Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АГРОПРОДУКЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АГРОПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
агропродукция / продовольственная безопасность / государственное регулирование / государственная политика / качество / agricultural products / food security / government regulation / public policy / quality.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Муратова Елена

Вопросы государственного регулирование сельскохозяйственной отрасли – тема несомненно актуальная, о чем свидетельствует многочисленные исследования. Несмотря на это, в нашей стране до сих пор не выработано единой позиции относительно того, какие из мер государственной политики наиболее эффективно сказываются на развитии сельскохозяйственной отрасти. При решении вопроса совершенствования государственного регулирования аграрной отрасли неотъемлемо рассматривается и вопрос регулирования качества производимой продукции и ее безопасности для потребителя. От решения проблемы качества продукции агропроизводства зависит национальная безопасность России, в связи с этим рассмотрена сущность и соотношение таких понятий, как «продовольственная безопасность» и «безопасность продукции», а также поставлен вопрос обеспечения качества агропродукции в рамках осуществления мер государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Муратова Елена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOVERNMENT REGULATION AS A TOOL FOR ENSURING THE AGRICULTURAL PRODUCTS SAFETY

As evidenced by numerous studies the issues of government regulation in the agricultural industry are undoubtedly of a relevant topic. Despite this, in our country, no unified position regarding which of the public policy measures most efficiently affect the development of the agricultural industry has yet been developed. When addressing the issue of improving the government regulation in the agricultural sector, the issue of regulating the quality of produced products and their safety for consumers is inextricably considered. The national security of Russia depends on solving the issue of the quality of agricultural production, and in this regard, the essence and correlation of such concepts as the “food security” and the “product safety” have been examined, and what is more there has been raised the issue of ensuring the quality of agricultural products in the framework of government regulation.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АГРОПРОДУКЦИИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АГРОПРОДУКЦИИ

THE GOVERNMENT REGULATION AS A TOOL FOR ENSURING THE AGRICULTURAL PRODUCTS SAFETY

Муратова Елена, к.э.н., доцент кафедры менеджмента Пермского аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Muratova Helen, Ph.D (economics), assistant professor of Management Department of Pryanishnikov State Agrarian and Technological University in Perm

Аннотация. Вопросы государственного регулирование сельскохозяйственной отрасли - тема несомненно актуальная, о чем свидетельствует многочисленные исследования. Несмотря на это, в нашей стране до сих пор не выработано единой позиции относительно того, какие из мер государственной политики наиболее эффективно сказываются на развитии сельскохозяйственной отрасти. При решении вопроса совершенствования государственного регулирования аграрной отрасли неотъемлемо рассматривается и вопрос регулирования качества производимой продукции и ее безопасности для потребителя. От решения проблемы качества продукции агропроизводства зависит национальная безопасность России, в связи с этим рассмотрена сущность и соотношение таких понятий, как «продовольственная безопасность» и «безопасность продукции», а также поставлен вопрос обеспечения качества агропродукции в рамках осуществления мер государственного регулирования.

The abstract. As evidenced by numerous studies the issues of government regulation in the agricultural industry are undoubtedly of a relevant topic. Despite this, in our country, no unified position regarding which of the public policy measures most efficiently affect the development of the agricultural industry has yet been developed. When addressing the issue of improving the government regulation

УДК 639.37

DOI:10.24411/2588-0209-2019-10107

in the agricultural sector, the issue of regulating the quality of produced products and their safety for consumers is inextricably considered. The national security of Russia depends on solving the issue of the quality of agricultural production, and in this regard, the essence and correlation of such concepts as the "food security" and the "product safety" have been examined, and what is more there has been raised the issue of ensuring the quality of agricultural products in the framework of government regulation.

Ключевые слова: агропродукция, продовольственная безопасность, государственное регулирование, государственная политика, качество

Keywords: agricultural products, food security, government regulation, public policy, quality.

