Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / АГРОРЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зейналов Исабалы Муса Оглы, Федоров Максим Васильевич

Изучая проблемы развития и становления самой сути продовольственной безопасности, следует отметить, что в последнее время государство все больше уделяет внимание вопросу правового регулирования безопасности пищевой продукции и в целом безопасности продовольствия. Устанавливаются цели, задачи и основные направления государственной экономической и аграрной политик в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. По нашему мнению, обеспечению продовольственной независимости страны, будет способствовать проведение последовательной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности в субъектах Российской Федерации. Многое здесь зависит, не только от применения экономических рычагов, но и от нормативно-правовой базы, в которой закрепляются (должны закрепляться) требования и гарантии: как для производителя сельскохозяйственной продукции, так и для тех, кто ее реализует. Важным является определение способности субъектов России производить те или иные продукты питания, важно учесть агроресурсный потенциал регионов, определить долю их участия в обеспечении продовольственной независимости Российской Федерации. Цель - рассмотреть возможности формирования нормативно-правовой базы в области обеспечения продовольственной безопасности субъектов России. Метод или методология проведения работы: во время написания статьи, применялся комплексный метод исследования. Результаты: сделаны выводы о необходимости развития сельских территорий и принятии Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации». Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять в рамках формирования нормативно-правовой базы в сфере продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зейналов Исабалы Муса Оглы, Федоров Максим Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE SUPPORT TO THE FOOD SECURITY OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Studying the problems of development and formation of the essence of food security, it should be noted that recently the government is increasingly paying attention to the issue of legal regulation of food safety and overall food security. Set goals, objectives and main directions of state economic and agricultural policies to ensure food security of the Russian Federation. In our opinion, ensuring food independence of the country, would contribute to coherent policy in the sphere of ensuring food security in the Russian Federation. A lot here depends not only on the use of economic levers, but also on the regulatory framework in which fixed (should be fixed) requirements and warranties: as manufacturer of agricultural products, and for those who implements it. Important is to determine the ability of regions to produce certain food products, it is important to consider the agricultural potential of regions, to determine the proportion of their participation in ensuring food independence of the Russian Federation. The purpose - to consider the possibilities of forming of a regulatory framework in the field of ensuring food security of subjects of Russia. Method or methodology of carrying out work: in time of writing of article, the complex method of a research was applied. Results: conclusions are drawn on need of development of the rural territories and adoption of the Federal law «On food security of the Russian Federation». Scope of results: it is reasonable to apply the received results within forming of a regulatory framework in the sphere of food security.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО STATE AND LAW

DOI: 10.12731/2070-7568-2017-2-7-23 УДК 349.42:338.439

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зейналов И.М., Федоров М.В.

Изучая проблемы развития и становления самой сути продовольственной безопасности, следует отметить, что в последнее время государство все больше уделяет внимание вопросу правового регулирования безопасности пищевой продукции и в целом безопасности продовольствия.

Устанавливаются цели, задачи и основные направления государственной экономической и аграрной политик в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. По нашему мнению, обеспечению продовольственной независимости страны, будет способствовать проведение последовательной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности в субъектах Российской Федерации. Многое здесь зависит, не только от применения экономических рычагов, но и от нормативно-правовой базы, в которой закрепляются (должны закрепляться) требования и гарантии: как для производителя сельскохозяйственной продукции, так и для тех, кто ее реализует.

Важным является определение способности субъектов России производить те или иные продукты питания, важно учесть агро-ресурсный потенциал регионов, определить долю их участия в обеспечении продовольственной независимости Российской Федерации.

Цель - рассмотреть возможности формирования нормативно-правовой базы в области обеспечения продовольственной безопасности субъектов России.

Метод или методология проведения работы: во время написания статьи, применялся комплексный метод исследования.

Результаты: сделаны выводы о необходимости развития сельских территорий и принятии Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации».

Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять в рамках формирования нормативно-правовой базы в сфере продовольственной безопасности.

Ключевые слова: продовольственная безопасность; продовольственная независимость; развитие сельских территорий; агроре-сурсный потенциал.

LEGISLATIVE SUPPORT TO THE FOOD SECURITY OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Zeynalov I.M., Fedorov M.V.

