2009 г. на рынке Санкт-Петербурга доля импортной мясной продукции достигла 70% (включая птицу). Из произведенного за рубежом мяса изготавливается практически вся колбасная продукция [Там же]. Сложившаяся ситуация обусловлена недостаточным финансированием животноводческих хозяйств, а также отсутствием действенных налоговых и льготных механизмов.

Сегодня мясной рынок России диверсифицирован. Мясная продукция закупается одновременно в разных странах, что обусловлено изменяющимися внутренними требованиями к поставкам, а также их условиями. Вместе с тем ряд экспертов считает, что Россия способна полностью обеспечить население мясом и продуктами из него. Наряду с мясоперерабатывающими заводами наша страна располагает и огромными пространствами для пастбищ [2; 4; 5].

После мирового финансового кризиса глобальная экономика столкнулась с проблемой агфляции — роста цен на продовольственную продукцию. Резко взлетевшая стоимость продуктов вынуждает крупнейших производителей ограничивать поставки на экспорт, чтобы снизить инфляцию на внутреннем рынке. Эксперты еще в 2007-2008 гг. предсказывали надвигающийся продовольственный кризис, который окончательно изменит правила мировой торговли. На смену глобализации и господству виртуального

финансового рынка приходит острая борьба за жиз- < ненно необходимые ресурсы. Причины резкого роста ш цен на продовольственные товары эксперты видят | в двух основных взаимовлияющих обстоятельствах: ^ подорожании энергоносителей, которые составляют □= значительную долю в себестоимости производства 5 продовольствия, и увеличении потребления пищи в х Индии и Китае.

Низкий уровень конкурентоспособности сельского ш хозяйства в современной России является наиболее т острой проблемой. Это относится к производству 2 многих видов продукции сельскохозяйственными ор- > ганизациями, фермерскими хозяйствами, отраслями 2 и аграрными регионами страны. Резко увеличить про- н изводство сельскохозяйственной продукции в нашей < стране невозможно. Поэтому объявившие продоволь- 1= ственную блокаду или ограничившие экспорт про- х довольствия такие крупные поставщики, как Индия, х Китай, Египет, Таиланд, Вьетнам, несомненно, окажут о серьезное влияние на обеспечение продовольствием. н-Конечно, из года в год урожайность то увеличивается, то снижается, из-за чего происходит введение или отмена эмбарго на вывоз некоторых видов сельскохозяйственной продукции в ряде стран.

Глобализация, целью которой должен был стать рынок с равными для всех возможностями, с общими ресурсами, пока что показывает свою несостоятельность. Американские фермеры, получив в 20072008 гг. от правительства субсидию в размере около 119 млрд долл. США, резко снизили себестоимость сельскохозяйственных товаров, вынудив производителей в других странах закрыть свои производства в связи с низкой рентабельностью и невозможностью конкурировать с американцами. Этот конфликт уже был проблемой переговоров стран ВТО по сельскому хозяйству [6].

В России ситуация с продовольствием является относительно стабильной. Например, в Москве запасов продовольственных товаров на оптовых складах должно хватить не менее чем на 3 месяца автономного существования (в Санкт-Петербурге — не менее чем на 2 месяца). Помимо этого в соседних областях с 2008 г. создаются агрохолдинги для перехода на самообеспечение продовольствием. Тем не менее представители ООН обращают внимание на значительные пустующие плодородные земли ООН [Там же].

В конце января 2010 г. президент России Д. А. Медведев подписал указ № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (далее — доктрина) в целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности России, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественных агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности [7; 8].

Исходя из доктрины, правительство РФ должно разработать и утвердить план мероприятий по реализации ее положений, а также регулярно докладывать президенту страны об оценке и прогнозе продовольственной безопасности. Государственные органы власти уже подготовили ряд программ по данному направлению:

• распоряжение Правительства РФ от 3 июля 2014 г.