Государственное регулирование сельскохозяйственной отрасли составляет стратегически важную и неотъемлемую часть государственной политики России. Сегодня государственная политика в области регулирования агросферы осуществляется с учетом требований и рекомендаций международного сообщества в рамках договора о присоединении к Марракешскому соглашению [1]. Требования Соглашения по сельскому хозяйству касаются трех сфер государственного регулирования: доступ на рынок, внутренняя поддержка, экспортная конкуренция.

Государственная поддержка сельскохозяйственной отрасли в настоящее время должна быть нацелена на результат в трех направлениях:

1) сокращение государственных бюджетных расходов;

2) повышение конкурентоспособности российских сельхозпроизводителей и, соответственно, рентабельности отрасли в целом;

3) повышение качества жизни сельского населения.

Для решения поставленных задач необходимо введение эффективной системы контроля качества агропродукции со стороны государственных органов в рамках обеспечения безопасности продуктов питания. Понятия «качество» и «безопасность» агропродукции тесно связаны между собой, поскольку безопасность является базовым требованием к показателям и характеристикам качества продукции [5].

Повышение конкурентоспособности агропродукции на внешнем и внутреннем рынках сбыта, выраженное в увеличении объемов выпускаемой продукции при сохранении рентабельности производства, сегодня следует рассматривать в качестве одной из основных целей государственного регулирования сельхозотрасли. Однако важно отметить, что это не должно отразиться на качестве продукции, и, соответственно, ее безопасности.

Законодательно определены не только общие принципы, цели, задачи и направления государственной политики в сфере развития отрасли сельского хозяйства, но также ключевые точки воздействия (группы субъектов, виды производств, виды отношений) для целей государственного регулирования. Основные направления государственной поддержки аграрной отрасли определены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [10]. Ее законодательная база имеет трехуровневую структуру:

1) федеральный уровень - федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, решения Совета безопасности;

2) региональный уровень субъектов РФ - нормативно- правовые акты региональных органов государственного управления;

3) местный уровень - нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Реализация государственной политики Российской Федерации в области сельского

хозяйства осуществляется с использованием программно-целевого и проектного методов государственного управления. Основным программным документом на сегодняшний день является «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 [10]. Ключевые направления господдержки сгруппированы по блокам, преследующим достижение общей цели - развитие и обновление материально-технической базы, улучшение условий торговли и производства агропродукции, а также повышение ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.

Государственная поддержка сельскохозяйственной отрасли в нашей стране представлена системой методов и механизмов воздействия на различные аспекты ее функционирования:

- поддержка малого и среднего предпринимательства;

- софинансирование ставок по сельскохозяйственным кредитам и страховых премий по программам страхования урожая;

- развитие инфраструктуры и торгово-распределительных центров;

- программы поддержки экспорта и импортозамещение.

Как член Всемирной торговой организации, Россия, при формировании государственной политики, касающейся развития сельскохозяйственной отрасли, должна учитывать рекомендации и придерживаться политики данной организации в сфере регулирования мирового рынка сельхозпродукции, которая направлена на обеспечение равных условий торговли и добросовестной конкуренции при одновременном сохранении безопасности агропродукции и ее качества.

Качество произведенной сельскохозяйственной продукции зависит от таких факторов, как:

- состояние, физико-химические и иные свойства средств производства и используемых при производстве ресурсов: например, качество (химический состав) почвы, воды, сырья (семена, саженцы), удобрений и проч.;

- природно-климатические и биологические условия местности: длина солнечного дня, влажность, температура, уровень радиации, чистота воздуха, ветреность, наличие паразитов и прочие;

- технологии производства, техническое и технологическое оснащение производства;

- квалификация персонала;

- санитарно-эпидемиологическое состояние производственных помещений и другие [13, с. 274].

Кроме того, качество зависит от применяемых на производстве стандартов и нормативов. Все перечисленные факторы поддаются человеческому контролю в рамках контроля производственного процесса. Поэтому создание эффективной системы контроля

качества агропродукции является одной из задач государственных органов в рамках обеспечения безопасности продуктов питания. [15, с. 8].

