Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИНСТИТУТЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИНСТИТУТЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудашова Ирина Владимировна, Жукова Марина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы формирования институтов гражданского общества как одного из компонентов эффективной деятельности государственного механизма современной России. Авторы статьи приходят к выводам, что повышение эффективности государственного механизма невозможно без действенного, активно функционирующего гражданского общества. Уделяется внимание проводимой государственной политики Российской Федерации по формированию правовой культуры российской молодежи, а также активной гражданской позиции, патриотического воспитания и правовой культуры у граждан в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE INSTITUTION OF CIVIL SOCIETY IN CONTEMPORARY RUSSIA: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

The article deals with the formation of the legal culture of citizens as one of the components of the effective activity of the state mechanism of modern Russia. The authors of the article come to the conclusion that increasing the efficiency of the state mechanism is impossible without an effective, actively functioning civil society. Attention is paid to the current state policy of the Russian Federation on the formation of the legal culture of Russian youth, as well as an active civic position, patriotic education and legal culture among citizens in general.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИНСТИТУТЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

Административное право; административный процесс

DOI 10.47643/1815-1337_2021_5_151

К ВОПРОСУ ОБ ИНСТИТУТЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ TO THE QUESTION ABOUT THE INSTITUTE OF CIVIL SOCIETY IN MODERN RUSSIA: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

КУДАШОВА Ирина Владимировна,

к.ф.н., доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Сибирский юридический институт МВД России, Россия, г. Красноярск. E-mail: kfn@mail.ru;

ЖУКОВА Марина Владимировна,

преподаватель кафедры судебных экспертиз Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

Kudashova Irina Vladimirovna,

Ph.D., Assistant Professor of Administrative Law and Administrative Activities of the Interior Ministry, Siberian Law Institute of the Russian Interior Ministry, Russia, Krasnoyarsk. E-mail: kfn@mail.ru;

Zhukhova Marina Vladimirovna,

Lecturer in the Department of Forensic Examinations of the Law Institute of the Fsbou "Krasnoyarsk State Agricultural University." E-mail: Fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования институтов гражданского общества как одного из компонентов эффективной деятельности государственного механизма современной России. Авторы статьи приходят к выводам, что повышение эффективности государственного механизма невозможно без действенного, активно функционирующего гражданского общества. Уделяется внимание проводимой государственной политики Российской Федерации по формированию правовой культуры российской молодежи, а также активной гражданской позиции, патриотического воспитания и правовой культуры у граждан в целом.

Abstract: The article deals with the formation of the legal culture of citizens as one of the components of the effective activity of the state mechanism of modern Russia. The authors of the article come to the conclusion that increasing the efficiency of the state mechanism is impossible without an effective, actively functioning civil society. Attention is paid to the current state policy of the Russian Federation on the formation of the legal culture of Russian youth, as well as an active civic position, patriotic education and legal culture among citizens in general.

Ключевые слова: право, эффективность, государство, правовое регулирование, гражданское общество, правовая куль-тура, гражданская инициатива, государственный механизм, молодежная политика.

Keywords: law, efficiency, state, legal regulation, civil society, legal culture, civil initiative, state mechanism, youth policy.

Дата направления статьи в редакцию: 15.04.2021

Дата публикации: 31.05.2021

В процессе взаимодействия государства и институтов гражданского общества в сфере участия граждан в деятельности государства, права инициативных граждан были расширены (в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ (в ред. от «Об основах общественного контроля в Российской Федерации») [4], который определил понятие, цели, задачи, принципы, статус субъектов, формы и порядок осуществления общественного контроля в России. Наличие всевозможных вариаций вовлечения граждан в деятельность государственный органов (общественный мониторинг, общественные проверки, общественные экспертизы) позволяет положительно оценивать данный институт. В качестве одного из важнейших факторов становления в Российской Федерации эффективной государственности выступает формирование институтов гражданского общества. Тема эффективной деятельности государственного механизма красной нитью пронизывает функционирование институтов гражданского общества, который является одним из основополагающих принципов правового государства, важным средством выстраивания взаимного диалога между гражданами и государством, что в свою очередь является условием для развития демократической системы сильного эффективного государства. Потребности гражданского общества происходят от развития естественных (неотчуждаемых) прав и свобод человека и гражданина [8]. Преломляясь в структурах и функционировании государственной власти, эти потребности трансформируются в законы, которые и гарантируют приоритет личности над государством, что характеризуется сутью демократического государства в целом. Взаимосвязь отношений государства и гражданского общества носит стратегический характер, так как не волей и силой государства обусловливается и определяется общество, а стремлениями и качеством гражданского общества детализируется сущность государства [9]. Гражданскому обществу присуща только демократическая форма бытия. Между демократическим устройством власти и гражданским обществом существует зависимость: чем более развито и качественнее гражданское общество, тем демократичнее государство. При этом -чем менее развито гражданское общество, тем более высокая вероятность запуска авторитарных и тоталитарных режимов.