№ 1215-р «Об утверждении Концепции развития

Определение удельного веса отечественной продукции по разным товарным группам

№ п/п Товарные группы Удельный вес товарной группы, %

1 Зерно Не менее 95

2 Сахар-песок Не менее 80

3 Растительное масло Не менее 80

4 Мясо и мясопродукты Не менее 85

5 Рыбная продукция Не менее 80

6 Картофель Не менее 95

7 Соль пищевая Не менее 85

8 Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко) Не менее 90

> <

внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации»,

• приказ Минсельхоза России от 23 мая 2014 г. № 166 «Об утверждении отраслевой программы "Развитие мукомольно-крупяной промышленности Российской Федерации на 2014-2016 гг."»,

• приказ Минсельхоза России от 23 мая 2014 г. № 170 «Об утверждении отраслевой программы "Развитие масложировой отрасли Российской Федерации на 2014-2016 гг."»,

• постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие ры-бохозяйственного комплекса"»,

• постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 315 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.»,

• постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"»,

• постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 922 «О федеральной целевой программе "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 гг."»,

• постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г."»,

• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июля 2013 г. № 33 О надзоре за производством и оборотом молока и молочной продукции».

Доктриной определено, что продовольственная безопасность РФ является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. В соответствии с доктриной к числу основных задач обеспечения продовольственной безопасности относятся:

• прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз, обеспечение граждан пищевыми продуктами, формирование стратегических запасов пищевых продуктов;

• устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для продовольственной независимости страны;

• достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

• обеспечение безопасности пищевых продуктов. Доктриной предусматривалось вступление России

в ВТО на условиях, отвечающих национальным интересам, что должно было способствовать укреплению продовольственной безопасности страны. Для оценки состояния продовольственной безопасности РФ предложена система показателей по трем направлениям: в сфере потребления, в сфере производства и национальной конкурентоспособности, в сфере организации управления. Важным моментом оценки состояния продовольственной безопасности является определение удельного веса отечественной продукции по разным товарным группам (табл. 1).

Доктрина необходима для эффективного социально-экономического развития страны и регионов. В ней уделено внимание внутренним и внешним факторам, способным влиять на продовольственную безопасность страны. Существенным моментом также является комплексная увязка производства продукции с торговлей. Так в п. 7 доктрины для оценки состояния продовольственной безопасности среди системы показателей используется показатель «Обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек». В п. 10 среди мер государственного регулирования для преодоления возможных угроз продовольственной безопасности выделены недостаточный уровень развития инфраструктуры внутреннего рынка и искусственные конкурентные преимущества зарубежной продукции. В п. 11 говорится о необходимости увеличения количества объектов торговой инфраструктуры и общественного питания различных типов. В п. 20 определены меры для ускоренного развития инфраструктуры внутреннего рынка [9-11].

Рассмотрим ситуацию с производством и потреблением некоторых видов продуктов в России (табл. 2). В соответствии с данными табл. 2, фактически урожайность зерновых за последние 3 года не выросла, за исключением кукурузы. Урожайность картофеля практически не изменилась, а овощей немного снизилась.

В табл. 3 приведены данные о производстве продуктов животноводства в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации. Мы видим, что в последние годы производство продуктов животноводства характеризуется положительной динамикой.

Урожайность сельскохозяйственных культур в Российской Федерации (в сельскохозяйственных

центнеры с 1 га убранной площади

Таблица 2 организациях),

Зерновые и зернобобовые культуры Год

2011 2012 2013 2012/2011 2013/2012 2013/2011

Пшеница 23,5 18,7 23,4 79,57% 125,13% 99,57%

Рожь 19,9 15,2 19,4 76,38% 127,63% 97,49%

Ячмень 23,1 19,6 20,3 84,85% 103,57% 87,88%

Овес 18,6 14,7 16,9 79,03% 114,97% 90,86%

Кукуруза на зерно 44,7 43,5 51,9 97,32% 119,31% 116,11%

Просо 14,6 10,9 12,6 74,66% 115,60% 86,30%

Гречиха 10,0 7,9 9,6 79,00% 121,52% 96,00%

Рис 51,8 55,5 50,3 107,14% 90,63% 97,10%

Зернобобовые культуры 17,4 13,6 12,6 78,16% 92,65% 72,41%

Итого зерновых 223,6 199,6 217 89,27% 108,72% 97,05%

Картофель 196 182 198 92,70% 108,70% 100,77%

Овощи открытого грунта 254 234 234 92,13% 100,04% 92,13%

Источник: по данным Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/efficiency/# на 24.03.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Производство продуктов животноводства в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации

Группы товаров Год

2010 2011 2012 2011/2010 2012/2011 2012/2010

Скот и птица на убой (в живом весе), т 5,0 5,4 6,1 109,04% 112,97% 123,18%

Молоко, т 11,7 11,8 12,2 101,11% 103,53% 104,68%

Яйца*, тыс. шт. 97,7 99,2 102,0 101,50% 102,86% 104,40%

* В расчете на 100 га посевной площади зерновых и зернобобовых культур.

Источник: по данным Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/efficiency/# на 14.05.2014).

Рассмотрим региональные государственные программы на примере государственной программы «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области на 2013-2020 гг.». Она была разработана на основе положений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., принятой Правительством Российской Федерации в июле 2012 г.

Согласно этому документу правительство Ленинградской области приняло обязательство «разработать и утвердить региональную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции» с учетом положений государственной программы. Главная цель региональной программы состоит в увеличении вклада областного агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса в решение задачи обеспечения продовольственной безопасности РФ. Ее достижение осуществляется на основе решения проблем повышения конкурентоспособности продукции АПК, укрепления его позиций на межрегиональных продовольственных рынках, решения социальных проблем села через повышение устойчивости развития сельских территорий, предотвращения загрязнения окружающей среды отходами крупных животноводческих и птицеводческих объектов, а также недопущения возможности массового распространения заразных болезней животных.

Региональная государственная программа структурно состоит из шести подпрограмм: развития отраслей растениеводства, животноводства, пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбохозяй-

ственного комплекса, поддержки малых предприятий, технической и технологической модернизации, инновационного развития и обеспечения реализации самой программы. Планируемые темпы роста продукции сельского хозяйства будут обеспечиваться главным образом за счет продукции животноводства. В растениеводстве при прогнозируемом сокращении объемов производства картофеля и овощей в хозяйствах населения стоит задача их замещения производством в сельскохозяйственных организациях.

Рентабельность сельскохозяйственных организаций вырастет с 12% в 2012 г. до 13% в 2015 г. и 15% в 2020 г., а средняя заработная плата увеличится с 23 600 руб. до 27 000 руб. в 2015 г. и до 34 800 руб. в 2020 г. Производство мяса и мясопродуктов в 2020 г. более чем в 2 раза превысит потребности области при потреблении населением, исходя из научно-обоснованной нормы. Это позволит поставить на рынки других регионов 153 500 т мяса и мясопродуктов. Производство яиц превысит областные потребности почти в 5 раз, и поставки в другие регионы составят около 2,8 млрд шт.

Планируется укрепление ресурсного потенциала развития АПК. В техническую и технологическую модернизацию и инновационное развитие с учетом заемных средств планируется инвестировать около 80 млрд руб., в сферу производства поступит значительное количество сельскохозяйственной техники и оборудования, улучшится мелиоративное состояние сельскохозяйственных угодий. Объем государственной поддержки на развитие АПК Ленинградской области из федерального и областного бюджетов в

Зависимость России от иностранных продуктов по некоторым группам в 2013 г.

№ п/п Продукт, тыс. т Производство Импорт Экспорт Потребление населением Самообеспечение

1 Масло подсолнечное 3284,0 18,1 570,0 7925,0 1,71

2 Гречиха 834,0 1,5 61,0 560,0 1,49

3 Пшеница 52 091,0 1086,0 13 798,0 35 500,0 1,47

4 Рожь 3360,0 0,1 47,0 2600,0 1,29

5 Яйца 41 300,0 150,2 510,2 39 500,0 1,05

6 Картофель 30 199,0 506,0 41,0 30 304,0 0,99

7 Молоко 30 700,0 266,8 21,8 34 775,0 0,88

8 Птица 3816,0 523,0 53,0 4368,0 0,87

9 Лук 1985,0 306,0 1,3 2289,0 0,87

10 Морковь 1605,0 266,0 0,1 1971,0 0,86

11 Сахар (белый свекловичный) 4400,0 443,2 5,0 5350,0 0,82

12 Свинина 2829,7 601,0 0,3 3836,0 0,74

13 Говядина 1632,2 581,6 1,2 2342,0 0,70

Примечание: Потребление — без учета промышленного потребления. Самообеспечение = производство/потребление. Источник: по данным Росстата, Минсельхоза, Федеральной таможенной службы, Национальной мясной ассоциации, Института конъюнктуры аграрного рынка.