В рамках Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации вводится понятие «продовольственная безопасность», под которым понимается такое состояние национальной экономики, при котором «...обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни» [9]. Доктриной также вводятся показатели и критерии продовольственной безопасности в виде количественных или качественных характеристик. Таких показателей определено 14, и среди них нет определяющих уровень соответствия между качеством и безопасностью производимой продукции [9].

Согласно техническому регламенту «О безопасности пищевой продукции», безопасность пищевой продукции формулируется как «состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения» [2]. В то же время Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» дается иное определение - «.состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений» [5]. Помимо всего прочего, к пищевой продукции относятся продукты животного и растительного происхождения в натуральном или переработанном виде, предназначенные для употребления в пищу, а также продовольственное сырье. Продукция сельского хозяйства, безусловно, входит в данный перечень, а, значит, на нее также распространяется действие нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности пищевой продукции.

На территории России и Таможенного союза уже сформирована нормативно-правовая база, направленная на обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, разработаны стандарты качества на национальном и межнациональном уровнях. Кроме того, продолжается работа по соответствию российской системы сертификации качества к международным нормам и стандартам. Для этого ведутся работы по разработке и утверждению технических регламентов, которые будут устанавливать требования к производству качественных продовольственных товаров, соответствующим всем нормам безопасности.

Нормативы качества пищевой продукции и ее безопасности определены техническими регламентами Таможенного союза (рисунок 1).

Технический регламент ТС «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС-021-2011)

Технический регламент ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС -022-2011)

Технический регламент

ТС «О безопасности зерна» (ТР ТС-015-2011)

Другие технические регламенты ТС

Рисунок 1 - Технические регламенты Таможенного союза, регулирующие безопасность

сельхозпродукции [12, с. 95]

Они содержат требования к различным аспектам производства и реализации сельскохозяйственной продукции: хранение, перевозка, обработка, содержание производственных помещений, использование технологического инвентаря, порядок и полнота указания данных при маркировке и на упаковке, утилизация и др. Разработаны и утверждены единые формы документов подтверждения соответствия качества -декларация соответствия и сертификат соответствия, схемы декларирования продукции и иные административные процессы.

Помимо обязательного подтверждения качества агропродукции техническими регламентами Таможенного союза, действует система добровольной сертификации, подтверждающая соответствие пищевой продукции нормам государственных стандартов качества России - ГОСТам.

Исследование сельскохозяйственной продукции подтверждает, что безопасность продуктов, например, отрасли растениеводства, в значительной степени зависит от степени загрязнения окружающей среды - среды обитания растений [12]. При этом чаще всего загрязнение окружающей среды происходит отходами тех же сельскохозяйственных предприятий, которые эту продукцию выпускают: промышленными отходами, пестицидами, применяемыми в сельском хозяйстве, стоками животноводческих ферм и комплексов. Произрастание в загрязненной среде влечет за собой не только ухудшение качества продукции растениеводства, но и повышает ее токсичность и непригодность к употреблению.

Ответственность за обеспечение безопасности сельскохозяйственной продукции в нашей стране несут Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Ростехрегулирование, а также иные органы государственной власти, осуществляющие контроль в рамках своей компетенции. К ним, например, относится Федеральная таможенная служба России, занимающаяся проверкой документов соответствия качества импортируемой продукции (Положение о Федеральной таможенной службе, п.5.3.6. [8].

Органы государственной власти, ответственные за обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, кроме разработки государственной политики, осуществляют деятельность по:

а) разработке и реализации федеральных целевых и научно- технических программ по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

б) государственному нормированию в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

в) организации и осуществлению государственной регистрации отдельных видов пищевых продуктов, материалов и изделий;

г) организацию обязательного подтверждения соответствия отдельных видов пищевых продуктов, материалов и изделий и другие [5].

