ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
DOI 10.47643/1815-1337_2022_12_6 УДК 342.7
К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ TO THE QUESTION OF OPTIMIZATION OF STATE POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION
ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: [email protected];
FASTOVICH Galina Gennadievna,
Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Одной из фундаментальных проблем правовой политики в современной России является проблема повышения действенности, результативности, эффективности работы государственного механизма, ведь именно в этом - залог прогрессивного цивилизованного развития государственного регулирования и общества в целом. Автор приходит к выводам, что государственный механизм Российской Федерации неразрывно связан с институтом государственной политики, где центральное место занимает категория «эффективность».
Abstract: One of the fundamental problems of legal policy in modern Russia is the problem of increasing the efficiency, effectiveness, and efficiency of the state mechanism, because this is precisely the key to the progressive civilized development of state regulation and society as a whole. The author comes to the conclusion that the state mechanism of the Russian Federation is inextricably linked with the institution of state policy, where the central place is occupied by the category of "efficiency".
Ключевые слова: государственная политика, оптимизация органов государственной власти, государственный механизм, эффективность, юридические механизмы, право, государство.
Keywords: public policy, optimization of public authorities, state mechanism, efficiency, legal mechanisms, law, state.
Для цитирования: Фастович Г.Г. К вопросу об оптимизации государственной политики в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2022. № 12(216). С. 6-8. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_6.
For citation: Fastovich G.G. To the question of optimization of State policy in the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2022. No. 12(216). pp. 6-8. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_6.
Статья поступила в редакцию: 07.10.2022
На наш взгляд, для механизма государства XXI века, ключевой является задача оптимизация государственной политики, результативности управляющего воздействия, повышения степени эффективности государственного механизма, действенности функционирования всех органов государства [1].
Действительно, центральной проблемой правовой политики в целом во все времена является проблема повышения действенности, результативности, эффективности работы юридических механизмов, ведь именно в этом - залог прогрессивного цивилизованного развития общества, гарантия успешного решения назревших социальных проблем. В этих условиях проблема эффективности государственного механизма становится все более актуальной.
На сегодняшний день, в юридической науке и литературе нет специальных исследований, посвященных проблемам эффективности государственного механизма, однако следует отметить, что категория «эффективность» в отечественной науке неоднократно была подвержена исследованию, как на отраслевом, так и на общетеоретическом уровне [2], но несмотря на это, в научном обществе единое понимания данного явления до сих пор не сложилось.
Прежде чем приступить к рассмотрению этого вопроса, было бы целесообразнее еще раз акцентировать на определение эффективности в праве. Так, К.В. Шундиков в своей работе отразил, что «проблема эффективности права - это, прежде всего проблема его результативности, а материализация целей в конкретные результаты является неотъемлемым элементом эффективности права в целом, так и его отдельных звеньев» [3]. На наш взгляд уместно принять и позицию тех авторов, которые полагают, что степень реализации цели не может быть единственным критерием эффективности государственного механизма. Если под эффективностью понимать лишь соответствие результата поставленной цели, то при таком подходе к проблеме, «цели права изначально выходят из зоны критического анализа и предполагается, что вся правовая политика государства направлена на достижение исключительно социально-полезных ориентиров, что она всегда абсолютно безошибочна, во всех случаях соответствует реальным общественным потребностям и своевременно их отражает» [4].
В данном контексте уместен тезис В.Ф. Прозорова, согласно которому «оценить эффективность беззакония, облегченного в форму юридического закона, - дело неблагодарное, по крайне мере с нравственных позиций, а нормы права, преследующие антисоциальные цели - не могут считаться эффективными, как бы, не были высоки показатели достижения таких целей» [5].
