Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
К ВОПРОСУ О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АПК РОССИИ) ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права
Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет».
E-mail: [email protected]
ЩЕКИН Артур Юрьевич,
к.т.н, доцент Института землеустройства, кадастра и природообустройства Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматривается институт государственного механизма, с точки зрения его эффективности в сфере агропромышленного комплекса. Автор приходит к выводам, что агропромышленный комплекс играет одну из ключевых ролей в формировании эффективной государственной политики Российской Федерации.
Abstract: The article discusses the institution of the state mechanism, in terms of its effectiveness in the field of agriculture. The author comes to the conclusion that the agro-industrial complex plays one of the key roles in shaping an effective state policy of the Russian Federation.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, органы государственной власти, государство, эффективность, государственный механизм, критерий.
Keywords: agriculture, state authorities, state, efficiency, state mechanism, criterion.
Анализ факторов, способствующих снижению уровня эффективности деятельности государственного механизма, его участия в решении проблем общества, показывает, что они носят как объективный, так и субъективный характер. Эти и другие обстоятельства обуславливают актуальность и политико-правовую значимость исследования состояния агропромышленного комплекса современной России. Агропромышленный комплекс является важной часть народного хозяйства страны. Он объединяет такие отрасли экономики как производство сельскохозяйственной продукции, переработку продукции и доведение её до потребителя. Развитие агропромышленного комплекса сильно отражается на экономике страны, поскольку его продукция составляет от всех товаров народного потребле-ния.[3]
В настоящее время российское агропромышленное производство является частью общемировой хозяйственной модели. В формате всеобщей глобализации оно является частью жизненно необходимых интересов транснациональных компаний, которые непосредственно связаны с производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции. Появились проблемные вопросы со стратегическим направлением развития сельскохозяйственного комплекса, экономической независимостью и продовольственной безопасностью. Требовалось и требуется решение вопросов на тему внешней и внутренней конкуренции, сбалансированности интересов участников рынка продовольствия [4]. Эти события послужили интенсивным пульсом для развития и укрепления экономикой и политической независимости для России, создания благоприятной среды жизнедеятельности отечественного производителя и свободной конкуренции на российской территории. Основной темой ближайших перспектив стало опережающее конкурентное развитие АПК на основе модернизации большинства его отраслей и возрождения отдельных направлений. Включились в активную практическую работу отраслевые институты
агропромышленного комплекса для внедрения передовых, инновационных российских технологий.[5]
Правовая жизнь современной России требует методологического осмысления вопросов совершенствования государственного механизма в контексте укрепления институтов гражданского общества, формирования новых форм участия граждан в управлении делами государства. В результате чего происходит реализация первых практических шагов теоретической модели частно-государственного партнерства. Поэтому возникает необходимость в качественно новом категориальном подходе при исследовании правовой природы свойств государственной власти [1].
Актуальность проведения исследования также обусловлена тем, что в XXI в. назрела потребность в обновленной теории, таких институтов, как «государственный механизм», «эффективность права», «критерии эффективности», «законность», «функции государства», «государственно-частное партнерство». Признавая, в целом, неоценимый вклад ученых в исследование вопроса эффективности функционирования государственного механизма, тем не менее, отметим их недостаточную разработанность в данной сфере. Эти, сформированные в прошлом столетии дефиниции, уже не в полной мере соответствуют современным представлениям и социальным ожиданиям российской общественности [2].
Для развития агропромышленного комплекса в РФ является вопрос кадрового резерва в АПК. Кадровый резерв -это группа сотрудников (специалистов, руководителей), которые потенциально способны к руководящей деятельности, отвечают требованиям, предъявляемым должностью, прошли отбор и квалификационную подготовку, но еще не назначены на должность. Ведь создание кадрового резерва является инструментом эффективной управленческой политики, без которой невозможно реализовать такие важные сферы как сельское хозяйство и АПК в целом.