Контрольно-надзорная функция государственных органов в этой области имеет особое значение. Она осуществляется с помощью:

- ведение реестров производителей и государственной регистрации отдельных видов пищевых продуктов;

- контроля и учета документов соответствия;

- аккредитации организаций, ответственных за выдачу таких документов и их дальнейшей проверки;

- мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов и иных мер согласно действующему законодательству [7].

Несоблюдение агропроизводителями законодательных норм в области обеспечения качества реализуемой продукции влечет за собой уголовную ответственность (ст. 238 Уголовного Кодекса Российской Федерации) [3].

В рамках государственного регулирования обеспечения качества и безопасности агропродукции актуальны такие направления, как экологизация сельскохозяйственной деятельности, разработка и внедрение систем экологического менеджмента на производстве, повышение уровня инновационной и научной активности в отрасли, регулирование генно-инженерное деятельности и другие.

Федеральным законом от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» установлены принципы, задачи и порядок организации данного вида деятельности в России, в том числе при производстве сельскохозяйственной продукции. Государственное регулирование генно-инженерной деятельности осуществляется в рамках выполнения ряда задач, среди которых основными являются повышение эффективности сельского хозяйства, охрана здоровья и улучшение условий жизни населения [4]. Данным федеральным законом устанавливаются общие положения об обеспечении мер безопасности при осуществлении генно-инженерных работ и реализации генно-модифицированных продуктов.

В частности, с июля 2016 года в России запрещено выращивание и разведение генно-модифицированных растений и животных, посадка генно-модифицированных семян, а также заметно ограничен ввоз генно-модифицированных продуктов.

Отдельно следует упомянуть о мерах внутренней поддержки сельскохозяйственной отрасли, применяемых в странах ВТО - так называемые «корзины»: «янтарная», «голубая» и «зеленая» (рисунок 2). [9]

Янтарная корзина •оказывают искажающее воздействие на внешнюю торговлю, создают экономические преимущества национальным производителям

Зеленая корзина •не оказывают искажающего влияния на внешнюю торговлю, не предполагают перераспределение средств потребителей, не предусматривают поддержание цен производителей

Голубая корзина •включают в себя программы, направленные на самоограничение производства •Актуальны для стран с выскоим уровнем развитие с/х

Рисунок 2 - Меры внутренней поддержки сельского хозяйства в странах ВТО [16]

Среди направлений государственной поддержки в рамках мер «зеленой корзины» можно выделить те, которые призваны повысить и обеспечить должный уровень качества и безопасности сельскохозяйственной продукции:

- борьба с вредителями и болезнями;

- научно-исследовательские программы;

- услуги по подготовке кадров;

- услуги по распространению знаний и опыта, консультационные услуги;

- выплаты в рамках программ защиты окружающей среды;

- субсидии на агрохимическое тестирование почвы [16].

ВГосударственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и ее подпрограммах запланированы следующие мероприятия по повышению качества и безопасности сельскохозяйственной продукции:

- развитие элитного семеноводства;

- развитие производства растениеводческой продукции в защищенном грунте;

- развитие питомниководства;

- племенное животноводство и другие [10].

Проблема производства безопасной пищевой продукции является комплексной, поскольку связана с множеством иных проблем: экологических, экономических и социально-демографических. Среди них можно выделить загрязнение окружающей среды, ухудшение генофонда (рост заболеваемости в связи с употреблением продуктов низкого качества), снижение конкурентоспособности производства, снижение доходов товаропроизводителей и прочих.

В рамках решения проблемы улучшения экологии европейские государства предлагают осуществлять финансирование фермеров как производителей органической продукции, так как считают фермерство «...более благоприятным для обеспечения безопасности пищевых продуктов в сравнении с традиционными методами производства и более устойчивым в долговременной перспективе» [14, с. 96]. Производство безопасной

органической сельскохозяйственной продукции обеспечит наполнение рынка, в том числе и российского, качественными, биологически полноценными и экологически безопасными продуктами питания.

