Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЦИФРОВИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЦИФРОВИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНСТИТУТ ЦИФРОВИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / INFORMATION TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION INSTITUTE / STATE REGULATION / EFFICIENCY / STATE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования института цифровизации в системе агропромышленного комплекса современной России. Авторы приходят к выводам, что программы развития цифровых технологий в деятельность АПК оказывает большое влияние на эффективность функционирования государственного механизма в целом. Исследуются правовые основы и коллизии, возникающие при непосредственном внедрении информационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTE OF DIGITALIZATION IN THE SYSTEM OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the legal regulation of the digitalization institution in the agro-industrial complex of modern Russia. The authors come to the conclusion that programs for the development of digital technologies in the agricultural sector have a great impact on the effectiveness of the functioning of the state mechanism as a whole. The legal foundations and conflicts arising from the direct implementation of information technology are investigated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЦИФРОВИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЦИФРОВИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: Fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы правового регулирования института цифровизации в системе агропромышленного комплекса современной России. Авторы приходят к выводам, что программы развития цифровых технологий в деятельность АПК оказывает большое влияние на эффективность функционирования государственного механизма в целом. Исследуются правовые основы и коллизии, возникающие при непосредственном внедрении информационных технологий

Abstract: The article discusses the legal regulation of the digitalization institution in the agro-industrial complex of modern Russia. The authors come to the conclusion that programs for the development of digital technologies in the agricultural sector have a great impact on the effectiveness of the functioning of the state mechanism as a whole. The legal foundations and conflicts arising from the direct implementation of information technology are investigated.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, информационные технологии, институт цифровизации, государственное регулирование, эффективность, органы государственной власти.

Keywords: agro-industrial complex, information technologies, digitalization institute, state regulation, efficiency, state authorities.

Проблема оптимизации российского государственного механизма напрямую зависит от жизнедеятельности общества, позиции и интересов каждого гражданина. Вопросы укрепления основ правовой государственности, усиления правовых начал публичной власти, формирования государственно-частного партнерства в России стоит в настоящее время наиболее остро. Однако, следует заметить, что развитие эффективной модели государственного управления, его основных правовых начал невозможно без совершенствования института агропромышленного комплекса [1]. Агропромышленный комплекс современной России - является базовой комплексообразующей отраслью крупнейшего межотраслевого объединения, в составе которого, помимо сельского хозяйства, функционируют перерабатывающая и пищевая промышленность, отрасли и процессы, поддерживающие и координирующие сельское хозяйство [2].

В ходе государственных реформ в аграрном секторе России произошли кардинальные изменения. В результате преобразований выявились различные формы собственности и хозяйствования, начали активно развиваться рыночные отношения. Главной целью аграрной реформы являлось отношения собственности на землю. Реформы были направлены на качественные изменения социально-экономического строя в аграрном секторе, на разрушение командно-административной системы.

Товары сельхозпроизводства довольно востребованы в связи с другими отраслями экономики. Но, несмотря на это, данная сфера обособлена, например, товары/продукция сельхозпроизводства активно используется в обувной, фармацевтической и текстильной промышленности.

В существующую эпоху глобальным регулятором развития процессов в экономической сфере является информационный технологии, а в частности информационное

развитие отрасли. Информационное развитие аграрного сектора, да и любой другой сферы невозможно без внедрения в нее информационных технологий. Информационные технологии - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Информационные технологии движет прогресса ХХ1 века. Ключевое достижение века - это информатизация всех существующих процессов.

Развитие отрасли является ключевым аспектом для перехода к новому постиндустриальному технологическому укладу, который базируется на широком внедрении достижений информационных технологий во всех сферах экономики.

Очень важен факт применения средств информатизации, которые способствуют прогрессу развития отраслей АПК. Для этой цели в России была внедрена программа цифровой экономики, утвержденная в рамках Указа Президента Российской Федерации от 01 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период 2024 года», Правительством Российской Федерации на базе программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [3]. Основываясь на эту программу государство предполагает осуществить комплексную цифровую трансформации экономики и социальной сферы, модернизировать цифровую инфраструктуру, внедрить цифровые практики во все ключевые сферы экономики.

