УДК 336.662:631.1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБНОВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
AGRICULTURE TECHNICAL UPDATES POTENCIAL STATE SUPPORT SYSTEM IMPROVING
Л.В. Попова, доктор экономических наук А.Г. Досова, кандидат экономических наук
L.V. Popova, A.G. Dosova
Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd State Agrarian University
В статье раскрыты направления совершенствования системы государственной поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства, пути повышения эффективности использования ограниченных бюджетных ресурсов. Рассмотрены новые инструменты господдержки, нацеленные на стимулирование приобретения отечественных сельскохозяйственных машин. Вскрыты несоответствия между субсидированием инвестиций в основные фонды и текущей деятельностью, заложенных в Госпрограмму. В качестве важнейшей задачи регионального программно-целевого планирования в АПК выдвинуто формирование взаимосвязанного развития подотраслей растениеводства и животноводства, разделенного Госпрограммой, и их технической и технологической модернизации в соответствии с приоритетными направлениями развития региона. Предлагается предусмотреть в качестве инструмента государственной поддержки из федерального бюджета единую межотраслевую субсидию на техническую модернизацию производства. Проблема распределения средств по субъектам пользования должна решаться с учетом специфических внутрирегиональных особенностей, которые не отражены в федеральных правилах. Для этих целей авторами избрана методика индексного потенциала, в которой базой для распределения бюджетных средств служит показатель «условная площадь», определяемый как произведение интегрального индекса и фактической площади сельхозугодий. Норматив распределения определяется делением объема выделенной поддержки на общую условную площадь региона.
The article deals with the ways of improving the state support system for technical and technological modernization of agriculture, the ways to improve the use of scarce budget resources. New instruments of state support aimed at stimulating the acquired deposits of domestic agricultural machinery are considered. The mismatch between the subsidized investments in fixed assets and current activities, incorporated in the State Program, were given. As an important problem of regional targeted program planned in Agricultural Industrial Complex pushed the formation of interconnected subindustries of plant breeding and animal husbandry, divided by the State Program, and their technical and technological modernization in accordance with the priorities of development of the region. It is proposed to provide the instrument of the state support from the federal budget unified inter-sectoral subsidy for technical modernization. The problem of resources distribution by region should be decided by taking into account the specific features of the intraregional features, which are not reflected in the federal regulations. For this purpose, the authors elected the method of index potential in which the basis for allocation of budgetary funds is the index of "conditional area", defined as the product of integral index and factual farmland area. The distribution ratio is determined by dividing the volume of dedicated support for a total area of the region.
Ключевые слова: государственная поддержка модернизации сельского хозяйства; несвязанные субсидии поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей; распределение объема господдержки; методика индексного потенциала.
Key words: state support for modernization of agriculture; untied grant income support rural producers; volume of state-support distribution; method of index building.
Введение. Воспроизводство материально-технической базы российских сельскохозяйственных предприятий непосредственно зависит от процесса материально-технического оснащения, замедление которого за последнюю четверть века привело к тому, что выпуск продукции сельского хозяйства снизился в 1,5-2 раза. Прогрессирующая тенденция деиндустриализации в АПК проявилась в том, что объемы списания техники в 30-40 раз превышают ее поставки, вследствие чего, показатели обеспеченности основными видами машин составляют порядка 55-65 % от нормативного уровня со значительной изношенностью 50-55 % [6, 8].
Велика доля отечественной техники, отработавшей установленные амортизационные сроки эксплуатации, в среднем выработали свой ресурс 80 % тракторов, 84 % зерноуборочных и 70 % кормоуборочных комбайнов. Выявленные процессы обусловили увеличение нагрузки на имеющуюся технику: в отдельных российских регионах на 1 зерноуборочный комбайн приходится 400-500 га уборочной площади вместо 130 га по нормативу [7, с. 254].
