ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК
УДК 338.2 DOI: 10.24411/2587-6740-2020-11006
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РЕГИОНАХ ЦФО
Е.С. Воробьёва1, О.В. Воробьёв2, А.Е. Ковалёва1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия», Смоленск , Россия
2 Департамент промышленности и торговли Смоленской области, Смоленск , Россия
Развитие сельского хозяйства в современной России требует от государства новых действенных мер поддержки сельскохозяйственных производителей в регионах ЦФО. Достижение показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации требует новых, «прорывных решений». Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработан новый подход к оказанию государственной поддержки, предусматривающий трансформацию отдельных действующих видов субсидий на стимулирующий и компенсирующий механизмы. Для это был разработан механизм по определении приоритетных подотраслей АПК для каждого субъекта РФ, исходя из потенциала региона, а также состояние и перспективы развития АПК близлежащих регионов.
Регионализация — новый подход к стимулированию развития АПК с учетом потенциала развития отдельных подотраслей АПК субъектов РФ для обеспечения реализации прорывных сценариев наращивания сельскохозяйственного производства и экспорта продукции АПК в субъектах РФ. И именно в рамках регионализации будет в дальнейшем распределяться «несвязная поддержка» для развития сельского хозяйства в регионах ЦФО. Ключевые слова: сельское хозяйство, меры государственной поддержки, продовольственная безопасность, регионализация.
Введение
В целях безусловного обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [1].
Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соот-
ветствующих продуктов, имеющий установленные пороговые значения.
Задачи Доктрины отражены в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» [2], а также в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717), которая определяет цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и ме-
ханизмы реализации предусматриваемых мероприятий [3].
Материалы и методы
В рамках Госпрограммы установлены целевые ориентиры развития агропромышленного комплекса.
В таблице 1 указана информация о доведении бюджетных ассигнований из федерального бюджета до сельхозтоваропроизводителей в Центральном федеральном округе (по состоянию на 14 ноября 2019 года).
Таблица 1
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, млн. рублей
Средства федерального бюджета 2019 года Средства регионального бюджета 2019 года
Наименование господдержки Доведены лимиты бюджетных обязательств Доведено до получателей % доведения средств до получателей Предусмотрено соглашением Доведено до получателей % доведения средств до получателей
Центральный федеральный округ 39 310,0 31 760,9 80,8 6 216,4 4 853,2 78,1
в том числе:
Субсидии на поддержку сельского хозяйства, всего 38 071,7 30 749,4 80,8 5 719,3 4 502,2 78,7
Субсидии на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства 2 006,0 1 872,9 93,4 458,5 427,5 93,2
Субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве 2 199,8 2 160,8 98,2 610,0 598,9 98,2
Субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК 10 030,5 7 618,0 75,9 2 282,9 1 714,9 75,1
Иные межбюджетные трансферты на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в АПК 21 755,2 18 305,0 84,1 1 939,1 1 669,6 86,1
Реализация мероприятий в области мелиорации земель сельхозназначения 1 197,3 188,6 15,7 387,1 69,2 17,9
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации 883,0 604,2 68,4 41,8 22,1 52,9
Обеспечение устойчивого развития сельских территорий 1 238,4 1 011,5 81,7 497,0 350,9 70,6
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 (373) / 2020
В рамках Госпрограммы в 2019 году доведены бюджетные ассигнования в размере 31,7 млрд. рублей (80,8% от доведенных лимитов), а также из региональных бюджетов доведены 4,8 млрд. рублей (78,1% от предусмотренных соглашениями лимитов).
Мероприятия Госпрограммы АПК профинансированы в том числе (рис. 1):
• на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
• на повышение продуктивности в молочном скотоводстве;
• на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам и займам;
• на иные межбюджетные трансферты на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса;
• на реализацию мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий и иные направления.
С 2020 года реализуется трансформация подхода к предоставлению субсидии.