Гражданское общество ХХ1 века ожидает от государства и его органов инновационного изменения и модернизации механизма государственной власти. Важную роль в эффективном функционировании гражданского общества современной России занимает Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, другие совещательные органы

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 5(197)

при Президенте Российской Федерации, созданные в целях защиты прав и основных свобод человека и гражданина, а также совершенствованию института гражданского общества (Комиссия по вопросам гражданства, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, Комиссия по делам ветеранов, Комиссия по делам инвалидов и т. д.). Также стоит отметить, что в формировании гражданского общества занимает деятельность региональных общественных палат (так, в развитии диалоговых форм взаимодействия власти и общества Красноярского края ключевую роль играет Гражданская ассамблея Красноярского края, благодаря активной работе входящих в ее состав палат и Совета в Красноярском крае сложилась результативная практика участия граждан в решении вопросов различных сфер жизни региона, способствующая гражданско - правовой активизации красноярцев. За период с 2010 по 2020 гг. Гражданской ассамблей Красноярского края проведена общественная экспертиза 115 законопроектов и иных нормативно-правовых актов) [1]. Общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации; общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля являются важными субъектами взаимодействия между органами публичной власти и институтов гражданского общества. В современной России, как верно отмечает В. Руденко, общественные палаты (советы) следует считать особыми общественно-государственными институтами публичного права, создаваемыми и осуществляющими свою деятельность в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Так, посредством выполнения консультативно-совещательных функций и осуществлении общественного контроля Общественные палаты (советы) являются важным элементом механизма гражданского участия в деятельности органов власти, в порядке и формах, установленных законодательством Российской Федерации [2].

Самостоятельной категории институтов, напрямую (по своей правовой специфике) не относящихся к гражданскому обществу, но действующих в его границах, следует назвать государственные образования, содействующие формированию и поддержке институтов гражданского общества (институты Уполномоченного по правам человека в России и уполномоченных по правам человека в субъектах России, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей). Необходимо также отметить деятельность активистов Общероссийского народного фронта, которые доводят до органов государственной власти «злободневные» проблемы, как политического, так и социального характера. О возрастающей роли активистов движения Общероссийского народного фронта в борьбе с коррупцией в органах государственный власти было отмечено Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации [3].

На наш взгляд, прямая имплементация западных технологий и идей, в реалиях и объективной реальности современной российской действительности, не даст должного правового эффекта, так как для успешного развития гражданского общества в России необходимо создание следующих условий:

- модернизации и оптимизации работы органов государства;

- длительный и стабильный характер общественного и экономического роста;

- достижение высокого уровня правосознания и правовой культуры в обществе;

- создание благоприятных политических и экономических условий для развития «среднего» класса в стране;

- активное и всестороннее участие в политической и организационно-управленческой жизни государства индивида, общественных объединений;

Вопрос об эффективном государственном механизме правомерен только в связи с личностью, с её деятельностью. Активная личность так же необходима сильному государству, как и любому гражданину - сильное, дееспособное государство, именно эта взаимосвязь формирует действенное гражданское общество [5]. Данное обстоятельство имеет основополагающее значение, поскольку от активности или пассивности личности зависит функционирование общества, государство, работа всех звеньев государственного механизма и общественной системы современной России.