Однако, как показывает сегодняшняя практика, данный тезис не всегда идеален в правовом смысле. Соответствие результата право-
Теоретико-исторические правовые науки
вого регулирования поставленным целям выражает собой лишь формальный аспект его эффективности. В данном случае уместно вести речь о юридической эффективности права, которая как раз и характеризуется результативностью самого механизма правового регулирования, его способностью достигать намеченной цели, провозглашенной законодателем. Следует также отметить, что указанная «эффективность» должна быть изучена юристами только в разрезе «широкой» социальной системы права. Так как при узком, изолированном подходе изучения данной категории не будет достигнут ожидаемый результат, тот результат, который соответствует объективным потребностям современного общества. Выявление такой эффективности, несомненно должно быть связано с комплексной оценкой итогов правового регулирования, с учетом не только показателей достижения его целей, но и всех наступивших, а также возможных последствий (экономических, политических, нравственных и т.д.), с системным анализом их социального значения [6].
Согласно точки зрения А.И. Экимова, «правовое регулирование, в общем, может считаться действительно эффективным, если оно основано на использовании оптимального, научно обоснованного, экономичного юридического инструментария, ибо вполне очевидно для законодателя, и прежде всего для общества, далеко не безразлично, какими именно способами и средствами будет достигнута эффективность и самое важное, как она будет реализована на практике».[7] На наш взгляд, данный тезис приемлем и на современном витке развития права, так как при анализе эффективности важно соотнести «полученный результат не только не только с целью, но и со средствами ее осуществления, учитывать, при помощи каких затрат она достигается».
В современных условиях одним из показателей эффективности права является, согласно К.В. Шундикова, «уже само использование и применение юридического инструментария, установленного в законодательстве, ибо как известно, одна и та же цель может быть реализована различными средствами, в том числе и неправовыми. Также «не последнее значение для констатации факта эффективности правового регулирования имеет высокая социально-политическая экономичность используемого правового инструментария. Безусловно, в условиях роста влияния естественно-правовых идей на российскую правовую жизнь, возрастает также значение такой характеристики юридических компонентов, как их моральная, нравственная приемлемость.
В указанном тезисе, правовая политика нашего государства должна решительно опровергать порочную концепцию о том, «что цель оправдывает средства», исторический опыт неоднократно доказывал, что применение антигуманных средств, средств, унижающих человеческие достоинства, попирающих естественные права и свободы граждан, для реализации благовидных целей, неизбежно приводит к обесчеловечива-нию самих целей, к превращению их в ориентиры, которые не воспринимаются и не поддерживаются значительной частью населения.
Таким образом, эффективность - понятие, призванное охарактеризовать качественное состояние процесса правового регулирования в его целостности, комплексно, всесторонне, с учетом как сугубо юридических, так и политических, социальных, нравственных и других его характеристик. Очевидно, что при таком подходе, за счет увеличения критериев, понятие «эффективность» наполняется более конкретным и понятным смыслом.
Так, согласно В.И. Никитского «весьма облегчается процесс практического выявления и измерения данного свойства, в результате чего снимаются проблемы, которые трудно было разрешить в рамках целевой концепции эффективности» [8]. Следует также отметить, что с наряду эффективностью права в целом, юридическая наука и практика уделяют особое внимание эффективности отдельных юридических институтов, механизмов и конкретных правовых средств. При этом, каждый такой «самостоятельный регулятивный элемент правовой системы, несомненно, обладает и собственной эффективностью, которая наряду с перечисленными критериями, видимо, может включать и некоторые дополнительные показатели, характеризующие результативность работы отдельного звена механизма правового регулирования» [9,14]. Наиболее практически значимым вопросом теории эффективности является вопрос о тех факторах, которые влияют на показатели данного свойства права, о тех условиях, которые способствуют их росту [10].
В данном вопросе уместно будет рассмотреть научную идею, согласно которой «эффективность государственного механизма и правового регулирования общественных отношений представляет собой вечную проблему теории права, которой занимаются ученые с момента появления юридической науки и будут решать вплоть до исчезновения права, если в обществе [11,13], это в принципе возможно, поскольку трудно представить столь радикальное изменение природы человека, при котором станет удобным и социально безопасным регулирование его жизнедеятельности неправовыми нормами. Однако невозможность «окончательного» [12,15] решения этой проблемы совсем не означает, что не нужно искать способы повышения эффективности государственного механизма и способы повышения эффективности права в целом.
