Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД'

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1014
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА ОРГАНОВ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ОРГАН ГОСУДАРСТВА / STRUCTURE OF GOVERNMENT / STATE / EFFICIENCY / STATE MECHANISM / STATE BODY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье дается анализ структуры органов государственной власти современной России с точки зрения теоретико-правового подхода. Автор приходит к выводам, что структура органов власти за последнее десятилетие претерпел правовую трансформацию, в результате которой происходит качественно новое восприятие государственного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE STRUCTURE OF STATE AUTHORITIES: THE THEORETIC-LEGAL APPROACH

The article gives an analysis of the structure of state authorities of modern Russia from the point of view of the theoretical and legal approach. The author comes to the conclusion that the structure of government over the past decade has undergone a legal transformation, which results in a qualitatively new perception of the state mechanism.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД»

_Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье дается анализ структуры органов государственной власти современной России с точки зрения теоретико-правового подхода. Автор приходит к выводам, что структура органов власти за последнее десятилетие претерпел правовую трансформацию, в результате которой происходит качественно новое восприятие государственного механизма.

Abstract: The article gives an analysis of the structure of state authorities of modern Russia from the point of view of the theoretical and legal approach. The author comes to the conclusion that the structure of government over the past decade has undergone a legal transformation, which results in a qualitatively new perception of the state mechanism.

Ключевые слова: структура органов власти, государство, эффективность, государственный механизм, орган государ-

ства.

Keywords: structure of government, state, efficiency, state mechanism, state body.

Функционирование публично-правовой системы, достижение ею соответствующих результатов во многом обуславливается качественно выверенной, оптимальной внутренней структурой данной системы. В свою очередь, управление государством представляет собой достаточно сложный процесс, который, как известно, реализуется посредством системы соответствующих органов, обладающих определенными государственно-властными полномочиями, т.е. в данном случае речь идет о возможностях этих органов реализовать государственную власть, совершать определенные действия во времени и пространстве [1]. Безусловно, «государственный механизм» позволяет рассмотреть данный институт как процесс реализации государственной власти, как процесс функционирования государства, его эффективность и результативность работы государственных органов. Государственный механизм рассматривает государство не только в статике, но и в динамике. И если «взглянуть» на институт государство, то мы увидим «не только совокупность государственных органов, но и наличие определенных задач и функций, для реализации которых необходимо создание государственных органов.

На наш взгляд, ведущую роль в исследовании государственного механизма должна быть отведена исследованию его структурных компонентов (государственных органов) и их особенностям, на которые возлагаются осуществление публичных задач и функций.

Основная нагрузка в реализации государственным механизмом своих задач и функций возлагается на государственный орган, под которым понимается организационно обособленная и юридически оформленная часть государственного механизма, создаваемая для осуществления общественно-политических задач и наделенная государственно-властными полномочиями.

Как нами было уже отмечено выше, государственный механизм - это система упорядоченных государственных органов взаимодействующих с общественными структурами, осуществляющих свои внутренние и внешние функции и задачи.

Следует отметить, что каждый государственный орган отличается объемом и характером специальной компетенции, формами и видами деятельности и имеет свое место в общей структуре государственного устройства.

Так, при всем разнообразии действующих в Российской Федерации государственных органов, которые являются составляющими элементами государственного механизма, порядок, принципы их функционирования соответствуют определенному порядку. Так, каждый государственный орган имеет свой определенный статус, название, создается по воле определенного субъекта. Орган государства функционирует в определенной сфере, осуществляет деятельность посредством совершения действий людьми, живыми субъектами.

Для более полного и эффективного исследования структуры государственного механизма современной России рассмотрим существующие в общей теории права классификации государственных органов.

Классификация в основе которой лежит принцип разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные - является одной из самых универсальных в теории права и государства.

Классификация по юридическому источнику легитимности государственных органов. Государственные органы подразделяются на первичные (основные) и вторичные (производные) [2].

Первичные органы (основные) - это те органы, которые устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного осуществления функций и задач государства (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Суды Российской Федерации).

