Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1177
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВО / СТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В правовом исследовании автор анализирует основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере повышения результативности деятельности органов государственной власти. Функционирование органов государственной власти, эффективность деятельности отдельных органов государственного механизма определяется количественными и качественными показателями. Автор подчеркивает, что в структуре органов государственной власти особое место отводится институту общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FEATURES OF THE STRUCTURE OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

In a legal study, the author analyzes the main directions of the state policy of the Russian Federation in the field of improving the performance of public authorities. The functioning of public authorities, the effectiveness of the activities of individual bodies of the state mechanism is determined by quantitative and qualitative indicators. The author emphasizes that in the structure of public authorities, a special place is given to the institution of classification.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_2_59 УДК 242

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ LEGAL FEATURES OF THE STRUCTURE OF STATE AUTHORITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории государства и права Юридического института, Красноярский государственный аграрный университет. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: [email protected];

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory of State and Law Law Institute, Krasnoyarsk State Agrarian University. 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В правовом исследовании автор анализирует основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере повышения результативности деятельности органов государственной власти. Функционирование органов государственной власти, эффективность деятельности отдельных органов государственного механизма определяется количественными и качественными показателями. Автор подчеркивает, что в структуре органов государственной власти особое место отводится институту общественности.

Abstract: In a legal study, the author analyzes the main directions of the state policy of the Russian Federation in the field of improving the performance of public authorities. The functioning of public authorities, the effectiveness of the activities of individual bodies of the state mechanism is determined by quantitative and qualitative indicators. The author emphasizes that in the structure of public authorities, a special place is given to the institution of classification.

Ключевые слова: эффективность, классификация, органы власти, государство, структура, государственный механизм, институт общественности.

Keywords: efficiency, classification, authorities, state, structure, state mechanism, public institution.

Дата направления статьи в редакцию: 01.02.2022

Дата публикации: 28.02.2022

Государственный механизм - это система упорядоченных государственных органов взаимодействующих с общественными структурами, осуществляющих свои внутренние и внешние функции и задачи. Следует отметить, что каждый государственный орган отличается объемом и характером специальной компетенции, формами и видами деятельности и имеет свое место в общей структуре государственного устройства. Для более полного и эффективного исследования структуры государственного механизма современной России рассмотрим существующие в общей теории права классификации государственных органов.

Классификация, в основе которой лежит принцип разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные - является одной из самых универсальных в теории права и государства.

Классификация по юридическому источнику легитимности государственных органов. Государственные органы подразделяются на первичные (основные) и вторичные (производные) [1].

Первичные органы (основные) - это те органы, которые устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного осуществления функций и задач государства (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Суды Российской Федерации).

Вторичные органы (производные) учреждаются в установленном порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий и функционирования первичных органов (Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, Общественные советы при федеральных органах госу-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 2(206)

дарственной власти и т.д.) [4].

Классификация по объему властных полномочий органов государства. Государственные органы подразделяются на высшие (федеральные) и местные (субъектов Российской Федерации).

Высшие государственные органы распространяют свою деятельность на всю территорию Российской Федерации. Местные органы государства распространяют свои полномочия строго определенно на территорию соответствующего субъекта. Следует отметить, что в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.01 2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Классификация по широте компетенции подразделяются на общие и специальные органы. Государственные органы общей компетенции рассматривают и решают широкий круг вопросов (Президент РФ, Правительство РФ), а органы специальной (отраслевой) компетенции решают вопросы, строго определенного характера (исходя из компетенции министерств, служб, агентств) [3].

Классификация по способу принятия решений государственными органами. Выделяют коллегиальные государственные органы (Совет Федерации, Государственная Дума, Центральная избирательная комиссия и т.д.) и единоначальные ораны (Президент, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор и т.д.).

