ТЕМА НОМЕРА
1Т1
УДК 631.1:338.43
Повышение качества пищевой продукции -
ключевой приоритет реализации
государственной политики Российской Федерации в области здорового питания
В. Н. Иванова, д-р экон. наук, профессор; С. Н. Серёгин, д-р экон. наук, профессор Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского
Питание - один из фундаментальных факторов, определяющих здоровье человека и сохранение генофонда нации. Рациональное и сбалансированное питание обеспечивает необходимые условия для нормального физического и умственного развития, оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, способствует профилактике заболеваний, увеличению продолжительности и повышению качества жизни населения.
В настоящее время в Российской Федерации для контроля качества питания создана многоуровневая
система постоянного мониторинга, которая включает наблюдение, обеспечивающее получение информации о доступности пищевых продуктов на основе баланса продовольственных ресурсов. В рамках плана мероприятий по реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» Росстат совместно с Институтом питания проводят оценку потребления пищевых продуктов; также проводятся эпидемиологические исследования, основанные на оценке фактического (индивидуального) питания с параллельным изучением пищевого статуса (обе-
спеченности организма пищевыми веществами и энергией) и основных показателей здоровья.
Политика в области здорового питания начала реализовываться еще в СССР, когда в 1939 г. впервые было проведено обогащение муки рядом витаминов, а в середине 50-х годов проводились целенаправленные мероприятия по профилактике дефицита йода для борьбы с эндемическим зобом; тогда же были определены регионы, в которые должна была поставляться йодированная соль.
В 1951 г. Минздравом СССР были утверждены нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах; впоследствии в 1989 г. был разработан общий документ -«Медико-биологические требования и санитарные нормы качества продовольственного сырья и пищевых продуктов».
На основе принятых документов планировалось производство сельскохозяйственного сырья и его промышленная переработка, осуществлялся контроль за состоянием питания и качеством пищевой продукции. В стране существовала система подготовки специалистов всех уровней для работы в различных отраслях агропромышленного комплекса, в том числе по гигиене питания и диетологии; реализовывались образовательные программы для населения.
Государственная политика в области здорового питания населения получила дальнейшее развитие после Римской Конференции 1992 г., и начиная с 1995 г. на основе межведомственного взаимодействия и объединения усилий государства, науки и образования формируется единая государственная политика Российской Федерации в области здорового питания.
Основными элементами здорового питания являются: безопасность продуктов питания (биологическая, химическая, радиационная); полноценность, калорийность и сбалансированность питания; соблюдение режимов питания.
Реализация государственной политики в области здорового питания постоянно трансформируется с учетом меняющейся социально-экономической ситуации; проблемы качества и безопасности продуктов питания находятся под постоянным вниманием государства.
В последние годы благодаря проводимой демографической политике в целом по стране с 2011 г. наблюдается естественный прирост населения на 0,2%. На 1 января 2014 г. по оценке Росстата в России насчитывалось 143, 6 млн человек, из которых 37 млн человек проживают в сельской местности.
Качество продуктов питания является важнейшим фактором формирования здорового образа жизни и здоровья граждан России. Вместе с тем наблюдаемая в настоящее время тенденция, связанная с ростом поступления на продовольственный рынок пищевых продуктов низкого качества и фальсифицированной продукции, объем которой по экспертным оценкам составляет от 30 до 70%, приводит к росту различных заболеваний. Так по данным Роспо-требнадзора и НИИ питания РАМН, свыше 30% заболеваний обусловлены нарушением питания.
Происходящее за последнее время изменение характера труда и социальное расслоение привело к изменению структуры питания населения России - меньше стали потреблять хлеба, картофеля, и одновременно незначительно выросло потребление мясных продуктов, рыбы, молочных продуктов, фруктов, овощей и сахара. При некотором возрастании суммарной калорийности рациона отмечается увеличение содержания жира с 31,0 до 36,3% и сахара с 12,0 до 13,4% (рекомендуемое потребление жира составляет не более 30,0%, а сахара - 10,0%).
Ниже приводятся данные по составу пищевых веществ и калорийности потребленных продуктов питания в домашних хозяйствах Российской Федерации за 1990-2013 гг. (см. таблицу).
