Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / STATE MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы эффективной деятельности государственного механизма. Уделяется внимание вопросам участия институтов гражданского общества в действенности органов государственной власти. Автор приходит к выводу, что состояние и активность гражданского общества способно выступить фактором качественной деятельности государственного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functioning institutions of civil society as a factor in increasing the effectiveness of the State

The article deals with the efficient operation of the state machinery. Attention is paid to the issues of civil society participation in the effectiveness of the bodies of-state power. The author concludes that the state and activity of civil society is able to perform a qualitative factor activity of the state apparatus.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА»

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета (Красноярский ГАУ). E-mail: Fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы эффективной деятельности государственного механизма. Уделяется внимание вопросам участия институтов гражданского общества в действенности органов государственной власти. Автор приходит к выводу, что состояние и активность гражданского общества способно выступить фактором качественной деятельности государственного аппарата.

The article deals with the efficient operation of the state machinery. Attention is paid to the issues of civil society participation in the effectiveness of the bodies of-state power. The author concludes that the state and activity of civil society is able to perform a qualitative factor activity of the state apparatus.

Ключевые слова: эффективность, гражданское общество, государственный механизм, институты гражданского общества.

Efficiency, civil society, the state mechanism, civil society.

Повышение эффективности государственного механизма невозможно без действенного, активно функционирующего гражданского общества. В ходе правовых дискуссий по проблемам гражданского общества в России ряд ученых исходит из того, что Российская Федерация «нуждается в структурах и формах гражданских отношений, широко представленных в западной культуре» . В свою очередь, вопрос об эффективном государственном механизме правомерен только в связи с личностью, с её деятельностью. Активная личность так же необходима сильному государству, как и любому гражданину - сильное, дееспособное государство, именно эта взаимосвязь формирует действенное гражданское общество2. Данное обстоятельство имеет основополагающее значение, поскольку от активности или пассивности личности зависит функционирование общества, государства, системная, слаженная работа

1 Величко А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб., 1999. С. 25.

Тепляшин И.В. Правовая активность граждан: перспективы исследования категории // Российский юридический журнал. 2010. № 5. С. 44.

всех звеньев государственного механизма и общественной системы современной России.

В любой социальной системе человек выступает главным элементом. Он не только «основное субстанциональное, структурное и функциональное, но и целевое звено» . В этой связи заслуживает внимания позиция Президента Российской Федерации В.В. Путина, который «отказывается трактовать силу государства как неприкосновенную ценность и призывает к формированию такого государства, сила которого определяется лишь мерой необходимости и не противоречит демократическим сво-бодам»4. Действительно, только сильное демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональными государственными задачами, только демократическое государство, ориентирующееся на права и свободы человека, может быть сильным эффективным в своей деятельности.

Для лучшего уяснения данного вопроса

3 Афанасьев В.С. Системность и общество. М. 1980. С. 342.

4 Выступление В.В. Путина. 15 апреля 2011 года // Российская газета. 2011. 20 апреля.

исследуем институт гражданского общества. Ряд теоретиков определяют гражданское общество - как совокупность различных социальных отношений. На наш взгляд, необходимо трактовать гражданское общество как совокупность негосударственных структур, общественных объединений, граждан, участвующих в политической и общественной жизни общества, наделенных правовыми средствами с целью осуществления своих прав, свобод, законных интересов и активного взаимодействия с государственным механизмом в процессе реализации им публичных задач и функций.

Потребности гражданского общества происходят от развития естественных (неотчуждаемых) прав и свобод человека и гражданина. Преломляясь в структурах и функционировании государственной власти, эти потребности трансформируются в законы, которые и гарантируют приоритет личности над государством, что характеризуется сутью демократического государства в целом. Взаимосвязь отношений государства и гражданского общества носит стратегический характер, так как не волей и силой государства обусловливается и определяется общество, а стремлениями и качеством гражданского общества детализируется сущность государства. Между демократическим устройством власти и гражданским обществом существует зависимость: чем более развито и качественнее гражданское общество, тем демократичнее государство. При этом - чем менее развито гражданское общество, тем более высокая вероятность запуска авторитарных и тоталитарных режимов.

В общем, самом широком смысле фактором, связующим личность и государство, является право и выстраиваемая на его основе политико-правовая активность граждан. Так, сложные связи, возникающие между государством и личностью, имеют юридическую форму фиксации государства. Такой формой выступают права, свободы и обязанности, образующие правовой статус, который юридически закрепляет положение граждан в обществе. Права и обязанности - это основной исходный элемент права.

Действительно, в правах и обязанностях зафиксированных государством в качестве

правовых норм, то есть в праве, не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной, эффективной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Для большинства населения, находящегося под юрисдикцией данного государства, предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как определённое политико-правовое состояние человека.

