ИНФОРМАТИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ СФЕРА:
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
ШИТОВА Татьяна Викторовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы внедрения информатизационных процессов в сельскохозяйственную сферу Российской Федерации. Автор статьи приходит к выводам, что внедрение информационных технологий, элементов института цифровизации позволит усовершенствовать эффективность функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации.
Abstract: The article deals with the implementation of information processes in the agricultural sector of the Russian Federation. The author of the article comes to the conclusion that the introduction of information technologies, elements of the institution of digitalization will improve the efficiency of the functioning of the agro-industrial complex of the Russian Federation.
Ключевые слова: сельское хозяйство, информация, информационные технологии, агропромышленный комплекс, ресурсы, управление, информационный кластер.
Keywords: agriculture, information, information technology, agro-industrial complex, resources, management, information
cluster.
Информационные технологии, используемые в сфере АПК это совокупность приемов, средств, методик, которые направлены на обработку, сбор и распространение информации, используемой в сельском хозяйстве для повышения надежности проводимых решений и процессов. Важность и необходимость использования информации в АПК - первостепенное условие его развития не только при нормальном функционировании отрасли, но и при нестабильности в отрасли, которая характерна для нашей страны. Значимость информационных ресурсов в сфере АПК наглядно демонстрируется деятельностью Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО ООН), которая занимается вопросами продовольствия, развития сельского хозяйства различных государств. Деятельность ФАО охватывает весь комплекс проблем АПК, в т. ч. сбор и распространение информации, помощь странам в разработке аграрной политики, обеспечение международного сотрудничества. Членами ФАО являются 190 стран мира. В феврале 2006 г. Россия восстановила свое членство в ФАО.
Система отрасли российского АПК в настоящее время не воспринимает информацию как важный стратегический ресурс, однако, общемировые тенденции исходят их того, что все информатизационные процессы активно смещаются в сторону Интернет-ресурсов [5].
Ученые считают, что «информационные возможности и ресурсы, используемые предприятиями сельского хозяйства, позволяют им минимизировать свои риски, повысить качество продукции, наладить процесс реализации товаров, повышать конкурентоспособность, что в совокупности оказывает положительное влияние на развитие каждого предприятия сельскохозяйственной отрасли и продовольственной безопасности всей страны» [6]. Кроме того, использование информации и информационных технологий
в современном секторе АПК помогает быстро и четко решать стоящие перед отраслью задачи.
При этом необходимо понимать, что первично принимать важность информации в АПК в первую очередь при организации управления, ведь грамотная управленческая деятельность основывается на том, что руководитель обладает информацией о существующих ресурсах, о проблемах, которые имеют место быть, и на основании имеющихся у него данных способен принять правильное решение, двигаться в верном направлении и развивать таким образом сферу производственной отрасли, способствовать укреплению сельского хозяйства как одной из важнейших отраслей для нашего государства.
В этом плане информация и информационные технологии это важнейший резервный ресурс, который можно использовать для принятия решений относительно большинства вопросов, возникающих в сфере АПК. Неправильно принятые решения в рассматриваемой сфере деятельности связаны с тем, что при их рассмотрении не были учтены основополагающие принципы использования информации. Ученые пишут, что весь процесс использования информации при принятии решения необходимо делить на 4 основных этапа: выявление проблемы, определение проблемы, анализ проблемы и выбор решения, проведение действий по решению проблемы [4]. Каждый из этапов подразумевает наличие нескольких промежуточных действий: поиск информации, ее выборка, планирование, прогнозирование, оценка полученной информации, формирование альтернатив решений, ответственность за принятое решение. Принимая решение согласно рассмотренным этапам риск принятия неверного решения снижается, поскольку должна происходить тщательная отборка и сортировка информации, ее фильтрация. Кроме того, крайне важно, что информационное обеспечение очень важно при решении
вопросов, возникающих в сложных ситуациях, когда требуется быстрое реагирование.
Современные источники информации используются преимущественно в цифровом формате. Однако в России использование цифровых информационных технологий не осуществляется должным образом, что препятствует активному использованию инноваций, переходу к автоматизированным технологиям управления и контроля. Российское сельское хозяйство не использует все возможности использования информационных технологий и информационного обеспечения деятельности, среди прочего и тем, что отсутствует необходимое количество квалифицированных работников, которые способны обучаться и использовать передовые разработки науки, грамотно распоряжаться имеющейся у них информацией. Исследователи говорят, что органами власти не выполняется задача по обеспечению процессов цифровизации деятельности отраслей производства, в т.ч. и сельского хозяйства, которая возложена на них законодателем.
При этом информационное обеспечение АПК предусмотрено законодательством: федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [1] и Постановлением Правительства РФ от 07.03.2008 № 157 «О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства» [2].
Согласно законодательству, информационное обеспечение АПК состоит в создании крайне обширной базы данных, основанных на нормативном регулировании АПК, официальных статистических сведений, информации о тенденциях развития АПК и других параметрах, предусмотренных в Постановлении № 157 ФЗ № 264. Вся информация, указанная в законодательстве, подлежит размещению в сети Интернет и является бесплатной и общедоступной, и ей могут пользоваться абсолютно все субъекты правоотношений.
