3. Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». // Консультант Плюс: Законодательство.
4. Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2019 № 307-р «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, предоставляемых в 2019 году» // Консультант Плюс: Законодательство.
5. Закон Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» // Консультант Плюс: Законодательство.
УДК 34
DOI 10.24411/2409-3203-2019-12061
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фастович Галина Геннадьевна
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Юридический институт Россия, г. Красноярск
Аннотация: В статье рассмотрены аспекты правового регулирования продовольственной безопасности в сфере агропромышленного комплекса в современной России. Автор приходит к выводам, что эффективное действие продовольственной безопасности Российской Федерации во многом определено стратегическими направления национальной политики современной России и деятельностью отраслевых органов государственной власти.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, государственный механизм, стратегия, агропромышленный комплекс.
LEGAL REGULATION OF FOOD SECURITY IN THE AREA OF THE AGRICULTURAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION
Fastovich Galina Gennadevna
Senior Lecturer, Department of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University Law Institute Russia, Krasnoyarsk
Abstract: The article considers aspects of the legal regulation of food security in the field of agriculture in modern Russia. The author comes to the conclusion that the effective effect of the food security of the Russian Federation is largely determined by the strategic directions of the national policy of modern Russia and the activities of sectoral government bodies.
Keywords: food security, state machinery, strategy, agriculture.
Продовольственная безопасность представляет такое состояние экономики, в рамках которого обеспечивается независимость в сфере продовольствия, а физическая и экономическая доступность сельскохозяйственной продукции гарантируется населению в объемах, соответствующих медицинским нормам потребления [6]. По утверждению Бобылева А.С., «...в основе обеспечения продовольственной безопасности лежит организация всего АПК - от выращивания растений и животных до его обеспечения средствами производства и реализации конечной продукции. Это проблемы трудовых ресурсов, сырья, материалов и т.п., охватывающие крупные межотраслевые, а по сути, национальные проблемы» [1].
Достижение этой цели требует, по мнению Дятловской Е.А., «... изменения негативного отношения к АПК, сложившегося в 90-е годы у многих чиновников, финансистов и бизнесменов, как к неэффективной отрасли, «черной дыре», в которую бесперспективно направлять бюджетные и кредитные ресурсы (частные и государственные) [2]. Ибо последние неизбежно не дадут необходимой отдачи, полностью или частично не будут возвращены инвесторам, которые понесут значительные убытки». Современные экономические условия хозяйствования предполагают частичное финансирование воспроизводственного процесса за счет собственных средств, например, в качестве источника может выступать амортизационный фонд. В этом случае речь идет лишь о простом воспроизводстве, ведь приобретаемая за счет средств этого фонда новая техника будет дороже старой (даже при условии, что уровень производительности не изменится). Сложившиеся условия хозяйствования не дают возможности сельхозтоваропроизводителям создать достаточный для расширенного воспроизводства собственный фонд накопления. В связи с этим возникает объективная потребность в использовании внешних источников финансирования. Основополагающую роль здесь играет государственная поддержка отрасли сельского хозяйства. Учитывая зависимость сельскохозяйственного производства от множества внешних факторов, а также от состояния фондообразующей промышленности, государство в настоящее время идет курсом увеличения поддержки аграрного сектора экономики, расширяя и совершенствуя ее механизмы.
В этом смысле в сфере регулирования сельского хозяйства в последние десятилетия заметны серьезные подвижки. В стране последовательно реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК», приняты федеральные законы «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ , «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 25.07.2011 № 260-ФЗ , действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (на период 2013-2020 гг.) [3], основными задачами которой выступали рост инвестиций в сельское хозяйство, увеличение финансирования государством кредитных программ с льготными условиями.Сельское хозяйство является основной отраслью экономики любой страны, ее «фундаментом», формирует продовольственный рынок и гарантирует продовольственную безопасность страны. По данным Федеральной службы государственной статистики, сельское хозяйство дает 4,2% валового внутреннего продукта России. В данной отрасли работает 7,1% занятых в экономике, на нее приходится 2,5% основных производственных фондов, износ которых на конец 2017 года составляет более 40% [6]. Учитывая высокий мультипликационный эффект, которым обладает сельское хозяйство, его устойчивое развитие и поддержка -приоритетные направления экономической политики любого государства. Бобылева А.С. и Иванова Л.И. отмечают, что «государственная поддержка является составной частью аграрной политики и позволяет существенным образом смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, обеспечить эффективное функционирование агропромышленного производства России в целом».
