Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ИНСТИТУТЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье рассматриваются институты информационных технологий в контексте развития государственного и частного взаимодействия. Автор статьи приходит к выводам, что правовая жизнь современной России требует методологического осмысления вопросов совершенствования институтов цифровизации, государственного регулирования в контексте совершенствования цифрового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE STATE MECHANISM IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF DIGITAL ECONOMY INSTITUTIONS

The article examines the institutions of information technology in the context of the development of public and private interaction. The author of the article comes to the conclusion that the legal life of modern Russia requires a methodological understanding of the issues of improving the institutions of digitalization, state regulation in the context of improving the digital state.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

DOI 10.47643/1815-1337_2021_5_24

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ MODERNIZATION OF THE STATE MECHANISM IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF INSTITUTIONS OF DIGITAL ECONOMY ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

senior lecturer in the Department of state theory and history and law at the Law Institute of The Krasnoyarsk State Agricultural University. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются институты информационных технологий в контексте развития государственного и частного взаимодействия. Автор статьи приходит к выводам, что правовая жизнь современной России требует методологического осмысления вопросов совершенствования институтов цифровизации, государственного регулирования в контексте совершенствования цифрового государства.

Abstract: The article examines the institutions of information technology in the context of the development of public and private interaction. The author of the article comes to the conclusion that the legal life of modern Russia requires a methodological understanding of the issues of improving the institutions of digitalization, state regulation in the context of improving the digital state.

Ключевые слова: государственный механизм, институты цифровой экономики, электронное правительство, эффективность.

Keywords: state mechanism, institutions of the digital economy, e-government, efficiency.

Дата направления статьи в редакцию: 05.04.2021

Дата публикации: 31.05.2021

Повысить эффективность государственного механизма невозможно без действенного, активно функционирующего элементов института цифровизации [9]. Как было отмечено президентом Российской Федерации В.В. Путиным «Власть должна слышать людей, объяснять суть возникших проблем и логику своих действий, видеть в гражданском обществе равных партнеров» [10]. В ходе правовых дискуссий по проблемам гражданского общества в России ряд ученых исходит из того, что Российская Федерация «нуждается в структурах и формах проявления цифровизации современного общества, широко представленных в западной культуре» [11]. На наш взгляд, прямая имплементация западных технологий и идей, в реалиях и объективной реальности современной российской действительности, не даст должного правового эффекта, так как для успешного развития цифрового общества в России необходимо создание следующих условий:

- модернизации и оптимизации работы органов государства, с учетом правовых традиций, особенностей территориального расположения;

- длительного и стабильного характера общественного и экономического роста [12];

- достижение высокого уровня правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц и общества в целом;

- создание благоприятных политических и экономических условий для развития «среднего» класса в стране [13];

- активное и всестороннее участие в политической и организационно-управленческой жизни государства граждан, общественных объединений, активно использующие в своей деятельности цифровые продукты [14].

Непрерывное развитие научных технологий, происходящее на сегодняшний день, благоприятно влияет на хозяйственные отношения. Наиболее подвержена преобразованию информационная и экономическая сфера: высокие технологии позволяют осуществить переход в цифровую форму [5].

Доктрина не имеет единообразного подхода к пониманию цифровой экономики. О цифровизации, предположительно, впервые заговорил в 1971 году Роберт Вакхалови, которому приписывают употребление соответствующей дефиниции по ходу описания признаков и содержания цифрового общества в опубликованной им статье [15].

Отечественные деятели науки также используют разнообразные подходы к определению понятия и сущности цифровой экономики. Такой автор, как Юдина Т.Н., увязывает цифровую экономику с интенсивностью развития информационных технологий. По мнению автора, содержание понятия неразрывно связано с тем влиянием, оказываемым на субъекты хозяйственной деятельности научного прогресса: генезис информатизации второго поколения формирует VI технический уклад. Информационные технологии проникают в разнородные сферы человеческой жизни (начиная от экономики и политики, заканчивая процессом нормотворчества), осуществляя трансформацию и преображение сложившихся в их рамках отношений между субъектами взаимодействия [16].

Цифровая экономика в Российской Федерации, несмотря на начальный этап своего формирования, распространяется на сельское хозяйство, образование, торговлю, строительство и многие другие сферы [8]. Охват цифровых технологий, по мнению автора,

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

достаточно широк: традиционное понимание экономики подвергается влиянию прогрессивных и новаторских подходов.