Состав пищевых веществ и калорийность потребленных продуктов питания в домашних хозяйствах Российской Федерации (на одного человека в сутки)
Показатели 1990 2000 2005 2010 2011 2012 2013
Белки, г 74 62 71 76,6 76,7 77,5 78,1
Белки, % калорийности 11,4 10,3 10,7 11,6 11,6 11,7 11,8
Жиры, г 98 82 96 104,5 104,7 105,3 106,2
Жиры, % калорийности 34 30,8 32,8 35,4 35,9 35,7 36,3
Углеводы, г 349 351 368 348,4 340,6 341,0 336,5
Калорийность рациона, ккал 2590 2394 2630 2653 2624 2633 2626
в том числе в продуктах животного происхождения, % 35,9 26,3 27,3 31,2 31,9 32,3 33,0
1994
1996 1998 2000
ИИМТ
2001
2002
2005 2012
2003 2004
ЛОЖ
Рис. 1. Доля избыточной массы тела (ИМТ) и ожирения (ОЖ) среди детей 3-18 лет в Российской Федерации, %
30.0
1994 1996 199В 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2012
— Женщины - Мужчины
Рис. 2. Доля ожирения среди мужчин и женщин в Российской Федерации, %
Изменение структуры питания с превышением калорийности рациона над энерготратами приводит к росту избыточной массы тела и ожирению. Во второй половине 2000-х годов отмечался существенный рост распространенности избыточной массы тела и ожирения среди детей. Об этом свидетельствуют фактические данные, представленные на рис 1. Особенно впечатляющим представляется рост частоты этих состояний в период с 2005 по 2012 гг., при этом увеличение наблюдалось в различных возрастных группах детей.
Результаты проведенных исследований состояния питания различных групп взрослого населения в 19942012 гг. показывают рост потребления жира (свыше 35% по калорийности)
и как следствие этого мы видим увеличение распространенности ожирения среди мужчин и женщин (рис. 2).
Детерминированная структура питания при потреблении пищевых продуктов низкого качества является основой причиной развития ряда заболеваний - сахарного диабета, сердечно-сосудистых и др. (рис. 3).
Сложившаяся ситуация с качеством потребляемых пищевых продуктов усугубляется несанкционированным использованием в животноводстве ветеринарных лекарственных препаратов, что приводит к контаминации пищи и негативным последствиям для здоровья человека со снижением продолжительности жизни. Несбалансированность питания и низкое качество продуктов приводят к бо-
—•— сахарный диабет ■ болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением Рис. 3. Количество больных с установленным диагнозом (на 100000 населения)
35
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013
цц болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
—i— болезни системы кровообращения Рис. 4. Установленные диагнозы заболеваний (на 1000 населения)
лезням эндокринном системы и росту заболеваний системы кровообращения (рис. 4).
В настоящее время базовые документы, на основе которых реализуется политика в области здорового питания, следующие:
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 30 января 2010 г. № 120;
Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г., утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. №1873-р;
План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 1134-р.
Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации определено, что продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных факторов сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем
гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Доктриной продовольственной безопасности определено понятие «социальное питание» как организация здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы, а также предусмотрено формирование механизмов оказания адресной помощи группам населения с низкими доходами.
Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка закреплены Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы».
В 2014-2015 учебном году охват обучающихся питанием дневных образовательных организаций составил 78,5% от общего числа обучающихся. Рекомендованное меню разрабатывается в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами с учетом необходимого количества основных пищевых веществ и калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся.
В настоящее время в России проводятся научные исследования по раци-
ональным нормам потребления пищевых продуктов с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, Московской Декларации, принятой на Министерской конференции ВОЗ (Москва, май 2011 г.), Политической декларации, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН (Нью-Йорк, сентябрь 2011 г.), по снижению уровня потребления насыщенных жиров, трансизомеров жирных кислот, сахара и соли, увеличению потребления фруктов и овощей.
