Научная статья на тему 'ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Литвинова Валентина Сергеевна

В статье анализируется состояние национальной безопасности Российской Безопасности. В качестве одного из критериев развития авторы выделяют продовольственную безопасность. Анализируется агропромышленный комплекс, который в условиях вызовов XXI века, успешно осуществляет политику импортозамещения. Особая роль в исследовании отводится характеристики Минсельхоза России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA'S FOOD SECURITY AS ONE OF THE FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL SECURITY STRATEGY

The article analyzes the state of national security of the Russian Security. The authors single out food security as one of the development criteria. The agro-industrial complex is analyzed, which, in the face of the challenges of the 21st century, successfully implements the policy of import substitution. A special role in the study is given to the characteristics of the Ministry of Agriculture of Russia.

Текст научной работы на тему «ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_32 УДК 242.7

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ FOOD SECURITY IN RUSSIA AS ONE OF THE FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL SECURITY STRATEGY

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

ЛИТВИНОВА Валентина Сергеевна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Институт экономики и управления АПК ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: kfn@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer, Lawyer Institute Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

LITVINOVA Valentina Sergeevna,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Institute of Economics and Management of the APPK Krasnoyarsk State Agrarian University.

660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: kfn@mail.ru

Краткая аннотация: В статье анализируется состояние национальной безопасности Российской Безопасности. В качестве одного из критериев развития авторы выделяют продовольственную безопасность. Анализируется агропромышленный комплекс, который в условиях вызовов ХХ века, успешно осуществляет политику импортозамещения. Особая роль в исследовании отводится характеристики Минсельхоза России.

Abstract: The article analyzes the state of national security of the Russian Security. The authors single out food security as one of the development criteria. The agro-industrial complex is analyzed, which, in the face of the challenges of the 21st century, successfully implements the policy of import substitution. A special role in the study is given to the characteristics of the Ministry of Agriculture of Russia.

Ключевые слова: эффективность, аграрная политика, продовольственная безопасность, импортозамещение, государственная программа поддержки сельхозтоваропроизводителей.

Keywords: efficiency, agricultural policy, food security, import substitution, state program to support agricultural producers.

Для цитирования: Фастович Г.Г., Литвинова В.С. Продовольственная безопасность России как один из факторов развития стратегии национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 32-34. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_32.

For citation: Fastovich G.G., Litvinova \/.S. Food Security in Russia as one of the factors in the development of the National security strategy // Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 32-34. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_32.

Статья поступила в редакцию: 17.12.2022

В соответствии с Доктриной продовольственная безопасность Российской Федерации интерпретируется как состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и финансовая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства. В свою очередь продовольственная независимость Российской Федерации определяется как устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов [1]. Также Доктриной определены критерии и система показателей для оценки состояния продовольственной безопасности.

Российская государственная политика в аграрной сфере берёт своё начало с основополагающих документов, которые задают основной вектор развития в этой области. Так, в соответствии с Указом Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [2] определены национальные интересы и стратегические национальные приоритеты во внешней и внутренней политике, направленные на укрепление национальной безопасности и обеспечение устойчивого развития страны в долгосрочной перспективе. В контексте исследуемой темы, из данного документа следует обозначить, что обеспечение продовольственной безопасности государства является одним из направлений повышения качества жизни российских граждан как стратегического национального приоритета, обеспечивающего национальные интересы Российской Федерации [3]. При этом, обеспечение продовольственной безопасности осуществляется за счёт определенных аспектов (мер), из которых в первую очередь можно выделить: достижение продовольственной независимости Российской Федерации, ускоренное развитие и модернизация агропромышленного комплекса [4], повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и прочее.

Большое значение в содержании продовольственной безопасности имеет обеспечение национальной безопасности, которая в свою очередь выступает условием сохранения государственности и суверенитета страны, значимым элементом демографической политики и необхо-

Теоретико-исторические правовые науки

димым фактором реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Кроме этого, продовольственная безопасность выступает одним из ключевых критериев эффективности аграрной правовой политики проводимой в современной России [5].

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности являются:

1) Своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение угроз продовольственной безопасности, снижения их негативных последствий;

2) Устойчивое совершенствование и развитие отечественного производства продовольствия и сырья;

3) Достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина безопасных пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

4) Обеспечение безопасности пищевых продуктов [6].

Доктрина продовольственной безопасности является основополагающим базисом для разработки нормативных правовых актов и предусматривает тесное взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов государственной власти в реализации единой государственной политики в аграрной сфере.