С иной точки зрения содержание цифровой экономики рассматривается Евтяновой Д.В. и Тирановой М.В. Цифровая экономика им представляется в виде автоматизированного управления хозяйствованием, во главе которого стоят информационные технологии [4]. Принципиальное значение для авторов имеет такая категория, как качество технологии. Трансформация экономических процессов происходит под влиянием широкого числа внедряемых информационных технологий, главное назначение которых — упорядочение и оптимизация производственных мощностей [17]. Таким образом, информационные технологии играют основополагающую роль в цифровой экономике в части преобразования отношений между субъектами хозяйствования [18].

В статье Н.В. Васильева «Цифровая экономика: концепция и реальность» приводятся содержательные элементы цифровой экономики. К ним относится: 1) инфраструктура (программное обеспечение); 2) электронные деловые операции; 3) электронная коммерция. [3].

По мнению Стефановой Н.А. и Сударушкиной И.В., цифровой экономикой является результат преобразования новых технологий в области информации и коммуникации, оказываемые широкое влияние на все аспекты человеческой жизни [9]. Авторы расширительно толкуют указанное понятие, обращая внимание, что цифровая экономика распространяет свое влияние также на процессы, происходящие в обществе, т.е. — социальную жизнь.

Развитие цифровых технологий позволяет предпринимателям, предприятиям и иным товаропроизводителям, а также хозяйствующим субъектам, конкурировать за новые рынки сбыта. Важно добавить, что они облегчают указанным субъектом процедуру регистрации своей деятельности, а также способствуют оптимизации налоговой нагрузки.

Несмотря на наличие множества положительных аспектов цифровой экономики, существуют серьезные социально-экономические риски: автоматизация, которая влечет за собой сокращение рабочих мест.

Совершенствование эффективности цифровой экономики является для Российской Федерации высокоприоритетной задачей. Данная ситуация подтверждается принятием программы, носящей название «Цифровая экономика Российской Федерации».

Программой устанавливаются следующие цели: 1) конструирование работоспособной цифровой экономики, развитие её институциональной инфраструктуры; 2) преодоление проблемных аспектов цифровой экономики, препятствующих развитию высоких технологий; 3) повышение конкурентоспособности российской экономики в целом.

В Российской Федерации, несмотря на существование нормативно-правовой базы, главной целью которой является регулирование и правоотношений, строящихся на основе традиционной экономики, имеется достаточное число нормативных правовых актов, которые могут использоваться для регуляции цифровой экономики.

Кроме того, существуют специальные нормативные правовые акты, регулирующие отдельные вопросы, связанные с цифро-визацией, относясь непосредственно к цифровой экономике лишь косвенно, но при этом отражая некоторые её аспекты. Число таких актов невелико, и в основном посвящено электронному документообороту — Федеральный закон «Об электронной подписи».

Основополагающим источником, регулирующим традиционную и цифровую экономику, является Конституция Российской Федерации. Наряду с Конституцией, регуляция осуществляется ГК РФ; законодательством о торговле и иными нормативными правовыми актами. Законодательство по защите конкуренции и защите прав потребителей, не признает цифровую экономику как особую сферу российской экономики, вследствие чего, в нем отсутствуют специальные нормы, ей посвященные.

Несмотря на вышеизложенное, работниками доктрины, законодательство, посвященное цифровой экономики, оценивается негативно, что обуславливается отставанием правовой базы от практических потребностей.

Таким образом, цифровизация и развитие цифровых технологий простирают свое влияние далеко за пределы социально-экономической и хозяйственной деятельности человека. Цифровизация оказывает влияние на законотворческую деятельность, преобразовывает устоявшиеся принципы ведения бизнеса.

Динамичное развитие технологией, связанных с Интернетом, по состоянию на сегодняшний день, уже не выглядит чем-то революционным.

Библиография:

1. Развитие цифровой экономики в России: программа до 2035 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf (дата обращения: 15.03.21)

2. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 15.03.21)

3. Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. -ВНИИГеосистем, 2017. - 28 с. (На пороге «цифрового будущего». Книга первая).

4. Евтянова Д.В., Тиранова М.В. Цифровая экономика как механизм эффективной экологической и экономической политики // Науковедение. - 2017. - Т. 9. -

№6.

5. Мальцев А.Ю. Цифровая экономика // Экономика и социум. - 2018. - №1 (44).