2014 г. составляет с учетом программы «Устойчивое развитие сельских территорий» 7,4 млрд руб. На поддержку собственно сельскохозяйственного производства выделено 5,9 млрд руб., из них из областного бюджета — 2,6 млрд руб. (в 2013 г. — 2,4 млрд руб.), из федерального бюджета — 3,3 млрд руб. (сумма с учетом выделения дополнительных 1,4 млрд руб. по инвестиционным кредитам).

По показателю надоев на одну корову (7600 кг в год) Ленинградская область занимает первое место в России. Она продолжает оставаться в лидерах в производстве ряда других видов сельскохозяйственной продукции: первое место по производству куриных яиц, третье место по производству мяса кур и выращиванию форели.

В этом году Россия, по словам министра сельского хозяйства Н. В. Федорова, может преодолеть стомиллионный рубеж по сбору зерна [12]. Ведь наша страна располагает 20% воспроизводимых плодородных земель мира и 55% мировых природных запасов чернозема, а также 20% запасов пресной воды. По своей ценности эти ресурсы в разы превосходят невоспроизводимые запасы наших углеводородов. Соответственно, в конкретных условиях Россия может в разы больше и дешевле производить и продавать продовольствия, чем углеводородов. Вместе с тем в 2014 г. доля импортного продовольствия в Москве превысила 80%. По говядине отсутствуют положительные показатели, как и по молочной продукции, импорт которой составляет около 8,5 млн т. Рыбная продукция отечественного производства составляет 70-75%, а импорт — 25-30% [Там же].

Среди положительных моментов мы можем выделить производство зерна и его потребление. Так, в России потребляется в среднем около 70 млн т зерновых в год, а в 2013 г. урожай зерновых составил 92,4 млн т. Основными странами — импортерами российского зерна являются Египет, Турция и Объединенные Арабские Эмираты [12; 13].

Благодаря целенаправленной политике правительства РФ, дешевым кредитам для сельхозпроизводителей и АПК (2/3 ставки ЦБ) сегодня доля импорта в Россию составляет только 10% птицы (произведено

в 2013 г. 3,8 млн т против 700 000 т в 1999 г.) и 25% свинины (произведено в 2013 г. 2,8 млн т против 1,57 млн т в 2005 г.). По данным Росстата, Россия производит 4 млн т растительного масла в год, в основном подсолнечного, что вдвое больше, чем в 2003 г. Его экспорт достигает около 1,5 млн т (в основном в Турцию и Египет). Выросло и производство яиц (41 млрд шт. в 2013 г. против 36,6 млрд шт. в 2003 г., внутреннее потребление — 39 млрд шт.), впрочем, в последние 3 года наметилась стагнация [12].

Несмотря на внешне оптимистичные цифры физических объемов, ценовая структура российской внешней торговли пищевой продукцией нуждается в улучшении. Ее характерными особенностями являются экспорт товаров с невысокой добавленной стоимостью (пшеница и другие зерновые культуры) и импорт нишевых товаров высокого качества. Например, основной объем экспорта российской пшеницы приходится на дешевые, часто фуражные сорта (исключение — высококачественная алтайская пшеница), а импорта — на дорогую пшеницу из Франции и Канады. Что касается рыбопродукции, то экспортируется в основном сырье, а импортируются дорогие виды свежей рыбы в основном из Норвегии и Чили [Там же]. Отметим, что некоторый успех связан главным образом с субсидированием процентной ставки по кредитам из бюджета. Данные, характеризующие определенную зависимость России от импорта, представлены в табл. 4.

