Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В РАБОТЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА'

УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В РАБОТЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА / РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия гражданского общества и государственного механизма. Уделяется внимание вопросам участия общественности в работе органов власти как особому показателю их эффективности. Автор приходит к выводу, что сквозь призму деятельности гражданского общества можно проанализировать реальную деятельность органов государственной власти, выявить проблемные аспектыы и тенденции развития государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF PUBLIC INSTITUTIONS IN THE WORK OF THE AUTHORITIES AS AN INDICATOR OF THE EFFECTIVENESS OF THE STATE MECHANISM

The article deals with the interaction between civil society and the state mechanism. Attention is paid to the issues of public participation in the government as a special indicator of their effectiveness. The author concludes that in the light of the activities of civil society can be analyzed real activities of public authorities, to identify problematic aspects and trends of public administration.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В РАБОТЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА»

_ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 1(193)

DOI 10.47643/1815-1337_2021_1_50

УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В РАБОТЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА PARTICIPATION OF PUBLIC INSTITUTIONS IN THE WORK OF AUTHORITIES AS AN INDICATOR OF THE EFFICIENCY OF THE STATE MECHANISM ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет».

E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

senior lecturer in the department of theory and history of the state and law of Krasnoyarsk State Agricultural University. E-mail: Fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы взаимодействия гражданского общества и государственного механизма. Уделяется внимание вопросам участия общественности в работе органов власти как особому показателю их эффективности. Автор приходит к выводу, что сквозь призму деятельности гражданского общества можно проанализировать реальную деятельность органов государственной власти, выявить проблемные аспектыi и тенденции развития государственного управления.

Abstract: The article deals with the interaction between civil society and the state mechanism. Attention is paid to the issues of public participation in the government as a special indicator of their effectiveness. The author concludes that in the light of the activities of civil society can be analyzed real activities of public authorities, to identify problematic aspects and trends of public administration.

Ключевые слова: эффективность, гражданское общество, механизм государства, российская общественность.

Keywords: efficiency, civil society, the mechanism of the state, the Russian public.

Дата направления статьи в редакцию: 16.12.2020

Сильное, эффективное государство - это государство, способное создать цивилизованную, внутренне согласованную систему правовых норм (систему права), которые обеспечивают инициативу, социально-правовую активность и самоуправление граждан, повышают их роль в управлении делами государства, устанавливают качественный общественный контроль над деятельностью органов государственной власти [1]. Для взаимодействия с государством, личность должна иметь возможность свободно вступать в правовые отношения и организационно-управленческие процессы. Только в этих отношениях личность реализуется как действительный носитель прав и обязанностей, предусмотренных в системе права. Ярким примером, в аспекте взаимодействия и зависимости государственного механизма от состояния развития гражданского общества, выступает институт местного самоуправления, деятельность политических партий, работа Общественной палата Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 (в ред. от 28.11.2015 г.) «Об общественной палате Российской Федерации «Общественная палата обеспечивает согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации» [2] . Посредством привлечения граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций, осуществления поддержки гражданских инициатив, которые имеют общероссийское значение, проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления Общественная палата Российской Федерации является тем институтом, связующим звеном между инициативными гражданами и органами государственной власти. В состав Общественной палаты входят Совет, комиссии, межкомиссионные рабочие группы, научно-консультативный совет, которые осуществляют деятельность по наиболее важным стратегическим и социальным вопросам жизнедеятельности государства. Так, за 2020 год 18 комиссиями Общественной палаты Российской Федерации была проведена экспертиза 219 законопроектов и иных нормативных правовых актов (лидирующие позиции занимают комиссия по безопасности и взаимодействию с ОНК - 56 законопроектов, комиссия по развитию реального сектора экономики - 33 законопроекты, комиссия по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ - 21 законопроект). [3]

Важную роль в формировании гражданского общества занимает и деятельность региональных общественных палат (в развитии диалоговых форм взаимодействия власти и общества Красноярского края ключевую роль играет Гражданская ассамблея Красноярского края, благодаря активной работе входящих в ее состав палат и Совета в Красноярском крае сложилась результативная практика участия граждан в решении вопросов различных сфер жизни региона, способствующая гражданско - правовой активизации красно-ярцев. За период с 2015 по 2020 гг. Гражданской ассамблей Красноярского края проведена общественная экспертиза 77 законопроектов и иных нормативно-правовых актов). Общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при фе-

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

деральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации; общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля являются важными субъектами взаимодействия между органами публичной власти и институтов гражданского общества [4].

