Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АПК В ФОРМАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АПК В ФОРМАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шитова Татьяна Викторовна, Червяков Михаил Эдуардович

В статье рассматриваются институт АПК, как крупная, многофакторная отрасль производства, для которой характерно крайне медленное внедрение и использование информационных технологий и обеспечения. При этом, сельское хозяйство крайне нуждается в использовании всевозможных передовых информационных технологиях, которые позволяют улучшить отнюдь не благоприятную ситуацию, которая складывается в сфере сельскохозяйственного производства. Авторы статьи приходит к выводам, что внедрение информационных кластеров и платформ позволит повысить эффективность функционирования АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шитова Татьяна Викторовна, Червяков Михаил Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT IN THE FORMAT OF INFORMATION TECHNOLOGY RESEARCH

The article examines the institute of the agro-industrial complex, as a large, multifactorial branch of production, which is characterized by extremely slow implementation and use of information technology and support. At the same time, agriculture is in dire need of the use of all kinds of advanced information technologies, which can improve the not at all favorable situation that is developing in the field of agricultural production. The authors of the article come to the conclusion that the introduction of information clusters and platforms will improve the efficiency of the functioning of the agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АПК В ФОРМАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_5_13

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АПК В ФОРМАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF AIC IN THE FORMAT OF RESEARCH OF INFORMATION TECHNOLOGIES

ШИТОВА Татьяна Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент Юридического института Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

ЧЕРВЯКОВ Михаил Эдуардович,

кандидат юридических наук, доцент Юридического института Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: tgp@mail.ru;

Shitova Tatiana Viktorovna,

Ph.D., Associate Professor, Law Institute of Krasnoyarsk State Agricultural University. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

Chervyakov Mikhail Eduardovich,

Ph.D., Associate Professor, Law Institute of Krasnoyarsk State Agricultural University. E-mail: tgp@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются институт АПК, как крупная, многофакторная отрасль производства, для которой характерно крайне медленное внедрение и использование информационных технологий и обеспечения. При этом, сельское хозяйство крайне нуждается в использовании всевозможных передовых информационных технологиях, которые позволяют улучшить отнюдь не благоприятную ситуацию, которая складывается в сфере сельскохозяйственного производства. Авторы статьи приходит к выводам, что внедрение информационных кластеров и платформ позволит повысить эффективность функционирования АПК.

Abstract: The article examines the institute of the agro-industrial complex, as a large, multifactorial branch of production, which is characterized by extremely slow implementation and use of information technology and support. At the same time, agriculture is in dire need of the use of all kinds of advanced information technologies, which can improve the not at all favorable situation that is developing in the field of agricultural production. The authors of the article come to the conclusion that the introduction of information clusters and platforms will improve the efficiency of the functioning of the agro-industrial complex.

Ключевые слова: сельское хозяйство, информация, информационные технологии, агропромышленный комплекс, ресурсы, управление, информационный кластер.

Keywords: agriculture, information, information technology, agro-industrial complex, resources, management, information cluster.

Дата направления статьи в редакцию: 05.04.2021

Дата публикации: 31.05.2021

В настоящее время, под информационными технологиями, используемые в сфере АПК следует рассматривать совокупность приемов, средств, методик, которые направлены на обработку, сбор и распространение информации, используемой в сельском хозяйстве для повышения надежности проводимых решений и процессов. Важность и необходимость использования информации в АПК -первостепенное условие его развития не только при нормальном функционировании отрасли, но и при нестабильности в отрасли, которая характерна для нашей страны.

Система отрасли российского АПК в настоящее время не воспринимает информацию как важный стратегический ресурс, поскольку находится на такой стадии развития, когда традиционные технологии являются более выгодными, чем предлагаемые новые технологии. Однако, общемировые тенденции исходят их того, что все информатизационные процессы активно смещаются в сторону Интернет-ресурсов [1].