Сильное, эффективное государство -это государство, способное создать цивилизованную, внутренне согласованную систему правовых норм (систему права), которые обеспечивают инициативу, социально-правовую активность и самоуправление граждан, повышают их роль в управлении делами государства, устанавливают качественный общественный контроль над деятельностью органов государственной власти. Для взаимодействия с государством, личность должна иметь возможность свободно вступать в правовые отношения и организационно-управленческие процессы. Только в этих отношениях личность реализуется как действительный носитель прав и обязанностей, предусмотренных в системе права. Ярким примером, в аспекте взаимодействия и зависимости государственного механизма от состояния развития гражданского общества, выступает институт местного самоуправления, деятельность политических партий, работа Общественной палата Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ (в ред. от 28 ноября 2015 г.) «Об общественной палате Российской Федерации «Общественная палата обеспечивает согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в

1

Российской Федерации» . Посредством привлечения граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций, осуществления поддержки гражданских инициатив, которые имеют общероссийское значение, проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления Общественная палата Российской Федерации является тем институтом, связующим звеном между инициативными гражданами и органами государственной власти. В состав Общественной палаты (пятого состава, сформированного на 2014-2017 гг.) входят Совет, комиссии, межкомиссионные рабочие группы, научно-консультативный совет, которые осуществляют деятельность по наиболее важным стратегическим и социальным вопросам жизнедеятельности государства. Так, за 2015 год 18 комиссиями Общественной палаты Российской Федерации была проведена экспертиза 219 законопроектов и иных нормативных правовых актов (лидирующие позиции занимают комиссия по безопасности и взаимодействию с ОНК - 56 законопроектов, комиссия по развитию реального сектора экономики - 33 законопроекты, комиссия по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ - 21 законопроект) .

Важную роль в формировании гражданского общества занимает и деятельность региональных общественных палат (в развитии диалоговых форм взаимодействия власти и общества Красноярского края ключевую роль играет Гражданская ассамблея Красноярского края, благодаря активной работе входящих в ее состав палат и Совета в Красноярском крае сложилась результативная практика участия граждан в решении вопросов различных сфер жизни региона, способствующая гражданско-правовой активизации красноярцев. За период

1 СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277; 2015. № 48 (ч. 1). Ст. 6718.

2 План проведения общественной экспертизы законопроектов и иных нормативных правовых актов Общественной палатой Российской Федерации в 2015 году (по состоянию на 30 декабря 2015 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации. https://oprf.ru/1449/2133/1537/ plan/ (дата обращения 30 января 2016).

с 2009 по 2015 гг. Гражданской ассамблей Красноярского края проведена общественная экспертиза 47 законопроектов и иных нормативно-правовых актов)3. Общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации; общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля являются важными субъектами взаимодействия между органами публичной власти и институтов гражданского общества.

В современной России, как верно отмечает В. Руденко, общественные палаты (советы) следует считать особыми общественно-государственными институтами публичного права, создаваемыми и осуществляющими свою деятельность в соответствии с действующими нормативными правовыми актами4. Так, посредством выполнения консультативно-совещательных функций и осуществлении общественного контроля Общественные палаты (советы) являются важным элементом механизма гражданского участия в деятельности органов власти, в порядке и формах, установленных законодательством Российской Федерации5.

Самостоятельной категории институтов, напрямую (по своей правовой специфике) не относящихся к гражданскому обществу, но действующих в его границах, следует назвать государственные образования, содействующие формированию и поддержке институтов гражданского общества6 (институты Уполномоченного по правам человека в России и уполномоченных по правам человека в субъектах России,

3 Общественная экспертиза [Электронный ресурс] // Официальный сайт Гражданской ассамблеи Красноярского края. http://ga.krsk.ru/dela/ / (дата обращения 30 января 2015 г.).

4 Руденко В. Консультативные общественные советы: особенности организации и деятельности // Государство и гражданское общество: практика эффективного взаимодействия. Международный опыт: сб. ст. и док. / Сост. Е.Б. Тонкачева, Г.Б. Черепок. Минск: ФУАинформ, 2009. С. 165.

5 Об основах гражданского контроля в Российской Федерации: федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ // Росс. газ. 2014. 23 июля.

6 Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009. 54 с.

Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей).

Важную роль в эффективном функционировании гражданского общества современной России занимает Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, другие совещательные органы при Президенте Российской Федерации, созданные в целях защиты прав и основных свобод человека и гражданина, а также совершенствованию института гражданского общества (Комиссия по вопросам гражданства, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, Комиссия по делам ветеранов, Комиссия по делам инвалидов и т.д.).

Необходимо также отметить деятельность активистов Общероссийского народного фронта, которые доводят до органов государственной власти «злободневные» проблемы, как политического, так и социального характера. О возрастающей роли активистов движения Общероссийского народного фронта в борьбе с коррупцией в органах государственной власти было отмечено Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации1.

В процессе взаимодействия государства и институтов гражданского общества в сфере участия граждан в деятельности государства, права инициативных граждан были расширены (в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ (в ред. от «Об основах общественного контроля в Российской Федерации») , который определил понятие, цели, задачи, принципы, статус субъектов, формы и порядок осуществления общественного контроля в России. Наличие всевозможных вариаций вовлечения граждан в деятельность государственный органов (общественный мониторинг, общественные проверки, общественные экспертизы) позволяет положительно оценивать данный институт.