Так, «оказание несвязной поддержки», «повышение продуктивности в молочном скотоводстве» и «единая субсидия» трансформируются в
«компенсирующую» и «стимулирующую» субсидии (рис. 2).
«Компенсирующая» субсидия будет предоставляться всем субъектам Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, а также сельскохозяйственного страхования, и предполагает распределение субсидии по следующим направлениям:
• на проведение комплекса агротехнологиче-ских работ в растениеводстве по ставке на 1 гектар посевной площади;
• на поддержку собственного производства молока — по ставке на 1 килограмм молока;
• на поддержку племенного животноводства — по ставке на 1 голову сельскохозяйственного животного;
• на поддержку элитного семеноводства — по ставке на 1 гектар посевной площади;
• на развитие мясного животноводства — по ставке на 1 тонну реализованной и (или) отгруженной на собственную переработку продукции животноводства (крупный рогатый скот специализированных мясных пород, овцы и козы на убой в живом весе), и (или) по ставке на 1 голову сельскохозяй-
«оказание несвязанной поддержки» «повышение продуктивности в молочном скотоводстве» «единая субсидия»
11,3 млрд. рублей 8,0 млрд. рублей 40,6 млрд. рублей
Общий лимит
61,3 млрд. рублей
«компенсирующая» субсидия «стимулирующая» субсидия
лимит 34,2 млрд. рублей лимит 27,1 млрд. рублей (в том числе 1 млрд рублей для 10 регионов с низкими темпами развития)
Рис. 1. Изменения в подходе предоставления субсидий в 2020 году
- Принципы распределения «компенсирующей» субсидии
• Субсидия распределяется всем субъектам Российской Федерации по фактическим данным за 2018 год (по сельскохозяйственному страхованию - план на 2020 год)
• Средства бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на все направления субсидии общей суммой, при этом регионы самостоятельно определяют направления и объемы распределения средств федерального бюджета по мероприятиям субсидии
• Ставки для сельскохозяйственных товаропроизводителей по направлениям (мероприятиям) «компенсирующей» субсидии субъекты Российской Федерации устанавливают самостоятельно
Принципы распределения «стимулирующей» субсидии
• Субсидия распределяется субъектам Российской Федерации по планируемым показателям на 2020-2022 годы
• Средства бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются общей суммой, исходя из направлений развития АПК, которые определены субъектами Российской Федерации в качестве приоритетных в рамках «регионализации» при этом регионы самостоятельно определяют объемы распределения средств федерального бюджета по приоритетным направлениям развития
• Ставки для сельскохозяйственных товаропроизводителей по направлениям (мероприятиям) «стимулирующей» субсидии субъекты Российской Федерации устанавливают самостоятельно
Рис. 2. Принципы распределения субсидий
34 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 (373) / 2020
ственного животного (крупный рогатый скот специализированных мясных пород, овцы и козы), за исключением племенных животных;
• на развитие традиционных подотраслей растениеводства и животноводства по ставке на 1 гектар посевных площадей (низкопродуктивной пашни) и (или) на 1 голову сельскохозяйственного животного;
• на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования.
«Компенсирующая» субсидия будет предоставляться всем субъектам Российской Федерации и будет формироваться на основе ретроспективных данных регионов исходя из доли каждого региона в общем значении показателей по Российской Федерации (данные Росстата, отраслевая отчетность Минсельхоза России).
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020 год по «компенсирующей» субсидии установлен на уровне 34,2 млрд. рублей.
«Стимулирующая» субсидия будет предоставляться субъектам Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, и предполагает распределение субсидии по следующим направлениям:
• стимулирование производства зерновых и зернобобовых культур;
• стимулирование производства масличных культур (за исключением рапса и сои);
• стимулирование производства овощей открытого грунта;
• развитие виноградарства;
• стимулирование производства продукции плодово-ягодных насаждений;
• стимулирование производства льна-долгунца;
• стимулирование производства молока;
• развитие специализированного мясного скотоводства;
• развитие овцеводства;
• развитие малых форм хозяйствования;
• развитие субъектов с низким уровнем социально-экономического развития (10 субъектов).