Studying the problems of development and formation of the essence of food security, it should be noted that recently the government is increasingly paying attention to the issue of legal regulation of food safety and overall food security.

Set goals, objectives and main directions of state economic and agricultural policies to ensure food security of the Russian Federation. In our opinion, ensuring food independence of the country, would contribute to coherent policy in the sphere of ensuring food security in the Russian Federation. A lot here depends not only on the use of economic levers, but also on the regulatory framework in which fixed (should be fixed) requirements and warranties: as manufacturer of agricultural products, and for those who implements it.

Important is to determine the ability of regions to produce certain food products, it is important to consider the agricultural potential of

regions, to determine the proportion of their participation in ensuring food independence of the Russian Federation.

The purpose - to consider the possibilities offorming of a regulatory framework in the field of ensuring food security of subjects of Russia.

Method or methodology of carrying out work: in time of writing of article, the complex method of a research was applied.

Results: conclusions are drawn on need of development of the rural territories and adoption of the Federal law «On food security of the Russian Federation».

Scope of results: it is reasonable to apply the received results within forming of a regulatory framework in the sphere offood security.

Keywords: food security; food independence; development of the rural territories; agroresource potential.

Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности [7] и План действий Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия [8] определили следующие уровни продовольственной безопасности: индивидуальный уровень, уровень домашних хозяйств (иногда называют семейным уровнем), национальный, региональный и глобальный уровни.

На глобальном уровне продовольственная безопасность - это такое состояние агропромышленного комплекса, когда темпы роста производства продуктов питания опережают темпы производства, имеются определенные мировые резервы продовольствия, контролируемые специальными международными институтами и организациями, которые занимаются определением эффективных стратегий и осуществлением программ в рамках пополнения и увеличения запасов продовольствия в мире [2].

Под продовольственной безопасностью региона можно понимать такое состояние системы производства, хранения, переработки и торговли, которое способно бесперебойно обеспечить в течение года все категории населения соответствующих территорий качественными продуктами питания преимущественно собственного производства не ниже принятых медицинских норм [1]. В данном случае под регионом подразумевается ряд государств

граничащих друг с другом, страны Ближнего Востока, или имеющих единую валюту и единую экономику, как например страны Европейского Союза. Также под регионом можно понимать как отдельно взятый субъект государства или ряд таких субъектов, целью которых является на взаимовыгодных условиях обеспечение их внутренней продовольственной безопасности.

На национальном уровне или на уровне государства (страны) продовольственная безопасность - это такое состояние его (ее) экономики, при котором гарантируется обеспечение доступа всех жителей в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни [3].

Состояние продовольственной безопасности домашних хозяйств можно определить свободным доступом к безопасному для здоровья и полноценному питанию. Продовольственная безопасность домашних хозяйств напрямую зависит от уровня доходов населения, цен на продовольственные товары, а также умения вести семейное (домашнее) хозяйство.

Индивидуальный уровень продовольственной безопасности подразумевает участие человека в одном из вышеназванных уровней. Участие человека в производстве и потреблении продуктов питания является обязательным условием. Именно от этого зависит весь оборот сельскохозяйственной продукции.

Установленные Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120 (далее - Доктрина продовольственной безопасности), критерии оценки продовольственной безопасности продолжают обсуждаться многими учеными, поскольку данные критерии не дают точного ответа на вопрос о гарантиях в случаях неурожая, бедствий и иных негативных ситуациях.

Так, Т.Ф. Рябова указывает, что уровень национальной продовольственной безопасности необходимо определять на основе научных методов, включающих в себя расчет показателей:

- объемов производства продуктов питания отечественными производителями;

- объемов тех продуктов питания, которые в стране не могут производиться в силу ряда причин;

- объемов страховых запасов продовольствия [9], [10].

В свою очередь мы поддерживаем мнение, что на уровень продовольственной безопасности государства влияет ее состояние на региональном уровне.

Еще в 1999 г. Х.Г. Баймуратова, Ф.Н. Гарипов, В.В. Печаткин подчеркивали необходимость в разработке основных критериев оценки продовольственной безопасности регионов и соответствующих методик, которые должны включать в себя характеристику негативных внутренних и внешних факторов, соблюдение экономического интереса субъектов Российской Федерации, методы оценки уровня продовольственной безопасности региона [11].

