2.4. РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА - ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Подколзина Ирина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, кредит и страховое дело» Место работы: ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет
privetia2003@mail.ru
Дрегнин Олег Евгеньевич, доцент кафедры государственного управления и права Место работы: МГИМО МИД России
dregninoleg@yandex. ru
Аннотация: необходимость написания настоящей статьи обусловлена потребностями научного осмысления разработок по вопросу обеспечения продовольственной и экономической безопасности страны в развитии сельского хозяйства. В работе применялись следующие методы исследования: экономико-математический, аналитический, экономико-статистический, абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды российских и иностранных ученых по проблемам продовольственной и экономической безопасности в сельском хозяйстве: А.В. Авдийский, С.Н. Максимов, Ф.Х. Юсуфова и др.; научные исследования и рекомендации научно-исследовательских институтов, Федеральные законы и подзаконные акты Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и указы Президента, нормативные правовые акты субъектов федерации, постановления ЕС по управлению сельскохозяйственными рисками, стандарты IFOAM. Работа адресована широкому кругу экономистов.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, аграрное производство, сельскохозяйственные производители, управление рисками в аграрном секторе, инвестирование, экономическая безопасность, государственная поддержка, субсидия.
DEVELOPMENT OF AGRICULTURE - THE BASIS OF FOOD AND ECONOMIC
SECURITY OF RUSSIA
Podkolzina Irina M., PhD in economy, associate Professor of Department «Finance, credit and insurance» Work place: the Stavropol state agrarian University
privetia2003@mail.ru
Dregnin Oleg E., Associate professor of the Department of public administration and law Work place: MGIMO - University
dregninoleg@yandex. ru
Annotation: the need to write this article is due to the needs of scientific understanding of developments on the issue of ensuring the country's food and economic security in the development of agriculture. The following research methods were applied in the work: economic-mathematical, analytical, economic-statistical, abstract-logical, monographic, computational-constructive.
The methodological and theoretical basis of the study are the works of Russian and foreign scientists on the problems of food and economic security in agriculture: A.V. Avdijsky, V.V. Krivorotov, E.N. Winged, S.N. Maksimov, F.H. Yusufov and others; scientific research and recommendations of research institutes, Federal laws and by-laws of the Russian Federation, resolutions of the Government of the Russian Federation and presidential decrees, regulatory legal acts of the subjects of the Federation, EU regulations on agricultural risk management, IFOAM standards. The work is addressed to a wide range of economists.
Keywords: food security, agricultural production, agricultural producers, risk management in the agricultural sector, investment, economic security, state support, subsidy.
За последние несколько лет Россия совершила серьезный прорыв в сельском хозяйстве. Аграрный сектор, благодаря использованию современных технологий и реализации крупных инвестиционных проектов, стал флагманом отечественной экономики, расширившем свою долю на мировом рынке.
Сельское хозяйство сегодня, наряду с промышленным, является альтернативным путем капитализации регионов. Причем если промышленный рост сейчас объективно сдерживается
ограниченным внутренним рынком потребления и высокой конкурентностью на внешнем, то для сельского хозяйства такие ограничения - вопрос грамотного маркетинга. То, что выступает технологическим отставанием в развитии аграрного сектора, легко может стать преимуществом - рынок экологически чистых продуктов открыт для предложений1.
1 Гладилин В.А. Развитие экспорта зерна и продуктов его переработки // В сборнике: Результаты научных исследований Сборник статей Международ-
Подколзина И. М., Дрегнин О. Е.
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА - ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Урожай зерновых, собранный в России в 2017 году, побил исторический рекорд, установленный в СССР. Также был достигнут двукратный рост общего объема сельхозпроизводства и аналогичный показатель в животноводстве и птицеводстве. В шесть раз выросло производство мяса, в четыре - производство сахара и других сельхозкультур. За последние 17 лет Россия полностью обеспечивает себя основными видами продовольствия. И из депрессивной отрасли, которым сельское хозяйство было в конце прошлого века, оно превратилось в одного из драйверов отечественной экономики. Рывок получился настолько сильным, что не везде в стране инфраструктура оказалась готова к переработке урожая.