Сегодня очевидно, что нам необходимо возрождать научную школу селекции и генетики, а также сельское хозяйство, которое в свою очередь тесно связано с промышленностью. С распадом СССР загублена научная школа генетики и селекции. В области ак-вакультуры нам необходимо перенимать зарубежный опыт и одновременно растить своих специалистов. Во Всероссийском научно-исследовательском институте растениеводства им. Н. И. Вавилова Российской академии сельскохозяйственных наук в Санкт-Петербурге был создан генный банк растительных ресурсов, собранных со всех континентов Земли, который служит стратегической базой эффективного стабильного развития не только сельского хозяйства, но и всех от-

Собственное производство мяса и зерновых (нормативное значение для продовольственной безопасности 80%)

Собственное производство мяса и зерновых (20%)

Собственное производство мяса и зерновых сверх 100%

Рис. 1. Схематичное представление продовольственной безопасности России

> <

раслей экономики и социальной сферы. Уникальная гербарная коллекция, составляющая 332 538 листов, находится под протекторатом ЮНЕСКО. Но даже этому стратегическому объекту грозит опасность в связи с возможным изъятием сначала 95 га сельскохозяйственных земель садоводства сотрудников и земель ВНИИРа для строительства элитных коттеджей.

Развитие сельскохозяйственных земель, которые сегодня пустуют, к сожалению, затруднено и из-за административного давления. Например, несмотря на необходимость развития сельского хозяйства, губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко подписал городской закон «О внесении дополнений и изменений в закон "О Генеральном плане Санкт-Петербурга"», позволяющий начать строительство города-спутника Южный в Пушкинском районе. Новый город строится в том числе и на землях сельскохозяйственного назначения. В настоящее время рассматривается вопрос о застройке 40 га земли вокруг астрономической обсерватории «Пулковская».

К сожалению, по информации ряда экспертов, на долю импорта приходится до 80% семян картофеля в крупных холдингах, а средств защиты растений (СЗР) — все 100%. На российских химических заводах, производящих СЗР, действующие вещества на 90% закупаются за границей. Семена овощей почти все импортные [2].

Несмотря на заявления правительства РФ о том, что принимаемые Западом меры не навредят нашей стране, все очевиднее становится обратное. Например, руководство Калининградской области уже сейчас обратило внимание Минсельхоза России на нехватку семян картофеля и необходимость их закупки в Евросоюзе. Ущерб от санкций признает и Министерство финансов России. В частности, главное беспокойство вызывают платежи по зарубежным кредитам и расчеты на международном уровне с российскими компаниями [14; 15].

Таким образом, Россия действительно полностью обеспечивает себя некоторыми основными продуктами — зерном и картофелем, растительным маслом и сахаром. Казалось бы, мы можем направить излишки зерна не на экспорт, а на развитие животноводства. Но Россия интегрирована в мировую экономику и должна экспортировать зерно, т. е. нам необходимо увеличивать его производство. Если представить, что сегодня Запад прекратит нам поставки продуктов, то в первую очередь пострадают любители экзотических видов продуктов и деликатесов, определенных запасов продуктов хватит на несколько месяцев, а дальше нашей стране потребуется помощь азиатских и латиноамериканских стран. Очевидно, что для обеспечения полной продовольственной безопасности нашей стране необходимо несколько лет.

Промышленность и торговля должны быть социально ориентированы. Поэтому государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на производство мяса птицы (дешевизна) и свинины (технологичность). Необходимо развивать производство говядины и молока, яблок, винограда и других сельскохозяйственных культур.

Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» не учитывает, на наш взгляд, в должной мере стратегию продовольственной безопасности, хотя она и входит некоторым образом по смыслу в упомянутую в законе Стратегию национальной безопасности.

Для обеспечения продовольственной безопасности России, на наш взгляд, следует предпринять целый комплекс мер.

Во-первых, необходимо модифицировать систему социально-экономического планирования в стране [16; 17].

Во-вторых, необходимо развитие промышленного комплекса (производство сельскохозяйственной техники, а также современного оборудования).

В-третьих, необходимо предоставить государственную поддержку сельхозпроизводителям и запретить нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения.

В-четвертых, необходимо снизить цены на топливо и энергоносители.

В-пятых, создание государственных торговых предприятий с долей рынка 5-10% позволит Правительству РФ сдерживать ритейлеров рыночными механизмами, а также иметь в своем резерве кадры в сфере торговли.

