Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЦИФРОВАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ЦИФРОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Фомина Людмила Владимировна

В статье рассмотрены вопросы влияния института цифровизации на систему логистических процессов современной России. Обращается внимание на эффективность производственных логистических процессов при применении цифровых технологий в производственных секторах. Авторы предприняли попытку раскрыть сущность цифровой экономики, цифровой политики и цифровой логистики, перспективы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF LOGISTICS PROCESSES

The article discusses the issues of the influence of the institute of digitalization on the system of logistics processes in modern Russia. Attention is drawn to the efficiency of production logistics processes in the application of digital technologies in the manufacturing sectors. The authors attempted to reveal the essence of the digital economy, digital politics and digital logistics, and the prospects for their development.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_3_44 УДК 247.2

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ DIGITALIZATION OF LOGISTICS PROCESSES

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

ФОМИНА Людмила Владимировна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Институт экономики и управления АПК ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: kfn@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FOMINA Lyudmila Vladimirovna,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Institute of Economics and Management of the APPK Krasnoyarsk State Agrarian University.

660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: kfn@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассмотрены вопросы влияния института цифровизации на систему логистических процессов современной России. Обращается внимание на эффективность производственных логистических процессов при применении цифровых технологий в производственных секторах. Авторы предприняли попытку раскрыть сущность цифровой экономики, цифровой политики и цифровой логистики, перспективы их развития.

Abstract: the article discusses the issues of the influence of the institute of digitalization on the system of logistics processes in modern Russia. Attention is drawn to the efficiency of production logistics processes in the application of digital technologies in the manufacturing sectors. The authors attempted to reveal the essence of the digital economy, digital politics and digital logistics, and the prospects for their development.

Ключевые слова: цифровизация, логистические процессы, цифровая экономика, производственный сектор, инновационные процессы, цифровая юриспруденция, сущность государства, цифровая политика.

Keywords: digitalization, logistics processes, digital economy, manufacturing sector, innovative processes, digital jurisprudence, the essence of the state, digital policy.

Для цитирования: Фастович Г.Г., Фомина Л.В. Цифровизация логистических процессов // Право и государство: теория и практика. 2023. № 3(219). С. 44-46. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_44.

For citation: Fastovich G. G., Fomina L. V. Digitalization of logistics processes // Law and state: theory and practice. 2023. No. 3(219). pp. 4446. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_44.

Статья поступила в редакцию: 08.01.2023

В настоящее время процесс цифровизации основных сфер общественной жизни носит объективный, неизбежный и долговременный характер. Не исключением является и сфера логистики. По мнению экспертов, Россия в настоящее время относится к тем странам, уровень логистических затрат достаточно высок. Это обстоятельство приводит к существенному снижению эффективности производственной и торговой деятельности, оказывает отрицательное влияние на уровень конкурентоспособности предприятий и государства в целом. Доля логистических затрат в ВВП Российской Федерации составляет 19%, в то время как в Китае она равна 18%, в Бразилии — 11%, Индии — 13%, в Италии - 9,7%, в США - 8,5%, в Японии - 8,5%, Германии - 8,8%. По оценкам специалистов, среднее мировое значение показателя логистических затрат в 2017 г. достигает 11,7%. [1]

В условиях информационного общества возникла проблема соотношения экономики, политики и права. Информационные общества современного мира налаживают все более совершенные формы обмена информацией в экономике, политике, праве и других сферах. Так, в Программе развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-Р [2] предусмотрено создание «благоприятных организационных и нормативно-правовых условий для эффективного развития институтов цифровой экономики при участии государства, национального бизнес-сообщества и гражданского общества о обеспечения быстрого роста национальной экономики за счет качественного изменения структуры и системы управления национальными экономическими активами, достижения эффекта «Российского экономического чуда» в условиях формирования глобальной цифровой экосистемы [3]. Программа дает понятие «цифровая экономика, раскрывает его содержание. Она направлена на развитие общества знаний и обмен информацией в экономике. Некоторые теоретики государства и права считают нерелевантным определение сущности государства в цифровом обществе.

Таким образом, с развитием цифрового общества возникают многие позитивные и негативные явления.

К позитивным можно отнести скорость информированности населения, деятельность электронного правительства, создание эффективной системы управления экономикой, рост эффективности правотворчества и правоприменения за счет возможностей компьютерной техники.

Теоретико-исторические правовые науки

К негативным явлениям относятся: появление новых видов преступлений, форм социального неравенства, снижение уровня демократии за счет манипуляции общественным сознанием [4]. В связи с усложнением общественных отношений будет актуальна проблема пробелов в праве. Право будет находиться в догоняющем развитии за цифровыми системами, цифровой экономикой и цифровой политикой.