Успехи, достигнутые аграриями, позволяют с уверенностью говорить и о перспективах России на мировом рынке. Если в конце 90-х России приходилось быть зависимой от других стран и закупать зерно за рубежом, то сегодня она занимает второе место в мире среди крупнейших зерновых экспортеров: за последние пять лет урожайность пшеницы в России выросла на 70%. В соответствии с прогнозами Международного совета по зерну Российская Федерация займет первое место по поставке пшеницы в 2018 году, по поставкам зерновых Россия займет второе место.
Более того, наша страна обладает значительным потенциалом для дальнейшего увеличения достигнутых показателей. Для этого необходимо повысить качество продукции, развивать транспортную систему и разработать новые эффективные меры поддержки экспортеров.
Стоит также отметить и увеличение объемов государственной финансовой поддержки2. Так, в 2017 году государственной программой на развитие сельского хозяйства Российской Федерации было предусмотрено 215,8 млрд руб., то в 2018 году на поддержку агропромышленного комплекса планируется направить уже 242 млрд. руб3.
Гибкая финансово-инвестиционная политика со стороны государства позволяет регионам самостоятельно определять перспективные направления в аграрном секторе для капиталовложений, решая одну из важнейших задач по модернизации действующих и строительстве новых современных сельскохозяйственных производств. Благодаря введенному в 2017 году льготному кредитованию сельского хозяйства, объем кредитов вырос в три раза4. На эти средства планируется построить 40 тепличных комплексов, 91 молочный комплекс и провести модернизацию 108 перерабатывающих предприятий5.
Минсельхоз утвердил список приоритетных инвестиционных проектов. В их числе проекты по переработке ягод и плодов, молочной продукции, возведению овощехранилищ, птице-
ной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 33-35.
2 Камолов С.Г. Ипотечное жилищное кредитование в России в условиях экономического кризиса //Социально-гуманитарные знания. 2009. № 6. С. 184-195.
3 Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 449-460.
4 Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С.174-177
5 Akhmetshin E.M., Morozov I.V., Yumashev A.V., Yumasheva N.A., Gubarkov
S.V. Motivation of personnel in an innovative business climate // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 352-361.
водству, овощеводству в защищенном грунте, свиноводству и мясомолочному скотоводству.
Как показывают данные статистики, в 2015 году основными объектами для инвестиций были проекты, связанные со свиноводством и птицеводством. В 2016 году ситуация изменилась: предпочтения сместились в сторону молочного животноводства, выращивания овощей в тепличных условиях и растениеводства. Еще одна особенность: если в 2015 году инвесторы чаще все начинали масштабные программы стоимостью свыше 5 миллиардов рублей, то в дальнейшем стали действовать более сдержанно, но, не снижая свою активность в сфере АПК.
Говоря об успехе и достижениях АПК Ставропольского края можно отметить, что сегодня в крае реализуются 50 крупных инвестпроектов на сумму 49 млрд. рублей. Наибольший рост -в три раза - был отмечен в производстве тепличных овощей. В 2018 году запланировано довести валовое производство до 85 тыс. тонн и увеличить площади с 189,8 до 253,6 га. Достижение таких показателей обеспечит Ставропольскому краю первое место в рейтинге среди субъектов РФ6.
Краснодарский край делает ставку на производство собственных семян: чтобы не зависеть от зарубежных поставок, выделяются субсидии на приобретение элитных семян. По пшенице и рису это удалось на 100%. Следующая задача -развитие сортов и гибридов сахарной свеклы. Для этого планируется создать завод по выращиванию семенного материала свеклы в крае. В 2017 году именно сильная селекционная база позволила получить рекордный урожай не только по количеству, но и по качеству.
В Тульской области, которая по показателю индекса продукции сельского хозяйства занимает третье место в центральном федеральном округе, в настоящее время реализуются 15 масштабных проектов в сфере АПК. Благодаря им в регионе появится 4000 новых рабочих мест. Реализуемые проекты затрагивают практически все отрасли сельского хозяйства: растениеводство, животноводство, пищевую и перерабатывающую промышленность. Наращивание инвестиций в агропромышленный комплекс Тульской области продолжится.