Классификация по срокам полномочий государственных органов. Государственные органы подразделяются на постоянные органы (действующие на постоянной основе без ограничения срока действия) и временные органы (которые создаются для решения конкретных неотложных дел, вызванные определенными обстоятельствами - органы, действующие в чрезвычайных или военных условиях);

Классификация по форме осуществления государственной деятельности. Так, согласно исследованиям О.В. Толстик все государственные органы необходимо подразделять на следующие группы [2]:

1) Представительные органы государственной власти (органы, избираемые населением);

2) Исполнительно-распорядительные органы (в сфере государственного управления);

3) Судебные органы (осуществляющие правосудие);

4) Органы прокуратуры и иные контрольно-надзорные органы.

Так, при всем разнообразии действующих в Российской Федерации государственных органов, которые являются составляющими элементами государственного механизма, порядок, принципы их функционирования соответствуют определенному порядку. Так, каждый государственный орган имеет свой определенный статус, название, создается по воле определенного субъекта. Орган государства функционирует в определенной сфере, осуществляет деятельность посредством совершения действий людьми, живыми субъектами.

Во всех странах мирового сообщества установлено право на обращение к главе государства не только с просьбой по вопросам помилования, но и по любым другим вопросам, которые охватывают сферу жизнедеятельности граждан. В полномочия Управления Президента РФ (которое функционирует при Администрации Президента РФ) входит обязанность по рассмотрению обращений (как в письменном, так и посредством электронного документа) граждан и организаций, устных и письменных жалоб и ходатайств граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций и общественных объединений, которые обращены непосредственно Президенту и Администрации Президента. На наш взгляд, эта мера взаимодействия граждан и Президента РФ является очень эффективной, так как она позволяет довести до сознания граждан открытость, доступность обращений до главы государства и получить мотивированный ответ в максимально короткий срок, формируя у граждан позитивное отношение к органам государственного механизма в целом. Этот факт также находит свое отражение в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ [5].

На наш взгляд, одной из эффективной форм контроля Президента Российской Федерации за обеспечением конституционной безопасности государства, а также прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с Конституцией РФ предоставляет право Президенту РФ назначать своих Полномочных представителей в федеральных округах. Создание данного института было проведено в целях обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, который является одним из наиболее действенных способов обеспечения контроля государства на региональном уровне. Институт Полномочных представителей позволяет в конституционном поле урегулировать

отношения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, а также предупредить появление многих возможных проблем между ними. При этом в юридической литературе предлагается ряд мер, направленных по совершенствованию конституционно-правового статуса федерального округа. Так, предлагается образование на базе аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах самостоятельных территориальных федеральных органов исполнительной власти - префектур федеральных округов, а также создание во всех федеральных округах единой системы специальных координационных органов, состоящих из окружных координационных коллегий - при префектах федеральных округов.

Как справедливо отмечают ученые «для развития гражданского общества не годится спасительная формула наших дней, которая прочно укоренилась в общественном сознании: Президент отвечает за все, но Президент - глава государства, а не начальник всех государственных органов и должностных лиц. Каждый отвечает перед законом и перед обществом в пределах своей компетенции» [6]. Функционирование публично-правовой системы, достижение ею соответствующих результатов во многом обуславливается качественно выверенной, оптимальной внутренней структурой данной системы. В свою очередь, управление государством представляет собой достаточно сложный процесс, который, как известно, реализуется посредством системы соответствующих органов, обладающих определенными государственно-властными полномочиями, т.е. в данном случае речь идет о возможностях этих органов реализовать государственную власть, совершать определенные действия во времени и пространстве. Безусловно, «государственный механизм» позволяет рассмотреть данный институт как процесс реализации государственной власти, как процесс функционирования государства, его эффективность и результативность работы государственных органов. Государственный механизм рассматривает государство не только в статике, но и в динамике. И если «взглянуть» на институт государство, то мы увидим «не только совокупность государственных органов, но и наличие определенных задач и функций, для реализации которых необходимо создание государственных органов [7]. На наш взгляд, ведущую роль в исследовании государственного механизма должна быть отведена исследованию его структурных компонентов (государственных органов) и их особенностям, на которые возлагаются осуществление публичных задач и функций [8]. Основная нагрузка в реализации государственным механизмом своих задач и функций возлагается на государственный орган, под которым понимается организационно обособленная и юридически оформленная часть государственного механизма, создаваемая для осуществления общественно-политических задач и наделенная государственно-властными полномочиями.