Если сравнивать российские показатели нагрузки на сельскохозяйственную технику с западноевропейскими, то разница существенна: на 1 трактор она выше в 8 раз, на 1 комбайн в 6 раз [3].
Совершенствование инструментов обновления технического потенциала сельского хозяйства в стране приобретает особую значимость в условиях экономических ограничений. Обновление основных фондов аграрного сектора невозможно без использования гибкой системы государственного регулирования этих процессов, предусматривающих, в первую очередь, поддержку инновационно-инвестиционной деятельности в АПК [5, с. 218].
Материалы и методы. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. [2] предусмотрена государственная поддержка обновления технического потенциала сельского хозяйства, но в связи с ограниченными возможностями федерального бюджета финансирование не становится интенсивнее, по сравнению с предыдущими периодами, поэтому на первый план выдвигается проблема более эффективного использования бюджетных ресурсов.
Основным направлением государственной поддержки продолжают оставаться субсидии из федерального бюджета, заложенные в соответствующие подпрограммы на развитие растениеводства и животноводства, переработки и реализации продукции, развитие мясного скотоводства, поддержку малых форм хозяйствования, техническую и технологическую модернизацию и инновационное развитие.
Наряду с традиционными, Госпрограмма включает и новые инструменты поддержки, которые содержатся в разделе «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», где в качестве одной из основных задач ставится «стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования» [2]. В целях стимулирования приобретения отечественных сельскохозяйственных машин за счет средств федерального бюджета предусматривается предоставление субсидий производителям этой техники на возмещение недополученных доходов в связи с ее реализацией по пониженным ценам (со скидкой). Размеры и условия предоставления скидок, перечень техники утверждаются Правительством Российской Федерации [1].
Таким образом, в Госпрограмме стимулируется поддержка выпуска сельскохозяйственной техники путем субсидирования не покупателя, а производителя техники. Сельхозтоваропроизводитель получит выигрыш лишь в случае удешевления машин и оборудования. На наш взгляд, ни старая, ни новая меры не были направлены непосредственно на поддержку сельскохозяйственного товаропроизводителя:
ранее субсидирование процентной ставки по кредитам являлось, по сути, вливанием в банковскую сферу, новая мера — попытка оживить отечественное сельскохозяйственное машиностроение.
В связи со сложившейся в России финансово-экономической ситуацией, в перспективе можно ожидать проявления двух тенденций: первая - существенное снижение размеров субсидий по кредитованию, в том числе и для сельхозтоваропроизводителей; вторая - инструменты непосредственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей при покупке техники и оборудования (компенсация части стоимости) становятся исключительно прерогативой региональных бюджетов, а их реализация будет осуществляться путем разработки и утверждения приоритетных программ регионального развития.
Госпрограммой текущего периода предусмотрено использование несвязанных субсидий поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в отрасли растениеводства в расчете на 1 га посевной площади с учетом биоклиматического потенциала, интенсивности и структуры производства.
Как подтверждает опыт, основные мероприятия всех отраслевых подпрограмм нацелены преимущественно на поддержку текущей деятельности, приобретение оборотных средств, и практически не предусматривают мероприятий по техническому перевооружению отраслей. Мы считаем, что важное противоречие кроется в самом характере разделения Госпрограммы на указанные виды подпрограмм, поскольку развитие растениеводства и животноводства невозможно без обновления основных производственных фондов. Выделение ресурсов на текущие расходы производства, катастрофически отстающего по уровню технического развития, является расточительным и не приведет к росту производственно-экономических результатов. Например, не окажут положительного влияния на производство дотации на удобрения, семена, топливо при необеспеченности техникой, при высоком физическом и моральном износе машин.