В это же время, ученые М.В. Федоров, В.П. Иваницкий, Л.А. Ми-нухин, В.В. Гусев, О.В. Салов, В.А. Мезенин, М.М. Полянский сделали вывод о том, что для обеспечения социальной стабильности необходимо, в первую очередь, разработать стратегию продовольственной безопасности региона. Были определенны составляющие элементы системы обеспечения населения качественными продуктами питания в соответствии с медицинскими требованиями:

- производство высококачественной сельскохозяйственной продукции в необходимом количестве;

- импорт сельскохозяйственного сырья;

- контроль качества отечественного и импортного продовольствия, реализация продуктов питания населению [12].

Нынешние проблемы АПК России состоят сразу из целого ряда рисков: внешнеторговых, технологических, макроэкономических. Особо следует выделить экономические риски и риски, которым подвергается человек при потреблении некачественных продуктов питания.

По нашему мнению, для обеспечения продовольственной безопасности России необходимо принятие не только Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации», но и принятие в последующем законов в субъектах России. Сформированная нормативно-правовая база сможет создать гарантии для

обеспечения продовольственной безопасности и продовольственной независимости Российской Федерации в целом, а также продовольственной безопасности субъектов России, по мере их аграрного и производственного потенциала.

Так, если субъект России не входит в число «аграрных», то в нем необходимо ввести поддержку производства наиболее рентабельной продукции сельского хозяйства, для того чтобы обеспечить выравнивание территориальных социально-экономических различий за счет введения более высоких размеров уровня государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, работающих в неблагоприятных природно-экономических условиях.

Для южных регионов и регионов центральной России актуально выращивание зерновых культур и крупного рогатого скота, но обеспечение поддержки требуется минимальное, а для субъектов Северо-Запада наиболее актуально выращивание картофеля и других сельскохозяйственных культур, а поскольку зона земледелия является рискованной необходимо обеспечить более высокий уровень поддержки. Более всего государственная поддержка необходима районам Крайнего Севера, хотя здесь в середине 2000-х годов отмечался рост количества крупного рогатого скота и без существенной поддержки со стороны государства. Население указанного региона занималось разведением крупного рогатого скота. Излишки произведенного мяса реализовали только 2,0% хозяйств, а молока - 2,6% [13].

Для реализации повышения уровня продовольственной безопасности субъектов Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти необходимо составить рейтинг регионов по «агроресурсному потенциалу», уровню способности обеспечения собственной продовольственной безопасности и продовольственной независимости России в целом. Составлению рейтинга должна способствовать недавно проведенная сельскохозяйственная перепись, а также данные Росстата и Министерства сельского хозяйства по итогам уборочных компаний последних 10 лет.

Производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия внутри страны, повышение уровня и качества жизни на селе,

расширение аграрного производства составляют основу продовольственной безопасности. Производство продуктов, хранение и переработка должны контролироваться потребителями, в соответствии с законодательством России.

Вот уже на протяжении нескольких лет государственная политика по вопросам продовольственной безопасности реализовывается в рамках ряда программ, например Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», а также Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» [4].

Продовольственная безопасность напрямую зависит от уровня развития АПК страны. Высокому уровню развития способствует государственное регулирование, среди приоритетов которого следует выделить производительность труда, конкурентоспособность, совершенствование государственной поддержки.

Цель государственной поддержки сельского хозяйства: повышение производительности труда, повышение доходности отрасли, обеспечение продовольственной безопасности, что должно изначально обеспечить стабильность и дальнейший рост экономики.

По нашему мнению, немаловажную роль в оценке состояния продовольственной безопасности играет устойчивое развитие сельских территорий - важнейшая часть внутренней политики не только современных развитых стран Европы, но и других регионов мира. Данная сфера государственной политики отражает приверженность государств и их политических элит концепции устойчивого развития (КУР), которая продвигается мировым сообществом последние десятилетия.

Министерством сельского хозяйства России в 2008 году был предложен проект Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации, на сегодняшний день этот проект остается лишь на обсуждении.

В 2013 году была принята федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и

на период до 2020 года». Цель которой решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, а также задачи по продовольственному обеспечению населения страны, предусмотренной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем [14].