Федеральным министерством, осуществляющим функции выработки и реализации единой аграрной политики и нормативному правовому регулированию, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" определены положения, полномочия и организация деятельности данного федерального органа [7]. Для полноценного осуществления функций Минсельхоз России имеет подведомственные органы: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) [8].

Одним из основных законодательных актов Российской Федерации, обеспечивающий достижение продовольственной безопасности и развитие агропромышленного комплекса, является Федеральный закон от 29 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства» [9]. Данный Федеральный закон устанавливает правовые основы реализации социально-экономической политики в области развития сельского хозяйства и регулирует отношения, возникающие и существующие в указанной области. Одной из важных мер в реализации аграрной политики служит государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020 - 2025 годы [10]. Ежегодно ответственным федеральным органом публикуется национальный доклад о ходе и результатах осуществления Программы за прошедший год.

Основные цели программы:

1) Обеспечение продовольственной независимости России в соответствии с Доктриной;

2) Ускоренное импортозамещение некоторых категорий продуктов;

3) Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на рынке.

Также определены участники, подпрограммы, задачи программы, объем бюджетных ассигнований, целевые индикаторы и показатели, ожидаемые результаты реализации государственной программы.

Для подведения итогов реализации Программы создается экспертная комиссия, которая составляет заключение.

Так, в соответствии с Заключением экспертной комиссии по результатам в 2022 году были выполнены ряд базовых основных показателей государственной Программы, пороговые значения по Доктрине продовольственной безопасности не достигнуты только по двум критериям (молоко и молокопродукты, соль пищевая), сократился импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 6,3 % по сравнению с предыдущим годом [11]. Прогноз на 2023-2025 года, основанные на результатах прошлых годов, экспертами оценивается в положительном ключе. Предполагаются высокие темпы роста сельскохозяйственной продукции и развития агропромышленного комплекса в целом.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод: показателями продовольственной безопасности, которые в сумме выступают критериями аграрной правовой политики современной России, является следующее:

- наличие необходимого объема качественной продукции, производимой общественными сельхозтоваропроизводителями;

- эффективный баланс импорта/экспорта продовольственной продукции;

наличие высокого уровня правовой культуры потребителей сельхозтоваропроизводителей;

Библиогра фия:

1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 6 сентября 2022 г. // Российская газета. 2022. 7 сентября.

2. Богатова Е.В. Аграрная правовая политика в системе высшего юридического образования: понятие и формы реализации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 2 (16). С. 102-112.

4.Трашкова. С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.

5.Фастович Г.Г., Осипова Е.С. К вопросу о предоставлении земельных участков для нужд дипломатических представительств: теоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178). С. 4-5.

6.Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск, 2017. - С. 46-48.

7.Фастович Г.Г. Особенности публичного управления в районах Крайнего Севера и арктической зоны Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2018. № 7 (163). С. 113-116.

8. Власов В.А. Понятие государственной аграрной политики: экономический и юридический анализ // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4 (4). С. 190-196.

9. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. С. 32010.

10. Заруба Д.С., Ситникова К.Н., Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2.

С. 52-55.

11. Фастович Г.Г. Эффективность государственного механизма: правовые средства, критерии, перспективы исследования // Евразийский юридический журнал. 2015. № 8 (87). С. 140-142.

References:

1. Message of the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation dated September 6, 2022 // Rossiyskaya Gazeta. 2022. September 7.

2. Bogatova E.V. Agrarian legal policy in the system of higher legal education: the concept and forms of implementation // Socio-economic and humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State University. 2020. No. 2 (16). pp. 102-112.

4. Trashkova. S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused in criminal proceedings / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5.pp.125-127.

5.Fastovich G.G., Osipova E.S. On the issue of granting land plots for the needs of diplomatic missions: a theoretical aspect // Agrarian and land law. 2019. No. 10 (178). pp. 4-5.

6.Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21 -22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2017. - pp. 46-48.

7. Fastovich G.G. Features of public administration in the regions of the Far North and the Arctic zone of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2018. No. 7 (163). pp. 113-116.

8. Vlasov V.A. The concept of state agrarian policy: economic and legal analysis // Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2016. No. 4 (4). pp. 190-196.

9. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// In the collection: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnodar Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. p. 32010.

10. Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastovich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-2. pp. 52-55.

11. Fastovich G.G. Effectiveness of the state mechanism: legal means, criteria, research prospects // Eurasian Law Journal. 2015. No. 8 (87). pp. 140-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.