Результаты
Направление субсидии по развитию субъектов с низким уровнем социально-экономического развития установлено в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева (ДМ-П16-4600р от 05 июня 2019 г) [4].
«Стимулирующая» субсидия предоставляется субъектам Российской Федерации, которые определили приоритеты по соответствующим подотраслям агропромышленного комплекса (в рамках регионализации), и формируется на плановых значениях показателей, сформированных субъектами Российской Федерации до 2024 года, исходя из доли каждого региона в общем значении соответствующего показателя по Российской Федерации.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020 год по «стимулирующей» субсидии установлен на уровне 27,1 млрд. рублей.
Изменение структуры и механизма оказания государственной поддержки в 2020 году обеспечит индивидуальный подход к распределению субсидий по каждому субъекту Российской
www.mshj.ru
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК © О
Таблица 2
Сводная информация о приоритетных направлениях развития («точках роста») АПК субъектов ЦФО
Субъект РФ Приоритетные подотрасли («точки роста») АПК Итого приоритететных направлений
Растениеводство Животноводство Малые формы
Зерновые и зернобобовые Масличные культуры Овощи открытого грунта Виноград Плодово-ягодные насаждения Лен и конопля Молоко Мясное скотоводство Овцы и козы
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФО
Белгородская область да да да да да да да 7
Брянская область да да да да да да 6
Владимирская область да да да да да 5
Воронежская область да да да да да да 6
Ивановская область да да да да да да да 7
Калужская область да да да да 4
Костромская область да да да да да 5
Курская область да да да да да 5
Липецкая область да да да да да да 6
Московская область да да да да 4
г. Москва
Орловская область да да да да да да 6
Рязанская область да да да да да да 6
Смоленская область да да да да да да 6
Тамбовская область да да да да да 5
Тверская область да да да 3
Тульская область да да да да да 5
Ярославская область да да да да 4
Таблица 3
Сводная информация по льготному краткосрочному кредитованию ЦФО, млн. рублей
Субъект РФ Кредиты 2019 года Субсидии 2019 года
Одобрено кредитов Заключенные кредитные договоры Выдано кредитов % фактически выплаченных субсидий от суммы одобренных заявок
Количество одобренных заявок Сумма Количество заключенных кредитных договоров Сумма
Российская Федерация 13 106 379 818,59 10 889 308 867,24 258562,53 64,41%
Центральный федеральный округ 3 331 134 421,33 2 734 107 986,64 91 847,24 64,21%
в том числе:
Белгородская область 426 28 446,14 342 23 508,04 18 034,12 57,86°%
Брянская область 137 6 726,68 111 6 131,60 5 730,98 72,71°%
Владимирская область 79 1 671,44 66 1 391,77 1 021,18 59,08°%
Воронежская область 641 21 264,65 551 18 552,12 16 139,51 70,28°%
Ивановская область 38 258,27 37 257,57 250,78 78,25%%
Калужская область 77 1 879,96 71 1 620,99 1 399,34 70,55%
Костромская область 47 525,21 40 478,11 462,75 67,14%
Курская область 397 15 820,83 315 11 056,54 9 968,73 66,20%
Липецкая область 255 15 935,70 192 13 007,84 10 684,56 61,29%
Московская область 103 4 803,32 82 3 827,02 3 381,49 64,26%
Орловская область 271 7 942,71 222 5 984,43 5 533,76 68,55%
Рязанская область 173 5 888,10 153 4 897,45 4 392,59 71,24%
Смоленская область 40 1 169,90 38 1 124,60 1015,09 63,51%
Тамбовская область 427 11 711,06 338 9 105,41 7 482,90 56,58%
Тверская область 55 2 390,20 42 1 447,20 1 260,90 59,13%
Тульская область 103 5 672,85 83 3 588,85 3 213,49 60,97%
Ярославская область 52 1 851,31 44 1 589,10 1 461,99 73,34%
Г.Москва 10 463,00 7 418,00 413,08 64,71%
Федерации на основе приоритетных направлений развития регионов, что в итоге позволит увеличить объемы производства продукции по приоритетным сферам агропромышленного комплекса каждого региона, обеспечить доведение бюджетных ассигнований до конечных получателей в полном объеме и повысить эффективность предоставления субсидий.