Социальная сторона сельской жизни является очень важным элементом как продовольственной безопасности в частности, так и всей системы национальной безопасности. Создавая предпосылки для «удаления» молодежи от села (причиной этого является отсутствие полноценной политики со стороны государства, недостаток мотивации отправиться трудиться в сельскую местность) наше государство все больше загоняет себя в продовольственную зависимость. Игнорирование продвижения политики развития села, отсутствие полноценной поддержки молодежи, уход от использования опытной научной базы, ставит под вопрос возможность обеспечения национальной безопасности.

Политика государства в сфере обеспечения продовольственной безопасности должна быть направленна на повышение уровня жизни на селе, привлечение молодых специалистов для работы в сельской местности, а также на совершенствование нормативно-правового регулирования инновационных процессов. Необходимо обеспечение экономической устойчивости сельхозтоваропроизводителей, повышение среднего заработка занятых в аграрном секторе к среднему его уровню занятых в экономике субъектов России.

На наш взгляд, актуально говорить о многосторонней политике государства, поскольку однобокое развитие правового регулирова-

ния или подобное же формирование политики экономического развития села не даст необходимого результата. Проблемы подобного уровня необходимо решать комплексно.

Немаловажным социальным фактом является развитие образовательных организаций в сельской местности. В 1990 году на одну дошкольную организацию приходилось в среднем по стране 102 ребенка. На протяжении двадцатилетнего периода экономических преобразований социальной сферы (1990-2010 гг.) и в современных условиях (2011-2015 гг.) система дошкольного образования испытывала и продолжает испытывать напряженность. Сегодня на 1 дошкольную организацию в стране приходится на 20% детей больше, чем в 2010 году (145 воспитанников в 2013 году против 119 в 2010 году), и почти в 1,5 раза больше, чем в 1990 году. Численность детей в расчете на дошкольных 100 мест в 2013 году составила 100 человек, в том числе в городах и поселках городского типа - 107 человек, в сельской местности - 91 [15].

Отсюда следует, что количество детей в сельской местности в 2013 г. по отношению к 1990 г. сократилось. Причиной этому является отсутствие рабочих мест и понижение уровня жизни в сельской местности, а отсюда и урбанизация, что постепенно привело к потере трудовых ресурсов в сельскохозяйственном производстве.

Вектор решения проблематики изначально обозначен ученными верно. Но осуществить решение поставленных задач в полной мере не удалось. Сегодня только ленивый не говорит о низком уровне жизни и уровне образования на селе, недостатке рабочих мест, отсутствии необходимого поликлинического обслуживания населения (под сокращение попадают даже фельдшерские пункты). И это несмотря на активные действия Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Трудности в реализации мер устойчивого развития села в рамках принятой Программы развития села, утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», во многом определили необходимость принятия следующей Программы в 2013 году. Имеется в виду федеральная целевая программа

«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [5]. Цели и задачи указанной программы закономерно продолжают концепцию федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».

С целью скорейшего социально-экономического развития села помимо решения вышеуказанных проблем предлагаем включить в федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» сроки осуществления «интернетофицирования» сельских территорий; создание или перепрофилирование образовательных организаций, спецификой которых будет являться подготовка кадров для села, закрепить необходимость регулярного повышения уровня знаний и квалификаций для учителей в сельской местности, также по способам дистанционного образования с помощью сети интернет.

По нашему мнению, сегодня необходимо провести обновление села. Осуществить перестроение его внутренней структуры в соответствии с современными направлениями, но происходить это должно основываясь на внутренних российских традициях ведения хозяйства. Происходить это все должно при внедрении современных технологий. Именно развитие интернета, повышение уровня образования, создание рабочих мест, организация мест проведения досуга - библиотек, кинотеатров и др., по нашему мнению, должно стереть границу между городом и селом. Осуществить все это возможно при проведении продуманной государственной политики с привлечением частных инвестиций. Об этом говорит и федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Для решения продовольственной проблемы и обеспечения продовольственной безопасности необходимы не только экономические преобразования, но и развитие правового регулирования всех элементов продовольственной безопасности, а начать необходимо с принятия Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации», в котором должны быть закреплены понятия социальной доступности, физической доступности и экономической доступности продуктов питания, а также что понима-

ется под безопасным для здоровья человека сырьем и безопасными для человека продуктами питания. Некоторые из определений можно перенести из Доктрины продовольственной безопасности.

