Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ НАУКЕ'

ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье рассматриваются правовые аспекты зарождения института цифровой экономики в правовой науке современной России. Автор приходит к выводам, что эффективность информационных ресурсов и технологий определяется развитием не только государственных мер по поддержки института цифровой экономики. Внедрение цифровых технологий в производственные сектора позволяют достигать более эффективных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF DIGITAL ECONOMY IN DOMESTIC LEGAL SCIENCE

The article discusses the legal aspects of the emergence of the institution of the digital economy in the legal science of modern Russia. The author comes to the conclusion that the effectiveness of information resources and technologies is determined by the development of not only state measures to support the institution of the digital economy. The introduction of digital technologies in manufacturing sectors allows achieving more efficient performance.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ НАУКЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_71 УДК 342.7

ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ НАУКЕ DIGITAL ECONOMY AS A FOUNDATION FOR THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

Fastovich Galina Gennadevna,

Senior Lecturer, Department of State Law and Sectoral Legal Disciplines FSBEI HE Krasnoyarsk State Agrarian University. 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются правовые аспекты зарождения института цифровой экономики в правовой науке современной России. Автор приходит к выводам, что эффективность информационных ресурсов и технологий определяется развитием не только государственных мер по поддержки института цифровой экономики. Внедрение цифровых технологий в производственные сектора позволяют достигать более эффективных показателей.

Abstract: The article discusses the legal aspects of the emergence of the institution of the digital economy in the legal science of modern Russia. The author comes to the conclusion that the effectiveness of information resources and technologies is determined by the development of not only state measures to support the institution of the digital economy. The introduction of digital technologies in manufacturing sectors allows achieving more efficient performance.

Ключевые слова: юриспруденция, цифровая экономика, информационные технологии, эффективность, информационное общество, государственный механизм.

Keywords: jurisprudence, digital economy, information technology, efficiency, information society, state mechanism.

Дата направления статьи в редакцию: 15.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Развитие цифровых технологий позволяет предпринимателям, предприятиям и иным товаропроизводителям, а также хозяйствующим субъектам, конкурировать за новые рынки сбыта. Важно добавить, что они облегчают указанным субъектом процедуру регистрации своей деятельности, а также способствуют оптимизации налоговой нагрузки.

Несмотря на наличие множества положительных аспектов цифровой экономики, существуют серьезные социально-экономические риски: автоматизация, которая влечет за собой сокращение рабочих мест.

Таким образом, можно прийти к выводу, что цифровизация и развитие цифровых технологий простирают свое влияние далеко за пределы социально-экономической и хозяйственной деятельности человека. Цифровизация оказывает влияние на законотворческую деятельность, преобразовывает устоявшиеся принципы ведения бизнеса.

Динамичное развитие технологией, связанных с Интернетом, по состоянию на сегодняшний день, уже не выглядит чем -то революционным.

Цифровые технологии оказывают широкое влияние на потребительские ожидания, а также спрос на новаторские продукты, положительно воздействуют на рыночную конкуренцию. Согласно отчёту Accenture Technology Vision, доля бизнеса, основу которого будут составлять цифровые технологии, к 2022-2030 годам, по прогнозам, может составить 25% от общего мирового количества [1].

В современных условиях, когда одним из основных ресурсов развития страны является кадровый потенциал науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики, дальнейшее сохранение сложившейся ситуации в системе высшего образования, науки и технологий может при-вести к снижению инновационной направленности политико-экономического курса России в результате недоиспользования ее образовательного потенциала в качестве основного ресурса устойчивого развития страны Один из требуемых условий формирования информационного сообщества считается формирование концепции нормативного законного регулирования взаимоотношений в сфере формирования и применения информационно-телекоммуникационных технологий. В таком случае можно будет объективным принять, то что непосредственно социальные взаимоотношения в информативной области, пронизывающей на сегодняшний день фактически все сферы жизнедеятельности человека, общества и страны, представляется импульсом, оказывающим большое влияние в формирование информативного законодательства.