6. Скорятина Е.А., Соболев Р.К. Особенности формирования и становления цифровой экономики // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 592 с.

7. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика АНИ: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. - № 1(18). 8. Устинова Л.Н. Роль цифровых техно-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 5(197)

логий в эффективной работе инновационного кластера // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 592 с.

8. Юдина Т.Н. Осмысление цифровой экономики // Теоретическая экономика. - 2016. - №3.

9.Фастович Г.Г. К вопросу о сущности процессуального соучастия по ГПК

10. Smirnov A.V., Dmitrii A Sh., Minenok M.G., Teplyashin I.V. The effectiveness of insular penal systems: why Sakhalin did not become the Russian Australia // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2019. Т. 12. № 6. С. 925-931.

11.Фастович Г.Г. Продовольственная безопасность как критерий эффективности аграрной правовой политики// Аграрное и земельное право. 2017. № 6 (150).

С. 21 -23.

12.Безруков А.В., Тепляшин И.В. Современная модель конституционного правопорядка: контуры формирования // Журнал российского права. 2021. Т. 25. №

1. С. 77-88.

13. Фастович Г.Г. Институт регионализации в системе агропромышленного комплекса современной России (на примере исследования логистических процессов Красноярского края)// Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 47-49.

14.Фастович Г.Г., Кукузеева А.В., Мустафина В.А. Соотношение международного и национального права// Эпоха науки. 2018. № 16. С. 78-81.

15. Фастович Г.Г. Шитова Т.В. К вопросу о международном академическом пространстве// Право и государство: теория и практика. 2019. № 9 (177). С. 71-72.

16. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности механизма правового регулирования// Вестник Читинского государственного университета. 2011. 3 8 (75). С. 52-55.

17. Власов В.А. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: некоторые аспекты правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 3. С. 2-4.

18. Тепляшин И.В. Причины возникновения коррупции и роль российской общественности в антикоррупционном механизме // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2011. № 11. С. 530-541.

References (transliterated):

1. Развитие цифровой экономики в России: программа до 2035 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf (дата обращения: 15.03.21)

2. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 15.03.21)

3. Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. -ВНИИГеосистем, 2017. - 28 с. (На пороге «цифрового будущего». Книга первая).

4. Евтянова Д.В., Тиранова М.В. Цифровая экономика как механизм эффективной экологической и экономической политики // Науковедение. - 2017. - Т. 9. -

№6.

5. Мальцев А.Ю. Цифровая экономика // Экономика и социум. - 2018. - №1 (44).

6. Скорятина Е.А., Соболев Р.К. Особенности формирования и становления цифровой экономики // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина.

- СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 592 с.

7. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика АНИ: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. - № 1(18). 8. Устинова Л.Н. Роль цифровых технологий в эффективной работе инновационного кластера // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 592 с.

8. Юдина Т.Н. Осмысление цифровой экономики // Теоретическая экономика. - 2016. - №3.

9.Фастович Г.Г. К вопросу о сущности процессуального соучастия по ГПК

10. Smirnov A.V., Dmitrii A Sh., Minenok M.G., Teplyashin I.V. The effectiveness of insular penal systems: why Sakhalin did not become the Russian Australia // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2019. Т. 12. № 6. С. 925-931.

11 .Фастович Г.Г. Продовольственная безопасность как критерий эффективности аграрной правовой политики// Аграрное и земельное право. 2017. № 6 (150).

С. 21 -23.

12.Безруков А.В., Тепляшин И.В. Современная модель конституционного правопорядка: контуры формирования // Журнал российского права. 2021. Т. 25. №

1. С. 77-88.

13. Фастович Г.Г. Институт регионализации в системе агропромышленного комплекса современной России (на примере исследования логистических процессов Красноярского края)// Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 47-49.

14.Фастович Г.Г., Кукузеева А.В., Мустафина В.А. Соотношение международного и национального права// Эпоха науки. 2018. № 16. С. 78-81.

15. Фастович Г.Г. Шитова Т.В. К вопросу о международном академическом пространстве// Право и государство: теория и практика. 2019. № 9 (177). С. 71-72.

16. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности механизма правового регулирования// Вестник Читинского государственного университета. 2011. 3 8 (75). С. 52-55.

17. Власов В.А. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: некоторые аспекты правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 3. С. 2-4.

18. Тепляшин И.В. Причины возникновения коррупции и роль российской общественности в антикоррупционном механизме // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2011. № 11. С. 530-541.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.