9. Svyatova OV, Soloshenko R.V., Zyukin D.A. Development of proposals to improve the efficiency of the sugar beet subcomplex based on the synergistic management of its development // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2017. - № 7. - P. 48-51.
10. Semykin V.A., Pigorev I.Y., Soloshenko V.M. / The relevance and real state of import substitution in the crop production of the Kursk Region // Bulletin of Kursk State Agricultural Academy. - 2016. - №. 7. - P. 47-52.
УДК 338.434
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КРЕДИТОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ОГАРКОВА Н.Н.,
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, ВНИОПТУСХ - филиал ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, e-mail: [email protected]; 8 (495) 700 08 14, 8 (495) 700 06 71.
Реферат. В статье описываются меры современной аграрной политики в области государственной поддержки сельскохозяйственного производства Российской Федерации. Подчеркивается необходимость государственной поддержки обусловленной особенностью функционирования сельскохозяйственных предприятий в рыночной экономике, немонополизированным характером их производства, сложившимся диспаритетом цен и доходов по сравнению с другими отраслями, разным уровнем доходов товаропроизводителей в различных природно-экономических условиях, ограниченностью земель с высоким почвенным плодородием, зависимостью отрасли от изменения погодных условий и главное -стратегически важной ролью сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности страны. Целью исследования был анализ произошедших изменений в государственной поддержке кредитования в сельском хозяйстве с начала реализации национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства 2008-2012 гг. и продолжившихся с принятием Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Проведен анализ соответствующих нормативно-правовых актов. Раскрываются проблемы возникающие в системе льготного кредитования как у сельских товаропроизводителей при получении льготных кредитов, так и у государственных органов при доведении льготных кредитов до их потребителей. Отмечены причины сбоев в системе субсидирования сельского хозяйства. Указывается на необходимость использования выделяемых государством средств с наибольшим для отрасли эффектом за счет более широкого охвата сельских товаропроизводителей дешевыми краткосрочными и инвестиционными кредитами, упрощения механизма их получения, расширения списка уполномоченных банков, введения ограничения на максимальный размер кредита на одного заемщика.
Ключевые слова: аграрная политика, сельскохозяйственное производство, государственная поддержка, государственная программа, субсидия, льготный краткосрочный кредит, инвестиционный кредит, компенсация, сельскохозяйственные товаропроизводители, механизм проектного управления.
IMPROVEMENT OF STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL LENDING
OGARKOVA N.N.,
PhD in Economics, Leading Researcher,VNIOPTUSKH - a branch of the FSBI FNC VNIIESKH, e-mail: [email protected]; tel .: 8 (495) 700 08 14, 8 (495) 700 06 71.
Essay. The author of this article describes current agricultural policy measures in the field of state support for agricultural production of the Russian Federation. The necessity of state support is emphasized due to specifics of agricultural enterprises' operating in market economy, non-monopolized nature of their production, established price and revenue disparity against the background of other industries, different revenue level of commodity producers in various natural and economic environment, constraint of high soil fertility lands, high influence of weather change on agricultural industry and mainly the strategic importance of agriculture in ensuring the Russian Federation's food security. The aim of this paper is to analyze previous state support measures of agricultural production lending (the national project "Development of Agriculture" and the State Program of Development of Agriculture (2008-2012)) and current measures due to the implementing of the State Program of Development of Agriculture (2013-2020). Analysis of relevant legal acts is pursued. The author reveals the soft loan system problems of agricultural commodity producers in their attempt to obtain soft loans, on the one hand, and problems of government in its intention to provide loan to consumers, on the other hand. Furthermore,
reasons for failures in agriculture subsidy system are noted. In addition to this, importance of efficient use of funds allocated by the state is emphasized that can be achieved through a broader soft short-term and investment loan coverage of agricultural commodity producers, loan mechanism facilitation, expanding the list of authorized banks, implementation of restrictions on the maximum loan size per borrower.
Keywords: agricultural policy, agricultural production, state support, state program, subsidy, soft short-term loan, investment loan, compensation, agricultural commodity producers, project management mechanism.