Один из крупнейших инвестиционных проектов региона -создание молочной фермы. Это позволит значительно нарастить объемы собственного производства молока. Принимается ряд мер по развитию молочного скотоводства. В 2018 году нужно увеличить производство молока, повышать образование специалистов, осваивать новые знания, автоматизировать производства, развивать экспертное направление, не забывая о людях. Также в регионе в ближайшее время появится тепличный комплекс круглогодичного цикла, что позволит снабжать жителей региона свежими овощами.
6 Shmatko S.G., Agarkova L.V., Gurnovich T.G., Podkolzina I.M. Problems of increasing the quality of raw material for wine in the Stavropol region //Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. ^ 7. № 2. C 725-730.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Госпрограмма) перешло с 2018 г. на проектное управление.
К определенным Госпрограммой приоритетным проектам относятся:
- ведомственный проект «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;
- ведомственный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»;
100%
12,6 5.6
9,2
12,3 11,9
71,9
М.'
20,8
32Д
37,8
12,9 12,2
77.3 82.4
54,
30,1
36,3
38,5
3,6 .1,3
38,1
40.1
44,5
59,2
39.5
1,
4,3 11,8
S6.5
IÎ3.3
№
м.
- ведомственный проект «Техническая модернизация агропромышленного комплекса»;
- приоритетный проект «Экспорт продукции АПК», реализуемый с 2017 года.
Также с 1 января 2018 года федеральные целевые программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» интегрируются в Госпрограмму в качестве ее подпрограмм.
■ Разбитие подотрасли растениеводства, перерабэтки и реализации продкции растениеводства - 554,2млрд. руб.
49,5
42,5 43,9
15Н 13
33,J
76,4
55,3
I
!(.,( 13,7
97,8
■■
17,5 14,4
юг
■ Развитие подотра ели животноводства,переработки и р еализации гтр -'Душиц ЖНВОТНОВОДСГБ&-701,? млрд руб.
■ Поддержка мальк форм хозяйствования-100,7 мира. руб.
■ Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие-11млрд. ру&
■ Научное обеспечение р еализации мероприятий Госпротрзьыы- 99,7 млрд руб.
■ Обеспечение реализации го еу царственней программы-J15.99 млрд ру5
ФЦП Сооциальноое развит е села до 2013 года» и ФЦП «Устойчнвоеразвигке сельских территорийна2014-2017 годын на п ери од до 2020- 329.3 млрд. ' pvô
Рисунок 2. Распределение денежных средств по госпрограммам, млрд.руб.
Так, в 2020 году рост объёмов производства продукции растениеводства должен составить 15% к уровню 2015 года, животноводства - на 11,2%, модернизация парка тракторов в сельскохозяйственных организациях должна повыситься до 2,9%, зерноуборочных комбайнов - до 4,7%, а кормоубороч-ных комбайнов - до уровня в 4,3%7.
Сельское хозяйство в рамках нового подхода к финансированию должно стать более инвестиционно-привлекательной отраслью: ежегодно в сельское хозяйство должно привлекаться не менее 150 млрд. рублей кредитных ресурсов.
При этом экспорт продукции сельского хозяйства к 2020 году должен достигнуть 21,4 млрд. долларов. Одновременно в минувшем году экспорт уже составил 20 млрд. долларов8.
В текущем году бюджет программы составит 241,99 млрд. рублей, в 2019 году - 242,43 млрд. рублей, а в 2020 году -242,45 млрд. рублей.
211,25
Таранова И.В. Предпосылки формирования региональной стратегии им-портозамещения в современных рыночных условиях // В сборнике: Экономическое развитие регионов России в условиях трансформации информационной среды Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 181-184.
8 Modern public administration challenges: Russia, EU, USA / Executive editor
Pavlyuk A.V. - М.: Foundation for support of international programmes, 2017, -1180 p.
о Ô-
2013 2014 2015 2016 2017 2013 2019 2020
Рисунок 3. Финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства из Федерального бюджета, млрд. руб.
