Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РФ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шафранская Анастасия Максимовна

В статье рассматривается понятие продовольственной безопасности в контексте угроз социально-экономической безопасности. Отмечается, что, несмотря на высокий уровень взаимодействия и взаимовыгодность сотрудничества между Россией и Европейским Союзом, двусторонние отношения в рамках соглашений пережили существенный откат по инициативе ЕС. Также рассматривается ситуация с продовольствием в мире и угрозы социально-экономической безопасности беднейших стран. Дается оценка действующей на данный момент Доктрина продовольственной безопасности РФ от 2020 года. Анализируются пороговые значения самообеспеченности по видам продукции и обосновывается необходимость их корректировки. На основе оценок выполнения показателей Доктрины, рассматриваются перспективы продовольственной безопасности России. Отмечается, что в условиях усиления социально-экономических угроз основным стратегическим приоритетом продовольственной безопасности России выступает обретение страной экономического суверенитета и полной продовольственной независимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING FOOD SECURITY IN THE CONTEXT OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

The article deals with the concept of food security in the context of threats to socio-economic security. It is noted that, despite the high level of interaction and mutually beneficial cooperation between Russia and the European Union, bilateral relations within the framework of the agreements have experienced a significant setback at the initiative of the EU. The situation with food in the world and the threats to the socio-economic security of the poorest countries are also considered. An assessment is given of the current Doctrine of Food Security of the Russian Federation of 2020. The threshold values of self-sufficiency by types of products are analyzed and the need for their adjustment is substantiated. Based on assessments of the implementation of the Doctrine’s indicators, the prospects for Russia’s food security are considered. It is noted that in the context of increasing socio-economic threats, the main strategic priority of Russia’s food security is the acquisition by the country of economic sovereignty and complete food independence.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ»

Обеспечение продовольственной безопасности в контексте социально-экономического развития России

Шафранская Анастасия Максимовна,

младший научный сотрудник Института экономики Российской академии наук

E-mail: amshafranskaya@yandex.ru

В статье рассматривается понятие продовольственной безопасности в контексте угроз социально-экономической безопасности. Отмечается, что, несмотря на высокий уровень взаимодействия и взаимовыгодность сотрудничества между Россией и Европейским Союзом, двусторонние отношения в рамках соглашений пережили существенный откат по инициативе ЕС. Также рассматривается ситуация с продовольствием в мире и угрозы социально-экономической безопасности беднейших стран. Дается оценка действующей на данный момент Доктрина продовольственной безопасности РФ от 2020 года. Анализируются пороговые значения самообеспеченности по видам продукции и обосновывается необходимость их корректировки. На основе оценок выполнения показателей Доктрины, рассматриваются перспективы продовольственной безопасности России. Отмечается, что в условиях усиления социально-экономических угроз основным стратегическим приоритетом продовольственной безопасности России выступает обретение страной экономического суверенитета и полной продовольственной независимости.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственная безопасность РФ, социально-экономическая безопасность, угрозы безопасности, экономический суверенитет.

Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания Рег. № НИОКТР 121030500096-5; Рег. № ИКРБС «Новые вызовы и угрозы социально-экономической безопасности: меры бюджетно-финансового регулирования».

Рассматривать продовольственную безопасность необходимо без отрыва от национальной безопасности государства. Обеспечение страны продовольствием представляет собой приоритетную и во многом основополагающую задачу государства. Главная цель любого государства в контексте угроз социально-экономической безопасности состоит в том, чтобы обеспечить достойную жизнь населению, в том числе доступность и качество продуктов питания. В связи с этим вопросы обеспечения продовольственной безопасности государства являются предметом особого внимания научного сообщества [1].

Ученые отмечают, что продовольственная безопасность является стратегическим приоритетом и выступает необходимой составляющей национальной безопасности государства, условием военно-технического обеспечения и территориальной безопасности [6].

Обращаясь к истории термина продовольственной безопасности, стоит отметить, что он был введен в рамках проведения Всемирной конференции по проблемам продовольствия под эгидой ООН в 1974 году в Риме [4].

В России на государственном уровне задача обеспечения продовольственной безопасности начала ставиться в 1990-х годах, что было связано с резким сокращением производства продовольствия в стране. В это время Россия стала закупать продукты питания за рубежом, что естественно негативно сказалось на состоянии продовольственной безопасности государства. В 1994-1997 года в стране разрабатывалась законодательная база, призванная исправить сложившуюся ситуацию с обеспечением продовольствия.

Продовольственная безопасность рассматривается не только в рамках национальной безопасности страны, но и как неотъемлемое условие обеспечения государственного суверенитета [2, 10]. В целях достижения продовольственной безопасности государство заинтересовано в обеспечении отечественного производства продуктов питания и их доступность для населения [3, 11].

Так, продовольственную безопасность необходимо рассматривать не только в контексте сельского хозяйства, а учитывать ее экзистенциальный характер по отношению к государственному устройству.