В 2019 году введены ряд новаций механизм льготного кредитования, включая:
• Безтраншевый отбор заявок на кредиты;
• Дополнены направления использования кредитов.
2019 год был посвящен налаживанию работы банков и их подразделений с региональными органами власти в части контроля за полнотой выборки заявленных в течении года субсидий.
При этом, ключевой задачей остается увеличение объемов льготного кредитования малых форм хозяйствования.
Обсуждение
Для решения этой задачи Минсельхоз России предпринимает ряд мер, которые позволили повысить уровень малых форм в объемах выданных кредитов в 2019 году.
В настоящее время идет работа над уточнением ряда нормативных актов механизма льготного кредитования, включая увеличение максимального размера краткосрочного кредита, возможность пролонгации инвестиционных кредитных договоров по ряду направлений, и другие.
31 мая текущего года Правительством Российской Федерации была утверждена государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» [5] .
Объем ресурсного обеспечения Госпрограммы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии паспортом Госпрограммы составляет: 79,2 млрд. рублей в 2020 году, 160,6 млрд. рублей в 2021 году и 193,1 млрд. рублей в 2022 году.
При этом, проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов на цели реализации Госпрограммы предусмотрено 105,3 млрд рублей, в том числе на 2020 год — 35,9 млрд. рублей (45,3%) от показателей паспорта Госпрограммы), на 2021 год — 34,4 млрд рублей (21,4%) и на 2022 год — 35,0 млрд рублей (18,1%).
Ключевой проблемой является отсутствие достаточного финансирования.
Госпрограммой определены следующие основные цели:
• во-первых, повышение уровня благосостояния сельского населения. (На сегодня, по данным Росстата, это соотношение составляет 68%. По итогам реализации Госпрограммы оно должно быть доведено до 80%);
• во-вторых, повышение благоустройства жилого фонда сельского населения посредством увеличения доли жилых помещений, имеющих доступ ко всем видам коммунальных услуг (водопровод, водоотведение, отопление (за исключением печного отопления), горячим водоснабжением). На текущий момент,/ по данным Росстата,/ этому критерию соответствует около 32,5% всего сельского жилого фонда. Целевой индикатор Госпрограммы планируется довести до уровня 50%;
• в-третьих, это сохранение доли сельского населения в общей численности населения страны.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 (373) / 2020
Таблица 4
Финансирование Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2022 гг. »
По паспорту, млрд. рублей Доведено Минфином России, млрд. рублей Доведено относительно паспорта, %
2020 год 79,2 35,9 45,3
2021 год 160,6 34,4 21,4
2022 год 193,1 35,0 18,1
Таблица 5
Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»
Финансирование Госпрограммы КРСТ на 2020-2025 гг. Цели Госпрограммы КРСТ
ВСЕГО 2 288 млрд.рублей Сохранение доли сельского населения в общей численности населения России не менее 25,3%
Федеральный бюджет 1 061 млрд.рублей Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50°%
Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации 174 млрд.рублей Достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%
Внебюджетные источники 1 053 млрд.рублей
Заключение
На текущий момент разработаны и приняты необходимые правила для реализации направлений Госпрограммы.
Прошел отбор проектов по современному облику территорий.
Идет подготовка к заключению соглашений. Главная цель: обеспечение достижения национальных целей развития Российской Федерации в сфере АПК до 2024 года.