Вровень с увеличением важности информации в существования общества случается преобразование и переосмысливание сопряженных с ней взаимоотношений и определений, что приобретает выражение в законном регулировании и, в соответствии с этим, в нормотворческой работе. [2]

На сегодняшний день не прекращается правовое преобразование, действующие нормотворческие развития проходят почти в абсолютно во всех секторах экономики законодательства. Не представляет собой и информационное право, а в особенности подобная его подот-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 2(206)

расль, как право в сфере предоставления информативной защищенности.

На сегодняшний день новые направленности в формировании информативного полномочия и информативного законодательства в Российской Федерации в главную очередь объединяют с принятием в июле 2006 г. новых основных Федеральных законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О персональных данных». [3]

Необходимо принять, что развитие законных оснований общего информационно-телекоммуникационного места Российской Федерации непосредственно сопряжено с интернациональным и иностранным навыком и обязано реализоваться на базе принципа системности и согласованности законных норм с учетом общепринятых основ и общепризнанных мер интернационального полномочия [4].

Таким образом, как в настоящей момент непосредственно государственная власть считается более состоятельными материальными и координационными ресурсами потребителем и источником данных, то координационно-научно-техническое усовершенствование информативного предоставления деятельности концепции организаций государственной власти считается важным обстоятельством [5] и первоначальным важным шагом к развитию общегосударственной информационно-коммуникационной инфраструктуры и общей концепции государственных информативных ресурсов на базе сегодняшних информационно-коммуникационных технологий и промышленных средств, а кроме того результативным катализатором к ускорению формирования рынка информативной продукции и услуг [12]. Непрерывное развитие научных технологий, происходящее на сегодняшний день, благоприятно влияет на хозяйственные отношения. Наиболее подвержена преобразованию информационная и экономическая сфера: высокие технологии позволяют осуществить переход в цифровую форму [6]. Доктрина не имеет единообразного подхода к пониманию цифровой экономики. О цифровизации, предположительно, впервые заговорил в 1971 году Роберт Вакхалови, которому приписывают употребление соответствующей дефиниции по ходу описания признаков и содержания цифрового общества в опубликованной им стать е.

Отечественные деятели науки также используют разнообразные подходы к определению понятия и сущности цифровой экономики. Такой автор, как Юдина Т.Н., увязывает цифровую экономику с интенсивностью развития информационных технологий. По мнению автора, содержание понятия неразрывно связано с тем влиянием, оказываемым на субъекты хозяйственной деятельности научного прогресса: генезис информатизации второго поколения формирует VI технический уклад. Информационные технологии проникают в разнородные сферы человеческой жизни (начиная от экономики и политики, заканчивая процессом нормотворчества), осуществляя трансформацию и преображение сложившихся в их рамках отношений между субъектами взаимодействия.

Цифровая экономика в Российской Федерации, несмотря на начальный этап своего формирования, распространяется на сельское хозяйство, образование, торговлю, строительство и многие другие сферы [7]. Охват цифровых технологий, по мнению автора, достаточно широк: традиционное понимание экономики подвергается влиянию прогрессивных и новаторских подходов.

С иной точки зрения содержание цифровой экономики рассматривается Евтяновой Д.В. и Тирановой М.В. Цифровая экономика им представляется в виде автоматизированного управления хозяйствованием, во главе которого стоят информационные технологии [8]. Принципиальное значение для авторов имеет такая категория, как качество технологии. Трансформация экономических процессов происходит под влиянием широкого числа внедряемых информационных технологий, главное назначение которых — упорядочение и оптимизация производственных мощностей. Таким образом, информационные технологии играют основополагающую роль в цифровой экономике в части преобразования отношений между субъектами хозяйствования. [9].

Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов Российской Федерации в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере [11,10].

Библиогра фия:

1. Развитие цифровой экономики в России: программа до 2035 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf (дата обращения: 15.03.21)

2. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 15.03.21)

3. Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. -ВНИИГеосистем, 2017. - 28 с. (На пороге «цифрового будущего». Книга первая).

4. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRICULTURAL SECTOR AS ONE OF THE CRITERIA FOR EFFECTIVE STATE POLICY IN THE FIELD OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION// В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2021. С. 32089.