В современной России, как верно отмечает В. Руденко, общественные палаты (советы) следует считать особыми общественно-государственными институтами публичного права, создаваемыми и осуществляющими свою деятельность в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Так, посредством выполнения консультативно-совещательных функций и осуществлении общественного контроля Общественные палаты (советы) являются важным элементом механизма гражданского участия в деятельности органов власти, в порядке и формах, установленных законодательством Российской Федерации.

Самостоятельной категории институтов, напрямую (по своей правовой специфике) не относящихся к гражданскому обществу, но действующих в его границах, следует назвать государственные образования, содействующие формированию и поддержке институтов гражданского общества (институты Уполномоченного по правам человека в России и уполномоченных по правам человека в субъектах России, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей).

Важную роль в эффективном функционировании гражданского общества современной России занимает Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, другие совещательные органы при Президенте Российской Федерации, созданные в целях защиты прав и основных свобод человека и гражданина, а также совершенствованию института гражданского общества (Комиссия по вопросам гражданства, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, Комиссия по делам ветеранов, Комиссия по делам инвалидов и т. д.) [5].

Необходимо также отметить деятельность активистов Общероссийского народного фронта, которые доводят до органов государственной власти «злободневные» проблемы, как политического, так и социального характера. О возрастающей роли активистов движения Общероссийского народного фронта в борьбе с коррупцией в органах государственный власти было отмечено Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации [6].

В процессе взаимодействия государства и институтов гражданского общества в сфере участия граждан в деятельности государства, права инициативных граждан были расширены (в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ (в ред. от «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»), который определил понятие, цели, задачи, принципы, статус субъектов, формы и порядок осуществления общественного контроля в России. Для повышения уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества, обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, а также для реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина были созданы общественные наблюдательные комиссии, которые осуществляют общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, общественные инспекции и группы общественного контроля, осуществляющие общественный контроль в целях содействия соблюдению законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, учета общественных интересов в отдельных сферах общественных отношений. Наличие всевозможных вариаций вовлечения граждан в деятельность государственный органов (общественный мониторинг, общественные проверки, общественные экспертизы) позволяет положительно оценивать данный институт [7].

В качестве одного из важнейших факторов становления в Российской Федерации эффективной государственности выступает формирование и модернизация деятельности органов местного самоуправления. В последние годы усилилось внимание к анализу деятельности органов местного самоуправления современной России со стороны юристов, политологов и философов. При этом в качестве стержневой идеи многих работ по данной проблематике выступает резкое ослабление функционирования муниципалитетов, заметное снижение эффективности органов местного самоуправления в масштабах современной России, воздействующего на самые различные сферы общественных отношений. Значение и роль местного самоуправления для современной России достаточно заметное.

Сегодня представляется очевидным тот факт, что для формирования гражданского общества в России необходимо обеспечить согласование демократических предложений, исходящих от государства. Отказ от патерналистских установок, переориентация сознания населения на инициативную деятельность являются факторами, способствующими решению публичных и общезначимых проблем, в том числе и в вопросе функционирования государственного механизма.

Научный поиск в этом направлении позволяет ответить на принципиально важные вопросы. Каковы пути рационального преобразования системы взаимодействия органов местного самоуправления и государственно-правовых институтов, обеспечивающих результативность функционирования последних? Как выстроить алгоритм деятельности органов местного самоуправления, их взаимодействия и сотрудничества с институтами гражданского общества, способный внести решающий вклад в формирование нового типа

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 1(193)

государственного механизма? Местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, так как это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов, но это форма осуществления власти народа, публичной власти. Таким образом, муниципальная власть и власть государственная - это две взаимосвязанные в демократическом государстве формы публичной власти.