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 2(182)
Укрепление кадрового потенциала агропромышленного комплекса является обязательным условием для решения проблем импортозамещения. Данную проблему нельзя решить без участия государства, обеспечивающего эффективное функционирование и постоянное развития системы профессионального аграрного образования, являющегося основным поставщиком высококвалифицированных кадров на рынок труда. На сегодняшний день имеется множество проблем, связанных с формированием и развитием кадрового потенциала аграрного сектора экономики как на государственном уровне, так и на уровне отдельно взятых ориентированных на аграрную сферу регионов. Одними из основных проблем можно считать: катастрофический дефицит аграрных специалистов с высшим образованием, слабое закрепление кадров и недостаточно эффективная система их подготовки.
В современных условиях частичной экономической изоляции является необходимым повышение конкурентоспособности российских производителей товаров сельского хозяйства. Это является необходимым по причине того, что, в условиях импортозамещения спрос идет только на ту продукцию, которая соответствует высоким требованиям качества и чьи аналоги попали под эмбарго[6] . Но помимо этого для успешной реализации заданной политики импортозамещения специалистам в аграрной сфере необходимо получать адекватную поставленным целям государственную поддержку, методы и формы которой должны активизировать агропромышленное производство путем дифференциации проводимых мероприятий с учетом условий производства у специалистов сельского хозяйства, их финансово-экономического положения, особенностей местонахождения и прочих факторов.
Эксперты отмечают, что большинство региональных АПК крайне заинтересовано в совершенствовании мероприятий государственной поддержки в рамках осуществления стратегического плана импортозамещения, особенно, касательно фор-
Библиография:
1. Тепляшин И.В., Власов В.А. Система взаимодействия общественности и органов местного самоуправления как условие развития предпринимательства на муниципальном уровне // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. № 2. С. 25-28.
2. Александрова О. А., Ненахова Ю. С. Рабочая смена: восполнит ли молодежь кадровый дефицит в промышленности и аграрно-промышленном комплексе? // Мониторинг. 2017. №6 (142). C. 16.
3. Бураева Е.В. Аграрное образование: место и роль в кадровом обеспечении АПК // Вестник ОрелГАУ. 2017. №6 (69). С. 7.
4. Дорофеева А.М., Шевченко Т.В. Совершенствование процесса подготовки кадров для агропромышленного комплекса // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2018. №2. С. 6..
5. Морозов В.А. Внешнеторговые проблемы развития АПК РФ // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. №3. С. 7.
6. Шитова Т.В. Современные проблемы санкций в международном праве // Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 90-91.
7. Власов В.А. Некоторые экономико-правовые аспекты обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2018. № 4 (160). С. 117-123.
мирования экспертного потенциала. [7]
Функционирование экономики РФ в условиях санкций, нужно рассматривать как механизм развития отечественного сельского хозяйства и развития инновационных технологий для повышения производительности труда, а также как фактор обеспечения юридическую защиту и конкурентоспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей. В сложившихся условиях функционирования для Российской Федерации необходима подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, способных обеспечить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции и продовольствия на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития агропромышленного комплекса, создания благоприятных условий для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли. В этой связи необходимо выделить приоритетные задачи региональной аграрной политики по развитию кадрового потенциала сельского хозяйства. В качестве основных направлений, способствующих повышению эффективности аграрной экономики, следует обозначить совершенствование содержания и технологий непрерывного аграрного образования на основе взаимодействия образовательных учреждения, органов власти субъектов Российской Федерации и аграрного бизнеса, в том числе создание базы НПА, регулирующих вопросы трудоустройства, взаимоотношения образовательных учреждений с работодателями, службой занятости, а также стимулирования закрепления молодых специалистов в аграрном секторе.
Система имеет ряд сложностей, связанных с появлением в аграрной сфере новых специалистов, но несмотря на это Россия имеет огромный потенциал как в образовании множества специалистов в сфере АПК, так и в инновационном развитии агропромышленного комплекса в целом, но для этого нужна активная поддержка государства новых специалистов и работа над улучшением аграрной экономики.