_АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 9(189)
К ВОПРОСУ О МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ:
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: Fastovich-85@mail.ru
Краткая аннотация: В статье рассматривается значимость проведения государственной политики по поддержки молодежного кадрового потенциала при трудоустройстве в регионах агропромышленного комплекса. Актуальность темы данной работы состоит в том, что на сегодняшний день происходит стремительное уменьшение сельского населения России, молодежь все чаще мигрирует в город. При этом наблюдается «односторонняя» социальная мобильность молодежи, так как из городской среды в сельскую местность переезжает значительно меньше людей.
Abstract: The article examines the significance of the state policy to support youth human resources in employment in the regions of the agro-industrial complex. The relevance of the topic of this work lies in the fact that today there is a rapid decrease in the rural population of Russia, young people are increasingly migrating to the city. At the same time, there is a "one-sided" social mobility of young people, since significantly fewer people move from the urban environment to the countryside.
Ключевые слова: социальная мобильность, миграционные процессы, молодежные группы, государственные программы, эффективность, государственная политика.
Keywords: social mobility, migration processes, youth groups, government programs, efficiency, government policy.
Миграция — это механическое перемещение по определенной территории. Миграционное поведение необходимо рассматривать совместно с трудовым статусом, образованием, жилищно-бытовыми условиями, демографическим типом семьи, особенностями местожительства [2]. К этому прибавляется более широкий выбор сфер труда в городе по сравнению с селом, более высокие зарплаты, удовлетворение культурных запросов, отсутствие сезонности в деятельности агропромышленного сектора [3].
Исследователями был проведен опрос, согласно результатам которого 43% респондентов из числа молодежи ответили, что желают покинуть сельскую местность и переехать в город, 40% сказали, что желают остаться в сельской местности, остальные затруднились с ответом [7].
Как правило, желание переехать в город сильнее всего у молодежи 20-25 лет, так как именно в этом возрасте человек получает высшее образование, а в городе выбор специальностей гораздо шире [6].
Агропромышленный комплекс играет чрезвычайно значимую социальную роль, не только решая вопросы продовольственного снабжения регионов страны, но и обеспечивая главную занятость и доходы населения аграрных районов и сохраняя налаженность расселения регионов.
Сейчас Российская Федерация обратилась к реализации глобальных государственных проектов развития своего общества, особе место в них отводится сельскохозяйственной сфере [5]. Устойчивое формирование сельского хозяйства зависит, прежде всего, от восстановления нарушенного воспроизводства в АПК. Основным вопросом на современном этапе становится сохранение, формирование и удерживание ресурсной базы сельскохозяйственного производства, конкурентоспособных товаропроизводите-лей[1] многообразных конфигураций хозяйствования, создание типичных социально-бытовых критериев жизни кре-
стьянина и развития сельских территорий [4].
Ключевыми финансовыми факторами формирования агропромышленного комплекса Красноярского края служат существование независимых земельных ресурсов, высокая обеспеченность сельхозугодиями, в том числе пашнями, неизменно увеличивающиеся размеры изготовления зерна, обеспечивающие стабильную кормовую базу для развития животноводства и организовывающие основу для зерновой интервенции края на восточные рынки России, устойчивый внутренний спрос на продукцию отрасли и формирующиеся в районах освоения новые рынки сбыта, увеличивающие объемы внутреннего потребления продуктов питания [8]. Эти факторы, обостряемые уменьшением ввоза в соглашениях современной геополитической ситуации и экономических санкций, основывают мощные стимулы для развития в крае изготовления и переработки сельскохозяйственной продукции.
Агропромышленный комплекс представляется довольно крупным и приоритетным для развития сектором экономики Красноярского края [11], который обладает огромным объёмом ресурсов для успешного и эффективного развития.
Большая часть из уехавших в город молодых людей остается там и после обучения, так как заработные платы в городе значительно выше, чем в сельской местности, и выбор вакансий также значительно шире.
Очень многих представителей молодого поколения привлекает в городской жизни широкий спектр досуго-вых и культурно-массовых мероприятий, более комфортные условия проживания, развитая инфраструктура.
Таким образом, молодежная мобильность обусловлена поиском наилучших жилищных, образовательных и трудовых условий [9]. Как правило, наблюдается миграция молодежи из сельской местности в город.
Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Для того, чтобы повысить и обратную мобильность [10], необходимо, прежде всего, уделить внимание доступности информации для молодежи. Очень многие представители молодого поколения живут стереотипом о том, что в сельской местности отсутствует необходимый уровень жилищных и трудовых условий, досуг, спортивно-оздоровительные мероприятия.
При этом у молодежи нет стимула самостоя-
Библиография:
тельно искать в законодательстве информацию о государственных программах поддержки населения сельской местности.
Для решения этой проблемы рекомендуется уделять внимание правовому информированию молодежи как в сети Интернет, так и непосредственно с помощью привлечения волонтерских организаций, проведения рекламы, спортивно-массовых мероприятий и т.д.
1 .Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года. // Российская газета. 2014. № 6548.
2. Фастович Г.Г. К вопросу о защите прав человека (на примере анализа Постановлений Конституционного суда Российской Федерации) // Аграрное и земельное право. 2019 г. № 4 (1772). С. 32-35.
3.Власов В.А. Некоторые актуальные вопросы продовольственного обеспечения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в условиях действия «продовольственных санкций» // Аграрное и земельное право. 2015. № 3 (123). С. 9-16.
4.Тепляшин И.В. Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Общество и право. 2011. № 4 (36). С. 43-47.
5.Шитова Т.В. Современные проблемы санкций в международном праве // Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 90-91.
6. Власов В.А. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: некоторые аспекты правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 3. С. 2-4.
7. Итоговый доклад о результатах деятельности Минсельхоза России за 2019 год. https://www.dairynews.ru/news-¡таде/Ма1в(^ок1а(^2020.р(^
8. Фастович Г.Г. Международное регулирование отношений в сфере использования и охраны земель // Аграрное и земельное право. 2019 г. № 9 (177). С. 80-81.
9. Курбатова С.М., Айснер Л.Ю. Некоторые аспекты правового регулирования процесса цифровизации сельского хозяйства // Аграрное и земельное право. 2019. № 9 (177). С. 58-59.
10. Фастович Г.Г. Бондаренко С.А. Модернизация системы высшего образования как фактор повышения эффективности деятельности государственного механизма // Право и государство: теория и практика. 2019 г. № 1 (169). С. 29-31.
11.Фастович Г.Г. К вопросу о применении современных технологий в логистических системах //Аграрное и земельное право. 2019 г. № 5 (173). С. 13-16.