Результаты. На наш взгляд, целесообразно предусмотреть в качестве инструмента государственной поддержки из федерального бюджета единую межотраслевую субсидию на техническую модернизацию производства. При разработке региональных программ необходимо вместо существующего в настоящее время «распыления» бюджетных средств между сельскохозяйственными предприятиями с помощью разрозненных инструментов сосредотачивать целенаправленный набор мер в рамках конкретных региональных инвестиционных проектов. Выбор инструментов поддержки следует осуществлять индивидуально с учетом производственно-экономических условий конкретных предприятий и проектов. Н.А. Середа для решения этой проблемы рекомендует типизировать их в зависимости от фондообеспеченности и прибыльности [9].
Следует отметить, что большинство инструментов государственной поддержки, осуществляемой в виде субсидирования текущей деятельности, относятся к запрещенным в ВТО мерам, в то время как в рамках приоритетных для региона инвестиционных проектов — не ограничены к финансированию. Важнейшей задачей регионального программно-целевого планирования в АПК должна стать увязка разделенного Госпрограммой развития подотраслей растениеводства и животноводства, и их технической и технологической модернизации в соответствии с приоритетными направлениями развития региона.
При поддержке из областного бюджета, а также при использовании федеральных средств, целенаправленное движение которых также обеспечивается органами управления АПК области, возникает проблема распределения средств по субъектам пользования. При этом очевидным является тот факт, что эффективность выделяемых бюджетных средств во многом зависит от методов их распределения и способов доведения до пользователей.
Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по различным подпрограммам определяются соответствующими Постановлениями Правительства РФ, а порядок распределения средств внутри региона по районам и субъектам хозяйствования, согласно законодательству, может быть аналогичным федеральному или разрабатываться регионом самостоятельно.
Наиболее простым для региона путем является применение федеральных механизмов распределения средств. Однако, на наш взгляд, такой подход является неэффективным и сложно применимым, так как внутри региона практически полностью утрачивает смысл использование коэффициента биоклиматического потенциала — различия между муниципальными образованиями и отдельными предприятиями незначительны. Возникает необходимость учитывать специфические внутрирегиональные особенности, которые не отражены в федеральных правилах. В связи с этим, необходима методика распределения средств господдержки, которая позволила бы синтезировать преимущества и нивелировать недостатки существующих способов, а так же учесть внутренние особенности региона и поставить во главу угла техническое обновление и перевооружение отраслей.
Средства должны предпочтительно направляться предприятиям, располагающими достаточными ресурсами для эффективного осуществления производства и способным принести наибольшую отдачу на каждый рубль вложенных средств, но в данный момент испытывающими недостаток собственных средств для инвестиций в целях обновления производственных фондов. Финансово сильные предприятия должны быть заинтересованы при осуществлении инвестиционных проектов объединяться со слабыми, но располагающими землей, основными средствами, трудовыми ресурсами. В этом случае и те и другие получат гарантированную государственную поддержку, которой, в свою очередь, будет обеспечена эффективность использования.
Обсуждение. На наш взгляд, для этих целей как нельзя лучше подходит использование методики индексного потенциала, разработанной Середа Н.А. [10]. Применение индекса технического потенциала при распределении средств бюджетной поддержки позволяет решить эту задачу. Одновременно с этим, интегральный индекс должен характеризовать результативность реализуемых мероприятий и стать важнейшим целевым показателем индикативного планирования.
Базой для распределения бюджетных средств служит показатель, названный «условная площадь», определяемый как произведение интегрального индекса и фактической площади сельхозугодий. Условная площадь рассчитывается для каждого района и в целом по области. Норматив распределения определяется делением объема выделенной поддержки на общую условную площадь. Умножение данного норматива на условную площадь в конкретном районе позволяет определить сумму предназначенных для данного субъекта бюджетных средств. В дальнейшем по аналогичной методике могут быть определены размеры поддержки для каждого предприятия.
С использованием данной методики следует осуществлять распределение объема господдержки, запланированного в Госпрограмме Волгоградской области в сумме по подпрограммам развития растениеводства и животноводства, подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация».