Вторичные органы (производные) учреждаются в установленном порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий и функционирования первичных органов (Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 2(182)

правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, Общественные советы при федеральных органах государственной власти и т.д.) [3].

Классификация по объему властных полномочий органов государства. Государственные органы подразделяются на высшие (федеральные) и местные (субъектов Российской Федерации).

Высшие государственные органы распространяют свою деятельность на всю территорию Российской Федерации. Местные органы государства распространяют свои полномочия строго определенно на территорию соответствующего субъекта. Следует отметить, что в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.

Классификация по широте компетенции подразделяются на общие и специальные органы. Государственные органы общей компетенции рассматривают и решают широкий круг вопросов (Президент РФ, Правительство РФ), а органы специальной (отраслевой) компетенции решают вопросы, строго определенного характера (исходя из компетенции министерств, служб, агентств).

Классификация по способу принятия решений государственными органами. Выделяют коллегиальные государственные органы (Совет Федерации, Государственная Дума, Центральная избирательная комиссия и т.д.) и единоначаль-ные ораны (Президент, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор и т.д.) [4].

Классификация по срокам полномочий государственных органов. Государственные органы подразделяются на постоянные органы (действующие на постоянной основе без ограничения срока действия) и временные органы (которые создаются для решения конкретных неотложных дел, вызванные Библиография:

определенными обстоятельствами - органы, действующие в чрезвычайных или военных условиях) [5];

Классификация по форме осуществления государственной деятельности. Так, согласно исследованиям О.В. Тол-стик все государственные органы необходимо подразделять на следующие группы [6]:

1) Представительные органы государственной власти (органы, избираемые населением);

2) Исполнительно-распорядительные органы (в сфере государственного управления);

3) Судебные органы (осуществляющие правосудие);

4) Органы прокуратуры и иные контрольно-надзорные органы [7].

С.В. Белякова отмечает, что для наиболее полного представления о роли, месте и назначении государственных органов в государственном механизме необходимо провести комплексное исследование, используя структурно-функциональный подход к его изучению. Структурный подход закреплен в Конституции Российской Федерации, который в сочетании с функциональным подходом (анализ деятельности функций государства) образует структурно-функциональный подход [8].

М.И. Байтин при анализе механизма современного государства на основе структурно-функционального подхода выделяет следующие виды (группы, подсистемы) органов, которые в своей совокупности образуют государственный механизм: Президент Российской Федерации; органы представительной и законодательной власти; органы исполнительной власти; суд, прокуратура и другие органы, непосредственно стоящие на страже законности и правопорядка; Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы [9].

На наш взгляд, органы государства - это один из ресурсов, через который народ осуществляет свою власть, структура и основные функции которых полно и объективно отражена в действующем законодательстве.

1. Хесин Б.Л. Механизм современного российского государства: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 29.

2. Исаков В.Б. Теоретические подходы к понятию закона. Оценка законов и эффективность их принятия: материалы международного семинара 16-17 декабря 2002 г. Рязань, 2003. С.152.

3. Тепляшин И.В., Власов В.А. Система взаимодействия общественности и органов местного самоуправления как условие развития предпринимательства на муниципальном уровне // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. № 2. С. 25-28.

4. Эффективность органов власти [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерство экономического развития Российской Федерации. 11Р1_ http://ar.gov.ru/ru/about/index.html (дата обращения 10 января 2020 г.)

5. Полубояринова А.Н. Урегулирование конфликта интересов как одна из мер предупреждения преступности против интересов службы// Современное право. 2011. № 9. С. 28-31.

6. Толстик О.В. Юридические механизмы трансформации политической системы и государства в условиях российского федерализма: дис. .канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008. С. 25-33.

7. Белякова С.В. Правовой статус органов судебной власти в механизме российского государства: дис. .канд. юрид. наук. Саратов. 2004. С. 100.

9.Байтин М.И. Механизм современного российского государства //Правоведение. 1996. № 3. С. 7-10.

9.Шитова Т.В. Современные проблемы санкций в международном праве // Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 90-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.