На наш взгляд, качественное функционирование органов местного самоуправления в Российской Федерации это не только непосредственное развитие системы демократии в целом, как одного из показателей наличия гражданского общества в России, но и структурный элемент концепции национальной безопасности страны. Как было отмечено в указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» - «...совершенствование национальной системы защиты прав человека невозможно осуществить без развития законодательства и эффективно действующего государственного механизма, органов местного самоуправления» [8].

Тема эффективной деятельности государственного механизма красной нитью пронизывает функционирование институтов гражданского общества, который является одним из основополагающих принципов правового государства, важным средством выстраивания взаимного диалога между гражданами и государством, что в свою очередь является условием для развития демократической системы сильного эффективного государства.

Гражданское общество XXI века ожидает от государства и его органов инновационного изменения и модернизации механизма государственной власти [9]. Ряд приоритетно важных начинаний уже предприняты государством (качественное улучшение законодательной базы, способствовало формированию новых субъектов и форм участия граждан в деятельности органов государственной власти современной России: Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации; общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля; Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Совет при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями; проведение общественного мониторинга, общественных проверок, общественных экспертиз и т.д.), но судить об успешности данных проектов, безусловно, еще рано. Требуется их апробация, как в юридическом, так и практическом плане.

Библиография:

1. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Конституционный правопорядок как условие развития гражданского общества в современной России // Современное право. 2018. № 12. С. 33-39.

2. Власов В.А. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: некоторые аспекты правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 3. С. 2-4.

3. Тепляшин И.В. Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Общество и право. 2011. № 4 (36). С. 43-47.

4. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009. С. 22.

5. Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу о международном академическом пространстве: проблемы и перспективы // Аграрное и земельное право. 2019. № 9 (177). С. 71-72.

6. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. // Российская газета. 2020. 16 января.

7.Гончаров И.В. Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов // Право и государство: теория и практика. 2008. № 2. С. 21.

8. Курбатова С.М. О «цифровой трансформации» кадрового состава как условия цифровизации экономики / С.М. Курбатова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сб. ст. по мат-м Всеросс. научно-практич. конф. / под общ. ред. А.Г. Миронова. - Красноярск: 2019. С. 165-167.

9. Фастович Г.Г. К вопросу о защите прав человека (на примере анализа Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации) // Аграрное и земельное право. 2019. № 4 (172). С. 32-35.

References (transliterated):

1. Bezrukov A.V., Teplyashin I.V. Konstitucionnyj pravoporyadok kak uslovie razvitiya grazhdanskogo obshchestva v sovremennoj Rossii // Sovremennoe pravo. 2018. № 12. S. 33-39.

2. Vlasov V.A. Razmeshchenie zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd: nekotorye aspekty pravovogo regulirovaniya // Municipal'naya sluzhba: pravovye voprosy. 2009. № 3. S. 2-4.

3. Teplyashin I.V. Fastovich G.G. Kriterii effektivnosti gosudarstvennogo mekhanizma: obshcheteoreticheskij analiz // Obshchestvo i pravo. 2011. № 4 (36).

S. 43-47.

4. Grudcyna L.YU. Gosudarstvenno-pravovoj mekhanizm formirovaniya i podderzhki institutov grazhdanskogo obshchestva v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. M., 2009. S. 22.

5. Fastovich G.G., SHitova T.V. K voprosu o mezhdunarodnom akademicheskom prostranstve: problemy i perspektivy // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2019. № 9 (177). S. 71 -72.

6. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina Federal'nomu Sobraniyu ot 15 yanvarya 2020 g. // Rossijskaya gazeta. 2020. 16 yanvarya.

7.Goncharov I.V. Voprosy zashchity prav i svobod cheloveka i grazhdanina v usloviyah osobyh pravovyh rezhimov // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2008. № 2. S. 21.

8. Kurbatova S.M. O «cifrovoj transformacii» kadrovogo sostava kak usloviya cifrovizacii ekonomiki / S.M. Kurbatova // Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy. Sb. st. po mat-m Vseross. nauchno-praktich. konf. / pod obshch. red. A.G. Mironova. - Krasnoyarsk: 2019. S. 165-167.

9. Fastovich G.G. K voprosu o zashchite prav cheloveka (na primere analiza Postanovlenij Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii) // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2019. № 4 (172). S. 32-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.