Переход от административно-командной системы управления к сервисному государству связан с опорой на высокие технологии и интеграцией в мировое сообщество. В настоящее время развивается и цифровая политика. С помощью СМИ программы политических партий становятся похожими, а итоги выборов известны заранее. Электорат активизируют на этапе подготовки к выборам и в процессе организации праймериз, дебатов кандидатов и их доверенных лиц. Здесь нет никакой демократии, а содержание таких предвыборных кампаний будут быстро меняться. Используя интернет важно знать, какие социальные сети имеют или будут иметь предпочтение власти. В политике последних лет также заметно влияние цифровых технологий в процессе подготовки выборов, их проведении. Обсуждается вопрос об «электронном правительстве». Российским юристам необходимо изучать опыт правового регулирования информационных отношений в зарубежных странах [5].

К основным причинам высокого уровня логистических издержек в современной России следует отнести неэффективность организации внутренних логистических процессов компаний и транспортно-логистического комплекса государства в целом, что усугубляется огромными расстояниями и низким качеством автомобильных дорог в России [6]. Сырьевая направленность в эконимике, нерациональная система размещения большинства предприятий, значительная удаленность от портовой инфраструктуры основных производств, работающих на экспорт, и архаичные технологии доставки товаров от производителей к потребителям, также играют отрицательную роль.

Распространение цифровых технологий стимулирует компании транспортной отрасли анализировать свои рыночные возможности и изучать конкурентное окружение для определения потенциальных возможностей роста. Кроме того, все более широкое применение экосистемы Интернета вещей в транспортной отрасли также меняет способы перемещения людей и грузов из пункта отправления в пункт назначения. Последние тенденции и новации, связанные с цифровизацией, трансформируют транспортную отрасль с точки зрения повышения эффективности и увеличения возможностей перечисленных выше технологий, а также тех, которые будут формировать архитектуру транспортной логистики будущего, например [7]:

• реализация трубопроводного способа транспортировки грузов и пассажиров на принципах «вакуумного поезда» и «гиперпетли», при которых осуществляется высокоскоростное перемещение за счет использования магнитной левитации и вакуума.

• развитие технологии беспилотного транспорта в ближайшем будущем приведет к появлению автофлаеров. Это означает, что летательные транспортные средства будут парить над уровнем земли на определенной высоте [8].

• в рамках тенденции по совершенствованию самоуправляемых беспилотных транспортных средств и с учетом повсеместности их применения будут разработаны и запущены беспилотные грузовые контейнеры, которыми можно управлять с помощью персонального смартфона или мобильного устройства.

Таким образом, можно спрогнозировать, что логистика будущего будет представлять собой глобальную интеллектуальную систему, ключевым ресурсом которой станет информация. Построена данная система будет на принципах нейронных сетей, логистическими процессами в которых будет управлять искусственный интеллект, а решения принимать машины на основе алгоритмов и программ, написанных ими же сами самостоятельно, то есть это будут самопрограммируемые системы [9].

В процессе слияния виртуального и реального миров образуется гибридный мир, в котором будут доминировать интернет вещей и дополненная реальность, произойдет тотальная цифровизация всех сфер деятельности, включая транспортную логистику.

Агропромышленный комплекс, наряду с оборонной промышленностью, является главным потребителеминноваций, это крупный рынок сбыта высокотехнологичной продукции. Так было во время «зеленой революции», когда активное развитие получили новые направления в генетике и селекции, органической химии. Сельское хозяйство - один из ключевых заказчиков услуг по спутниковому наблюдению, крупный пользователь систем геопозиционирования, таких как GPS или Глонасс [10].

Последние достижения в целом ряде смежных отраслей - лазерная и вычислительная техника, нейросетевые технологии, защищенный обмен данными, сбор и обработка больших объемов информации - создают предпосылки для принципиального прорыва в развитии агротех-нологий. Использовав эту возможность, российское сельское хозяйство и смежные отрасли, в том числе машиностроение, могут существенно укрепить позиции России на мировом рынке.

Инновационная деятельность крупных и средних организаций сельского хозяйства характеризуется низкой интенсивностью: в 2021 г. удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, в их общем числе, составил лишь 1,9%. Для сравнения, в промышленном производстве аналогичный показатель выше.

Большинство инновационных сельскохозяйственных предприятий (около 70%) осуществляют технологические инновации с привлечением сторонних организаций, что зачастую обусловлено нехваткой или отсутствием собственной научно-исследовательской базы [11] .

В структуре затрат на технологические инновации в сельском хозяйстве преобладают инвестиции в приобретение машин и оборудования (50,3%), что характерно и для отраслей промышленного производства. Расходы на исследования и разработки составляют лишь восьмую часть (в промышленном производстве — 23,6%), отражая низкий спрос агробизнеса на результаты научно-технической деятельности [12].

