Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье рассмотрен ряд аспектов влияния уголовно-правовой политики на формирование эффективности государственного регулирования. Отмечается важность проведения последовательной реформы в системе уголовного законодательства, которая является одним из наиболее ключевых критериев эффективности в системе государственного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF STATE REGULATION ON THE EXAMPLE OF THE STUDY OF THE CRIMINAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines a number of aspects of the influence of criminal law policy on the formation of the effectiveness of state regulation. The importance of a consistent reform in the system of criminal legislation, which is one of the most key performance criteria in the system of the state mechanism, is noted.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

DOI 10.47643/1815-1337_2021_12_6 УДК 342.7

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

INFORMATION TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadyevna,

Senior Lecturer in the Department of State Theory and History and Law at the Law Institute of Krasnoyarsk State Agricultural University, Krasnoyarsk, Russia. 660049, Russia, Krasnoyarsk territory, Krasnoyarsk, Mira ave., 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассмотрен ряд аспектов влияния уголовно-правовой политики на формирование эффективности государственного регулирования. Отмечается важность проведения последовательной реформы в системе уголовного законодательства, которая является одним из наиболее ключевых критериев эффективности в системе государственного механизма.

Abstract: The article examines a number of aspects of the influence of criminal law policy on the formation of the effectiveness of state regulation. The importance of a consistent reform in the system of criminal legislation, which is one of the most key performance criteria in the system of the state mechanism, is noted.

Ключевые слова: уголовная политика, эффективность, государственное регулирование, органы механизма государства.

Key words: criminal policy, efficiency, state regulation, organs of the state mechanism.

Дата направления статьи в редакцию: 26.07.2021

Система государственной уголовной политики современной России ожидает от государства и его органов инновационного изменения и модернизации механизма государственной власти. Также следует подчеркнуть, что любые новеллы, как на законодательном уровне, так и в правоприменительной деятельности должны опираться на такие принципы, как законность, обоснованность и справедливость. Современное уголовное право тесно взаимосвязано с политикой государства в области борьбы с преступными деяниями - уголовной политикой. В дореволюционное время уголовная политика рассматривалась как структурная единица науки уголовного права, вместе с криминологией и уголовной догматикой, которая занималась изучением методов борьбы с преступностью [1, с. 52].

На наш взгляд, проблема эффективности уголовной политики Российской Федерации - это прежде всего, проблема её результативности, проблема практического достижения поставленных законодателем целей, материализации их в конкретные результаты. Органы уголовной власти современной России оказывают непосредственное воздействие на формирование правовой политики государства в целом, а также в практической реализации правовой политики посредством уголовного судопроизводства и уголовно-исполнительной системы [2, с. 71].

Уголовная политика определяет главенство основных направлений борьбы с преступностью и выражает баланс интересов общества, а также обеспечивает их реализацию с помощью законотворческой, правоприменительной и профилактической деятельность соответствующих субъектов. В данном плане уголовная политика является выразителем государственной власти в борьбе с преступностью. В современных условиях, когда одним из основных ресурсов развития страны является кадровый потенциал системы правоохранительных органов, доверие граждан, дальнейшее сохранение сложившейся ситуации в системе защиты прав потерпевших. Цель уголовно-правовой политики - формирование концепции уголовного законодательства, которое может отражать динамику и содержание отношений в обществе, а также и его эффективная реализация на практике [3, с. 28]. В обществе современной России активно развивается правовая модель «доверие граждан уголовно-правовой системе», где гражданин чувствует себя защищенным от произвола и несовершенства действующего законодательства. В сознании людей должна отсутствовать черта отрицание права как социального института. Институты государственного механизма обеспечивают устойчивое развитие и уважение гражданами норм действующего законодательства. Ярким примером является реализация государственной программы «Юстиция» [4], утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция».

Основу современной уголовной политики государства составляют исторические, этические и моральные начала, которые были основаны ещё на библейских заповедях «не убей», «не укради» и прочие.

На сегодняшний день основными нормативными правовыми актами в области уголовного права являются: Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президенты и Распоряжения Правительства Российской Федерации, особое место на наш взгляд отводится нормам, отраженные в Стратегии национальной безопасности. Современное уголовное право имеет гуманистические начала, предопределяющие его социальную значимость применительно к охране общественных отношений, утверждённых и провозглашенных в Конституции Российской Федерации.

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

В качестве одного из важнейших факторов становления в Российской Федерации эффективной государственности выступает формирование и модернизация деятельности органов государственной власти. В последние годы усилилось внимание к анализу деятельности органов исполнительной власти современной России со стороны юристов, политологов и коуч-социологов [7, с. 72]. При этом в качестве стержневой идеи многих работ по данной проблематике выступает резкое ослабление функционирования органов власти на уровне субъектов Российской Федерации, заметное снижение эффективности органов в масштабах современной России, воздействующего на самые различные сферы общественных отношений.

Сегодня представляется очевидным тот факт, что для формирования эффективной модели государственного регулирования в России необходимо обеспечить согласование демократических предложений, исходящих от государства. Отказ от патерналистских установок, переориентация сознания населения на инициативную деятельность являются факторами, способствующими решению публичных и общезначимых проблем, в том числе и в вопросе функционирования государственного механизма [8, С. 115]. На сегодняшний день при разработке концепции уголовной политики также следует учитывать традиционные черты в массовом сознании. Делая выводы, следует отметить, что изменения происходящие в уголовном законодательстве, требуют принятия такой Концепции уголовной политики, которая включала бы в себя начала и принципы, создающие условия для повышения качества уголовного законодательства, а также и его применения на практике[5]. Основным фактором, служащим повышению качества уголовного законодательства, является правое сознание и правовая культура людей. Без высокого уровня этих факторов не возможно достичь должного уровня и уголовного законодательства. В результате процесса глобализации, появления новых технологий, коммуникаций и видов экономической деятельности изменились и общественные отношения, а также сформировались новые. Это послужило причиной криминализации новых общественно-опасных деяний. Низкий уровень законопроектной деятельности оказывает отрицательное влияние на развитие криминогенной обстановки в государстве [6, с. 48]. Наряду с этим распространена и неоправданная криминализация общественных отношений. Избыточное применение уголовно-правовых средств, безосновательное усиление ответственности вели к излишним уголовным репрессиям [9, С. 80].