В-шестых, необходимо возродить систему подготовки кадров в данном направлении, в том числе увеличить финансирование ряда НИИ для создания безопасных и высокоурожайных культур.

Стратегическая продовольственная безопасность возможна только в том случае, если мы сами будем производить не только картофель и хлеб, но и мясо (птицы, свинину, говядину), различные зерновые, фрукты (в том числе яблоки, груши, виноград), ягоды, овощи (лук, помидоры, огурцы, картофель, капусту и т. д.). Общая схема продовольственной безопасности России представлена на рис. 1.

В идеале Россия должна производить 100% продовольствия для собственных нужд (с учетом климатических и иных особенностей). Учитывая, что экономика России интегрирована в мировую экономику, экспорт неизбежен. Например, Россия могла бы экспортировать 20% (этот показатель может меняться) продовольствия из 100% и излишки сверх 100%. Таким образом, у России оставалось бы для собственных нужд 80% произведенной сельскохозяйственной

2 продукции. Соответственно, нам был бы необходим ш импорт 20% продовольственных товаров. Но в слу-| чае внешнеполитических конфликтов Россия будет ^ способна направить всю произведенную продукцию на внутренний рынок, обеспечив тем самым продо-2 вольственную безопасность [18]. х Недопустим тот факт, что Россия экспортирует х ряд продуктов, которыми она не может себя обе-ш спечить на 100% (в частности, рыбу и сахар). Про-т изводство продукции на 100% или чуть более 100% £ позволит экспортировать ее безболезненно. Напри> мер, в России производство зерновых культур пре-2 вышает внутренние потребности. Поэтому излишки н могут безболезненно экспортироваться. Очевидно, < что уровень перепроизводства должен быть невелик, 1= чтобы в случае каких-либо санкций падение произ-х водства не сильно сказалось на развитии экономики. х Даже если Россия в силу внешних причин не сможет о обеспечить производство продовольствия на 100%, н- необходимо, чтобы имелись стратегические ресурсы для увеличения производства продовольствия до 100% в течение одного года.

Таким образом, государственная политика продовольственной безопасности должна создать условия самообеспеченности и независимости от внешних факторов [19]. Важнейшими экономическими приоритетами должны стать защита российских производителей, проведение комплекса мероприятий, включая ужесточение требований по качеству ввозимой продукции, использование таможенных тарифов как инструмента защиты российских производителей и установление приоритета товаров отечественных производителей при закупках для государственных нужд.

Литература

1. Луговской Р. А., Сорокина М. В. Государственная политика в сфере торговли: разработка и реализация / СПбТЭИ. СПб.: ТЭИ, 2012. 172 с.

2. Россия не может отказаться от импорта большинства продуктов питания // Сайт Меа^пЮ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://meatinfo.ru/news/rossiya-ne-moget-otkazatsya-ot-importa-bolshinstva-produktov-р^атуа-327649.

3. Свободная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org.

4. Астафьева Н. Что будет, если Петербург останется без импортного молока и сыра // 812'Online: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.online812.ru/2009/03/23/015/.

5. Шишкин В. В. Экономические функциональные системы на предприятиях торговли // Международный технико-экономический журнал. 2010. № 2. С. 39-45.

6. Луговской Р. А., Шишкин В. В. Развитие рынка продуктов питания России в условиях мирового финансового кризиса // Правовые и экономические аспекты реализации конституционных принципов в Российской Федерации: Мат-лы Всеросс. межвуз. научн.-практич. конф. 15 мая 2008 г. Ч. 2 / Под общ. ред. Т. И. Козловой. СПб.: Изд-во Ин-та правоведения и предпринимательства, 2008.

7. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96953/.

8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html.

9. Луговской Р. А. О доктрине продовольственной безопасности РФ // Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России // Межвузовский сборник научных трудов. Вып.13. СПб.: ООО «АртЭго», 2010. С. 124-127.

10. Лобас Т. Полны закрома. Белоруссия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vlkprf.ru/info/ 16772.

11. Зотин А. Россия почти достигла независимости от зарубежного продовольствия, докладывают чиновники. Реальность сложнее — полный отказ от импорта невозможен: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.kommersant.ru/doc/2525897.