Современные экономические условия хозяйствования предполагают частичное финансирование воспроизводственного процесса за счет собственных средств, например, в качестве источника может выступать амортизационный фонд. В этом случае речь идет лишь о простом воспроизводстве, ведь приобретаемая за счет средств этого фонда новая техника будет дороже старой (даже при условии, что уровень производительности не изменится). Сложившиеся условия хозяйствования не дают возможности сельхозтоваропроизводителям создать достаточный для расширенного воспроизводства собственный фонд накопления. В связи с этим возникает объективная потребность в использовании внешних источников финансирования. Основополагающую роль здесь играет государственная поддержка отрасли сельского хозяйства. Учитывая зависимость сельскохозяйственного производства от множества внешних факторов, а также от состояния фондообразующей промышленности, государство в настоящее время идет курсом увеличения поддержки аграрного сектора экономики, расширяя и совершенствуя ее механизмы [4].
Отметим, что пилотный переход на проектное управление обусловил изменение структуры Государственной программы развития агропромышленного комплекса России с 1 января 2018 г. В связи с этим госпрограмма на 2013-2020 гг. была прекращена и одновременно разработана новая - на 2018-2025 гг. Программа предполагает повышение эффективности бюджетных расходов, что должно быть достигнуто целевым характером финансирования, а также четким распределением ответственности за выполнение конкретных задач. Объем финансирования АПК из федерального бюджета составит 241,3 млрд руб. в 2018 г., в 2019-2020 г.г. - по 242,2 млрд руб., что соответственно на 17,1% и 19,8% больше объема финансирования в предыдущем варианте [6]. Среди основных целей нового варианта госпрограммы можно выделить: обеспечение продовольственной безопасности; повышение произведенной добавленной стоимости, формируемой в сельском хозяйстве; рост экспорта продукции АПК; увеличение объема инвестиций в основной капитал отрасли; приоритет поддержки отраслей АПК, дающих высокий процент импортозамещения ведущих видов продукции; техническая модернизация АПК. Программа также предполагает осуществление мероприятий по регулированию рынка сельхозпродукции и росту научно-технического обеспечения АПК.
Особую роль занимают вопросы цифровизации отрасли АПК современной России. Информационная инфраструктура должна быть гибкой и легко приспосабливаемой к меняющейся экономической ситуации. Агропромышленный комплекс должен быть основан на современной платформе информатизации и компьтеризации. Особая роль в развитии данного направления отводится нормативному документу, утвержденному Указом Президента Российской Федерации № 203 от 09.05.2017 г. «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», которая кроме базовых форм защиты государства от несанкционированных информационных атак содержит и перспективные направления развития цифровых технологий в различных отраслях народного хозяйства.
Тремя основными целями/направлениями, обозначенными в Стратегии, являются:
- противодействие внешним угрозам;
- преодоление международной «дискриминации» и повышения эффективности цифровизации отраслей народного хозяйства;
- устранение недостатков и ограничений, с которыми сталкивается Россия в области информационных технологий.
Первая цель имеет четкую цель установить полный государственный контроль над внутренним информационным пространством.
С этой целью доктрина предусматривает создание и укрепление «информационных связей» на всех отраслях экономического базиса. Где особая роль отводится повышению эффективности деятельности АПК, как одного из ключевых направлений государственной политики.
Список литературы:
1. Бобылева А.С., Иванова Л.И. Роль государства в развитии аграрного сектора экономики России в условиях международного сотрудничества/. Экономика и предпринимательство. http://naukarus.com/ го1-§о8иёаг81уа-у-га2у11;п-а§гагпо§о-8ек1;ога-екопот1кьго88п-у-ш1оу1уаЬте2кёипагоёпо§о-$ой"^п^е$^а (дата обращения: 24.10.2019).
2. Дятловская Е. Минсельхоз обновил госпрограмму развития АПК. Агроинвестор. https://www.agroinvestor.ru/investments/news/28782- тт8е1кЬо2-оЬпоу11-§оБрго§гатти-арк (дата обращения: 24.11.2019).
3. Перечень уполномоченных банков, участвующих в реализации механизма льготного кредитования. //ush48.ru/2018/ 1gotnoe-kreditovanie/Перечень%20уполномоченных%20банков.pdf (дата обращения: 24.11.2019)
4. План льготного кредитования заемщиков на 2019 год (утв. Министром сельского хозяйства Российской Федерации)
5. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL:http://www.gks.ru (дата обращения: 24.11.2019).
6. Филатова О.С., Селезнева Ю.А. Государственная поддержка АПК как необходимый фактор развития отрасли // Российское предпринимательство. 2019. № 3. С. 667-678.