В любой социальной системе человек выступает главным элементом. Он не только «основное субстанциональное, структурное и функциональное, но и целевое звено» [6]. Граждане формируют политико-правовую систему и участвуют в реализации её возможностей. В то же время политико-правовая система, действующая в данном обществе, есть средство выявления или подавления интересов личности. Поэтому - то и имеет столь большое значение вопрос о взаимодействии государства (через государственные органы) и личности. Без учёта обратного воздействия (активной личности - на государство), государство неизбежно теряет перспективу стать сильным демократическим государством. Это уже будет не сильная государство, а тоталитарное, ничего не имеющее общего с демократической правовой государственностью.

Сегодня представляется очевидным тот факт, что для формирования гражданского общества в России необходимо обеспечить согласование демократических предложений, исходящих от государства. Отказ от патерналистских установок, переориентация

Административное право; административный процесс

сознания населения на инициативную деятельность являются факторами, способствующими решению публичных и общезначимых проблем, в том числе и в вопросе функционирования государственного механизма.

Библиография:

1.Руденко В. Консультативные общественные советы: особенности организации и деятельности // Государство и гражданское общество: практика эффективного взаимодействия. Международный опыт: сб. ст. и док. / сост. Е.Б. Тонкачева, Г.Б. Черепок. Минск: ФУАинформ, 2009. С. 165.

2. Об основах гражданского контроля в Российской Федерации: федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ // Российская газета. 2014. 23 июля.

3. Выступление В.В. Путина. 21 апреля 2021 года // Российская газета. 2021. 22 апреля.

4.Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4213.

5. Тепляшин И.В. Правовая активность граждан: перспективы исследования категории // Российский юридический журнал. 2010. № 5. С. 44.

6. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М. 1980. С. 342.

7. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в Российской Федерации: автореф.

8.Фастович Г.Г. Бондаренко С.В. Модернизация системы высшего образования как фактор повышения эффективности деятельности государственного меха-

низма // Право и государство: теория и практика. 2019. № 1 (169). С. 29-31.

9. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. Institute of import substitution in the agro-industrial complex of modern Russia (theoretical and legal approach) - AGRITECH-II -

2019 // IOP Conference Series: Earth and Environmenatl Science. 2020. Vol. 421 (3). P. 032035. Doi: 10.1088/1755-1315/421/3/032035.

References (transliterated):

1.Rudenko V. Konsul'tativny'e obshhestvenny'e sovety": osobennosti organizacii i deyatel'nosti // Gosudarstvo i grazhdanskoe obshhestvo: praktika e'ffektivnogo vzaimodejstviya. Mezhdunarodny"j opy"t: sb. st. i dok. / sost. E.B. Tonkacheva, G.B. Cherepok. Minsk: FUAinform, 2009. S. 165.

2. Ob osnovax grazhdanskogo kontrolya v Rossijskoj Federacii: federal'ny'j zakon ot 21 iyulya 2014 g. № 212-FZ // Rossijskaya gazeta. 2014. 23 iyulya.

3. Vy"stuplenie V.V. Putina. 21 aprelya 2021 goda // Rossijskaya gazeta. 2021. 22 aprelya. 4.Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 30 (Ch. 1). St. 4213.

5. Teplyashin I.V. Pravovaya aktivnost' grazhdan: perspektivy' issledovaniya kategorii // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2010. № 5. S. 44.

6. Afanas"ev V.G. Sistemnost" i obshhestvo. M. 1980. S. 342.

7. Grudcyna L.Yu. Gosudarstvenno-pravovoj mexanizm formirovaniya i podderzhki institutov grazhdanskogo obshhestva v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. M., 2009. 54 s.

8.Fastovich G.G. Bondarenko S.V. Modernizaciya sistemy" vy"sshego obrazovaniya kak faktor povy"sheniya e"ffektivnosti deyatel"nosti gosudarstvennogo mexa-nizma // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2019. № 1 (169). S. 29-31.

9. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. Institute of import substitution in the agro-industrial complex of modern Russia (theoretical and legal approach) - AGRITECH-II -2019 // IOP Conference Series: Earth and Environmenatl Science. 2020. Vol. 421 (3). P. 032035. Doi: 10.1088/1755-1315/421/3/032035

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.