Не менее важным является законодательное закрепление определение понятию «продовольствие».

Наиболее современное определение продовольствия закреплено в Кодексе Алиментариус [16], где сказано, что продовольствие определяется как «любая субстанция, будь то в переработанном, полупереработанном или сыром виде, предназначенная для потребления человеком, и включает напитки, жевательную резинку или любое вещество, которое было использовано для изготовления, подготовки или обработки «продовольствия», но не включает косметические средства, табак или вещества, используемые лишь как лекарственные средства».

В России на законодательном уровне термин «продовольствие» не закреплено. Это упущение законодателя или расчет, что специалисты должны обращаться за разъяснением к толковым словарям, в данном случае остается неясным. Но так или иначе данное понятие является основополагающим и должно быть определенно в нормативно-правовом акте. Необходимо четко определить, что входит в понятие «продовольствие», в чем его отличие от пищи и что гарантирует безопасность производства и потребления пищевых продуктов.

Помимо принятия федерального закона требуется разработка и внедрение законодательных актов, направленных на регулирование продовольственной безопасности в субъектах России. В особенности в тех субъектах, которые не относятся к сельскохозяйственным регионам, с целью формирования гарантий доступа населения к продовольствию.

Такие законы приняты в ряде субъектов России. Например, в Законе Санкт-Петербурга от 25.12.2015 № 841-168 «Об обеспечении продовольственной безопасности и поддержки сельскохозяйственного производства в Санкт-Петербурге» [6] говорится о региональном продовольственном фонде Санкт-Петербурга, который подразумевает государственный запас сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, являющийся собственностью

Санкт-Петербурга, используемый для обеспечения срочных потребностей Санкт-Петербурга, а также проведения мероприятий по стабилизации товарного рынка Санкт-Петербурга, состоящий из неснижаемого и оперативного запасов. Это, на наш взгляд, способствует закреплению вышеуказанных гарантий обеспечения продовольственной безопасности субъекта России.

Похожие законы приняты в других субъектах: Москве, Нижегородской и Свердловской областях. Это подтверждает развитие регулирования продовольственной безопасности на всей территории России. Принятие указанных актов в субъектах России, по нашему мнению, способствует системному (плановому) формированию и развитию продовольственной безопасности и продовольственной независимости во всем государстве.

Однозначно требуется продолжить формирование законодательной базы в сфере продовольственной безопасности, поскольку от нее, как элемента национальной безопасности, зависит дальнейшее будущее России.

Список литературы

1. Продовольственная безопасность региона: монография / Т.В. Уско-ва, Р.Ю. Селименков, А.Н. Анищенко, А.Н. Чекавинский. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. С. 11.

2. Попов А.И., Иванов С.А., Миэринь Л.А. Хозяйственная система России: инновационное развитие и экономическая безопасность: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. 339 с.

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Сайт Министерства сельского хозяйства. URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/145.htm (дата обращения: 27.03.2017).

4. О мониторинге и состоянии продовольственной безопасности в 2013 году и прогнозе на 2014 год. Сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/quotes/11326 (дата обращения: 02.02.2017).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». URL: http://docs.cntd.ru/document/499034090 (дата обращения: 26.03.2017).

6. Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2015 № 841-168 «Об обеспечении продовольственной безопасности и поддержки сельскохозяйственного производства в Санкт-Петербурге» // Сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/law?d&nd=537986171&nh=1 (дата обращения: 07.02.2017 г.).

7. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности, 13 ноября 1996 года. URL: http://www.fao.Org/3/a-bn220e.pdf (дата обращения: 27.03.2017 г.).

8. План действий Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия (ВСПП) (Рим, 1996 г.). URL: http://www.fao. org/3/a-bn220e.pdf (дата обращения: 27.03.2017 г.).

9. Рябова Т.Ф. Классификация признаков продовольственной безопасности // Пищевая промышленность, продовольственная безопасность - XXI век: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1999. С. 3-4.

10. Рябова Т.Ф. Научно-методические аспекты обеспечения продовольственной безопасности России // Пищевая промышленность, продовольственная безопасность - XXI век: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1999. С. 29-31.

11. Колодина Н.Ф. Методологические положения исследования продовольственной безопасности региона в условиях импортозамещения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 13 (188). С. 41-47.