Значимость информационных ресурсов в сфере АПК наглядно демонстрируется деятельностью Продовольственной и сельскохозяйственной организации, которая занимается вопросами продовольствия, развития сельского хозяйства различных государств. Деятельность подобных организаций охватывает весь комплекс проблем АПК, в т.ч. сбор и распространение информации, помощь странам в разработке аграрной политики, обеспечение международного сотрудничества [2].

Ученые считают, что «информационные возможности и ресурсы, используемые предприятиями сельского хозяйства, позволяют им минимизировать свои риски, повысить качество продукции, наладить процесс реализации товаров, повышать конкурентоспособность, что в совокупности оказывает положительное влияние на развитие каждого предприятия сельскохозяйственной отрасли и продовольственной безопасности всей страны» [3].

Кроме того, использование информации и информационных технологий в современном секторе АПК помогает быстро и четко решать стоящие перед отраслью задачи.

При этом необходимо понимать, что первично принимать важность информации в АПК в первую очередь при организации управления, ведь грамотная управленческая деятельность основывается на том, что руководитель обладает информацией о существующих ресурсах, о проблемах, которые имеют место быть, и на основании имеющихся у него данных способен принять правильное решение, двигаться в верном направлении и развивать таким образом сферу производственной отрасли, способствовать укреплению

сельского хозяйства как одной из важнейших отраслей для нашего государства.

Специалисты указывают на то, что информация и информационные технологии это важнейший резервный ресурс, который можно использовать для принятия решений относительно большинства вопросов, возникающих в сфере АПК [4]. При этом, неправильно принятые решения в рассматриваемой сфере деятельности связаны с тем, что при их рассмотрении не были учтены основополагающие принципы использования информации. Ученые пишут, что весь процесс использования информации при принятии решения необходимо делить на 4 основных этапа: выявление проблемы, определение проблемы, анализ проблемы и выбор решения, проведение действий по решению проблемы[6]. Каждый из этапов подразумевает наличие нескольких промежуточных действий: поиск информации, ее выборка, планирование, прогнозирование, оценка полученной информации, формирование альтернатив решений, ответственность за принятое решение. Принимая решение согласно рассмотренным этапам риск принятия неверного решения снижается, поскольку должна происходить тщательная отборка и сортировка информации, ее фильтрация. Кроме того, крайне важно, что информационное обеспечение очень важно при решении вопросов, возникающих в сложных ситуациях, когда требуется быстрое реагирование.

В литературе указывается, что для соответствующего обеспечения деятельности АПК необходимо использование передовых информационных технологий. Важно отметить, что информационное обеспечение деятельности АПК осуществляется не только на государственном уровне Министерством сельского хозяйства, но и должно осуществляться каждым сельскохозяйственным производителем, который в доступном виде должен информировать всех желающих о количестве и видах производимой продукции, совершенствовании своей деятельности. Кроме того, мы солидарны с мнением А.С. Коломейченко, который считает, что «необходимым условием достижения желаемых результатов на пути информатизации страны является создание высокоразвитой информационной сферы и включение ее в мировое информационное пространство. Это станет возможным только в результате проведения эффективной целенаправленной политики информатизации АПК страны, обеспечивающей требуемые темпы информатизации с учетом состояния и хода информатизации в стране и во всем мире» [5].

Таким образом, в рамках настоящей работы мы рассмотрели важность информационных ресурсов и информационного обеспечения как части развития отрасли АПК в России. Мы выделили как правовые, так и неправовые проблемы, связанные с информационным обеспечением отрасли. Нами предложены пути решения указанных правовых проблем, а также сформулировано мнение о важности информации как ценного ресурса в рамках АПК, выделены факторы, которые оказывают негативное влияние на степень восприятия значимости информации как ресурса.

Полагаем, что все неправовые проблемы, связанные с отсутствием понимания важности информации как ресурса в современном мире могут быть решены путем воспитания у хозяйствующих субъектов нового типа мышления, который более характерен более для западного восприятия ценности информации. Кроме того, необходима вовлеченность всех участников сельскохозяйственных отношений в процесс обмена информацией и ее консолидации. Только на таких условиях российское сельское хозяйство способно развиваться и укреплять свои позиции.

