Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ПРАВОСУДИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы, посвященные эффективности судебной системы. Автор исследования приходит к выводам, что одним из ключевых направлений в повышении эффективности правосудия в современной России является повышение доверия граждан к суду, признания обществом легитимного характера судебной власти, а также широкое привлечение граждан к установлению конституционного правопорядка и законности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF EFFICIENCY IN THE JUSTICE SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION: THEORETICAL ASPECT

The article deals with issues related to the effectiveness of the judicial system. The author of the study comes to the conclusion that one of the key areas in improving the effectiveness of justice in modern Russia is to increase the confidence of citizens in the court, the recognition by society of the legitimate nature of the judiciary, as well as the widespread involvement of citizens in the establishment of constitutional order and legality.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Теоретико-исторические правовые науки

DOI 10.47643/1815-1337_2022_12_13 УДК 242.7

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ TO THE QUESTION OF EFFICIENCY IN THE JUSTICE SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION: THEORETICAL ASPECT

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы, посвященные эффективности судебной системы. Автор исследования приходит к выводам, что одним из ключевых направлений в повышении эффективности правосудия в современной России является повышение доверия граждан к суду, признания обществом легитимного характера судебной власти, а также широкое привлечение граждан к установлению конституционного правопорядка и законности.

Abstract: The article deals with issues related to the effectiveness of the judicial system. The author of the study comes to the conclusion that one of the key areas in improving the effectiveness of justice in modern Russia is to increase the confidence of citizens in the court, the recognition by society of the legitimate nature of the judiciary, as well as the widespread involvement of citizens in the establishment of constitutional order and legality.

Ключевые слова: судебная система, правосудие, эффективность, судебная практика, государственный механизм, легитимность, гражданская позиция.

Keywords: judicial system, justice, efficiency, judicial practice, state mechanism, legitimacy, citizenship.

Для цитирования: Фастович Г.Г. К вопросу об эффективности в системе правосудия в Российской Федерации: теоретический аспект // Право и государство: теория и практика. 2022. № 12(216). С. 13-14. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_13.

For citation: Fastovich G. G. To the question of efficiency in the justice system in the Russian Federation: theoretical aspect // Law and state: theory and practice. 2022. No. 12(216). pp. 13-14. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_13.

Статья поступила в редакцию: 07.10.2022

На сегодняшний день, вопрос "эффективности правосудия" в юридической науке и практике не вызывают сомнений. На наш взгляд, понятие "эффективность правосудия", а тем более ее критерии должны конструироваться исходя из задач, определенных законодательством о судебной власти [1]. Как правило, закон возлагает на судебную систему задачу разрешения социальных конфликтов. Задачи такого рода разрешаются судами при рассмотрении ими конкретных дел. Именно эффективность правосудия действенным образом отображает его деятельность с точки зрения законности, а реализация принципа демократизма в деятельности государственного аппарата претворяется в правовую жизнь лишь тогда, когда происходит взаимовлияние общества и государства. Функция конституционного контроля при рассмотрении дел возложена на Конституционный Суд Российской Федерации, деятельность которого определена федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2]. Задача Конституционного Суда Российской Федерации заключается в осуществлении защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории страны, что в известной мере претворяется в практике судебного правоприменения [3]. При этом полномочия Конституционного Суда Российской Федерации постоянно «наращивались» в течение всего развития национального законодательства о судебной системе и очевидной необходимости совершенствования закона об этом судебном органе [4].

Освещая компетенцию судов общей юрисдикции, стоить отметить непосредственное воздействие судебной практики на формирование правовой политики государства в целом. При этом история знает соответствующие примеры эффективного развития правоохранительной политики и становления автономной судебной власти в условиях применения уголовно-правовых средств и технологий [5]. В современное время это происходит как путем осуществления производства по делам о признании правовых актов государственных и муниципальных органов власти и должностных лиц недействующими, а также в практической реализации правовой политики посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Действительно, развитие судебной системы в России является стратегическим направлением укрепления основ конституционного строя Российской Федерации, гарантирования основных прав и свобод человека и гражданина, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности.

В продолжение исследования рассмотрим характеристику судов субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации (которые на сегодняшний день действуют не во всех субъектах Российской Федерации) и мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации отсутствуют конституционные (уставные) суды, хотя указные возможности создания, как на законодательном, так и правоприменительном уровне присутствуют (например, возможность создания Уставного суда в Красноярском крае до настоящего времени не реализована).

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года «О мировых судьях в Российской Федерации» [6] определена компетенция мировых судей, которые рассматривают малозначительные уголовные дела, имущественные споры при небольшой цене иска, дела об

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 12(216)

административных правонарушениях. К ведению мировых судей не относится рассмотрение жалоб на решения и действия органов и должностных лиц публичной власти, нарушающие права и свободы граждан.