12. Калининградские власти просят федеральный центр отменить запрет на импорт семян картофеля // Росбалт Калининград: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/kaliningrad/2014/08/12/1302812.html.

13. Калюков Е., Малышева Е. Минфин признал ущерб от санкций для экономики России // Сайт РБК СПб и ЛО: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://top.rbc.ru/ economics/20/08/2014/943945.shtml.

14. Луговской Р. А. Основы системы государственного планирования социально-экономического развития в России // Федерализм. 2013. № 4 (72). C. 73-82.

15. Луговской Р. А. Государственная политика в области стратегического планирования (на примере Санкт-Петербурга) // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 2. С. 42-28.

16. Бабкин А. В., Трысячный В. И. Стратегические направления совершенствования управления экономической безопасностью региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. Т. 4, № 81. С. 201-205.

17. Пшеничников В. В., Бабкин А. В., Бичева Е. Е. О причинах мирового финансового кризиса и его последствиях для российской экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. Т. 4, № 81. С. 9-17.

18. Луговской Р. А. Российская государственная политика в области продовольственной безопасности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономика. № 5 (204). С. 64-72: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ntv.spbstu.ru/economics/article/E5.204.2014_8/.

19. Курочкина А. А., Харламова Т. Л. Проблемы реализации концепции экономической безопасности федерального округа в условиях глобализации // Проблемы современной экономики. 2013. № 4. С. 141-143.

References

1. Lugovskoy R. A., Sorokina M. V. Gosudarstvennaya politika v sfere torgovli: razrabotka i realizatsiya [State policy in the sphere of trade: Development and implementation]. St. Petersburg, SPb State Univ. of Trade and Economics Publ., 2012. 172 p.

2. Russia cannot stop importing most of the foodstuffs. Meatinfo. July 25, 2014. Available at: http://meatinfo.ru/ news/rossiya-ne-moget-otkazatsya-ot-importa-bolshinstva-produktov-pitaniya-327649. (in Russ.).

3. Wikipedia, the free encyclopedia. Available at: https:// ru.wikipedia.org. (in Russ.).

4. Astaf'eva N. What will happen if Petersburg is left without imported milk and cheese. 812'Online. March 23, 2009. Available at: http://www.online812.ru/2009/03/23/015/. (in Russ.).

5. Shishkin V. V. Ekonomicheskie funktsional'nye sistemy na predpriyatiyakh torgovli [Economic functional systems of trade enterprises]. Mezhdunarodnyy tekhniko-ekonomicheskiy zhurnal, 2010, no. 2, pp. 39-45.

6. Lugovskoy R. A., Shishkin V. V. Razvitie rynka produktov pitaniya Rossii v usloviyakh mirovogo finansovogo krizisa [The development of the food market of Russia in the global financial crisis]. "Pravovye i ekonomicheskie as-pekty realizatsii konstitutsionnykh printsipov v Rossiyskoy Federatsii". Mat. Vseross. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. 15 maya 2008 g. ["Legal and economic aspects of the implementation of constitutional principles in the Russian Federation". Proc. All-Russ. inter-univ. sci-pract. conf. May 15, 2008]. St. Petersburg, Inst. of Law and Business Publ., 2008, pt. 2.

7. Presidential Decree of January 30, 2010 № 120 "On approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_96953/. (In Russ.).

8. The National Security Strategy of the Russian Federation up to 2020. Presidential Decree of May 12, 2009 № 537. Rossiyskaya gazeta, May 19, 2009. Available at: http://www. rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html. (in Russ.).

9. Lugovskoy R. A. O doktrine prodovol'stvennoy bezopasnosti RF [On the doctrine of the food security of the Russian Federation]. Problemy deyatel'nosti khozyaystvuyushchikh sub"ektov sovremennoy Rossii. Mezhvuz. sb. nauch. tr. [Problems of economic entities in modern Russia. Inter-univ. coll. sci. pap.]. St. Petersburg, "ArtEgo" Publ., 2010, no.13, pp. 124-127. Available at: http://www.gbv.de/dms/ zbw/669826987.pdf.