12. Федоров М.В., Иваницкий В.П., Минухин Л.А., Гусев В.В., Са-лов О.В., Мезенин В.А., Полянский М.М. О необходимости разработки программы продовольственной безопасности в регионе // Пищевая промышленность, продовольственная безопасность - XXI век: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1999. С. 55-57.

13.Иванов В.А. Будущее сельского хозяйства на северных территориях России // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2010. URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2010/2010-3/8/8.htm (дата обращения: 22.03.2017 г.).

14. Сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://gover-nment.ru/media/files/41d47baf642258e68c1b.pdf (дата обращения: 22.03.2017 г.).

15. Леонидова Г.В. Дошкольное образование в России: обеспеченность и доступность // Проблемы развития территории. 2015. Вып. 5 (79). С. 7-17.

16. Кодекс Алиментариус (лат. Codex Alimentarius - Пищевой Кодекс) -это свод пищевых международных стандартов, принятых Международной комиссией ФАО/ВОЗ по внедрению кодекса стандартов и правил по пищевым продуктам. Стандарты Кодекса охватывают основные продукты питания - как обработанные и полуфабрикаты, так и необработанные.

References

1. Uskova T.V., Sulimenko R.Yu, Anishchenko A.N., Chekalinsky A.N. Prodovol'stvennaya bezopasnost 'regiona [Food security of the region]: monograph. Vologda: itsed RAS, 2014. P. 11.

2. Popov A.I., Ivanov S.A., Mierin' L.A. Khozyaystvennaya sistema Ros-sii: innovatsionnoe razvitie i ekonomicheskaya bezopasnost' [Economic system of Russia: innovation development and economic security]. SPb.: Izd-vo Spbguef, 2009. 339 p.

3. Gosudarstvennayaprogramma razvitiya sel'skogo khozyaystva i reg-ulirovaniya rynkov sel 'skokhozyaystvennoy produktsii, syr 'ya i pro-dovol'stviya na 2008-2012 gody. SaytMinisterstva sel'skogo khozyaystva [The state program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2008-2012. The website of the Ministry of agriculture]. http://www.mcx.ru/naviga-tion/docfeeder/show/145.htm (date accessed: 27.03.2017).

4. O monitoringe i sostoyaniiprodovol 'stvennoy bezopasnosti v 2013 godu iprognozena2014god. SaytPravitel'stvaRossiyskoyFederatsii [Monitoring the food security status in 2013 and forecast for 2014. The Website Of The Government Of The Russian Federation]. http://government. ru/quotes/11326 (date accessed: 02.02.2017).

5. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15.07.2013 № 598 «O federal'noy tselevoyprogramme «Ustoychivoe razvitie sel 'skikh ter-ritoriy na 2014-2017 gody i na period do 2020 goda» [The resolution of the Government of the Russian Federation dated 15.07.2013 № 598 «About the Federal target program «Sustainable development of rural territories for 2014-2017 and for the period till 2020»]. http://docs.cntd. ru/document/499034090 (date accessed: 26.03.2017).

6. Zakon Sankt-Peterburga ot 25.12.2015 № 841-168 «Ob obespecheniipro-dovol'stvennoy bezopasnosti ipodderzhki sel'skokhozyaystvennogoproiz-vodstvav Sankt-Peterburge» [The law of St. Petersburg from 25.12.2015 №. 841-168 «On food security and support agricultural production in Saint-Pe-tersburg»]. Sayt Administratsii Sankt-Peterburga [Website of Saint-Petersburg Administration]. http://gov.spb.ru/law?d&nd=537986171&nh=1 (date accessed: 07.02.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Rimskaya deklaratsiyapo vsemirnoyprodovol 'stvennoy bezopasnosti, 13 noy-abrya 1996goda [The Rome Declaration on world food security, 13 November 1996]. http://www.fao.org/3Za-bn220e.pdf (date accessed: 27.03.2017).

8. Plan deystviy Vsemirnoy vstrechi na vysshem urovne po problemam prodovol 'stviya (VSPP) (Rim, 1996 g.) [The plan of action of the world summit on food (Rome, 1996)]. http://www.fao.org/3/a-bn220e.pdf (date accessed: 27.03.2017).