Библиография:

1. Хесин Б.Л. Механизм современного российского государства: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 29.

2. Толстик О.В. Юридические механизмы трансформации политической системы и государства в условиях российского федерализма: дис. .канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008. С. 25-33.

4 Информационно-статистический обзор рассмотренных за 2021 год обращений граждан, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту Российской Федерации, а также результатов рассмотрения и принятых мер [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://letters.kremlin.ru/digests (дата обращения: 30 января 2022 г.).

б Гончаров И.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации с использованием мер фе-

дерального вмешательства: монография. М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 115.

6 Курбатова // Право и законность: вопросы теории и практики. Сб. мат-в IX Всероссийской научно-практич. конф. Абакан: Изд-во ХГУ, 2019. С. 28-29.дьев, Е.А. Учебник русского гражданского судопроизводства. / Е.А. Нефедьев. Казань, 1891. 280 с.

7 Мазуров В.Ю. Федеральные округа в территориальной системе организации государственной власти в Российской Федерации: дисс. ...докт. юрид. наук. М., 2015. С. 48.

5 Фастович Г.Г., Щекин А.Ю. К вопросу о мерах по повышению эффективности государственного механизма (на примере исследования АПК России) // Аграрное и земельное право. 2020. № 2 (182). С. 19-20.

9 Власов В.А. Продовольственная безопасность как политико-правовой феномен // Аграрное и земельное право. 2012. № 8 (92). С. 120-124.

10 Богатова Е.В., Бакаляс А.С. Причины коррупции: некоторые вопросы содержания и развития // Право и образование. 2019. № 2. С. 169-173.

References (transliterated):

1. Hesin B.L. Mekhanizm sovremennogo rossijskogo gosudarstva: dis. ... kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2001. S. 29.

2. Tolstik O.V. YUridicheskie mekhanizmy transformacii politicheskoj sistemy i gosudarstva v usloviyah rossijskogo fede-ralizma: dis. .kand. yurid. nauk. Rostov-na-Donu, 200S. S. 25-33.

4 Informacionno-statisticheskij obzor rassmotrennyh za 2021 god obrashchenij grazhdan, organizacij i obshchestvennyh ob"-edinenij, adresovannyh Prezidentu Rossijskoj Federacii, a takzhe rezul'tatov rassmotreniya i prinyatyh mer [Elektronnyj resurs] // Ofici-al'nyj sajt Prezidenta Ros-sijskoj Federacii. URL: http://letters.kremlin.ru/digests (data obrashcheniya: 30 yanvarya 2022 g.).

6 Goncharov I.V. Zashchita prav i svobod cheloveka i grazhdanina v sub"ektah Rossijskoj Federacii s ispol'zovaniem mer fe-deral'nogo vmeshatel'stva: monografiya. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2004. S. 115.

6 Kurbatova // Pravo i zakonnost': voprosy teorii i praktiki. Sb. mat-v IX Vserossijskoj nauchno-praktich. konf. Abakan: Izd-vo HGU, 2019. S. 2S-29.d'ev, E.A. Uchebnik russkogo grazhdanskogo sudoproizvodstva. / E.A. Nefed'ev. Kazan', 1S91. 2S0 s.

7 Mazurov V.YU. Federal'nye okruga v territorial'noj sisteme organizacii gosudarstvennoj vlasti v Rossijskoj Federa-cii: diss. ...dokt. yurid. nauk. M., 2015. S. 4S.

5 Fastovich G.G., SHCHekin A.YU. K voprosu o merah po povysheniyu effektivnosti gosudarstvennogo mekhanizma (na primere is-sledovaniya APK Rossii) // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2020. № 2 (182). S. 19-20.

9 Vlasov V.A. Prodovol'stvennaya bezopasnost' kak politiko-pravovoj fenomen // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2012. № 8 (92). S. 120-124.

10 Bogatova E.V., Bakalyas A.S. Prichiny korrupcii: nekotorye voprosy soderzhaniya i razvitiya // Pravo i obrazovanie. 2019. № 2. S. 169-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.