Обеспечение продовольственной безопасности, как правило, связано с определенными рисками и угрозами, которые способны снизить или даже свести на нет усилия государства по ее обеспечению. Среди таких угроз, требующих от государства

сз о

со £

m Р

сг

от А

принятия оперативных мер поддержки продовольственной сферы, имеют место быть экономические и геополитические риски.

Рассматривая отношения России и Европейского Союз в продовольственной сфере можно увидеть, что до сравнительно недавнего времени были довольно тесными и имели взаимовыгодный характер. Основу взаимоотношений заложило принятое в 1994 году Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС [8].

В сфере сельского хозяйства отношения России и ЕС имели три уровня правового регулирования [5]. Первый - самый высокий - уровень регулирования включал в себя нормы двусторонних договоров, главным из которых было Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Также к данному уровню относились и нормы секторальных соглашений, заключенных в развитие указанного Соглашения и характеризующие взаимодействие в отдельных сферах.

Вторым уровнем регулирования выступают нормы, не имеющие обязательной юридической силы, однако регламентирующие договоренности о проведении отдельных мероприятий в рамках реализации Соглашения. Третий уровень регулирования представляют уже внутренние законодательные нормы России и ЕС в отношении совместного взаимодействия.

Торговля товарами между Россией и ЕС регламентировалась соответствующим разделом Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Так, двусторонний товарооборот был основан на взаимовыгодном режиме благоприятствуемой нации, в соответствии с которым импортные товары фактически получали привилегии отечественных, а в соответствии со статьей 15 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве товары между странами проходили движение без количественных ограничений.

Непосредственно в рамках сельского хозяйства Россией и ЕС был подписан отдельный документ. Меморандум о диалоге в сфере сельского хозяйства от 2006 года предусматривал взаимную помощь в развитии сельскохозяйственных рынков и территорий, а также в разработке политики в сфере науки и инноваций.

Несмотря на высокий уровень взаимодействия и взаимовыгодность сотрудничества между Россией и Европейским Союзом, двусторонние отношения в рамках соглашений пережили существенный откат по инициативе ЕС. Логистические цепочки и достигнутые договоренности были разорваны. В связи с введенным ЕС санкциями ответные меры были приняты и со стороны России. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации был введен запрет на импорт ряда наименований сельскохозяйственной продук-Е ции, сырья и продовольствия из ЕС [7].

На данный момент ситуация с продовольствием — в мире обостряется. Санкции Западных стран про-^ тив России способствовали разрыву устоявшихся ^ логистических цепочек, в связи с этим уже сейчас Ц можно судить о том, что ряд жизненно важных про-

довольственных товаров может не дойти до потребителей. Так, зерно, вывозимое из Украины, продолжает уходить мимо беднейших стран. По состоянию на 23 сентября из 203 кораблей, вышедших из портов Украины, только четыре ушли в беднейшие страны по программе ООН. Еще ряд кораблей шли через страну-посредника Турцию, откуда также из оставшихся 32 кораблей 25 были отправлены в ЕС. Такая ситуация ставит беднейшие страны, и без того испытывающие серьезные проблемы с продовольственной и социально-экономической безопасностью, на грань выживания.

Ситуация с продовольственной безопасностью в России регламентируется действующей Доктриной продовольственной безопасности от 2020 года. В документе поставлены стратегические цели и задачи в сфере обеспечения продовольственной безопасности, а также основные направления политики в области сельского хозяйства, способные нивелировать социально-экономические угрозы.

Уровень продовольствия страны оценивается на основе разработанных показателей. Так, в действующей отечественной доктрине оценка продовольственной безопасности определяется достижением заявленных в документе значений в разрезе видов продукции, а также экономической и физической доступностью продовольственных товаров для жителей страны.

Процентное значение порога обеспечения продукцией закреплены в рамках Доктрины на следующем уровне: обеспеченность страны зерном и картофелем должна быть не менее 95% от необходимого количества, сахаром, молоком и молочной продукцией, растительным маслом должна достигать 90%, мясом, рыбой, пищевой солью - 85% [9].

Одной из основ продовольственной безопасности является государственная аграрная политика. Анализируя расходы государства, можно сделать вывод о кратном увеличении финансирования сельского хозяйства в период с 2013 по 2025 год. Главным источником средств являются внебюджетные фонды и федеральный бюджет. Для сельхозпроизводителей предусмотрены субсидии, возмещение затрат по кредитам, а также особая система налогообложения.

По оценкам Министерства сельского хозяйства на конец сентября 2022 года, Россия в текущем году выполнит показатели Доктрины продовольственной безопасности по большинству позиций, но в целом по овощам, а также молоку пока лишь движется к выполнению ее показателей.

Нынешнюю ситуацию с продовольственной безопасностью в России можно оценить вполне удовлетворительно, но произошедшие за последние месяцы изменения во внешнеэкономических отношениях ставят перед страной задачи коренного пересмотра доктринальных положений в области продовольственной безопасности. В условиях усиления социально-экономических угроз основным стратегическим приоритетом продовольственной безопасности России выступает обретение стра-

ной экономического суверенитета и полной продовольственной независимости. Только в этом случае России удастся и в дальнейшем обеспечивать свою продовольственную безопасность, несмотря на нестабильность мировой конъектуры.