Снижение качества продукции, в свою очередь, вызовет негативные последствия для сельскохозяйственной отрасли. Прежде всего это отразится на снижении спроса, продаж и соответственно прибыли агропредприятий, что понесет за собой рост количества убыточных сельскохозяйственных организаций и увеличение расходов на оказание поддержки со стороны государства.

Таким образом, и государство и сельхозтоваропроизводители должны уделять особое внимание качеству и безопасности выпускаемой продукции для обеспечения стабильно высоких доходов отрасли и национальной экономики.

Список использованной литературы

1. Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994г.». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 132721/ (дата обращения: 03.12.2019).

2. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (ред. от 10.06.2014) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15.12.2011.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

4. Федеральный закон от 05.07.1996 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 08.07.1996, N 28, ст. 3348.

5. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Российская газета, N 5, 10.01.2000.

6. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О техническом регулировании» // Российская газета, N 245, 31.12.2002.

7. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О развитии сельского хозяйства» // Российская газета, N 2, 11.01.2007.

8. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 03.06.2019) «О Федеральной таможенной службе» // Собрание законодательства РФ, 23.09.2013, N 38, ст. 4823.

9. Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Российская газета, N 21, 03.02.2010.

10. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 08.02.2019) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Собрание законодательства РФ, 06.08.2012, N 32, ст. 4549.

11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 N 36 (ред. от 06.07.2011) «О введении в действие Санитарных правил» //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская газета, N 106, 15.06.2002 (Постановление).

12. Воронин Б.А., Воронина Я.В. Технические регламенты в области сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия137 // Аграрный Вестник Урала. Издательство: Уральский государственный аграрный университет (Екатеринбург). 2016. №7 (149). С. 93-97.

13. Гатауллин Р.Ф., Аскаров А.А. и др. Организационно-экономические формы и эффективные методы государственного регулирования сельского хозяйства // Экономика региона. - 2019. - №2. - С. 272-282.

14. Зенина Е.А., Ефремова Е.Н. Безопасность пищевой продукции //Гуманитарные и экономические науки. Изд-во: Волгоградский филиал Автономной некоммерческой организации высшего образования Московского гуманитарно-экономического университета (Волгоград). 2017. №1(10). C. 94-96.

15. Климова Н.В., Семак Н.А. Государственная поддержка сельского хозяйства как фактор повышения конкурентоспособности экономики России // Научный журнал КубГАУ. 2018. № 100. С. 1-21.

16. Нарынбаева А.С. Методические основы унификации форм и методов совокупной государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в условиях ЕАЭС // Вестник НГАУ. - 2019. - № 1(38). - С. 168-174

17. Черданцев В.П. Правовое обеспечение вопросов продовольственной безопасности при закупках агропродукции// Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» 19 мая 2019 Ссылка: http://inter-legal.ru/pravovoe-obespechenie-voprosov-prodovolstvennoj-bezopasnosti-pri-zakupkah-agroproduktsii-rabot-i-uslug-dlya-obshhestvennyh-nuzhd

18. Agreement on Agriculture. URL: https://www.wto.org/english/docs_e /legal_e/14-ag_01_e.htm (дата обращения: 03.12.2019).

Spisok ispol'zovannoj literatury

1. Protokol ot 16.12.2011 «O prisoedinenii Rossijskoj Federacii k Marrakeshskomu soglasheniyu ob uchrezhdenii Vsemirnoj torgovoj organizacii ot 15.04.1994g.». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 132721/ (data obrashcheniya: 03.12.2019).

2. Reshenie Komissii Tamozhennogo soyuza ot 09.12.2011 N 880 (red. ot 10.06.2014) «O prinyatii tekhnicheskogo reglamenta Tamozhennogo soyuza «O bezopasnosti pishchevoj produkcii» // Oficial'nyj sajt Komissii Tamozhennogo soyuza http://www.tsouz.ru/, 15.12.2011.