В основе формирования приоритетов здорового образа жизни ключевой акцент делается на популяризации культуры здорового питания и ведению активного образа жизни. Ежегодно в средствах массовой информации, сети Интернет реализуются масштабные рекламные кампании о здоровом образе жизни.
В этих же целях регулярно проводятся форумы и конференции - такие, как ежегодный Всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России», Всероссийский конгресс диетологов и нутрициоло-гов «Питание и здоровье», Международный форум «Здоровье человека и питание». Все проводимые мероприятия направлены на объединение усилий государства, общественных и научных организаций, бизнеса в целях сохранения и укрепления здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни.
Решение проблемы качества пищевой продукции во многом определяется состоянием и совершенствованием нормативно-правовой и методической базы в области качества и безопасности пищевой продукции. В 1989 г. в СССР был разработан единый документ - «Медико-биологические требования и санитарные нормы качества продовольственного сырья и пищевых продуктов», в котором регламентировалось содержание контаминантов в продовольственном сырье и пищевых продуктах.
В области безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в Российской Федерации и на территории ЕАЭС контролируется более 7 тыс. санитарно-эпидемиологических показателей, из них более 3 тыс. показателей было гармонизировано при подготовке нормативной базы Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам.
С 2010 г. в рамках Таможенного союза действуют Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. №299.
Действия принятых нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности пищевой продукции
млрд руб.
130 -| 120 ■ ПО -100 -90 ■ 80 ■ 70 -
1 1 - - - -
2008 2009 2010 2011 2012 2013 Рис. 5. Динамика роста объемов реализации обогащенных/функциональных пищевых продуктов на российском рынке, млрд руб.
для единой таможенной территории теперь распространены для стран участниц ЕАЭС. Нормативно-правовая база включает в себя следующие технические регламенты:
О безопасности пищевой продукции ( ТР ТС 021/2011);
Технический регламент на мас-ложировую продукцию (ТР ТС 024 / 2011);
Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (ТР ТС 023/ 2011);
О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания (ТР ТС 024/2012);
О безопасности молока и молочной продукции (ТР ТС 033/2013);
О безопасности мяса и мясной продукции (ТР ТС 034/2013);
О безопасности зерна (ТР ТС 015 / 2012);
Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств (ТР ТС 029/2012);
Пищевая продукция в части ее маркировки (ТР ТС 022/2011).
Этими актами установлены обязательные требования к соответствующей продукции, к процессам производства, хранения, перевозки, реализации, а также по предупреждению действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Наряду с принятием указанных документов законодательство в сфере качества и безопасности пищевой продукции совершенствуется в части ее гармонизации с международными документами в области здорового питания - такими, как «Глобальная стратегия ВОЗ в области безопасности пищевых продуктов», «Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью», а также стандартами Комиссии «Кодекс Али-ментариус» (ККА) и др.
Россия, являющаяся членом ВТО, сохранила за собой право устанавливать более жесткие требования по сравнению с международными, если того требует уровень защиты, установленный на территории Российской Федерации на основе системы оценки рисков.
По данным ежегодных статистических отчетов Роспотребнадзора установлено, что в целом по Российской Федерации произошло снижение доли проб пищевой продукции, не соответствовавшей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, с 7,04% в 1996 г. до 4,36% в 2014 г.
Несоответствие пищевой продукции нормативам по санитарно-химическим показателям (включавшим в себя показатели химической
загрязненности и физико-химические показатели, характеризующие качество продукции) также снизилось с 5,72% в 1996 г. до 2,77% в 2012 г.
По данным 2014 г. отмечается некоторое снижение удельного веса проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям в большинстве групп продуктов («мясо и мясопродукты», «молоко и молочные продукты», «рыба, нерыбные объекты промысла и продукты, вырабатываемые из них») как импортного, так и отечественного производства.
По результатам проведенных мероприятий по контролю за качеством потенциально опасная пищевая продукция изымалась из обращения. Из года в год происходило снижение как количества партий продукции, изъятой из обращения (с 379 036 партий в 2006 г. до 72948 партий в 2014 г.), так и объема изъятой продукции (с 14025208 кг в 2006 г. до 19 49772 кг в 2014 г.).