Введение. Поддержание определенного уровня доходов для российских сельхозтоваропроизводителей в настоящее время является одной из важнейших задач, решение которой должны обеспечить организационно-экономические механизмы планирования развития аграрной отрасли. Такая необходимость обусловлена особенностью функционирования сельскохозяйственных предприятий в рыночной экономике, немонополизированным характером их производства, что ведет к диспаритету цен и доходов по сравнению с другими отраслями. Государство также берет на себя функции по выравниванию доходов товаропроизводителей в различных природно-экономических условиях. В силу ограниченности земель с высоким почвенным плодородием возникает необходимость производить сельскохозяйственную продукцию в менее благоприятных условиях, требующих более высоких затрат на единицу продукции. Сельское хозяйство - наиболее зависимая отрасль от изменения погодных условий. Необходимы механизмы, смягчающие потери сельхозтоваропроизводителей в неблагоприятные годы, а также обуславливаемые изменениями условий воспроизводства и рыночной конъюнктуры.
В нашей стране система планирования строится на основе разработки и реализации государственных программ. В настоящее время бюджетное финансирование сельского хозяйства осуществляется полностью через госпрограммы.
Результаты исследования. Поддержка уровня доходов сельхозтоваропроизводителей в годы реализации национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства 2008-2012 гг. осуществлялась путём выделения бюджетных средств на приобретение оборотных средств и прямого субсидирования производства.
Механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, на долю которого приходилось около 80 % всего объема средств господдержки, стал основным механизмом стимулирования. На протяжении всего периода разработки и реализации госпрограмма по сельскому хозяйству совершенствовалась. С 2017 года система субсидирования кредитов была реформирована. Цель исследования состояла в том, чтобы показать существующие недостатки, преимущества и определить направления дальнейшего развития механизмов кредитования.
На начальном этапе реализации первой Госпрограммы состав участников инвестиционных проектов определяли субъекты Российской Феде-
рации и совместно с Минсельхозом России оценивали их на соответствие условиям кредитования. Заявки регионов практически все удовлетворялись. Со временем увеличение заявок с одной стороны и ограничение бюджетных средств с другой, привели к тому, что стало невозможным удовлетворить все потребности регионов. Сократилось число направлений льготного кредитования, вопросы кредитования стали обсуждаться с участием банковских структур, что также ужесточило условия предоставления кредитов. В итоге субсидирование инвестиционных кредитов прекратилось. Банки стали останавливать выдачу кредитов по уже заключенным договорам. Сельхозпроизводители были вынуждены перекредитовываться уже по более высоким коммерческим процентным ставкам. Это сразу же привело к росту просроченной кредиторской задолженности, банкротству сельхозпредприятий. В начале 2014 года Правительству РФ пришлось внести изменения в действующую Госпрограмму 2013-2020 гг. Был значительно сокращен перечень приоритетных направлений инвестиций. Государственная поддержка осуществлялась только по проектам, находящимся на этапе завершения. Если в 2010 году для целей господдержки было отобрано 748 инвестиционных проектов на сумму 197 млрд. рублей, то в 2014 году их стало только 60 на общую сумму 8,4 млрд. рублей.
Сложной в теоретическом и методическом планах явилась задача территориального распределения федеральных субсидий. Предоставление федеральных средств было обусловлено софинан-сированием из региональных бюджетов. Зачастую можно было наблюдать ситуацию, когда соседние регионы находящиеся в одинаковых природно-климатических условиях различались по уровню господдержки в разы. Практика распределения субсидий строилась таким образом, чтобы поддерживать в первую очередь успешные регионы. Это приводило к углублению дифференциации их развития. Так, при реализации первой Госпрограммы по сельскому хозяйству почти четвертая часть всех инвестиционных субсидий получили Белгородская область и Республика Татарстан. Эти субъекты РФ на общем фоне выделяются хорошо развитым сельхозпроизводством, большим объемом валового продукта сельского хозяйства.
Следует отметить, что в целом по стране за период реализации госпрограммы 2008-2013 гг. выросли объемы как валовой продукции сельского хозяйства, так и ее государственной поддержки. При этом господдержка увеличивалась более вы-
сокими темпами и выросла в итоге в 3,2 раза, а валовая продукция всего в 2,4 раза [5. - С. 7].
Новый этап в системе кредитования осуществляется с 2017 года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1528 были утверждены новые правила льготного кредитования. В соответствии с ними с 1 января 2017 года у сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, переработку и (или) реализацию сельскохозяйственной продукции появилась возможность получить в одном из уполномоченных Минсельхозом России банков краткосрочный или инвестиционный кредит по ставке не более 5 %. Возмещение кредитной организации недополученных доходов стало производиться напрямую из федерального бюджета в размере ключевой ставки Банка России. Таким образом, сельхозтоваропроизводители перестали быть объектами субсидирования по процентной ставке, и стали получателями льготных кредитов в кредитных учреждениях. Недополученные банками доходы стали возмещаться напрямую из федерального бюджета. Доля малых форм хозяйствования в общем объеме субсидии, направляемой на льготное кредитование АПК составляет не менее 20 % на льготные краткосрочные кредиты и льготные инвестиционные кредиты. Тем самым гарантировано участие малых форм хозяйствования в системе льготного кредитования.