В литературе указывается, что для соответствующего обеспечения деятельности АПК необходимо использование передовых информационных технологий. Важно отметить, что информационное обеспечение деятельности АПК осуществляется не только на государственном уровне Министерством сельского хозяйства, но и должно осуществляться каждым сельскохозяйственным производителем, который в доступном виде должен информировать всех желающих о количестве и видах производимой продукции, совершенствовании своей деятельности.
Мы полагаем, что участие всех субъектов аграрных отношений должно быть обязательным в информационном обеспечении АПК, поскольку такая деятельность предполагает двухстороннее взаимодействие, как со сто-
роны государства как главного регулирующего звена, так и со стороны всех видов сельскохозяйственных предприятий. Вероятно, что каждый субъект сельскохозяйственной деятельности должен предоставлять необходимую статистическую информацию по определенным параметрам своей деятельности, поскольку в настоящее время вся система информационного обеспечения в сельском хозяйстве предусматривает ее размещение органами власти, однако не предусматривает порядок ее получения от частных хозяйствующих субъектов. Думается, что необходимо в рамках Постановления № 157 необходимо указать, что сведения о количестве поголовья скота (по видам), количестве занятых работников, ценах на производимую продукцию должны предоставляться хозяйствующими субъектами ежемесячно, не позднее 5го числа месяца, следующего за отчетным. Сведения же о количестве урожая (по видам культур и объемам их сбора), количестве занятых посевных площадей должны подаваться хозяйствующим субъектов в уполномоченный орган должны предоставляться ежеквартально в период проведения сельскохозяйственных посевных и уборочных работ не позднее 2 недель со дня завершения предусмотренного вида работ.
Полагаем, что вся система информационного обеспечения деятельности АПК должна быть основана еще и на работе внутренних информационных систем предприятий. Следовательно, каждое предприятие, осуществляющее деятельность в сфере АПК, должно иметь свою информационную базу, доступ к открытым сведениям которой можно было бы получить посредством сети Интернет. Кроме того, проблемы информационного обеспечения развития АПК имеются не только в рамках отдельно взятых предприятий отрасли, но и на региональном и государственном уровнях. Так, согласно воззрениям специалистов, к ним можно отнести такие проблемы цифровизации информации как: низкая степень автоматизации учетных процессов, недостаточная автоматизация управленческих процедур, низкое качество информационного обеспечения органов власти и хозяйствующих субъектов [7].
Однако, исследователи указывают, что информационное обеспечение АПК в настоящее время нельзя назвать оптимальным. Так, указывается, что не каждое предприятие имеет свой сайт в сети Интернет [8]. Однако подобная ситуация не может быть признана нормальной, поскольку, по нашему мнению, информативность работы предприятия можно проследить благодаря открытым сведениям об основных аспектах своей деятельности, не являющимся коммерческой или иной тайной, и размещаемых организацией добровольно для всеобщего ознакомления. Это, например, могут быть цены на производимую продукцию, информация об участии
предприятия в научной деятельности (при наличии таковой), взаимодействие с другими предприятиями отрасли, участие в собраниях сельскохозяйственных товаропроизводителей, нормативное регулирование деятельности, сведения о лицензировании и проч.
Для того, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность сферы АПК в России необходимо, чтобы информационное обеспечение отрасли было единым, стандартизированным, охватывающем деятельность абсолютно всех участников производства. По нашему мнению это позволит всем желающим быстро получить достоверную информацию по интересующему их вопросу.
В сфере сельского хозяйства к информационным ресурсам необходимо относить информацию о производственном опыте, каталоги продукции, результаты научной деятельности (публикации работников, при наличии), статистические сведения. Работа с информационными ресурсами это всегда взаимодействие двух сторон - источника информации и лица, желающего получить информацию. Однако, несмотря на форму использования и специфику взаимных потребностей, четкой границы между сторонами не существует, в силу чего связь между этими объектами можно назвать взаимообратной.
Для того, чтобы информационное обеспечение способствовало развитию комплекса АПК в России необходимо, по нашему мнению, автоматизировать все управленческие процессы, создать единое информационное пространство в сфере АПК, что позволит не только учитывать положительный или отрицательный опыт разных хозяйствующих субъектов, но и будет способствовать формированию управленческого опыта, а также достижению качественного управления и контрольной деятельности в АПК.
Указанное информационное пространство не следует воспринимать исключительно как сборник статистических сведений об уровне развития отрасли. Это должны быть базы данных по различным направлениям деятельности. Например, сотрудниками СибФТИ и Сибирским отделением аграрных наук была создана база данных, в которой содержится информация об инновационных разработках АПК Сибири за несколько лет. Все сведения из указанной базы разделены на подвиды операций с учетом сортов растений, видов эксплуатируемой техники, оборудования, технологий [3].