Увеличение количества забракованной продукции импортного производства в 2014 г. произошло в группах «молоко и молочные продукты» (5655 кг против 1506 в 2013 г.), «рыба, нерыбные объекты промысла и продукты, вырабатываемые из них» (51274 кг против 7915 в 2013 г.), «кондитерские изделия» (54095 кг против 2231 в 2013 г.), «плодоовощная продукция» (251884 кг против 79383 в 2013 г.), «плоды и ягоды» (72010 кг против 5550 в 2013 г.) и др.
Особо актуальной для настоящего периода становится проблема безопасности пищевых продуктов, полученных с применениями новых технологий - биотехнологий, на-нотехнологий и ГМО. При этом вопрос безопасности новых технологий продукции, полученной с их помощью, становится важным не только для стран, использующих такие технологии, но и для стран, импортирующих продукцию, полученную с применением этих технологий. В Российской Федерации в настоящее время генно-
инженерно-модифицированные сельскохозяйственные культуры не выращиваются.
Разработка системы оценки безопасности ГМО, действующей в Российской Федерации, была начата в 1995-1996 гг. На сегодняшний день система не только обобщает весь отечественный и зарубежный опыт, но и включает новейшие научные подходы, основанные на достижениях современной фундаментальной науки. Разработаны, стандартизированы и утверждены порядок и методы контроля за пищевой продукцией, произведенной из ГМО растительного происхождения. В условиях общемировой тенденции увеличения использования ГМО растительного происхождения система контроля за оборотом ГМО является гарантией обеспечения необходимого уровня безопасности страны.
Работа по улучшению структуры и качества питания различных групп населения должна выстраиваться на путях проведения постоянного мониторинга за состоянием питания различных групп населения и выявления взаимосвязи питания с показателями здоровья, чтобы обеспечить своевременное принятие решений по снижению рисков, связанных с состоянием здоровья населения.
Создание продуктов здорового питания предусматривает разработку и промышленный выпуск широкого ассортимента обогащенных продуктов, продуктов заданного химического состава, пищевых продуктов со сниженной калорийностью, пониженным содержанием животных жиров, сахаров и соли, специализированных продуктов для питания беременных и кормящих женщин, детей различного возраста, спортсменов, диетических и функциональных пищевых продуктов, диетических добавок. За последние годы рынок этих продуктов динамично развивается, и в стоимостном выражении по оценкам специалистов он приблизился к отметке 125 млрд рублей (рис. 5).
Для активного проведения в жизнь принципов здорового питания необходимо совершенствовать образовательные программы данного направления с участием средств массовой информации и социальной рекламы. Проводимая в настоящее время работа недостаточна для формирования целенаправленной мотивации на изменение привычек, обеспечивающих сохранение здоровья и снижение риска алиментарно-зависимых состояний и заболеваний; поэтому требуется создание и реализация многоуровневой системы непрерывного обучения всех групп населения по вопросам здорового питания и пропаганды здорового образа жизни в массах.
Президентом России 26 июня 2015 г. Пр-1259 дано поручение правительству разработать национальную Стратегию повышения качества пищевой продукции до 2030 г. Для обеспечения надежного государственного контроля качества и безопасности пищевой продукции, реализуемой через различные каналы сбыта, поручение обязывает заинтересованные органы государственной власти разработать и внедрить комплексную систему прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции.
В реализации поручения Президента России важнейшая роль отводится пищевой и перерабатывающей промышленности, формирующей основную долю всего продовольственного рынка страны. В то же время ее дальнейшее развитие требует существенного технического и технологического перевооружения с привлечением фундаментальной и прикладной науки для создания высокоэффективных технологий переработки и хранения пищевой продукции гарантированного качества.