Если рассматривать состояние судебной системы Российской Федерации в целом, то можно выделить главные фундаментальные категории за истекший период существования нового демократического государства. За прошедшее время сформировано конституционное правосудие, экономическое, административное судопроизводство, восстановлены суды присяжных, мировые судьи, воссоздана служба судебных приставов. Большое развитие получили в целом, правовая и правоохранительная инфраструктура, дознание, следствие, обвинение, адвокатура и нотариат. Сформирован и новый судебный корпус, полноценный состав помощников судей и специалистов. Безусловно, подводить итоги судебной реформы еще рано, но следует отметить, что роль суда в нашем обществе с каждым годом возрастает, модернизация судебной системы получила детальную разработку на IX Всероссийском съезде судей Российской Федерации в 2016 г.[7], который явился импульсом развития института эффективного правосудия.

Сегодня необходим тщательный анализ самого механизма правосудия, дальнейшая модернизация законодательства о суде, направленная на повышение качества его работы. Так, одним из коллизионных вопросов, которые требуют усовершенствования, остаются вопросы сокращения сроков рассмотрения гражданских дел, установления механизма возмещения в разумные сроки ущерба, причинённого в рамках судопроизводства при нарушении прав граждан, формирования механизма полного и своевременного исполнения судебных решений. Для граждан Российской Федерации важным выступает доступность информации о деятельности судебных органов. Любая ветвь власти, любой институт имеют практическое значение, если они эффективно функционируют [8].

Преобразования, затронувшие судебную систему нашей страны, в конечном итоге имеют лишь одну цель - повышения качества жизни граждан в России и соблюдение баланса интересов государства и общества [9]. На сегодняшний день эффективное действие судебной системы в Российской Федерации это не только методологическое развитие системы разделения властей, как одного из показателей наличия гражданского общества в России, но структурный элемент концепции реформирования института судебной защиты граждан [10].

Суд является единственным органом (источником), который осуществляет правосудие на территории России и осуществляет защиту конституционного строя Российской Федерации. Как отмечает С.В. Белякова «правосудие как специфическое направление реализации государственной власти представляет собой ведущую форму реализации судебной власти и осуществляется посредством соблюдения строго регламентированного законом порядка и норм судопроизводства» [11]. В этом плане судебная власть олицетворяет собой выражение политико-правовой системы, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве, устанавливая фундаментальное место органов правосудия в системе государственного механизма. В свою очередь одной из важнейших направлений государственного управления, призванного результативно разрешать социальные конфликты на основе норм права, является правосудие доступное, открытое и социально ориентированное. Актуальным вопросом отечественного правосудия на сегодняшний день, является повышение доверия граждан к суду, признания обществом легитимного характера судебной власти, а также широкое привлечение граждан к установлению конституционного правопорядка и законности.

Библиогра фия:

1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 6 сентября 2022 г. // Российская газета. 2022. 7 сентября.

2. Трашкова С.М. Информационная составляющая проблемы становления личности: социально-философский аспект // Евразийский юридический журнал. -2018. - № 8 (123). - С. 425-427.

3.Трашкова. С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.

4. эффективности деятельности органов государственной власти: теоретико Фастович Г.Г., Кудашова И.В. Информационные технологии в системе повышения -правовой аспект // Право и политика. 2020. № 2. С. 18-22.

5.Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск, 2017. - С. 46-48.

6. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

7.Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу об эффективности единой системы публичной власти// Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2020. № 4 (18). С. 76-88.

8. Власов В.А. Понятие государственной аграрной политики: экономический и юридический анализ // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4 (4). С. 190-196.

9. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. С. 32010.

10. Заруба Д.С., Ситникова К.Н., Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019.№3-2. С.52-55

11. Фастович Г.Г. К вопросу о применении современных технологий в логистических системах// Аграрное и земельное право. 2019. № 5 (173). С. 13-16.

References:

1. Message of the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation dated September 6, 2022 // Rossiyskaya Gazeta. 2022. September 7.

2. Trashkova S.M. Information component of the problem of personality formation: socio-philosophical aspect // Eurasian Law Journal. - 2018. - № 8 (123). Pp. 425-427.

3. Trashkova. S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused in criminal proceedings / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5.pp.125-127.

4. Efficiency of activity of public authorities: theoretiko Fastovich G.G., Kudashova I.V. Information technologies in the system of improvement - legal aspect // Law and politics. 2020. No. 2. pp. 18-22.

5.Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21 -22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2017. - pp. 46-48.

6. Federal Law "On Magistrates in the Russian Federation" dated December 17, 1998 No. 188-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1998. No.51. St 6270.

7.Fastovich G.G., Shitova T.V. On the issue of the effectiveness of the unified system of public power// Socio-economic and Humanitarian journal. 2020. No.4(18). p. 76-88.

8. Vlasov V.A. The concept of state agrarian policy: economic and legal analysis // Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2016. No. 4 (4). pp. 190-196.

9. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// In the collection: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnodar Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. p. 32010.

10. Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastovich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-2. pp. 52-55.

11. Fastovich G.G. On the issue of the application of modern technologies in logistics systems// Agrarian and land law. 2019. No. 5 (173). pp. 13-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.