5. Мальцев А.Ю. Цифровая экономика // Экономика и социум. - 2018. - №1 (44).

6. Скорятина Е.А., Соболев Р.К. Особенности формирования и становления цифровой экономики // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 592 с.

7. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика АНИ: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. - № 1(18). 8. Устинова Л.Н. Роль цифровых технологий в эффективной работе инновационного кластера // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 592 с.

8. Евтянова Д.В., Тиранова М.В. Цифровая экономика как механизм эффективной экологической и экономической политики // Науковедение. - 2017. - Т. 9. -

№6.

9. Фастович Г.Г. Продовольственная безопасность как критерий эффективности аграрной правовой политики Российской Федерации //Аграрное и земельное право. 2017. № 6 (150). С. 21 -23.

10. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности механизма правового регулирования //Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 8 (75). С. 52-55.

11. Курбатова // Право и законность: вопросы теории и практики. Сб. мат-в IX Всероссийской научно-практич. конф. Абакан: Изд-во ХГУ, 2019. С. 28-29.

12. Богатова Е.В., Бакаляс А.С. Причины коррупции: некоторые вопросы содержания и развития // Право и образование. 2019. № 2. С. 169-173.

References (transliterated):

1. Razvitie cifrovoj ekonomiki v Rossii: programma do 2035 goda [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf (data obrashcheniya: 15.03.21)

2. Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (data obrashcheniya: 15.03.21)

3. Vvedenie v «Cifrovuyu» ekonomiku / A.V. Keshelava, V.G. Budanov, V.YU. Rumyancev i dr.; pod obshch. red. A.V. Keshelava; gl. «cifr.» kons. I.A. Zimnenko. -VNIIGeosistem, 2017. - 28 s. (Na poroge «cifrovogo budushchego». Kniga pervaya).

4. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRICULTURAL SECTOR AS ONE OF THE CRITERIA FOR EFFECTIVE STATE POLICY IN THE FIELD OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION// V sbornike: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2021. S. 32089.

5. Mal'cev A.YU. Cifrovaya ekonomika // Ekonomika i socium. - 2018. - №1 (44).

6. Skoryatina E.A., Sobolev R.K. Osobennosti formirovaniya i stanovleniya cifrovoj ekonomiki // Innovacionnye klastery v cifrovoj ekonomike: teoriya i praktika: trudy nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem 17-22 maya 2017 goda / pod red. d-ra ekon. nauk, prof. A.V. Babkina. - SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2017. - 592 s.

7. Sudarushkina I.V., Stefanova N.A. Cifrovaya ekonomika ANI: ekonomika i upravlenie. - 2017. - T. 6. - № 1(18). 8. Ustinova L.N. Rol' cifrovyh tekhnologij v effek-tivnoj rabote innovacionnogo klastera // Innovacionnye klastery v cifrovoj ekonomike: teoriya i praktika: trudy nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem 17-22 maya 2017 goda / pod red. d-ra ekon. nauk, prof. A.V. Babkina. - SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2017. - 592 s.

8. Evtyanova D.V., Tiranova M.V. Cifrovaya ekonomika kak mekhanizm effektivnoj ekologicheskoj i ekonomicheskoj politiki // Naukovedenie. - 2017. - T. 9. - №6.

9. Fastovich G.G. Prodovol'stvennaya bezopasnost kak kriterij effektivnosti agrarnoj pravovoj politiki Rossijskoj Federacii //Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2017. № 6 (150). S. 21-23.

10. Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Kriterii effektivnosti mekhanizma pravovogo regulirovaniya //Vestnik CHitinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 8 (75). S.

52-55.

11. Kurbatova // Pravo i zakonnost: voprosy teorii i praktiki. Sb. mat-v IX Vserossijskoj nauchno-praktich. konf. Abakan: Izd-vo HGU, 2019. S. 28-29.

12. Bogatova E.V., Bakalyas A.S. Prichiny korrupcii: nekotorye voprosy soderzhaniya i razvitiya // Pravo i obrazovanie. 2019. № 2. S. 169-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.