В качестве одного из важнейших факто-

1 Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. // Росс. газ. 2014. 5 декабря.

2 СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4213.

ров становления в Российской Федерации эффективной государственности выступает формирование и модернизация деятельности органов местного самоуправления. В последние годы усилилось внимание к анализу деятельности органов местного самоуправления современной России со стороны юристов, политологов и философов. При этом в качестве стержневой идеи многих работ по данной проблематике выступает резкое ослабление функционирования муниципалитетов, заметное снижение эффективности органов местного самоуправления в масштабах современной России, воздействующего на самые различные сферы общественных отношений. Значение и роль местного самоуправления для современной России достаточно заметное.

Сегодня представляется очевидным тот факт, что для формирования гражданского общества в России необходимо обеспечить согласование демократических предложений, исходящих от государства. Отказ от патерналистских установок, переориентация сознания населения на инициативную деятельность являются факторами, способствующими решению публичных и общезначимых проблем, в том числе и в вопросе функционирования государственного механизма.

Научный поиск в этом направлении позволяет ответить на принципиально важные вопросы. Каковы пути рационального преобразования системы взаимодействия органов местного самоуправления и государственно-правовых институтов, обеспечивающих результативность функционирования последних? Как выстроить алгоритм деятельности органов местного самоуправления, их взаимодействия и сотрудничества с институтами гражданского общества, способный внести решающий вклад в формирование нового типа государственного механизма? Местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, так как это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов, но это форма осуществления власти народа, публичной власти. Таким образом, муниципальная власть и власть государственная - это две взаимосвязанные в демократическом государстве формы

публичной власти1.

На наш взгляд, качественное функционирование органов местного самоуправления в Российской Федерации это не только непосредственное развитие системы демократии в целом, как одного из показателей наличия гражданского общества в России, но и структурный элемент концепции национальной безопасности страны2. Как было отмечено в указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» - «... совершенствование национальной системы защиты прав человека невозможно осуществить без развития законодательства и эффективно действующего государственного механизма, органов местного самоуправления».3

Тема эффективной деятельности государственного механизма красной нитью пронизывает функционирование институтов гражданского общества, который является одним из основополагающих принципов правового государства, важным средством выстраивания взаимного диалога между гражданами и государством, что в свою очередь является условием для развития демократической системы сильного эффективного государства.

Гражданское общество XXI в. ожидает от государства и его органов инновационного изменения и модернизации механизма государственной власти4. Также следует подчеркнуть, что любые новеллы, как на законодательном уровне, так и в правоприменительной деятельности должны опираться на такие принципы, как законность, обоснованность и справедливость. И только в этом случае мы сможем говорить об эффективной деятельности государственного механизма в Российской Федерации и формиро-

вании действенного гражданского общества.

Таким образом, согласно позиции В.А. Затонского в процессе взаимодействия государства и гражданского общества происходит, прежде всего, правовая активизация личности, у которой формируется позитивное отношение к органам государственной власти, а со стороны государства происходит усиление деятельности структурных звеньев государственного меха-низма5. В результате чего в обществе формируется определенный баланс интересов личности и государства, где совмещается частная инициатива отдельных граждан с общегосударственными задачами страны. При взаимодействии государственного механизма (через функционирование своих органов) и гражданского общества - государству важно видеть конкретные недостатки, несовершенства, устранив которые, можно было бы рассчитывать на практический результат, ожидаемый эффект. Институты гражданского общества не существуют сами по себе, в отрыве от государства (органов государственной власти), как и государство заинтересовано в установлении диалога с гражданским обществом, чтобы иметь возможность «слушать» и «слышать» все, что происходит в негосударственных сферах, видеть и понимать отношение людей (одобрение или недовольство) к действиям властей и реакцию на них.

В итоге совершенствование демократии, правового государства, развитого гражданского общества - это один из путей формирования эффективного государственного механизма с целью обеспечения в современной России качественной реализации конституционных гарантий прав, свобод человека и гражданина, движения общества и государства в цивилизованном направлении.

1 Бондарев С.В. Эффективность системы местной власти в условиях кризиса российского государства и общества на рубеже XX-XXI веков // Философия права. 2010. № 5. С. 90-93.

2 Хабриева Т.Я. Конституция как основа законности // Журнал Российского права. 2009. № 3. С. 3-10.

3 СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 212; Гончаров И.В. О соотношении понятий «национальная безопасность», «государственная безопасность», «конституционная безопасность» // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1. С. 117-118.

4 Тепляшин И.В. Формы участия граждан в управлении делами государства: классические, перспективные и допустимые // Кон-

ституционное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 18-21.

5 Затонский В.А. Эффективная государственность в личностно-правовом измерении : общетеоретическое исследование: дисс. . на соиск. докт. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 227-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.