Для обеспечения устойчивости финансовую поддержку необходимо планировать не менее чем на 5 лет, с тем, чтобы товаропроизводители имели уверенность, что в течение данного периода направления и механизмы государственного регулирования меняться не будут.
С целью придания системе бюджетной поддержки целевой направленности, нужно консолидировать не только финансовые, но и управленческие ресурсы АПК региона. Поддержка сельскохозяйственных организаций со стороны государственных органов должна заключаться в их активном участии в разработке комплексных проектов
финансового оздоровления и технической модернизации производства на каждом конкретном предприятии [1]. Научного сопровождения требует процесс обоснования применяемых технологий, выбора техники, организационных форм производственного использования и сервисного обслуживания машин.
Заключение. Таким образом, предложения по совершенствованию механизма предоставления средств из бюджета на развитие технического потенциала сельского хозяйства состоят в следующем:
1. Объединить субсидирование отраслевых подпрограмм в единую межотраслевую субсидию на техническую модернизацию производства.
2. Осуществлять выделение средств в виде несвязанных субсидий, распределение которых осуществлять на единицу площади с учетом интегрального индекса технического потенциала.
Разработанные направления совершенствования экономического механизма и принципы регулирования позволяют государственным органам управления в АПК и всем субъектам, задействованным в данном процессе, сформировать единую политику технической и технологической модернизации сельского хозяйства.
Библиографический список
1. Беспахотный, Г.В. Механизмы доведения бюджетных средств до сельхозтоваропроизводителей [Текст]/ Г.В. Беспахотный // Организационно-экономический механизм государственной поддержки сельского хозяйства: материалы научно-практической конференции. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. - С. 94-99.
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: [утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717] // Информационно-правовая система «Гарант-Максимум»: НПП «Гарант-Сервис-Университет». — Режим доступа: локальный.
3. Мандражицкая, М. В. Лизинг, как один из видов инвестиционной деятельности [Текст]/ М. В. Мандражицкая // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2007. - № 6. - С. 10-13.
4. Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1432 // Информационно-правовая система «Гарант-Максимум»: НПП «Гарант-Сервис-Университет». — Режим доступа: локальный.
5. Попова, Л.В. Источники финансирования воспроизводства основных фондов в сельском хозяйстве на инновационной основе [Текст]/ Л.В. Попова, Д.Н. Попов, Н.В. Шапошникова, Г.М. Шашкова // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2015. - №3 (39). - С. 217-221.
6. Попова, Л.В. Воспроизводство основных фондов на сельскохозяйственных предприятиях [Текст] : монография / Л.В. Попова, А.Г. Досова, Д.Н. Попов. - Волгоград: Волгоградская ГСХА, 2012. - 132 с.
7. Попов, Д.Н. Управление воспроизводством основных фондов в агроформированиях [Текст]/ Д.Н. Попов // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2013. - № 4 (32) . - С 253-257.
8. Сабиров, М. М. Воспроизводство материальных ресурсов в сельском хозяйстве и повышение его эффективности [Текст]/ М. М. Сабиров // Достижения науки и техники АПК. -2012. - № 2. - С. 10-12.
9. Середа, Н.А. Организационно-экономический механизм государственного регулирования развития материально-технической базы сельского хозяйства [Текст] : монография / Н.А. Середа, И.А. Кочетков. — Кострома: КГСХА, 2012. - 187 с.
10. Середа, Н.А. Распределение средств государственной поддержки инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий [Текст] / Н.А. Середа, И.А. Кочетков // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ: Экономика и организация производства в агропромышленном комплексе. - 2011. - Выпуск 6 (45). - С. 7-10.
Reference
1. Bespahotnyj, G.V. Mehanizmy dovedenija bjudzhetnyh sredstv do sel'hoztovaroproizvoditelej [Tekst] / G.V. Bespahotnyj // Organizacionno-jekonomicheskij mehanizm gosudarstvennoj podderzhki sel'skogo hozjajstva: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. — M.: FGNU «Rosinformagroteh», 2004. — P. 94-99.
2. Gosudarstvennaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2020 gody [Jelektronnyj resurs]: [utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 14 ijulja 2012 g. № 717] // Informacionno-pravovaja sistema «Garant-Maksimum»: NPP «Garant-Servis-Universitet». — Rezhim dostupa: lokal'nyj.
3. Mandrazhickaja, M. V. Lizing, kak odin iz vidov investicionnoj dejatel'nosti [Tekst] / M. V. Mandrazhickaja // Finansovyj vestnik: finansy, nalogi, strahovanie, buhgalterskij uchet. -2007. - № б. - P. 10-13.
4. Ob utverzhdenii pravil predostavlenija subsidij proizvoditeljam sel'skohozjajstvennoj tehniki [Jelektronnyj resurs]: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 27 dekabrja 2012 goda № 1432 // Informacionno-pravovaja sistema «Garant-Maksimum»: NPP «Garant-Servis-Universitet». — Rezhim dostupa: lokal'nyj.
5. Popova, L.V. Istochniki finansirovanija vosproizvodstva osnovnyh fondov v sel'skom hozjajstve na innovacionnoj osnove [Tekst] / L.V. Popova, D.N. Popov, N.V. Shaposhnikova, G.M. Shashkova // Izvestija Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vysshee professional'noe obrazovanie. - 2015. - №3 (39). - P. 217-221.
6. Popova, L.V. Vosproizvodstvo osnovnyh fondov na sel'skohozjajstvennyh predprijatijah [Tekst] : monografija / L.V. Popova, A.G. Dosova, D.N. Popov. - Volgograd, 2012. - 132 p.
7. Popov, D.N. Upravlenie vosproizvodstvom osnovnyh fondov v agroformirovanijah [Tekst] / D.N. Popov // Izvestija Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vysshee professional'noe obrazovanie. - 2013. - № 4 (32). - P. 253-257.
8. Sabirov, M. M. Vosproizvodstvo material'nyh resursov v sel'skom hozjajstve i povyshenie ego jeffektivnosti [Tekst] / M. M. Sabirov // Dostizhenija nauki i tehniki APK. - 2012. - № 2. - P. 10-12.
9. Sereda, N.A. Organizacionno-jekonomicheskij mehanizm gosudarstvennogo regulirovanija razvitija material'no-tehnicheskoj bazy sel'skogo hozjajstva [Tekst] : monografija / N.A. Sereda, I.A. Kochetkov. - Kostroma: KGSHA, 2012. - 187 p.
10. Sereda, N.A. Raspredelenie sredstv gosudarstvennoj podderzhki investicionnoj dejatel'nosti sel'skohozjajstvennyh predprijatij [Tekst] / N.A. Sereda, I.A. Kochetkov // Vestnik FGOU VPO MGAU: Jekonomika i organizacija proizvodstva v agropromyshlennom komplekse. - 2011. -Issue 6 (45). - P. 7-10.
E-mail: [email protected]
УДК 334.7
НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
NONCOMMERCIAL SECTOR IN RUSSIAN ECONOMY: TRADI-TIONS AND MODERNITY
А.С. Разин, кандидат философских наук, доцент Т.П. Назарова, кандидат исторических наук, доцент
A.S. Razin, T.P. Nazarova
Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd State Agricultural University
Негосударственный сектор экономики вносит существенный вклад в хозяйственную деятельность стран, включенных в глобальную экономику. Некоммерческие организации, на данном этапе развития, вполне способны конкурировать с государственным сектором. Это вынуждает государственные предприятия действовать более активно и эффективно. Некоммерческий сектор играет заметную роль в социально-экономической жизни нашей страны. Он выступает источником социальных инноваций в ситуации западных экономических санкций и крайней геополитической нестабильности, в которой прибывает современное российское общество. На примере деятельности