Оценка эффективности реализации Госпрограммы будет производиться ежегодно на основе использования системы показателей и индикаторов. В новейшей редакции определены пять основных целей:
- обеспечение продовольственной безопасности России с учётом экономической и территориальной доступности продукции агропромышленного комплекса (индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах различных категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году прогнозируется на уровне от 108,6% до 110,8% к уровню 2015 года);
- достижение значения произведённой добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве (в 2020 году прогнозируется в объеме 3890-4050 млрд. рублей);
Подколзина И. М., Дрегнин О. Е.
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА - ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
- темп роста экспорта продукции АПК (по прогнозу в 2020 году составит 132-133,3% к уровню 2015 года);
- индекс физического объёма инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (в 2020 году прогнозируется на уровне 111,3-113,1% к уровню 2015 года);
- достижение объёма располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности (в 2020 году прогнозируется в размере не менее 17,9-18,3 тыс. рублей).
Увеличение доли агропромышленного комплекса в ВВП возможно, только если в России будут максимально развиты долгосрочные программы государственной поддержки. Для того чтобы людям распахать территории, построить новые комплексы по выращиванию фруктов, овощей и скота, нужна нормальная бизнес-среда, в которой есть предсказуемые правила игры, определенные меры господдержки, которые не меняются с годами. Если они будут, то больше инвесторов придет в АПК.
Спустя четыре года после введения контрсанкций в виде ограничений на поставки продовольствия из Северной Америки и Евросоюза, статистика российского потребления показывает заметное увеличение доли российских продуктов в покупках россиян9. Досанкционная доля отечественного продовольствия в 65% увеличилась до 80%. Рост начался уже в 2015 году: российские фермеры получали дешёвые кредиты, доступ к земле, скидки на перевозки продовольствия по железной дороге. Программа государственной поддержки «Начинающий фермер» импортозамещение в сельском хозяйстве имеет нарастающую динамику. Рост не останавливается: по итогам 2018г. количество поголовья свиней, например, на российских фермах может вырасти на 12%. Большое количество мяса птицы привело к тому, что производители стали снижать оптовые цены, и российский покупатель может ощутить эффект от состоявшегося импортзамещения без потерь для кошелька. Российское зерно уверенно завоёвывает иностранные рынки, вытесняя европейских и американских экспортёров: девальвация рубля помогла продавцам из России увеличить рублёвую выручку от внешних поступлений. Рост поголовья крупного рогатого скота обещает увеличение производства молока и решение проблемы молочного фальсификата из пальмового масла. Ну а ввоз пресловутой «санкционки» для личного потребления никто не запрещал.
По мнению экспертов, главный позитивный результат, достигнутый в стране за четыре года действия продэмбарго -существенное увеличение собственного производства и снижение импорта.
На сегодняшний день российские производители полностью обеспечивают рынок зерном, сахаром, растительным маслом, мясом кур, рыбой и овощами борщевого набора.
Действительно, по оценкам Минсельхоза, которые приводились в национальном докладе о результатах реализации госпрограммы развития АПК, в 2017 году Россия смогла обеспечить выполнение показателей доктрины продовольственной безопасности по большинству видов сельхозпродукции.
Так, удельный вес отечественного зерна в общем объеме ресурсов внутреннего рынка составил 99,3% (пороговое значение доктрины - 95%), свекловичного сахара - 94,6% (пороговое значение - 80%), растительного масла - 84,8% (при пороге в
9 Терминологический справочник по государственным и муниципальным финансам / отв. ред. Ю.А. Караулова - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 87 с.; Терминологический справочник по электронному правительству / отв. ред. М.Ю. Игитян. - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. -48 с.
80%), картофеля - 97% (при пороге в 95%), мяса и мясопродуктов - 90,4% (пороговое значение доктрины - 85%).
Вместе с тем доля отечественной продукции в общем объеме ресурсов остается ниже по молоку и молокопродуктам (82,4% при пороге в 90%) и пищевой соли (63,6% при пороговом значении 85%).
Современное состояние экономической безопасности России в агропромышленном комплексе оставляет желать лучшего, поэтому решением проблемы становится переход от экспортно-сырьевого развития к инновационному.
Последовательное и оперативное решение этих и других вопросов будет способствовать оживлению инвестиционной активности в аграрном секторе экономики. А также рациональному и эффективному использованию привлеченных средств, контроля их движения и своевременному возврату.