Это упростило доступ сельхозтоваропроизводителей к кредитным средствам, в том числе для реализации проектов импортозамещения, механизм льготного кредитования, позволил предприятиям АПК не отвлекать собственные оборотные средства на оплату субсидируемой части процентной ставки и не ожидать их последующего возврата в виде субсидий, как это происходило при ранее действующей системе государственной поддержки, что значительно облегчило финансовое положение предприятий и организаций АПК, а также способствовало повышению доступности кредитования для сельскохозяйственных товаропроизводителей и снижению финансовой нагрузки на них.
В соответствии с Порядком утвержденным приказом Минсельхоза России от 16 августа 2017 г. № 410, уполномоченные банки направляют реестры потенциальных заемщиков в Минсельхоз России. Минсельхоз России, в свою очередь, информирует уполномоченные банки о принятых решениях по включению потенциальных заемщиков в реестр заемщиков. В случае принятия Мин-сельхозом России положительного решения о включении потенциального заемщика в реестр заемщиков, уполномоченный банк заключает с заемщиком кредитный договор (соглашение).
При принятии решения о включении заемщика, содержащегося в реестре потенциальных за-
емщиков, в реестр заемщиков Минсельхозом России учитываются в том числе:
- наличие бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Мин-сельхозу России;
- очередность поступивших реестров потенциальных заемщиков в Минсельхоз России с учетом времени их поступления.
Основными плюсами нового механизма государственной поддержки стали упрощение процедуры субсидирования за счет реализации механизма льготного кредитования по принципу «одного окна», что сократило срок получения кредита и сокращение расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату процентов по кредитам в 1,5 - 2 раза.
По состоянию на 31 декабря 2017 г. уполномоченные банки заключили с заемщиками 7873 кредитных договора на общую сумму 664 млрд. рублей, в том числе 5110 кредитных договоров по льготным краткосрочным кредитам на сумму 205 млрд. рублей, 2763 кредитных договора по льготным инвестиционным кредитам на сумму 459 млрд. рублей [6. - С.118].
Наиболее активное участие в реализации нового механизма льготного кредитования принимал АО «Россельхозбанк», сумма льготных кредитов по заключенным им договорам составила 210,48 млрд. рублей.
В ходе реализации нового механизма были выявлены недостатки связанные с тем, что регионы не могли влиять на распределение льготных кредитов на своей территории. С 2018 года расширены полномочия субъектов Российской Федерации в части обязательного согласования банками всех заявок с региональными органами управления АПК на соответствие направлений целевого использования льготных кредитов целевым индикаторам, достижение которых обеспечивается при реализации госпрограмм развития АПК субъектов РФ. Появилась возможность рефинансирования ранее взятого льготного инвестиционного кредита и изменения условий кредитования в части установления льготной ставки по краткосрочным кредитам полученным после 01.07.2017.
Значительно расширились направления целевого использования льготных кредитов. В краткосрочном кредитовании появились такие направления как приобретение молока-сырья для производства цельномолочной продукции, творожных и сливочных сыров; приобретение расходных материалов необходимых для развития отрасли садоводства и тепличного овощеводства; на закупку зерна у сельхозтоваропроизводителей СФО и УФО для мукомольно-крупяной промышленности и другие.
Запланированный объем субсидий на 2018 год, предоставляемых уполномоченным банкам по планируемым к выдаче льготным краткосрочным кредитам в целом по России по состоянию на 20.07.2018 г. составил 23,0 млрд. рублей, из них:
- на кредиты малым формам хозяйствования -2,9 млрд. рублей (13 %);
- на развитие растениеводства - 9,1 млрд. рублей (40 %);
- на развитие животноводства - 4,8 млрд. рублей (21 %);
- на переработку продукции растениеводства и животноводства - 3,3 млрд рублей (14 %);
- на развитие молочного скотоводства - 2,6 млрд. рублей (11 %);
- на развитие мясного скотоводства - 0,3 млрд. рублей (1 %).