Полагаем, что вся система информационного обеспечения деятельности АПК должна быть основана еще и на работе внутренних информационных систем предприятий. Следовательно, каждое предприятие, осуществляющее деятельность в сфере АПК, должно иметь свою информационную базу, доступ к открытым сведениям которой можно было бы получить посредством сети Интернет. Кроме того, проблемы информационного обеспечения развития АПК имеются не только в рамках отдельно взятых предприятий отрасли, но и на региональном и государственном уровнях. Так, согласно воззрениям специалистов, к ним можно отнести такие проблемы цифровизации информации как: низкая степень автоматизации учетных процессов, недостаточная автоматизация управленческих процедур, низкое качество информационного обеспечения органов власти и хозяйствующих субъектов [7].

Однако, исследователи указывают, что информационное обеспечение АПК в настоящее время нельзя назвать оптимальным. Так, указывается, что не каждое предприятие имеет свой сайт в сети Интернет. Однако подобная ситуация не может быть признана нормальной, поскольку, по нашему мнению, информативность работы предприятия можно проследить благодаря открытым сведениям об основных аспектах своей деятельности, не являющимся коммерческой или иной тайной, и размещаемых организацией добровольно для всеобщего ознакомления. Это, например, могут быть цены на производимую продукцию, информация об участии предприятия в научной деятельности (при наличии таковой), взаимодействие с другими предприятиями отрасли, участие в собраниях сельскохозяйственных товаропроизводителей, нормативное регулирование деятельности, сведения о лицензировании и проч.

Для того, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность сферы АПК в России необходимо, чтобы информационное обеспечение отрасли было единым, стандартизированным, охватывающем деятельность абсолютно всех участников производства. По нашему мнению это позволит всем желающим быстро получить достоверную информацию по интересующему их вопросу.

Исследователями указывается, что в сфере сельского хозяйства к информационным ресурсам необходимо относить информацию о производственном опыте, каталоги продукции, результаты научной деятельности (публикации работников, при наличии), статистические сведения. Работа с информационными ресурсами это всегда взаимодействие двух сторон - источника информации и ли-

ца, желающего получить информацию. Однако несмотря на форму использования и специфику взаимных потребностей, четкой границы между сторонами не существует, в силу чего связь между этими объектами можно назвать взаимообратной.

Для того, чтобы информационное обеспечение способствовало развитию комплекса АПК в России необходимо, по нашему мнению, автоматизировать все управленческие процессы, создать единое информационное пространство в сфере АПК, что позволит не только учитывать положительный или отрицательный опыт разных хозяйствующих субъектов, но и будет способствовать формированию управленческого опыта, а также достижению качественного управления и контрольной деятельности в АПК.

Указанное информационное пространство не следует воспринимать исключительно как сборник статистических сведений об уровне развития отрасли. Это должны быть базы данных по различным направлениям деятельности. Например, сотрудниками СибФТИ и Сибирским отделением аграрных наук была создана база данных, в которой содержится информация об инновационных разработках АПК Сибири за несколько лет. Все сведения из указанной базы разделены на подвиды операций с учетом сортов растений, видов эксплуатируемой техники, оборудования, технологий [8].

Мы считаем, что развитие комплекса сельского хозяйства возможно с учетом того, что каждый из субъектов, осуществляющих деятельность в данной отрасли, будет руководствоваться не только собственным мнением, но и опытом своих коллег, теми разработками и достижениями, которые уже произведены, а также делиться своими наработками в случаях непротиворечия этого законодательству России.