9. Ryabova T.F. Klassifikatsiya priznakov prodovol'stvennoy bezopasnosti [Classification of indicators of food security]. Pishchevaya promyshlennost', prodovol'stvennaya bezopasnost'-XXI vek: tezisy Vserossiyskoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii [Food industry, food security - XXI century: abstracts of all-Russian scientific-practical conference]. Ekaterinburg: publishing house Ural. state economic. University press, 1999, pp. 3-4.

10. Ryabova T.F. Nauchno-metodicheskie aspekty obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossii [Scientific and methodological aspects of

ensuring of food security of Russia]. Pishchevayapromyshlennost', pro-dovol 'stvennaya bezopasnost' - XXI vek: tezisy Vserossiyskoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii [Food industry, food security - XXI century: abstracts of all-Russian scientific-practical conference]. Ekaterinburg: publishing house Ural. state economic. University press, 1999, pp. 29-31.

11. Kolodina N.F. Metodologicheskie polozheniya issledovaniya prodovol'st-vennoy bezopasnosti regiona v usloviyakh importozameshcheniya [Methodological provision of the study food security in the region in terms of import]. Vestnik Orenburg state University. 2015. N°. 13 (188), pp. 41-47.

12. Fedorov M.V., Ivanitskiy V.P., Minukhin L.A., Gusev V.V., Salov O.V., Mezenin V.A., Polyanskiy M.M. O neobkhodimosti razrabotki program-my prodovol'stvennoy bezopasnosti v regione [On the need to develop food security programmes in the region]. Pishchevaya promyshlennost', prodovol'stvennaya bezopasnost'-XXIvek: tezisy Vserossiyskoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii [Food industry, food security - XXI century: abstracts of all-Russian scientific-practical conference]. Ekaterinburg: publishing house Ural. state economic. University press, 1999, pp. 55-57.

13. Ivanov V.A. Budushchee sel'skogo khozyaystva na severnykh territori-yakh Rossii [Future of agriculture in the Northern territories of Russia]. Vestnik of the research center of corporate law, management and venture investment of Syktyvkar state University. 2010. http://koet.syktsu. ru/vestnik/2010/2010-3/8/8.htm (date accessed: 22.03.2017).

14. Sayt Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii [The Website of The Government of The Russian Federation]. http://government.ru/media/files/41d-47baf642258e68c1b.pdf (date accessed: 22.03.2017).

15. Leonidova G.V. Doshkol'noe obrazovanie v Rossii: obespechennost' i dostupnost' [Pre-school education in Russia: security and accessibility]. Problemy razvitiya territorii [Problems of development of the territory]. 2015. Vol. 5 (79), pp. 7-17.

16. Kodeks Alimentarius (lat. Codex Alimentarius - Pishchevoy Kodeks) -eto svod pishchevykh mezhdunarodnykh standartov, prinyatykh Mezh-dunarodnoy komissiey FAO/VOZ po vnedreniyu kodeksa standartov i pravil po pishchevym produktam. Standarty Kodeksa okhvatyvayut os-novnye produkty pitaniya - kak obrabotannye i polufabrikaty, tak i neo-brabotannye [Codex Alimentarius (lat. Codex Alimentarius - the Food

Code) is a code of food international standards adopted by the International Commission of FAO/WHO to implement the code of standards and regulations for food products. Codex standards cover basic food -both processed and semi-processed and unprocessed].

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Зейналов Исабалы Муса оглы, профессор, кандидат политических наук

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет Петербургское шоссе, 2, Санкт-Петербург, г. Пушкин, 196601, Российская Федерация ajax8800@mail.ru

Федоров Максим Васильевич, старший преподаватель кафедры уголовного и административного права

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет Петербургское шоссе, 2, Санкт-Петербург, г. Пушкин, 196601, Российская Федерация ajax8800@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Zeynalov Isabaly Musa oglu, Professor, Candidate of political Sciences

Saint-Petersburg State Agrarian University 2, Peterburgskoe highway, St. Petersburg, Pushkin, 196601, Russian Federation ajax8800@mail.ru

Fedorov Maxim Vasilevich, Senior Lecturer of the Department of Criminal and Administrative Law

Saint-Petersburg State Agrarian University 2, Peterburgskoe highway, St. Petersburg, Pushkin, 196601, Russian Federation ajax8800@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.