Органы государственной власти обязаны осуществлять развитие отечественной и иностранной инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе. Благодаря экономически обоснованному использованию таких весомых рычагов регулирования, как налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, антимонопольная и ценовая политика.
формирование стабильной нормативно правовой базы дли ври влечении инввпиций и иСттитичвнин защиты прзц инверторов и кредиторов
- снижение уровня ктенизации» экономики
п содействие формированию эффективной инфраструктуры аграрии!о рынка
Н обоснование и обработки действенной и научно обоснованной стратегии развития аграрной экономики
активизация информационною обеспечения привлечение инвестиций
- развитие рынка лизинг оных услуг в аграрном секторе
■ создание условий для развития интеллектуально! о потенциала отраслевого производства
Рисунок 4. Мероприятия, способствующие активизации, эффективному развитию инвестиционных процессов в аграрном
10
секторе экономики страны .
Приоритетным способом выхода Российской Федерации из производственного, финансового, технологического кризиса должна стать взвешенная и эффективная государственная инвестиционная политика в аграрном секторе.
Санкционной режим, в котором оказалась Россия, достаточно сильно повлиял на экономику нашей страны, но сложившаяся ситуация также способствовала тому, что государство активизировалось и предприняло необходимые шаги на пути к увеличению объемов сельскохозяйственного производства и развития сектора в целом. На сегодняшний день наблюдается укрепление аграрного сектора и положительная тенденция по замещению импортной продукции отечественной и.
По мнению экспертов, уже в ближайшие четыре года экспорт российского продовольствия должен превысить импорт, доля фермерских хозяйств заметно вырастет, а сами фермеры будут защищены от недобросовестной конкуренции со стороны крупных агрохолдингов. Помимо этого, в лучшую сторону изменится качество жизни на селе. Сегодня сельское хозяйство является второй главной составляющей капитализации регионов после промышленного производства. Активизация сель-
10 Артемова П.В., Камолов С.Г. Информационные технологии для государственных служащих // Москва, 2017.
11 Подколзина И.М., Павлюк А.В. Обеспечение устойчивого развития экономики сельского хозяйства в рамках инновационного подхода // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 23-27.
скохозяйственной политики, привлечение инвесторов будет во многом зависеть не от федерального а центра, а от инициативы самих регионов и конкретных губернаторов.
«Не было бы счастья, да несчастье помогло», - именно такую поговорку можно использовать, говоря о ситуации в российской экономике. Если бы не западные санкции, то не было бы у нашей экономики столь мощного рынка вперед. Именно санкции стали толчком для развития экономики12. Нашей стране хватило несколько лет для кардинальной перестройки и теперь уже понятно, что обратной дороги у России нет13. По прогнозам, заложенным в госпрограмму развития сельского хозяйства до 2020 года, динамика развития агропромышленного комплекса будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы, по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой стороны, - сохранится сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 76,43%.
Список литературы:
1. Артемова П.В., Камолов С.Г. Информационные технологии для государственных служащих // Москва, 2017.
2. Богдан В.В., Урда М.Н., Павлюк А.В. К вопросу о миграционном законодательстве в России // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 60-63
3. Гладилин В.А. Развитие экспорта зерна и продуктов его переработки // В сборнике: Результаты научных исследований Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 33-35.
4. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 520 с.
5. Институт административной ответственности / отв. ред. Камолов С.Г. - М.: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. 208 с.
6. Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018.
7. Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С.174-177
8. Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 449-460.
9. Камолов С.Г. Ипотечное жилищное кредитование в России в условиях экономического кризиса //Социально-гуманитарные знания. 2009. № 6. С. 184-195.
10. Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Гражданско-правовые аспекты оптимизации трансграничного наследования бизнеса // Проблемы экономики и юридической практики. 2017 № 6.
11. Подколзина И.М., Павлюк А.В. Обеспечение устойчивого развития экономики сельского хозяйства в рамках инновационного подхода // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 23-27.
12. Решетов К.Ю., Мысаченко В.И., Игнатов Н.Г. Инновационная среда как основа обеспечения конкурентоспособности субъектов инновационного предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9 (74). С. 290-297.