Организации сельского хозяйства отличает высокая доля расходов на инжиниринг (17,7%), вдвое превосходящая соответствующую величину в промышленном производстве. В растениеводстве данный показатель достигает 37,5%. Доли затрат на другие «интеллектуальные» виды инновационной деятельности — приобретение новых технологий, программных средств, маркетинговые исследования, обучение и подго-

товку персонала — незначительны (суммарно менее 3%).

Инновационная деятельность преимущественно реализуется за счет собственных средств предприятий, составляющих 59,3% в общей структуре затрат на технологические инновации. Второе место среди источников финансирования занимают кредиты и займы (39%), поскольку сельскохозяйственные предприятия зачастую не имеют достаточных финансовых ресурсов для осуществления долгосрочных инвестиций. Вклад других источников минимален: бюджетная поддержка суммарно обеспечивает лишь 1,1% затрат на технологические инновации (в том числе, 0,5% — за счет средств федерального бюджета; 0,6% — за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов); иностранные инвестиции — 0,5%.

Результаты инновационной деятельности, по оценкам сельскохозяйственных предприятий, находят свое отражение прежде всего в повышении урожайности, продуктивности скота и птицы, объектов аквакультуры; улучшении качества продукции (высокую значимость каждого из этих результатов отметили порядка трети инновационных предприятий).

Библиогра фия:

1. Иванников И.А. Цифровая экономика, цифровая политика и цифровая юриспруденция: сущность и перспективы развития» // Взаимодействие власти, бизнеса и общества в развитии цифровой экономики»: Материалы XI Международной научно-практической конференции. Саратов, 2018 г.

2. Андреева Л.А. К вопросу о «цифровой» юриспруденции //Актуальные проблемы юриспруденции: Сборник статей I международной науч.-практ. конф. № 1(1). Новосибирск: СибАК, 2017.

3. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632. // Консультант Плюс: Законодательство.

4. Дмитриев А. В. Интермодальные технологии в логистике транспортно-экспедиторских услуг // Российское предпринимательство. 2017. Т.16. №5 (275). С.

787-798.

5. Власов В.А. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: некоторые аспекты правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 3. С. 2-4.

6.Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества. Сборник докладов Междуна-родной научной конференции. 2011. С. 114-116.

7. Фастович Г.Г., Осипова Е.С. К вопросу о предоставлении земельных участков для нужд дипломатических представительств: теоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178) С. 4-5.

8.Заруба Д.С., Ситникова К.Н, Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2. С.

52-55.

9. Фастович Г.Г., Литвинова В.С., Игнатенко В.А. Эффективная кадровая политика как один из критериев деятельности государственного механизма // Евразийский юридический журнал. 2020 № 10 (149). С. 81-82.

10. Затонский В.А. Эффективная государственность в личностно-правовом измерении: общетеоретическое исследование: дисс. докт. юрид. наук. Саратов,

2008. С. 214.

11. Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск, 2017. С. 46-48.

12. Трашкова. С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.

References:

1. Ivannikov I.A. Digital economy, digital politics and digital jurisprudence: the essence and prospects of development" // Interaction of power, business and society in the development of the digital economy": Materials of the XI International Scientific and Practical Conference. Saratov, 2018

2. Andreeva L.A. On the issue of "digital" jurisprudence //Actual problems of jurisprudence: Collection of articles of the I International Scientific and Practical Conference No. 1(1). Novosibirsk: SibAK, 2017.

3. The program for the development of the digital economy in the Russian Federation until 2035: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1632 dated July 28, 2017. // Consultant Plus: Legislation.

4. Dmitriev A.V. Intermodal technologies in logistics of freight forwarding services // Russian entrepreneurship. 2017. Vol.16. No.5 (275). pp. 787-798.

5. Vlasov V.A. Placing orders for the supply of goods, performance of works, provision of services for state and municipal needs: some aspects of legal regulation // Municipal service: legal issues. 2009. No. 3. pp. 2-4.

6.Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Criteria for the effectiveness of the state mechanism: a general theoretical analysis // Problems of modernization of the legal system of modern Russian society. Collection of reports of the International Scientific Conference. 2011. pp. 114-116.

7. Fastovich G.G., Osipova E.S. On the issue of granting land plots for the needs of diplomatic missions: a theoretical aspect // Agrarian and land law. 2019. No. 10

(178) p. 4-5.

8. Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastovich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-2. pp. 52-55.

9. Fastovich G.G., Litvinova V.S., Ignatenko V.A. Effective personnel policy as one of the criteria for the activity of the state mechanism // Eurasian Legal Journal. 2020 No. 10 (149). pp. 81-82.

10. Zatonsky V.A. Effective statehood in the personal and legal dimension: general theoretical research: diss. doct. jurid. sciences'. Saratov, 2008. p. 214.

11. Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21-22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2017. pp. 46-48.

12. Trashkova. S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused in criminal proceedings / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5.pp.125-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.