Бесспорно, следует отметить и тот факт, эффективное развитие системы уголовного законодательства в России должно сопровождаться и развитием таких приоритетных направлений, как повышение национальной обороны, государственной и общественной безопасности

На наш взгляд, качественное функционирование органов государственной власти в Российской Федерации это не только непосредственное развитие системы демократии в целом, как одного из показателей наличия гражданского общества в России, но и структурный элемент концепции национальной безопасности страны. Как было отмечено в докладе Президента Российской Федерации «...совершенствование национальной системы защиты прав человека невозможно осуществить без развития законодательства и эффективно действующего государственного механизма» [10, с. 20].

Тема эффективной деятельности государственного механизма красной нитью пронизывает функционирование институтов гражданского общества, который является одним из основополагающих принципов правового госу-дарства, важным средством выстраивания взаимного диалога между гражданами и государством, что в свою очередь является условием для развития демократической системы сильного эффективного государства.

Библиогра фия:

1.Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности механизма правового регулирования // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 8 (75). С. 52-55.

2. Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу о международном академическом пространстве: проблемы и перспективы // Аграрное и земельное право. 2019. № 9 (177). С. 71-72.

3.Курбатова С.М. Уголовно-процессуальная дееспособность: юридические и фактические аспекты проявления когнитивных особенностей личности / С.М. Курбатова // Право и законность: вопросы теории и практики. Сб. мат-в IX Всероссийской научно-практич. конф. Абакан: Изд-во ХГУ, 2019. С. 28-29.

4.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 312 «Об утверждении программы Российской Федерации «Юстиция» (с изменениями и дополнениями). «Гарант.ру» (дата обращения: 20.10.2021).

5.Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 04.05.2011 г.). «Гарант.ру» (дата обращения: 20.10.2021).

6. Фастович Г.Г. Институт регионализации в системе агропромышленного комплекса современной России (на примере исследования логистических процессов Красноярского края) // Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 47-49.

7. Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу о международном академическом пространстве // Аграрное и земельное право. 2019. № 9 (177). С. 71 -72.

8. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества. Сборник докладов Междуна-родной научной конференции. 2011. С. 114-116.

9. Фастович Г.Г., Кукузеева А.В., Мустафина В.А. Соотношение международного и национального права: теоретико-правовой аспект // Эпоха науки. 2018. №

16. С. 78-81.

10. Фастович Г.Г., Кудашова И.В. Информационные технологии в системе повышения эффективности деятельности органов государственной власти: теоретико-правовой аспект // Право и практика. 2020. № 2. С. 18-22.

References (transliterated):

1.Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Kriterii effektivnosti mekhanizma pravovogo regulirovaniya // Vestnik CHitinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 8 (75). S. 52-55.

2. Fastovich G.G., SHitova T.V. K voprosu o mezhdunarodnom akademicheskom prostranstve: problemy i perspektivy // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2019. № 9 (177).

S. 71-72.

3.Kurbatova S.M. Ugolovno-processual'naya deesposobnosf : yuridicheskie i fakticheskie aspekty proyavleniya kognitivnyh osobennostej lichnosti / S.M. Kurbatova // Pravo i zakonnost': voprosy teorii i praktiki. Sb. mat-v IX Vserossijskoj nauchno-praktich. konf. Abakan: Izd-vo HGU, 2019. S. 28-29.

4.Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 g. № 312 «Ob utverzhdenii programmy Rossijskoj Federacii «YUsticiya» (s izmeneniyami i dopolneniyami). «Garant.ru» (data obrashcheniya: 20.10.2021).

5.Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v sfere razvitiya pravovoj gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan (utv. Prezidentom RF 04.05.2011 g.). «Garant.ru» (data obrashcheniya: 20.10.2021).

6. Fastovich G.G. Institut regionalizacii v sisteme agropromyshlennogo kompleksa sovremennoj Rossii (na primere issledovaniya logisticheskih processov Krasnoyar-skogo kraya) // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2019. № 3 (171). S. 47-49.

7. Fastovich G.G., SHitova T.V. K voprosu o mezhdunarodnom akademicheskom prostranstve // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2019. № 9 (177). S. 71 -72.

8. Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Kriterii effektivnosti gosudarstvennogo mekhanizma: obshcheteoreticheskij analiz // Problemy modernizacii pravovoj si-stemy sov-remennogo rossijskogo obshchestva. Sbornik dokladov Mezhduna-rodnoj nauchnoj konferencii. 2011. S. 114-116.

9. Fastovich G.G., Kukuzeeva A.V., Mustafina V.A. Sootnoshenie mezhdunarodnogo i nacional'nogo prava: teoretiko-pravcvoj aspekt // Epoha nauki. 2018. № 16. S. 78-81.

10. Fastovich G.G., Kudashova I.V. Informacionnye tekhnologii v sisteme povysheniya effektivnosti deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti: teoretiko-pravovoj aspekt // Pravo i praktika. 2020. № 2. S. 18-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.