10. Lobas T. The bins are full. Republic of Belarus. Vladivostok KPRF. 2014. Available at: http://www.vlkprf.ru/info/16772. (in Russ.).

11. Zotin A. Russia has almost achieved independence from foreign food, the officials report. The reality is more complicated - complete rejection of imports is impossible. Kom-mersant.ru, July 21, 2014. Available at: http://www.kom-mersant.ru/doc/2525897.

12. Kaliningrad authorities beg the federal center to lift the ban on the import of potato seeds. Rosbalt Kaliningrad. 2014. Available at: http://www.rosbalt.ru/kaliningrad/2014/08/12/1302812. html. (in Russ.).

13. Kalyukov E., Malysheva E. The Ministry of Finance has acknowledged the damage caused by sanctions for the Russian economy. RBK. August 20, 2014. Available at: http://top. rbc.ru/economics/20/08/2014/943945.shtml. (in Russ.)

14. Lugovskoy R. A. Osnovy sistemy gosudarstvennogo planiro-vaniya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossii [The fundamentals of state planning of socio-economic development in Russi]. Federalizm, 2013, no. 4 (72), pp. 73-82.

15. Lugovskoy R. A. Gosudarstvennaya politika v oblasti stra-tegicheskogo planirovaniya (na primere Sankt-Peterburga) [State policy in strategic planning (The case of Saint-Petersburg)]. Problemy teorii i praktiki upravleniya, 2014, no. 2, pp. 42-48.

16. Babkin A. V., Trysyachnyy V. I. Strategicheskie naprav-leniya sovershenstvovaniya upravleniya ekonomicheskoy bezopasnost'yu regiona [Strategic directions to improve the management of economic security of the region]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki [Scientific and Technical Gazette of St. Petersburg State Polytechnical University. Economic Sciences], 2009, no. vol. 4, no. 81, pp. 201-205.

17. Pshenichnikov V. V., Babkin A. V., Bicheva E. E. O prichinakh mirovogo finansovogo krizisa i ego posledstviyakh dlya rossi-yskoy ekonomiki [On the causes of the global financial crisis and its consequences for the Russian economy]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki [Scientific and Technical Gazette of St. Petersburg State Polytechnical University. Economic Sciences], 2009, no. vol. 4, no. 81, pp. 9-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Lugovskoy R. A. Russian state policy of food security. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki [Scientific and Technical Gazette of St. Petersburg State Polytechnical University. Economic Sciences], 2014, no. 5 (204), pp. 64-72. Available at: http:// ntv.spbstu.ru/economics/article/E5.204.2014_8/.

19. Kurochkina A. A., Kharlamova T. L. Problemy realizatsii kontseptsii ekonomicheskoy bezopasnosti federal'nogo okruga v usloviyakh globalizatsii [The concept of economic security of a federal district in the context of globalization: Problems of implementation]. Problemy sovremennoy ekonomiki, 2013, no. 4 (48), pp. 141-143.

Издания СПбУУиЭ

Журнал «Социология и право» призван отражать динамический процесс развития отечественной социологической и юридической научной мысли. Публикуемые в нем материалы охватывают широкий круг вопросов жизни нашего общества, укрепления и совершенствования правовых основ его поступательного движения к демократическому политическому устройству, справедливой социальной организации и экономическому процветанию.

С 2013 г. журнал включен в перечень рецензируемых научных журналов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.

Издание открыто для представления научной общественности результатов инновационных исследований в указанных областях. По мере привлечения новых авторов, содержательных, полноценных научных работ будет увеличиваться количество рубрик и расширяться спектр освещаемых в журнале вопросов и проблем.

Редакционная коллегия журнала приглашает авторов к публикации своих статей, посвященных актуальным проблемам развития теории и практики социологической и юридической научных отраслей.

Все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык.

С 2011 г. публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интернет — в базе Научной электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. И теперь материалы журнала «Социология и право» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную из текста статей, а также пристатейные ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной библиотеки http://www.elibrary.ru.

По вопросам публикаций просьба обращаться в издательство СПбУУиЭ по телефонам: (812) 448-82-50, 363-11-69, e-mail: izdat-ime@yandex.ru. Наш адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.