Мы считаем, что развитие комплекса сельского хозяйства возможно с учетом того, что каждый из субъектов, осуществляющих деятельность в данной отрасли, будет руководствоваться не только собственным мнением, но и опытом своих коллег, теми разработками и достижениями, которые уже произведены, а также делиться своими на-
работками в случаях непротиворечия этого законодательству России.
Еще одной проблемой информационного развития АПК в России является то, что например не все региональные органы власти, отвечающие за сельское хозяйство имеют свои Интернет ресурсы, а те из них, что существуют, иногда содержат устаревшую информацию. Следовательно, важные сведения о тенденциях развития отрасли и возможностях аграрного производства становятся недоступными для других субъектов правоотношений. Кроме того, дополнительным препятствием становится ограниченность доступа заинтересованных пользователей к статическим и аналитическим данным по динамике изменений в сельском хозяйстве регионов. Минусом текущей системы информационного обеспечения в АПК является и отсутствие налаженной схемы электронного документооборота между субъектами хозяйствования и контролирующими органами [11].
Федеральная и региональные информационные системы в АПК должны основываться на данных управленческого учета отдельных предприятий и фермерских хозяйств. Формирование внутренних баз данных у субъектов хозяйствования должно осуществляться с учетом следующих принципов: данные объединяются с ранжировкой по степени их вовлечения в задачи управления, но при этом возрастает риск возникновения информационных дублей; аккумулирование сведений в хронологической последовательности (это позволяет устранить информационные дубли, но такой эффект достигается за счет больших трудозатрат); систематизация данных по показателям частоты обращения к ним, что актуально при формировании поисковых систем; объединение сведений по внутренним адресным связям» [13].
В итоге необходимость понимания участниками сельскохозяйственных отношений важности информационного обеспечения должна быть обоснована, в первую очередь, заинтересованностью государства в развитии данного направления деятельности. Кроме того, необходима вовлеченность всех участников коммерческих, муниципальных, налоговых правоотношений в процесс обмена информацией и ее консолидации [10, с. 26-27]. В этом плане важно, чтобы информация, предоставляемая участниками агропромышленного производства, была всегда актуальной, правдивой, полезной [12]. Такая информация должна быть актуальной как с точки зрения правовых аспектов, т.е. использования действующего законодательства, практики его применения, разъяснений компетентных органов, так и с точки зрения управленческих аспектов, т.е. учитывающая принятые ранее руководителями организаций решений в конкретных сферах деятельности, анализ их эффективности, положительного или отрицательного влияния на отрасль.
Библиография:
1. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // КонсультантПлюс: Законодательство.
2. Постановление Правительства РФ от 07.03.2008 г. № 157 «О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства» // КонсультантПлюс: Законодательство.
3. Альт В.В. Информационное обеспечение новых доступных инновационных технологий в АПК // Достижения науки и техники АПК. 2015. № 9.
4. Гарифуллина, А.Ф., Миннегулова, А.Р. Проблемы информационного обеспечения управления предприятиями агропромышленного комплекса / А.Ф. Гарифуллина, А.Р. Миннегулова // NovaInfo. 2015. № 30-2.
5.Фастович Г.Г. К вопросу о применении современных технологий в логистических системах //Аграрное и земельное право. 2019 г. № 5 (173). С. 13-16. Дрошнев В.В., Коловертнова М.Ю., Гусева Е.П., Аганеев И.В. Мировой опыт применения информационно-коммуникационных технологий в АПК в рискогенных условиях / В.В. Дрошнев, М.Ю, Коловертнова, Е.П. Гусева, И.В. Аганеев // Известия ОГАУ. 2015. № 2 (52).
6.Коломейченко А.С., Ноздрина Ю.В. Методические подходы к формированию информационной системы АПК региона // Инновационная наука. 2016. № 4-1 (16).
7.Муратова, Е.А. Информационное обеспечение АПК Российской Федерации / Е.А. Муратова // Московский экономический журнал.
2019. № 9.
8/Власов В.А. Продовольственная безопасность как (одна из важнейших глобальных проблем современной человеческой цивилизации / В.А. Власов // Аграрное и земельное право. 2012. № 9. С. 25-28.
9.Фастович Г.Г. Международное регулирование отношений в сфере использования и охраны земель // Аграрное и земельное право. 2019 г. № 9 (177). С. 80-81.
10.Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Общество и право. 2011 г. № 4 (36). С. 43-47.
11.Fastovich G.G., Kapsargina S.A. Institute of import substitution in the agro-industrial complex of modern Russia (theoretical and legal approach) - AGRITECH-II - 2019 // IOP Conference Series: Earth and Environmenatl Science. 2020. Vol. 421 (3). P. 032035. Doi: 10.1088/17551315/421/3/032035.
12.Фастович Г.Г. Бондаренко С.А. Модернизация системы высшего образования как фактор повышения эффективности деятельности государственного механизма // Право и государство: теория и практика. 2019 г. № 1 (169). С. 29-31.
13.Фастович Г.Г. К вопросу о защите прав человека (на примере анализа Постановлений Конституционного суда Российской Федерации) // Аграрное и земельное право. 2019 г. № 4 (172). С. 32-35.