Фактически регионализация позволит:
• стимулирование «точек роста» АПК регионов;
• максимизация конкурентных преимуществ регионов;
• развитие эффективной специализации АПК регионов и межрегиональной кооперации;
• обеспечение сбалансированного наращивания производства и переработки сельскохозяйственного сырья;
• создание равных условий поддержки сельхозпроизводителей в рамках отдельной подотрасли АПК разных регионов;
• повышение эффективности государственной поддержки АПК и расходования бюджетных средств.
Литература
1. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»
2. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717)
4. Поручение Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 05 июня 2019 г. ДМ-П16-4600р
5. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»»
6. Воробьёва Е.С. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях программы импортозамеще-ния: монография. М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. 160с.
7. Кучумов А.В., Воробьева Е.С. Продовольственное обеспечение регионов как основа продовольственной безопасности России: монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 160с.
Об авторах:
Воробьёва Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики и бухгалтерского учета, ORaD: Ий:р//ога^гд/0000-0001-6756-8002, [email protected]
Воробьёв Олег Викторович, начальник Управления промышленности, ORaD: http//orcid.org/0000-0002-5906-0839, [email protected] Ковалёва Анастасия Евгеньевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник, ORCID: http//orcid.org/0000-0002-3100-1335, [email protected]
DEVELOPMENT OF AGRICULTURE AND MEASURES TO SUPPORT AGRICULTURAL PRODUCERS IN THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT
E.S. Vorobeva1, O.V. Vorobev2, A.E. Kovaleva1
1 Federal state budgetary educational Institution of higher education «Smolensk state agricultural academy», Smolensk, Russia
2 Department of industry and trade of Smolensk region, Smolensk, Russia
The development of agriculture in modem Russia requires the state to take new effective measures to support agricultural producers in the Central Federal district. Achieving the indicators of the Doctrine of food security of the Russian Federation requires new, "breakthrough solutions". The Ministry of agriculture of the Russian Federation has developed a new approach to the provision of state support, which provides for the transformation of certain existing types of subsidies to stimulating and compensating mechanisms. For this purpose, a mechanism was developed to determine the priority sub-sectors of agriculture for each subject of the Russian Federation, based on the potential of the region, as well as the state and prospects of development of agriculture in nearby regions.
Regionalization — a new approach to promoting agricultural development with consideration of development potential of individual sub-sectors of agriculture of the Russian Federation to ensure the implementation of breakthrough scenarios of increasing agricultural production and exports of agricultural products in the subjects of the Russian Federation. And it is within the framework of regionalization that "disconnected support" for the development of agriculture in the regions of the Central Federal district will be distributed in the future.
Keywords: agriculture, state support measures, food security, regionalization
References
1. Decree of the President of the Russian Federation of 30.01.2010 No. 120 «On approval of the Doctrine of food security of the Russian Federation»
2. Federal law No. 264-FZ of 29.12.2006 «On the development of agriculture»
3. The state program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food (approved by the resolution of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717)
4. Order of the Prime Minister of the Russian Federation Dmitry Medvedev dated 05 June 2019 DM-P16-4600r
5. Resolution of the government of the Russian Federation of may 31, 2019 No. 696 «On approval of the state pro-
gram of the Russian Federation «Integrated development of rural areas»»
6. Vorobeva E.S. Development of peasant (farm) farms in the conditions of import substitution program: monograph. Moscow: BIBLIO-GLOBUS, 2019. 160p.
7. KuchumovA.V., Vorobeva E.S. Food security of regions as the basis of food security of Russia: monograph. Moscow: INFRA-M, 2018. 160p.
About the authors:
Elena S. Vorobeva, candidat of economics, associate professor, head of the department of economics and accounting, ORCID: http//orcid.org/0000-0001-6756-8002, [email protected]
Oleg V. Vorobev, head of the department of industry, ORCID: http//orcid.org/0000-0002-5906-0839, [email protected] Anastasia E. Kovaleva, candidat of economics, research fellow, ORCID: http//orcid.org/0000-0002-3100-1335, [email protected]
36 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 (373) / 2020
www.mshj.ru