Еще одной проблемой информационного развития АПК в России является то, что например не все региональные органы власти, отвечающие за сельское хозяйство имеют свои Интернет ресурсы, а те из них, что существуют, иногда содержат устаревшую информацию. Следовательно, важные сведения о тенденциях развития отрасли и возможностях аграрного производства становятся недоступными для других субъектов правоотношений. Кроме того, дополнительным препятствием становится ограниченность доступа заинтересованных пользователей к статическим и аналитическим данным по динамике изменений в сельском хозяйстве регионов. [8] Минусом текущей системы информационного обеспечения в АПК является и отсутствие налаженной схемы электронного документооборота между субъектами хозяйствования и контролирующими органами.

Мы поддерживаем точку зрения Т.Р. Гереевой [3] о том, что «Федеральная и региональные информационные системы в АПК должны основываться на данных управленческого учета отдельных предприятий и фермерских хозяйств. Формирование внутренних баз данных у субъектов хозяйствования должно осуществляться с учетом следующих принципов:

- данные объединяются с ранжировкой по степени их вовлечения в задачи управления, но при этом возрастает риск возникновения информационных дублей;

- аккумулирование сведений в хронологической последовательности (это позволяет устранить информационные дубли, но такой эффект достигается за счет больших трудозатрат);

- систематизация данных по показателям частоты обращения к ним, что актуально при формировании поисковых систем;

- объединение сведений по внутренним адресным связям». [9]

Специалисты полагают, что ненадлежащим образом в России оценивается деятельность существующей информационно-консультативной системы. Так, выделяют следующие причины такой неэффективности:

- недостаточное финансирование;

- слабый мониторинг потребностей сельхозтоваропроизводителей;

- отсутствие обратной связи с сельскими товаропроизводителями;

- низкая эффективность внедрения инновационных технологий, вследствие которой многие научно-технические разработки остаются невостребованными производством;

- недостаточное использование возможностей современных телекоммуникационных систем;

- неполнота диапазона сфер АПК, обслуживаемых ИКС (ими обслуживаются только сельхозпредприятия);

- недостаточность информационных, справочных, методических материалов и компетентных сотрудников [10].

Таким образом, можно предположить, что в настоящее время является практика многоуровневой организации сбора информации о деятельности аграрной сферы. Мы полагаем, что она должна оставаться в практически неизменном виде с учетом некоторых дополнений. Так, в настоящее время, она является трехуровневой - местный, региональный и муниципальный уровни. Мы, в свою очередь, предлагаем сделать ее четырехуровневой. И четвертым, самым небольшим из представленных уровней, следует указать локальные (в рамках населенных пунктов) объединения сельскохозяйственных предприятий различных направленностей, которые должны объединиться в небольшие группы относительно работы в определенном направлении сельскохозяйственной деятельности (например, животноводческие, растениеводческие и др.), и централизованно подавать информацию в уполномоченный местный орган, который занимается подготовкой информации для региональных органов власти относительно сведений о развитии АПК [11].

Мы полагаем, что участие всех субъектов аграрных отношений должно быть обязательным в информационном обеспечении

АПК, поскольку такая деятельность предполагает двухстороннее взаимодействие, как со стороны государства как главного регулирующего звена, так и со стороны всех видов сельскохозяйственных предприятий. Bероятно, что каждый субъект сельскохозяйственной деятельности должен предоставлять необходимую статистическую информацию по определенным параметрам своей деятельности, поскольку в настоящее время вся система информационного обеспечения в сельском хозяйстве предусматривает ее размещение органами власти, однако не предусматривает порядок ее получения от частных хозяйствующих субъектов.

Библиография:

1. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О развитии сельского хозяйства"//КонсультантПлюс:Законодательство.

2. Постановление Правительства РФ от 07.03.2008 N 157 (ред. от 20.11.2018) "О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства"//КонсультантПлюс: Законодательство.

3. Фастович Г.Г. К вопросу о сущности процессуального соучастия по ГПК РФ и АПК РФ// Право и государство: теория и практика. 2018. № 7 (163). С. 113-116.

4. Гереева Т.Р. Системный подход к формированию информационного обеспечения стратегического управления предприятием АПК // РППЭ. 2009. №2.