Литература

1. Аганбегян А.Г. Нужна ли России смена парадигмы социально-экономического развития? // Экономическая политика. 2012. № . 6. С. 5466.

2. Власов В.А. Продовольственная безопасность как политико-правовой феномен // Аграрное и земельное право. 2012. № 8. С. 120-124.

3. Власов В.А., Ширяев К.Н. Отдельные аспекты обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации, Красноярском крае и Свердловской области // Эпоха науки. 2019. № 17. С. 3-7.

4. Всемирная продовольственная конференция (1974; Рим). E/C0NF.65/20 // ООН. Всемирная продовольственная конференция. Рим, 5-16 ноября 1974 г. - Нью-Йорк. 1975. С. 66.

5. Калиниченко П.А. Россия и Европейский Союз: двусторонняя нормативная база взаимоотношений: монография. М. 2011. С. 14.

6. Полянская Н.М. О национальной продовольственной безопасности России // Society and Security Insights. 2019. № 2 (4). С. 78-91.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс [Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167001/ (дата обращения: 29.08.2022).

8. «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» (заключено на о. Корфу 24.06.1994) // СПС «КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_121271/4d-d248e0f29bd2ec7f9da1f647c3f7e4f88af9ff/ (дата обращения: 29.08.2022).

9. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс [Электронный ресурс] URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343386/ (дата обращения: 29.08.2022).

10. Файзуллин Г.Г. Продовольственная безопасность страны // Аграрное и земельное право. 2014. № 9. С. 143-144.

11. Широкова О.В., Макеева О.А. Продовольственная безопасность РФ: проблемы и возможные меры улучшения // Продовольственная политика и безопасность. 2020. Т. 7. № 2. С.149-154.

ENSURING FOOD SECURITY IN THE CONTEXT OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

Shafranskaya A.M.

Russian Academy of Sciences

The article deals with the concept of food security in the context of threats to socio-economic security. It is noted that, despite the high level of interaction and mutually beneficial cooperation between Russia and the European Union, bilateral relations within the framework of the agreements have experienced a significant setback at the initiative of the EU. The situation with food in the world and the threats to the socio-economic security of the poorest countries are also considered. An assessment is given of the current Doctrine of Food Security of the Russian Federation of 2020. The threshold values of self-sufficiency by types of products are analyzed and the need for their adjustment is substantiated. Based on assessments of the implementation of the Doctrine's indicators, the prospects for Russia's food security are considered. It is noted that in the context of increasing socio-economic threats, the main strategic priority of Russia's food security is the acquisition by the country of economic sovereignty and complete food independence.

Keywords: food security, food security of the Russian Federation, socio-economic security, security threats, economic sovereignty.

References

1. Aganbegyan A.G. Does Russia need a paradigm shift in socioeconomic development? // Economic policy. 2012. no. 6. S. 5466.

2. Vlasov V.A. Food security as a political and legal phenomenon // Agrarian and land law. 2012. No. 8. pp. 120-124.

3. Vlasov V.A., Shiryaev K.N. Separate aspects of ensuring food security in the Russian Federation, the Krasnoyarsk Territory and the Sverdlovsk Region // Epoch of Science. 2019. No. 17. pp. 3-7.

4. World Food Conference (1974; Rome). E/C0NF.65/20 // United Nations. World Food Conference. Rome, November 5-16, 1974 - New York. 1975. S. 66.

5. Kalinichenko P.A. Russia and the European Union: bilateral normative base of relations: monograph. M. 2011. S. 14.

6. Polyanskaya N.M. On the national food security of Russia // Society and Security Insights. 2019. No. 2 (4). pp. 78-91.

7. Decree of the Government of the Russian Federation of August 7, 2014 No. 778 "On measures to implement the Decree of the President of the Russian Federation of August 6, 2014 No. 560 "On the application of certain special economic measures to ensure the security of the Russian Federation" // ATP "Consultant-Plus" [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_167001/ (date of access: 29.08.2022).

8. "Partnership and Cooperation Agreement establishing a partnership between the Russian Federation, on the one hand, and the European Communities and their Member States, on the other hand" (concluded in Corfu on 24.06.1994) // ATP "Con-sultantPlus" [Electronic resource] URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_121271/4dd248e0f29bd2ec7f-9da1f647c3f7e4f88af9ff/ (date of access: 08/29/2022).

9. Decree of the President of the Russian Federation of January 21, 2020 N 20 "On Approval of the Doctrine of Food Security of the Russian Federation" // SPS "ConsultantPlus [Electronic resource] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_343386/ (date accessed: 29.08.2022).

10. Faizullin G.G. Food security of the country // Agrarian and land law. 2014. No. 9. pp. 143-144.

11. Shirokova O.V., Makeeva O.A. Food security of the Russian Federation: problems and possible improvement measures // Food policy and security. 2020. V. 7. No. 2. S. 149-154.

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.