Объем субсидий на 2018 год, предоставляемых уполномоченным банкам по планируемым к выдаче инвестиционным кредитам равен 31,9 млрд. рублей, из них:
- на кредитование малых форм хозяйствования - 2,1 млрд. рублей (6,7 %),
- на молочное скотоводство - 6,1 млрд. рублей (19,2 %),
- на развитие растениеводства, животноводства, на переработку продукции растениеводства и животноводства - 23,7 млрд. рублей (74,1 %).
Несмотря на то, что за малыми формами хозяйствования закреплена доля в общем объеме льготного кредита, обозначилась другая проблема - лимит по субъектам РФ осваивается неравномерно. По данным Минсельхоза на 14.05.2018 полностью освоен лимит в Тамбовской области, близки к освоению Самарская, Рязанская области, Республика Тыва, Алтайский край. Менее 16 % освоение в Удмуртской республике, Московской области, Республике Коми, менее 1 % в Ленинградской области. Основными причинами отказов в предоставлении льготного кредита являются недостаточность залоговой базы и неудовлетворительная кредитная история.
Таким образом, фиксированная доля малых форм хозяйствования в общем объеме субсидий, направляемых на льготное кредитование АПК и тем самым гарантирование их участия в системе льготного кредитования выявила новые, и, судя по ситуации в некоторых регионах (менее 1 % освоения кредитов малыми формами хозяйствования в Ленинградской области), неожиданные проблемы.
Нерешенной остается задача доступности льготного кредита для средних по размерам хозяйств. Для этой категории сельхозпроизводителей проблема не только не потеряла актуальность, но и, можно сказать, в сложившихся условиях приобрела дополнительную остроту. В соревновании с крупным бизнесом средние хозяйства зачастую терпят поражение. Крупные хозяйства особенно холдинги располагают большими собственными финансовыми ресурсами и банки заинтересованы иметь дело именно с крупными предприятиями.
Утвержденный приказом Минсельхоза России от 22 февраля 2018 г. № 78 «Порядок определения Министерством сельского хозяйства Российской
Федерации максимального размера льготного краткосрочного кредита, предоставляемого одному заемщику на территории каждого субъекта Российской Федерации» должен сыграть свою роль в выравнивании конкурентных условий деятельности сельхозпредприятий. Согласно новому Порядку ежеквартально - до 20 марта, 20 июня, 20 сентября и до 20 декабря, уполномоченные органы субъектов Российской Федерации представляют в Минсельхоз России свои предложения максимального размера льготного краткосрочного кредита на их территории. Предложения субъекты формируют исходя из следующих положений:
- необходимости достижения целевых показателей, связанных с реализацией государственных программ развития АПК регионов;
- количества потенциальных заемщиков, зарегистрированных на территории субъекта РФ и претендующих на получение льготных краткосрочных кредитов;
- объема потребности в льготных краткосрочных кредитах, планируемых к выдаче уполномоченными банками на территории субъекта РФ.
На практике наибольший максимальный размер льготного краткосрочного кредита, предоставляемого одному заемщику на территории субъектов РФ, согласованный в третьем квартале 2018 года составил:
- 1,5 млрд. рублей на развитие растениеводства
- в Воронежской области;
- 2,5 млрд. рублей на развитие животноводства
- в Челябинской области;
- 2,0 млрд. рублей на развитие переработки продукции растениеводства и животноводства - в Санкт-Петербурге и Саратовской области;
- 2,9 млрд. рублей на развитие молочного скотоводства - в Воронежской области;
- 1,0 млрд. рублей на развитие мясного скотоводства - в Иркутской и Воронежской областях.
Наименьший максимальный размер льготного краткосрочного кредита, предоставляемого одному заемщику на территории субъектов в третьем квартале 2018 года зафиксирован:
- 2,8 млн. рублей на развитие растениеводства
- в Магаданской области;
- 5,0 млн. рублей на развитие животноводства, на развитие переработки продукции растениеводства и животноводства, на развитие мясного скотоводства - в Ханты-Мансийском автономном округе;
- 5,0 млн. рублей на развитие молочного скотоводства - в Республике Коми, в Ханты-Мансийском автономном округе.
Необходимость такого рода ограничений вызвана не только лимитом средств субсидий. В странах с развитой экономикой практика ограничений также существует. Так США, руководствуясь положением, что крупный бизнес благодаря эффекту масштаба может развиваться и без государственной поддержки, лишает права на бюджетные субсидии фермеров с выручкой свыше
900,0 тысяч долл. Для остальных размер ограничен 125 тыс. долл. В ЕЭС инвестиционные проекты субсидируются не более 40 % от стоимости. В нашей стране до принятия Порядка, утвержденного приказом МСХ от 22.02.18 № 78 ограничений не существовало, а некоторые инвестиционные проекты в действительности были субсидированы даже больше их стоимости.
