Научная статья на тему 'АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА'

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОРРУПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Кудашова Ирина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы, посвященные проведению антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов. Автор исследования приходит к выводам, что одним из ключевых направлений в повышении эффективности государственного управления России является проведение экспертиз, которые будут противодействовать коррупционным проявлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION EXPERTISE AS ONE OF THE FACTORS OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF THE STATE MECHANISM

The article deals with issues related to the conduct of anti-corruption expertise of legal acts. The author of the study comes to the conclusion that one of the key areas in improving the efficiency of public administration in Russia is to conduct examinations that will counteract corruption.

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_13 УДК 342.7

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ANTI-CORRUPTION EXPERTISE AS ONE OF THE FACTORS IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE STATE MECHANISM

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

КУДАШОВА Ирина Владимировна,

к.ф.н., доцент, Сибирский юридический институт МВД России. 660131, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20. E-mail: kfn@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

KUDASHOVA Irina Vladimirovna,

Ph.D., Associate Professor, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 660131, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Rokossovsky str., 20. E-mail: kfn@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы, посвященные проведению антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов. Автор исследования приходит к выводам, что одним из ключевых направлений в повышении эффективности государственного управления России является проведение экспертиз, которые будут противодействовать коррупционным проявлениям.

Abstract: The article deals with issues related to the conduct of anti-corruption expertise of legal acts. The author of the study comes to the conclusion that one of the key areas in improving the efficiency of public administration in Russia is to conduct examinations that will counteract corruption.

Ключевые слова: государственное управление, коррупция, государственный механизм, антикоррупционная экспертиза, эффективность, органы государственной власти, эффективность.

Keywords: public administration, corruption, state mechanism, anti-corruption expertise, efficiency, public authorities, efficiency.

Для цитирования: Фастович Г.Г., Кудашова И.В. Антикоррупционная экспертиза как один из факторов повышения эффективности государственного механизма//Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 13-15. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_13.

For citation: Fastovich G.G., Kudashova I.V. Anti-corruption expertise as one of the factors improving the efficiency of the state mechanism // Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 13-15. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_13.

Статья поступила в редакцию: 13.10.2022

Одно из направлений противодействия коррупции, предусмотренное действующим законодательством, является осуществление антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органов государственной власти.

Антикоррупционной экспертизой признается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий. Данная правовая деятельность устанавливает следующие цели: предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции); выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); минимизация и ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

В специальной литературе отмечается, что существующие различия между видами экспертиз заменяются рядом общих позиций, выражающихся в систематизации задач и целей, нормативном регулировании, источниках возникновения и их функционирования. Экспертизы, выявляющие коррупциогенность, представляют собой уже существующий класс судебных экспертиз, которые путем осуществления методов и правил исследует обоснованности издания нормативных актов.

Вне зависимости от уровня расположения органов государственной власти будь то федеральный, региональный или муниципальный уровни, методика проведения антикоррупционной экспертизы остается неизменной.

Положения актов органов государственной власти, устанавливающие для правоприменителя возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются коррупциогенными факторами. Данные нормативные акты содержат в себе трудновыполнимые, неопределенные требования к организациям и гражданам, тем самым создающие условия для процветания и проявления коррупции.

Как представляется, главными принципами организации антиккорупционной экспертизы правовых актов, а также проектов выступают:

1. Обязательность проведения антиккорупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Рассматривая данный

принцип подробнее, стоит отметить, что неотъемлемой частью правотворческой деятельности каждого органа государственной власти является мониторинг применения правовых актов, которые уже вступили в законную силу. Проводить мониторинг правоприменительной практики не реже одного раза в квартал обязаны такие структуры, как органы местного самоуправления, различного рода организации, наделенные отдельными

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 11(115)

публичными полномочиями.

2. Оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами. Раскрывая второй указанный принцип необходимо отметить, что нормативный правовой акт является частью данной системы и его антикоррупционная оценка будет возможна только при осуществлении многостороннего анализа всех существующих правовых норм. Очень важно при обнаружении коррупцио-генных факторов в соответствующих нормативных правовых актах предложить эксперту принять эффективные меры по их ликвидации с учетом отраслевых (смежных) нормативных положений.

3. Обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Следует понимать, что обоснованность выводов, проводимой экспертизы заключается в мотивированности тех выводов, которые содержатся в экспертномзаключении. Понятность логики рассуждений эксперта выступает одним из главных критериев объективности и обоснованности. Необходимость в возможности проведения сравнительных анализов выводов вот, что является основным направлением проверяемости результатов.

4. Компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) [4]. Данный принцип раскрывает следующее: тот, кто способен понять возможность использования определенных особенностей нормативных формул является специалистом в данном виде деятельности. Эксперт должен обладать профессиональными знаниями и навыками, способствующими выявлению положений в нормативных правовых актах об условиях коррупции, так как важнейшим составляющим элементом антикоррупционной экспертизы служит уровень знаний эксперта.

5. Сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Именно профилактика является составляющей противодействия коррупции, вследствие внутриведомственной антикоррупционной экспертизы нормативных актов, проводимая органами государственной власти и местного самоуправления.

6. Диалог государства и гражданского общества. Как отмечает И.В. Тепляшин [2], публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления «тесно связан с реализацией мер, направленных на информационную открытость деятельности органов власти, и предполагает участие в их деятельности гражданского общества посредством осуществления механизмов общественной экспертизы». Антикоррупционная экспертиза, исходя из смысла действующего законодательства, может носить комплексный характер в том случае, если указанные органы и лица при ее осуществлении не будут взаимодействовать друг с другом. Олицетворение механизма обеспечения законности будет обеспечено и отмечено на страницах юридической печати вследствие сочетания институтов публичной власти и гражданского общества [3,5]. Реальным механизмом противодействия коррупции является участие в независимой антикоррупционной экспертизе граждан и института гражданского общества [6].

7. Размещение проектов правовых актов органами государственной власти и органами местного самоуправления в сети Интернет осуществляется для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Составление заключения аккредитованными экспертами является одним из критериев выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах [7].

Социально-правовые роли, юридические статусы всех субъектов права определяются с помощью нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти. Питательной почвой для коррупции служит отступление от данных правовых предписаний. Возникающие недостатки современного законодательства, способствующие совершению коррупционных действий или принятию коррупционных решений в процессе реализации нормативных правовых актов, приводят к осуществлению коррупционных мероприятий. Ведь как справедливо отмечает П.В. Тепляшин «трансформация именно «традиционных» форм и методов воздействия демонстрирует общие сдвиги и тренды в антикоррупционной политике» [8].

Таким образом, деятельность по выявлению и раскрытию фактов проявлений коррупции в нормативных правовых актах путем осуществления эффективной антикоррупционной экспертизы достаточно трудоемкий процесс, включающий в себя комплекс методов и правил. Предотвращение коррупции как системного явления осуществляется именно данным видом деятельности, которая приводит к устранению коррупционных ситуаций и коррупциогенных факторов. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза имеет огромное значение для развития теории правотворчества, что способствует выявлению коллизий в праве.

Библиогра фия:

1.Трашкова. С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.

2.Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск, 2017. - С. 46-48.

3.Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу об эффективности единой системы публичной власти// Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2020. № 4 (18). С. 76-88.

4. Власов В.А. Понятие государственной аграрной политики: экономический и юридический анализ // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4 (4). С. 190-196.

5. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. С. 32010.

6. Заруба Д.С., Ситникова К.Н., Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2.

С. 52-55.

7. Фастович Г.Г. К вопросу о применении современных технологий в логистических системах// Аграрное и земельное право. 2019. № 5 (173). С. 13-16.

8. Тепляшин П.В. Наказания и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к осужденным за коррупционные преступления: отечественный и зарубежные тренды // Актуальные вопросы противодействия коррупции в сфере образования: сборник научных статей по материалам IV Сибирского антикоррупционного форума / отв. ред. И.А. Дамм, Е.А. Акунченко. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. С. 215.

References:

1. Trashkova. S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused in criminal proceedings / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5.pp.125-127.

2.Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21-22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2017. - pp. 46-48.

3. Fastovich G.G., Shitova T.V. On the issue of the effectiveness of the unified system of public power// Socio-economic and Humanitarian journal. 2020. No. 4 (18). pp.

76-88.

4. Vlasov V.A. The concept of state agrarian policy: economic and legal analysis // Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2016. No. 4 (4). pp. 190-196.

5. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// In the collection: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnodar Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. p. 32010.

6. Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastovich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-2. pp. 52-55.

7. Fastovich G.G. On the issue of the application of modern technologies in logistics systems// Agrarian and land law. 2019. No. 5 (173). pp. 13-16.

8. Teplyashin P.V. Punishments and other measures of a criminal-legal nature applied to those convicted of corruption crimes: domestic and foreign trends // Topical issues of combating corruption in education: a collection of scientific articles based on the materials of the IV Siberian Anti-Corruption Forum / ed. by I.A. Damm, E.A. Akunchenko. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2019. p. 215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.