13. Таранова И.В. Предпосылки формирования региональной стратегии им-портозамещения в современных рыночных условиях // В сборнике: Экономическое развитие регионов России в условиях трансформации информационной среды Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 181-184.
12 Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 520 с.; Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018.
13 Богдан В.В., Урда М.Н., Павлюк А.В. К вопросу о миграционном законодательстве в России // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 60-63
14. Терминологический справочник по государственным и муниципальным финансам / отв. ред. Ю.А. Караулова - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 87 с.
15. Терминологический справочник по электронному правительству / отв. ред. М.Ю. Игитян. - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 48 с.
16. Akhmetshin E.M., Morozov I.V., Yumashev A.V., Yumasheva N.A., Gubarkov S.V. Motivation of personnel in an innovative business climate // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 352-361.
17. Modern public administration challenges: Russia, EU, USA / Executive editor Pavlyuk A.V. - М.: Foundation for support of international programmes, 2017, - 1180 p.
18. Reshetov K. Ju. The basic directions of increase of competitiveness of small innovative business structures // M I R [World] (Modernization. Innovation. Research). -2015. - № 3(23)-2.
19. Shmatko S.G., Agarkova L.V., Gurnovich T.G., Podkolzina I.M. Problems of increasing the quality of raw material for wine in the Stavropol region //Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 2. С. 725-730.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Развитие сельского хозяйства - основа продовольственной и экономической безопасности России» доцента Кафедры финансов, кредита и страхового дела Ставропольского государственного аграрного университета к.э.н. Подколзиной И.М. и доцента Кафедры государственного управления
МГИМО МИД России Дрегнина О.Е. Актуальность научной статьи «Развитие сельского хозяйства - основа продовольственной и экономической безопасности России» определяется тем, что только в системе обеспечения продовольственной безопасности создаются условия и формируются механизмы противодействия экономическим угрозам, развития воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве как базы производства и повышения уровня самообеспечения регионов России продуктами питания. Это обусловлено тем, что в настоящее время продовольственная безопасность приобрела глобальный характер, в агропродовольственной сфере сложилась система криминальной теневой экономики.
Обеспечение продовольственной безопасности государства и развитие сельских территорий прямо зависят от уровня экономической безопасности сельскохозяйственных предприятий, которые подвержены влиянию угроз рыночной экономики. Статья посвящена теоретическому обоснованию экономической сущности, компонентов и уровней формирования экономической безопасности сельского хозяйства страны, а также перспективам ее укрепления.
К предмету исследования автор относит организационно-экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения экономической и продовольственной безопасности, а также развития агропродовольственной сферы России. Отметим, что название статьи и ее содержание полностью совпадают. Методология исследования представлена достаточным перечнем методов познания, примененных в ходе исследования, а именно теоретического; методов (системный метод, анализ, синтез, наблюдение, моделирование, формально-логический, а также методов, используемых в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки).
Научная новизна заключается в предложенных рекомендациях по обеспечению продовольственной безопасности в системе экономической безопасности России, основными направлениями которой являются развитие воспроизводственных процессов на основе инноваций, технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства; государственная поддержка сельских товаропроизводителей с использованием финансово-кредитного механизма; противодействие теневой экономической деятельности, коррупции и экономической преступности в агропродовольственной сфере; устойчивое развитие и обеспечение экономической безопасности сельских территорий; совершенствование управления и контроль использования финансовых ресурсов при реализации государственных проектов развития АПК и сельского хозяйства; регулирование экономических отношений сельских товаропроизводителей.
Автор рассматривает отдельные обстоятельства, которые способны повысить результативность принимаемых государством социально-экономических мер. Аннотация работы информативна и отражает сущность научной статьи. В рамках представленной работы автор демонстрирует широкую научную эрудицию, хорошие навыки работы с источниками, способности к детальному и критическому анализу эмпирического материала, а также генерированию собственных идей.
В орбиту исследования вовлечены отдельные литературные источники, содержащие дискуссии по проблематике научной статьи.
Большинство выводов и суждений автора интересны читателю с содержательной точки зрения и имеют достаточную аргументацию.
Профессор кафедры экономического анализа и аудита
Ставропольского государственного агарного университета д-р экон. наук
Таранова И.В.