Библиогра фия:
1. Затонский В.А. Эффективная государственность в личностно - правовом измерении: общетеоретическое исследование. Дис. ...д-ра юрид. наук. Саратов.
2008. С. 3-4.
2. Пашков А.С. Чечот Д.М. Эффективность правового регулирования и методы ее выявления // Советское государство и право. 1965. № 8 С. 25-29.
3.Байтин М.И. Механизм современного российского государства //Правоведение. 1996. № 3. С. 7-10.
4. Шундиков К.В. Цели и средства в праве (общетеоретический аспект) Дис. .канд. юрид. наук. Саратов. 1999.С. 104.
5. Прозоров В.Ф. Качество и эффективность хозяйственного законодательства в условиях рынка. М., 1991. С. 112.
6.Богатова Е.В. Аграрная правовая политика в системе высшего юридического образования: понятие и формы реализации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 2 (16). С. 102-112.
7. Экимов А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. Л., 1984. С. 46.
8. Никитский В.И. Эффективность норм трудового права. М., 1971. С. 81.
9.Трашкова, С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.
10.Фастович Г.Г., Кудашова И.В. Информационные технологии в системе повышения эффективности деятельности органов государственной власти: теоретико-правовой аспект // Право и политика. 2020. № 2. С. 18-22.
11.Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 12(216)
«Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск, 2017. - С. 46-48.
12.Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу об эффективности единой системы публичной власти// Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2020. № 4 (18). С. 76-88.
13. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-IM-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. С. 32010.
14. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Принципы высшего образования в контексте развития аграрной правовой политики // Формирование правовой культуры молодежи в условиях современной образовательной среды: мат-лы региональной (межвузовской) науч.-практ. конф. (26 ноября 2020 года, г. Красноярск) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2021 - С. 6-10.
15. Власов В.А. Понятие государственной аграрной политики: экономический и юридический анализ // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4 (4). С. 190-196.
References:
1. Zatonsky V.A. Effective statehood in the personal and legal dimension: a general theoretical study. Dis. ...Dr. yurid. sciences'. Saratov. 2008. pp. 3-4.
2. Pashkov A.S. Chechot D.M. Effectiveness of legal regulation and methods of its detection // The Soviet State and Law. 1965. No. 8 pp. 25-29.
3. Baitin M.I. Mechanism of the modern Russian state //Jurisprudence. 1996. No. 3. pp. 7-10.
4. Shundikov K.V. Goals and means in law (general theoretical aspect) Dis. ...cand. jurid. sciences'. Saratov. 1999.P. 104.
5. Prozorov V.F. Quality and efficiency of economic legislation in market conditions. M., 1991. p. 112.
6.Bogatova E.V. Agrarian legal policy in the system of higher legal education: the concept and forms of implementation // Socio-economic and humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State University. 2020. No. 2 (16). Pp. 102-112.
7. Ekimov A.I. Interests and law in socialist society. L., 1984. p. 46.
8. Nikitsky V.I. Effectiveness of labor law norms. M., 1971. p. 81.
9. Trashkova, S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused in criminal proceedings / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5.pp.125-127.
10.Fastovich G.G., Kudashova I.V. Information technologies in the system of improving the efficiency of public authorities: theoretical and legal aspect // Law and politics. 2020. No. 2. pp. 18-22.
11 .Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21 -22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2017. - pp. 46-48.
12. Fastovich G.G., Shitova T.V. On the issue of the effectiveness of the unified system of public power// Socio-economic and Humanitarian journal. 2020. No. 4 (18).
pp. 76-88.
13. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// In the collection: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnodar Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. p. 3201 0.
14. Bezrukov A.V., Teplyashin I.V. Principles of higher education in the context of the development of agrarian legal policy // Formation of legal culture of youth in the conditions of modern educational environment: materials of regional (interuniversity) scientific and practical conference (November 26, 2020, Krasnoyarsk) / Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2021 - pp. 6-10.
15. Vlasov V.A. The concept of state agrarian policy: economic and legal analysis // Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2016. No. 4 (4). pp. 190-196.