Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭЛЕКТРОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / DEVELOPMENT FACTORS / THE STATE / THE AGRO-INDUSTRIAL SECTOR / STATE POLICY / ELECTRONIC INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION CLUSTERS / SUPPORT MEASURES / AGRICULTURAL PRODUCERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щекин Артур Юрьевич, Миронов Алексей Геннадьевич

В статье рассмотрены основные направления развития государственной политики в сфере агропромышленного комплекса современной Российской Федерации. Авторы исследования приходят к выводам, в Российской Федерации в рамках реализации государственной сельскохозяйственной политики законодателем разработаны широкие меры по развитию агропромышленного комплекса и сельской местности, направленные на одновременное сбалансированное развитие аграрного сектора экономики и экономическое развитие сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

The article discusses the main directions of development of state policy in the field of the agro-industrial complex of the modern Russian Federation. The authors of the study come to the conclusion that in the Russian Federation, as part of the implementation of the state agricultural policy, the legislator has developed extensive measures for the development of the agroindustrial complex and rural areas, aimed at the simultaneous balanced development of the agricultural sector of the economy and the economic development of rural areas.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

ЩЕКИН Артур Юрьевич,

кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: [email protected]; МИРОНОВ Алексей Геннадьевич,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: [email protected]

Работа выполнена при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности

Краткая аннотация: в статье рассмотрены основные направления развития государственной политики в сфере агропромышленного комплекса современной Российской Федерации. Авторы исследования приходят к выводам, в Российской Федерации в рамках реализации государственной сельскохозяйственной политики законодателем разработаны широкие меры по развитию агропромышленного комплекса и сельской местности, направленные на одновременное сбалансированное развитие аграрного сектора экономики и экономическое развитие сельских территорий.

Abstract: The article discusses the main directions of development of state policy in the field of the agro-industrial complex of the modern Russian Federation. The authors of the study come to the conclusion that in the Russian Federation, as part of the implementation of the state agricultural policy, the legislator has developed extensive measures for the development of the agro-industrial complex and rural areas, aimed at the simultaneous balanced development of the agricultural sector of the economy and the economic development of rural areas.

Ключевые слова: факторы развития, государство, агропромышленный сектор, государственная политика, электронно-информационные технологии, информационные кластеры, меры поддержки, сельскохозяйственные товаропроизводители.

Keywords: development factors, the state, the agro-industrial sector, state policy, electronic information technologies, information clusters, support measures, agricultural producers.

В современном меняющемся мире, с учетом возможностей и правовых угроз, государственная политика Российской Федерации в сфере повышения агропромышленного комплекса формируется на нескольких базовых институтах: институт развития сельского хозяйства, институт кадрового потенциала работников агропромышленного комплекса, институт информационных технологий, реализуемых и внедряемых в сфере АПК, институт информационной и технической безопасности на сельскохозяйственных производствах и т.д. Реализация государственной аграрной политики осуществляется через нормативные документы разных уровней управления, такие как указы президента, распоряжения правительства РФ, Федеральные законы. В целом государственная политика в сфере повышения агропромышленного комплекса современной России отражает дескриптивные характеристики стратегии, отраженные в приоритетных актах государства. Так, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2020 году в своем Послании было отмечено, «что политика со стороны государства должна систематически совершенствоваться и выступать адресным характером, а также быть понятной каждому гражданину страны» [1]. Адресный характер государственной политики, оказываемой именно приоритетным отраслям народного хозяйства, является одним из важнейших критериев эффективности государственного механизма. Однако в ходе претворения государственной политики в сфере повышения агропромышленного потенциала в жизнь на практике могут быть реализованы иные критерии

результативности данной сферы государственного управления в широком понимании [2].

В вязи с этим, государственная аграрная политика отражает дескриптивные характеристики стратегического планирования в Российской Федерации органов государственной власти. Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, определяющие его сроки определяются Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Так выделяют три основных срока [3]:

1) долгосрочный период - период, следующий за текущим годом, продолжительностью более шести лет;

2) среднесрочный период - период, следующий за текущим годом, продолжительностью от трех до шести лет включительно;

3) очередной год - год, следующий за текущим годом.

Направления формирующие государственную аграрную политику очередного периода на 2020 год представлены: «повышением качества сельскохозяйственной продукции», «увеличение экспорта» и «социальными гарантиями сельхоз товаропроизводителей» [4].

В Российской Федерации в рамках реализации государственной сельскохозяйственной политики были разработаны широкие меры по развитию агропромышленного комплекса и сельской местности, направленные на одновременное сбалансированное развитие аграрного сектора экономи-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 9(189)

ки и экономическое развитие сельских территорий [5].

В соответствии с национальной стратегией устойчивого развития Российской Федерации до 2030 года, подчеркивается территориальный аспект развития сельских районов, сопутствующее социальное и экономическое развитие сельских районов, где особое место отведено развитию информационных технологий и цифровизации агропромышленного сектора в целом. Целью долгосрочного развития агропромышленного комплекса [6], в частности является, формирование эффективного конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, которое на глобальном уровне и обеспечивает продовольственную безопасность страны. В социальной сфере предлагается перейти к такой концепции развития села, таким образом когда все сектора и сферы производственной деятельности должны быть связаны с направлениями развития социальной инфраструктуры и природных ландшафтов [7].