Повышение качества выпускаемой продукции имеет не только фундаментальное социальной значение, связанное с сохранением здоровья и укрепления генофонда нации, но также обеспечивает повышение конкурентоспособности отраслей пищевой промышленности на внутреннем и внешних продовольственных рынках. Это тем более важно в условиях интеграции российского АПК в международную систему товарообмена, участием его в формате работы в рамках ЕАЭС и зон свободной торговли. По прогнозам Минсельхоза США в предстоящем десятилетии ожидается понижающий тренд в ценовой конъюнктуре на продовольствие. И в этой связи особо важным становится поддержка научных исследований и внедрение в промышленное производство современных технологических решений с целью диверсификации производства, рас-
ширения ассортимента выпускаемой продукции и повышения ее качества. Только в этих условиях можно добиться повышения производительности труда и как следствие -удешевления стоимости производимой продукции.
Наряду с июньским поручением Президента продолжается укрепление роли государства в обеспечении качества пищевой продукции, что закреплено в новой редакции Доктрины продовольственной безопасности России, которая в настоящее время находится на согласовании в федеральных органах власти.
В новой редакции Доктрины продовольственной безопасности России - раздел 13 - ставится задача создания новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной и рыбной продукции. В разделе 20 указано на необходимость создания национальной системы управления безопасностью и качеством пищевых продуктов с разработкой и внедрением комплексной системы прослеживаемости на всех стадиях жизненного цикла пищевых продуктов и разработки унифицированных требований, предъявляемых к системам контроля безопасности и качества на пищевых предприятиях и гармонизированных с рекомендациями международных организаций.
Обращение на продовольственном рынке продукции ненадлежащего качества связано также с унификацией национальных норм безопасности пищевой продукции с международными стандартами и выполнением обязательств России в рамках ВТО и ЕАЭС.
В разработанном проекте Стратегии повышения качества пищевой продукции до 2030 г. ставится задача развития и совершенствования нормативной базы, создания новой методической базы для оценки соответствия показателей качества пищевой продукции. Предусматривается более строгий подход в сфере государственного регулирования в области качества пищевой продукции, ужесточение административной ответственности за несоблюдение требований к качеству как со стороны производителей, так и продавцов продукции.
В сфере нормативно-правового регулирования будут закреплены в законодательстве о техническом регулировании вопросы обеспечения качества пищевой продукции; для этих целей предусматривается расширение списка регламентируемых показателей за счет новых потенциально опасных контаминантов химической и биологической природы, создающих риск для здоровья на-
селения. Предлагается для отдельных видов пищевых продуктов вводить сортность с градацией качества в зависимости от используемого сырья и ингредиентов.
Важным направлением следует также считать обязательность введения в стандарты организаций и технические условия показателей качества пищевой продукции не ниже нормативно установленных, в том числе требований стандартов ГОСТ и ГОСТ Р на аналогичные продукты, а также создание электронной базы данных стандартов организаций и технических условий с целью их доступности для государственных органов контроля и потребителей.
Поставленная Президентом крупномасштабная задача по обеспечению повышения качества производимой продукции требует серьезной работы с привлечением широкого круга представителей государства, науки, образования, специалистов промышленности, союзов и ассоциаций и общественных организаций.
Прежде всего необходимо провести анализ нормативных документов (законодательные, межгосударственные и национальные стандарты, Сан-ПиНы, техрегламенты, отраслевые нормы). Дело в том, что в настоящее время в сфере обеспечения безопасности продукции действует более 7300 нормативно-технических документов, включая технические регламенты, стандарты, санитарные и ветеринарные нормы и правила.
Проблема повышения качества обострилась в условиях ослабления законодательства и принятия в 2002 г. ФЗ № 184-ФЗ «О техническом регулировании», основным объектом государственного нормирования и контроля окончательно стала безопасность продукции, а решение вопросов качества переведено в добровольно-заявительную плоскость. В этих реалиях бизнес начал минимизировать затраты для получения высоких доходов, при этом многие предприятия перешли на выпуск продукции по техническим условиям, что разрешается действующим законодательством. И сегодня представители бизнеса вправе устанавливать самостоятельно требования к сырью, технологиям, оборудованию и упаковке, что позволяет им выпускать на продовольственный рынок продукцию, отвечающую требованиям безопасности, зачастую игнорируя качественные характеристики продукции.