3. Ugolovnyj kodeksRossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 04.11.2019) // Sobranie zakonodatel'stva RF», 17.06.1996, N 25, st. 2954.

4. Federal'nyj zakon ot 05.07.1996 N 86-FZ (red. ot 03.07.2016) «O gosudarstvennom regulirovanii v oblasti genno-inzhenernoj deyatel'nosti» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 08.07.1996, N 28, st. 3348.

5. Federal'nyj zakon ot 02.01.2000 N 29-FZ (red. ot 23.04.2018) «O kachestve i bezopasnosti pishchevyh produktov» // Rossijskaya gazeta, N 5, 10.01.2000.

6. Federal'nyj zakon ot 27.12.2002 N 184-FZ (red. ot 28.11.2018) «O tekhnicheskom regulirovanii» // Rossijskaya gazeta, N 245, 31.12.2002.

7. Federal'nyj zakon ot 29.12.2006 N 264-FZ (red. ot 25.12.2018) «O razvitii

sel'skogo hozyajstva» // Rossijskaya gazeta, N 2, 11.01.2007.

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.09.2013 N 809 (red. ot 03.06.2019) «O Federal'noj tamozhennoj sluzhbe» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 23.09.2013, N 38, st. 4823.

9. Ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2010 N 120 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta, N 21, 03.02.2010.

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.07.2012 N 717 (red. ot 08.02.2019) «O Gosudarstvennoj programme razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 06.08.2012, N 32, st. 4549.

11. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 14.11.2001 N 36 (red. ot 06.07.2011) «O vvedenii v dejstvie Sanitarnyh pravil» // Rossijskaya gazeta, N 106, 15.06.2002 (Postanovlenie).

12. Voronin B.A., Voronina YA.V. Tekhnicheskie reglamenty v oblasti sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya137 // Agrarnyj Vestnik Urala. Izdatel'stvo: Ural'skij gosudarstvennyj agrarnyj universitet (Ekaterinburg). 2016. №7 (149). S. 9397.

13. Gataullin R.F., Askarov A.A. i dr. Organizacionno-ekonomicheskie formy i effektivnye metody gosudarstvennogo regulirovaniya sel'skogo hozyajstva // Ekonomika regiona. - 2019. - №2. - S. 272-282.

14. Zenina E.A., Efremova E.N. Bezopasnost' pishchevoj produkcii //Gumanitarnye i ekonomicheskie nauki. Izd-vo: Volgogradskij filial Avtonomnoj nekommercheskoj organizacii vysshego obrazovaniya Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo universiteta (Volgograd).

2017. №1(10). C. 94-96.

15. Klimova N.V., Semak N.A. Gosudarstvennaya podderzhka sel'skogo hozyajstva kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti ekonomiki Rossii // Nauchnyj zhurnal KubGAU.

2018. № 100. S. 1-21.

16. Narynbaeva A.S. Metodicheskie osnovy unifikacii form i metodov sovokupnoj gosudarstvennoj podderzhki sel'hoztovaroproizvoditelej v usloviyah EAES // Vestnik NGAU. -

2019. - № 1(38). - S. 168-174

17. CHerdancev V.P. Pravovoe obespechenie voprosov prodovol'stvennoj bezopasnosti pri zakupkah agroprodukcii// Elektronnoe setevoe izdanie «Mezhdunarodnyj pravovoj kur'er» 19 maya 2019 Ssylka: http://inter-legal.ru/pravovoe-obespechenie-voprosov-prodovolstvennoj-bezopasnosti-pri-zakupkah-agroproduktsii-rabot-i-uslug-dlya-obshhestvennyh-nuzhd

18. Agreement on Agriculture. URL: https://www.wto.org/english/docs_e /legal_e/14-ag_01_e.htm (data obrashcheniya: 03.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.