Программная поддержка устойчивого экономического развития сельских районов предоставляется в рамках специальных сельскохозяйственных программ, как на федеральном, так и на региональном (местном) уровне. В соответствии с государственной программой возрождения и развития села, устойчивое экономическое развитие села является одним из приоритетных направлений оживления и развития сельских территорий.

Новый этап социально-экономического развития предусматривает интеграцию Российской Федерации в международной экономике, которая проходит также и региональном уровне. Перспективы устойчивого территориального и отраслевого развития сельских территорий определяются государственной программой по укреплению сельского хозяйства и развитию сельских районов «Комплексное развитие сельских территорий». Несмотря на то, что механизм устойчивого экономического развития в целом сложился в практике государственного регулирования аграрного сектора, он не получил достаточного теоретического и правового обоснования и адекватной правовой базы в юридической литературе. В частности, рассматривается вопрос устойчивого развития сельского хозяйства в экономике, что в основном влияет на устойчивое развитие агропромышленного комплекса, как производственно-экономической системы. Научная литература недостаточно полно освящает вопросы устойчивого экономического развития в

Библиография:

целом и сельской местности в частности. В большинстве случаев эти вопросы связаны с государственной поддержкой сельского хозяйства и агропромышленным комплексом и безопасности пищевых продуктов, а также вопросы экологической безопасности [8].

Так, использования информационных технологий позволит усовершенствовать институт агропромышленного комплекса в современной России. Эффективность государственного механизма во многом обусловлена качественным функционированием информационных технологий в системе АПК [9]. Информационные технологии активно используются в секторе сельского хозяйства Российской Федерации. Приоритет защиты института персональных данных, Информационная безопасность в агропромышленном комплексе позволит сформировать «цифровую культуру» как граждан, так и органов публичной власти [10].

В качестве общих тенденций в данной сфере можно отметить: 1) увеличение количества электронных обращений в органы власти; 2) использование для обращений не только официальных электронных адресов органов власти и должностных лиц в сети «Интернет», но и их аккаунтов в социальных сетях, различных альтернативных цифровых платформ и т.д.; 3) значительное расширение спектра государственных и муниципальных услуг, которые могут предоставляться органами власти в электронной форме, включая возможности электронного обжалования результата; 4) активное использование электронных средств коммуникации гражданами и организациями в правозащитных целях, в т.ч. для обращения в судебные органы власти; 5) расширяющееся использование информационных технологий для реализации общественных инициатив и оценки эффективности деятельности органов власти [11].

В социальной сфере сельских районов устойчивое развитие позволяет достичь долгосрочных целей социальной политики, которая в настоящее время значительно меняется в контексте глобального финансово-экономического кризиса. Что касается сельских районов, стабильность социальных отношений может быть обеспечена путем повышения социальных стандартов и стимулирования экономической инициативы на местном уровне. Одним из эффективных инструментов повышения эффективности агропромышленного комплекса является развитие информационных технологий в аграрном секторе Российской Федерации.

1.Тепляшин И.В. Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Общество и право. 2011. № 4 (36). С. 43-47.

2.Fastovich G.G., Kapsargina S.A. Institute of import substitution in the agro-industrial complex of modern Russia (theoretical and legal approach) - AGRITECH-II - 2019 // IOP Conference Series: Earth and Environmenatl Science. 2020. Vol. 421 (3). P. 032035. Doi: 10.1088/17551315/421/3/032035.

3.Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. С. 365.

4.Фастович Г.Г. Международное регулирование отношений в сфере использования и охраны земель // Аграрное и земельное право. 2019. № 9 (177). С. 80-81.

5.Тепляшин И.В., Власов В.А. Система взаимодействия общественности и органов местного самоуправления как условие развития предпринимательства на муниципальном уровне // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. № 2. С. 25-28.

6.Фастович Г.Г. К вопросу о применении современных технологий в логистических системах// Аграрное и земельное право. 2019. № 5 (173). С. 13-16.

7. Власов В.А. Некоторые экономико-правовые аспекты обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2018. № 4 (160). С. 117-123.

8.Фастович Г.Г. Бондаренко С.В. Модернизация системы высшего образования как фактор повышения эффективности деятельности государственного механизма // Право и государство: теория и практика. 2019. № 1 (169). С. 29-31.

9.Шитова Т.В. Современные проблемы санкций в международном праве // Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 90-91.

10.Фастович Г.Г. К вопросу о защите прав человека (на примере анализа Постановлений Конституционного суда Российской Федерации) // Аграрное и земельное право. 2019. № 4 (172). С. 32-35.

11.Kapsargina S A, Fastovich G G On the development of information technologies in the agro-industrial complex of modern Russia / AGRITECH-IV-2020 IOP Conference Series: Earth and Environmental Science (EES).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.