Таким образом, введенные ограничения на сумму льготных краткосрочных кредитов на одного заемщика должны способствовать увеличению доли субсидий для среднего и малого бизнеса и в конечном итоге улучшению конкурентных условий для их развития.
Снижение требований к банкам значительно расширило перечень уполномоченных банков, позволив тем самым наряду с отечественными принять участие в системе льготного кредитования и международным финансовым организациям. Возглавляют список уполномоченных банков системно значимые кредитные организации, утвержденные ЦБ РФ, среди них АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк», Банк ГПБ (АО), Банк ВТБ (ПАО), АО «АЛЬФА-БАНК». Лидирующую роль в краткосрочном кредитовании занимает АО «Россельхоз-банк», на его долю в 2017 году приходилось 72,3 % общего объема краткосрочного кредитования агропромышленного комплекса, доля ПАО «Сбербанк» - 14,8 %, Банк ГПБ (АО) - 10,2 %, АО «АЛЬФА-БАНК» - 2,7 %. В области инвестиционного кредитования на первую позицию вышел ПАО «Сбербанк» - 35,3 % общего объема субсидируемых кредитов, доля АО «Россельхозбанк» -
31,5 %, АО «АЛЬФА-БАНК» - 5,7 % [6. - С.111]. Всего в список уполномоченных банков, участвующих в реализации механизма льготного кредитования в 2018 году включено 44 финансово-кредитные организации.
Основным участником государственной программы льготного кредитования АПК по ставке не выше 5 % годовых является Россельхозбанк. По итогам работы в I полугодии 2018 года Россель-хозбанк предоставил аграриям 125,1 млрд. рублей на условиях льготного финансирования против 70,4 млрд. рублей годом ранее. Прирост показателя составил 78 %. При этом 20,4 млрд. рублей было направлено на поддержку малых форм хозяйствования. Всего с момента запуска программы РСХБ предоставил предприятиям агропромышленного комплекса 335,8 млрд. рублей льготных кредитов.
Вывод. Изменения в системе льготного кредитования сыграли положительную роль в повышении эффективности развития сельскохозяйственного производства, за счет более широкого охвата сельхозтоваропроизводителей дешевыми краткосрочными и инвестиционными кредитами, упрощения механизма их получения, расширения списка уполномоченных банков, введения ограничения на максимальный размер кредита для одного заемщика. Совершенствование системы должно быть направлено на увеличение объемов субсидирования, устранение барьеров на пути получения льготных кредитов сельхозтоваропроизводителями.
Список использованных источников
1. Беспахотный Г.В., Капитонов А.А. Организационно-экономический механизм согласования федеральных и региональных программ в АПК // Экономист. - 2017. - № 7. - С. 26-32.
2. Огаркова Н.Н. О проблемах планирования государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Экономика, социология и право. - 2016. - № 11. - С. 48-52.
3. Огаркова Н.Н. Особенности государственной поддержки сельскохозяйственного производства в современных условиях // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9 (4). - С. 766-769.
4. Огарков К.А. Социально-экономическое неравенство регионов России: мир-системный подход // Социология. - 2016. - № 3. - С. 132-135.
5. Янбых Р.Г. Субсидирование сельского хозяйства: региональные сравнения АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2017. - № 8. - С. 2-9.
6. http://mcx.ru/upload/iblock/f6a/f6a
7. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210135/
List of used sources
1. Besaphotny G.V., Kapitonov A.A. Organizational-economic mechanism for coordination of federal and regional programs in the agro-industrial complex // The Economist. - 2017. - № 7. - P. 26-32.
2. Ogarkova N.N. On the problems of planning state support for agricultural producers // Economics, sociology and law. - 2016. - № 11. - P. 48-52.
3. Ogarkova N.N. Features of state support for agricultural production in modern conditions // Economy and Entrepreneurship. - 2017. - No. 9 (4). - P. 766-769.
4. Ogarkov K.A. Socio-economic inequality of the regions of Russia: the world-systemic approach // Sociology. - 2016. - № 3. - P. 132-135.
5. Yanbykh R.G. Subsidizing agriculture: regional comparisons of the agroindustrial complex // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2017. - № 8. - P. 2-9.
6. http://mcx.ru/upload/iblock/f6a/f6a
7. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210135/