В законе № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», принятом в 2000 г., разделены понятия качество и безопасность, при этом не определены четкие критерии показателя качества. Таким образом, созданная двухуровневая
система нормативных документов: технические регламенты и национальные стандарты, носящие рекомендательный характер, с образованием Таможенного союза и ЕАЭС вектор регулирования качества переместился снова к нормированию безопасности продукции. И до настоящего времени в законодательных актах отсутствует четкое определение термина качества.
Действующие ГОСТы на выработку продукции перешли в разряд рекомендуемых требований в рамках технического регулирования, но вопрос о правильности этого решения до настоящего времени остается дискуссионным. Вопросы качества и безопасности в свое время были искусственно разделены и, по нашему мнению, когда агропродоволь-ственный рынок получил развитие, исчез дефицит продовольственных товаров, необходимо эти показатели сводить воедино.
Отсутствие четкой и транспорент-ной законодательной и нормативной базы не позволяет органам контроля и надзора обеспечивать в полном объеме соответствующий контроль и не допускать в товарный оборот некачественную и фальсифицированную продукцию. К примеру, сегодня в России стоит остро вопрос об ограничении применения тропических масел при производстве различных видов производственной продукции, объем импорта который достигает 1 млн т в год. По экспертным оценкам на сегодняшний день 25% масла, более 20% творога, более 50% сыров и сгущенного молока не соответствует установленным требованиям по жирнокислотному составу, массовой доле жира, так как при их производстве применяются растительные масла тропического происхождения.
Во многих странах за выпуск недоброкачественной продукции к предпринимателям со стороны государства применяются жесткие меры, связанные с риском потери бизнеса. Так, в Германии средний штраф за реализацию просроченной продукции достигает 20 тыс. евро, аналогичная ситуация в Турции. Максимальный размер штрафов в отдельных случаях может достигать сотен тыс. евро, а в ряде стран помимо штрафных санкций водится запрет на ведение бизнеса в данной сфере. В России за аналогичные действия бизнес подвергается штрафу в размере 30 тыс. руб.
Важным фактором для стимулирования выпуска высококачественной продукции является разработка на федеральном уровне инструментов стимулирования бизнеса на выпуск качественной продукции с присвоением статуса национального продукта; такая практика применя-
ется во всех промышленно развитых странах: Германии, Франции, Великобритании, Японии.
Большое число нарушений при производстве пищевой продукции и обращении товаров связаны с явной фальсификацией, отсутствием сопроводительных документов, недостоверной маркировкой. Все это приводит к преднамеренному введению потребителей в заблуждение, снижению пищевой и биологической ценности, а также способствует недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке.
Контроль за качеством продукции, включая подлинность, является сферой производителя продукции и на практике не может быть полноценно обеспечен из-за низкого уровня ответственности со стороны предприятий за нарушения, связанные с качеством выпускаемой продукции.
Задачи, поставленные Президентом РФ по решению проблемы повышения качества пищевой продукции, могут успешно решаться учеными МГУТУ совместно с отраслевыми НИИ РАН по следующим направлениям:
создание и внедрение порядка разработки, экспертизы и согласования технической документации для производителей пищевой продукции, которая обеспечивает выполнение требований технических регламентов и нормативных документов;
повышение роли федеральных профильных организаций, разработчиков стандартов в оценке адекватности разрабатываемой производителями технической документации (ТУ, СТО и т. п.) на пищевую продукцию;
определение научно обоснованных предельных значений показателей качества и безопасности групп пищевых продуктов, установленных в соответствии с международными требованиями оценки, анализа и управления опасными факторами;
совместно с органами государственной власти проведение инвентаризации действующего нормативно-правового регулирования в сфере безопасности и качества пищевой продукции и внесение соответствующих предложений заинтересованным органам законодательной и исполнительной власти.
Университет готов предоставить свою научно-инновационную площадку для всестороннего обсуждения данной проблемы с участием всех заинтересованных сторон. Одним из вариантов решения стоящей проблемы могло бы стать создание на базе Университета научно-образовательного центра для координации выработки окончательных решений по этой важной государственной задаче. Университет, имея в своем составе базовые кафедры, руководителями
которых являются директора НИИ РАН, будет активно участвовать в решении всех вышеперечисленных проблем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120).
4. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р).
5. План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 1134-р).
6. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспо-требнадзор) www.rospotrebnadzor.ru/ , www.rospotrebnadzor.ru/ еп/
8. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации http://www.mcx.ru/
9. Министерство здравоохранения Российской Федерации http://www.rosminzdrav.ru/
10. ФГБУ «Научно-исследовательский институт питания» http://www.ion.ru/
11. Министерство образования и науки Российской Федерации http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
12. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) www.gks.ru
13. Интернет-портал о здоровом образе жизни www.takzdorovo.ru
14. Иванова, В. Н. Экономический рост на инвестиционной основе - ключевой приоритет государственной политики в развитии пищевой промышленности/В. Н. Иванова, С. Н. Серегин. -Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014.-№ 7.
15. Иванова, В. Н. Евразийская интеграция: повторение пройденного или начало новой парадигмы развития для решения продовольственной про-блемы?/В. Н. Иванова, С. Н. Серегин. -Пищевая промышленность. - 2014. -№ 12.
16. Серегин, С. Н. Развитие инноваций в усл овия х санкций: п роблемы и возможности/ С. Н. Серегин, Н. Д. Аварский, С. У. Нуралиев. - Экономика сельского хозяйства России. - 2015. -№ 10.
J КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ
Г ТЕМА НОМЕРА
Повышение качества пищевой продукции - ключевой приоритет реализации государственной политики Российской Федерации в области здорового питания
Ключевые слова
здоровье нации; качество жизни; качество пищевой продукции; приоритеты государственной политики
Реферат
В статье рассматриваются актуальные вопросы по повышению качества вырабатываемой пищевой продукции на основе анализа действующей нормативно-правовой базы, и предложен комплекс мер по решению данной проблемы. Повышение качества выпускаемой пищевой продукции имеет не только фундаментальное социальное значение, связанное с сохранением здоровья и укрепления генофонда нации, но и обеспечивает повышение конкурентоспособности отраслей пищевой промышленности. Отсутствие четкой и транспорентной законодательной и нормативной базы не позволяет органам контроля и надзора обеспечивать в полном объеме соответствующий контроль и не допускать в товарный оборот некачественную и фальсифицированную продукцию. Представлен краткий обзор по основным направлениям проекта национальной Стратегии повышения качества пищевой продукции до 2030 года, разработанного по поручению Президента России от 26 июня 2015 года Пр-1259. Для обеспечения надежного государственного контроля качества и безопасности пищевой продукции, реализуемой через различные каналы сбыта, поручение обязывает заинтересованные органы государственной власти разработать и внедрить комплексную систему прослежи-ваемости качества и безопасности пищевой продукции.
Авторы
Иванова Валентина Николаевна, д-р экон. наук, профессор, Серегин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, профессор Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского, 109004, Москва, Земляной вал, д. 73, rectorat@mgytm.ru
Improving Food Products Quality - a Key Priority of Implementation of the State Policy of the Russian Federation in the Field of Healthy Nutrition
Key words
health of the nation; the quality of life; food products quality; public policy priorities
Abstracts
The article deals with topical issues to improve the quality of produced food products based on the analysis of the existing legal framework, and proposed a series of measures to address the problem. Improving the quality of manufactured food products is not only a fundamental social value associated with the preservation of health and strengthening the gene pool of the nation, but also enhances the competitiveness of the food industry. The absence of clear and transporent legislative and regulatory framework does not allow the control and oversight bodies to ensure full and adequate controls to prevent trafficking in goods substandard and counterfeit products. A brief review of the main areas of the project National Strategy for enhancing food quality up to 2030, developed on the instructions of the President of Russia on 26 June 2015 Pr-1259. To ensure reliable state control of quality and safety of food products sold through different sales channels, order obliges the interested public authorities to develop and implement a comprehensive system of quality traceability and food safety.
Authors
Ivanova Valentina Nikolaevna, Doctor of Economical Science, Professor,
Seryogin Sergey Nikolaevich, Doctor of Economical Science, Professor Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky, 73, Zemlyanoy Val St., Moscow, 109003, rectorat@mgytm.ru