Опыт зарубежных стран с развитой аграрной сферой доказывают то, что все прошли так называемую «технологическую революцию». Довольно часто используются информационные технологии, многооперационные энергосберегающие сельскохозяйственные агрегаты, селекция высокоурожайных сортов растений и выведение высоко

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020 № 7(187)

продуктивных пород животных, создание биологически активных кормовых добавок, новых лекарственных средств для животных, современные методы борьбы с эпизоотия-ми, карантинными болезнями животных и растений.

Но на сегодняшний день, пока проблемы существуют и одна из них и общая это - это техническое и технологическое «отставание». В больше степени, сельскохозяйственное производство находится на уровне 60-70-х годов прошлого века. Инновационное развитие агропромышленного комплекса затруднено из-за низкого уровня технологического оборудования, которое определяется техническим и технологическим уровнем недостаточной квалификацией персонала [5].

Дорогостоящие технологии остались в наследство от прошлого. В прошлом главное было не столько добиться действительно высоких показателей при минимальном уровне затрат, сколько обеспечить занятость населения страны. Сейчас во дворе рыночная экономика. Приоритеты изменились в сторону повышения эффективности сельскохозяйственного сектора. И можно сказать, что на сегодняшний день в сельском хозяйстве России происходит технологическая революция [6].

В России разработаны и созданы методическое, правовое обеспечение, технологические платформы. Расширяется и совершенствуется ИТ-структура, многие взаи-

Библиография:

1. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. Institute of import substitution in the agro-industrial complex of modern Russia (theoretical and legal approach) - AGRITECH-II - 2019 // IOP Conference Series: Earth and Environmenatl Science. 2020. Vol. 421 (3). P. 032035. Doi: 10.1088/17551315/421/3/032035.

2. Тепляшин И.В. Фастович Г.Г. Место и роль органов местного самоуправления в эффективной деятельности государственного механизма современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 12. С 21-24.

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" /СПС Гарант; Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 (ред. от 07.12.2019) "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (вместе с "Положением о системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации") / СПС Гарант;

4. Распоряжение Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года № 32 «О формировании приоритетных евразийских технологических платформ/ СПС Гарант;

5. Капелюк З. А. От информационно-коммуникационной революции к модернизации агропромышленного комплекса / З. А. Капелюк,А. А. Алетдинова // Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы: монография. - СанктПетербург: Изд-во Санкт-Петербургский политехн. ун-т Петра Великого, 2017;

6. Терещенко И.А. Клочко К.П. Информационные технологии в сельском хозяйстве // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по материалам XX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2015 —№ 1(20) / [Электронный ресурс];

7. Официальный сайт Министерства Сельского хозяйства Российской федерации - http://mcx.ru/.

8. Шитова Т.В. Современные проблемы санкций в международном праве // Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 90-91.

модействия участников инновационных процессов переводятся винтернет-среду [4], в учебных процессах появляются новые дисциплины, связанные с информатизацией экономики. Существуют амбициозные планы по созданию высокотехнологичного аграрного сектора. Все они продолжают совершенствоваться и улучшаться. При этом все проекты требуют огромной финансовой поддержки государства и новых специалистов. Анализ приоритетных российских технологических платформ показал наличие наибольшего количества проектов на платформе «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания». В стадии разработки находится «Евразийская сельскохозяйственная технологическая платформа» [4]. Инновационное развитие аграрного сектора будет возможно при внедрении и получении синергетических эффектов проектов и решений с этих платформ и вспомогательных [7,8]. Поручительство и помощь со стороны государства будет основным инструментов развитии и переходу как агарной экономики, так и экономики страны в целом на новый уровень развития, повышения как эффективности производств, так и прибыли. Государственные программы поддержки, собственные силы производителей выведут страну на новый уровень жизни и заявят о существующее аграрной структуре по всему миру, для привлечения новых связей и инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.