5. Фастович Г.Г. Продовольственная безопасность как критерий эффективности аграрной правовой политики// Аграрное и земельное право. 2017. № 6 (150). С. 21-23.

6. Коломейченко А.С., Ноздрина Ю.Б. Методические подходы к формированию информационной системы АПК региона // Инновационная наука. 2016. №4-1 (16).

7. Фастович Г.Г. Институт регионализации в системе агропромышленного комплекса современной России (на примере исследования логистических процессов Красноярского края)// Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 47-49.

В. Муратова, Е.А. Информационное обеспечение АПК Российской Федерации/Е.А. Муратова//Московский экономический журнал. 2019. № 9.

9. Создание и использование компьютерных информационных систем в сельском хозяйстве: Метод. Рекомендации / Под ред. B.B. Альта; РАСХН. Сиб. Отделение. СибФТИ. Новосибирск, 2005 г.

10. Фастович Г.Г., Кукузеева А.8., Мустафина BA Соотношение международного и национального права// Эпоха науки. 2018. № 16. С. 78-В1.

11. Фастович Г.Г. Шитова Т.Е. К вопросу о международном академическом пространстве// Право и государство: теория и практика. 2019. № 9 (177). С. 71-72.

12. Тепляшин KB., Фастович Г.Г. Критерии эффективности механизма правового регулирования// Зестник Читинского государственного университета. 2011. 3 8 (75). С. 52-55.

References (transliterated)

1. Federal'ny'j zakon ot 29.12.2006 N 264-FZ (red. ot 25.12.201B) "O razvitii sel'skogo xozyajst-va"//Konsul'tantPlyus:Zakonodatel'stvo.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot O7.O3.2O08 N 157 (red. ot 20.11.201B) "O sozdanii sistemy' gosudarstvennogo informacionnogo obespecheniya v sfere sel'skogo xozyajstva"//Konsul'tantPlyus: Zakonodatel'stvo.

3. Fastovich G.G. K voprosu o sushhnosti processual'nogo souchastiya po GPK RF i APK RF// Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2018. № 7 (163). S. 113-116.

4. Gereeva T.R. Sistemny'j podxod k formirovaniyu informacionnogo obespecheniya strategicheskogo upravleniya predpriyatiem APK // RPPE'. 2009. №2.

5. Fastovich G.G. Prodovol'stvennaya bezopasnost' kak kriterij e'ffektivnosti agrarnoj pravovoj politiki// Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2017. № 6 (150). S. 21 -23.

6. Kolomejchenko A.S., Nozdrina Yu.V. Metodicheskie podxody' k formirovaniyu informacionnoj sistemy' APK regiona // Innovacionnaya nauka. 2016. №4-1 (16).

7. Fastovich G.G. Institut regionalizacii v sisteme agropromy'shlennogo kompleksa sovremennoj Rossii (na primere issledovaniya logisticheskix processov Krasnoyar-skogo kraya)// Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2019. № 3 (171). S. 47-49.

В. Muratova, E.A. Informacionnoe obespechenie APK Rossijskoj Federacii/E.A. Muratova//Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. 2019. № 9.

9. Sozdanie i ispol'zovanie komp'yuterny'x informacionny'x sistem v sel'skom xozyajstve: Metod. Rekomendacii / Pod red. V.V. Al'ta; RASXN. Sib. Otdelenie. SibFTI. Novosibirsk, 2005 g.

10. Fastovich G.G., Kukuzeeva A.V., Mustafina V.A. Sootnoshenie mezhdunarodnogo i nacional'nogo prava// E'poxa nauki. 2018. № 16. S. 7В-В1.

11. Fastovich G.G. Shitova T.V. K voprosu o mezhdunarodnom akademicheskom prostranstve// Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2019. № 9 (177). S. 71-72.

12. Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Kriterii e'ffektivnosti mexanizma pravovogo regulirovaniya// Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. 3 В (75). S. 5255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.