Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ)'

К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / MODERNIZATION / HUMAN RESOURCES / STATE / EFFICIENCY / STATE MECHANISM / AGRICULTURAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Полубояринова Алена Николаевна

В статье рассматриваются вопросы модернизации агропромышленного комплекса современной России. Авторы приходят к выводам, что институт кадрового обеспечения является основополагающим в системе эффективного регулирования сельского хозяйства Российской Федерации. В статье дается анализ действующим нормативно-правовым актам, стратегиям развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Полубояринова Алена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of modernization of the agro-industrial complex of modern Russia (on the example of the study of personnel support)

The article discusses the modernization of the agricultural sector of modern Russia. The authors come to the conclusion that the institution of staffing is fundamental in the system of effective regulation of agriculture of the Russian Federation. The article gives an analysis of the current regulatory legal acts, development strategies.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ)»

_АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 1(181)

К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ) ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель Ачинского филиала ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: Fastovich-85@mail.ru

ПОЛУБОЯРИНОВА Алена Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент Ачинского филиала ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: Fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы модернизации агропромышленного комплекса современной России. Авторы приходят к выводам, что институт кадрового обеспечения является основополагающим в системе эффективного регулирования сельского хозяйства Российской Федерации. В статье дается анализ действующим нормативно-правовым актам, стратегиям развития.

Abstract: The article discusses the modernization of the agricultural sector of modern Russia. The authors come to the conclusion that the institution of staffing is fundamental in the system of effective regulation of agriculture of the Russian Federation. The article gives an analysis of the current regulatory legal acts, development strategies.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, модернизация, кадровый потенциал, государство, эффективность, государственный механизм, сельскохозяйственное производство.

Keywords: agro-industrial complex, modernization, human resources, state, efficiency, state mechanism, agricultural production.

Проблема оптимизации российского государственного механизма напрямую зависит от жизнедеятельности общества, позиции и интересов граждан. Вопросы укрепления основ правовой государственности, усиления правовых начал публичной власти, формирования государственно-частного партнерства в России стоят в настоящее время наиболее остро. Политическая ситуация, которая развивается сегодня, в корне поменяла существующую стратегию России в плане ее экономического развития. В частности, речь идет об упоре на реализацию стратегии «импортозамещения». Такая стратегия позволяет обратить внимание общества и правительства на те проблемы, которые существуют в отечественной экономике. Также такая стратегия стала своего рода толчком для последующего развития таких направлений.

Особенно острой такая проблема стала для такой отрасли, как сельское хозяйство. Известно, что за период действия санкций объем продуктов отечественного производства на рынке значительно вырос, но большая часть аграрного оборудования и семенного материала все равно остается импортной.

Из-за этого невозможно представить какую-либо модернизацию отрасли сельскохозяйственного производства без решения вопросов, связанных с кадровой обеспеченности.

Именно улучшение и модернизация потенциала кадров для различных компаний сельскохозяйственного назначения сегодня является тем базисом, на который стоит опираться всему агропромышленному комплексу России.

Комплексы аграрной промышленности - это экономическая система со множеством отраслей, которая складывается из нескольких технических и производственных стадий. Этими стадиями стали: производство механизмов и средств для производства, производство продуктов животноводства и растениеводства, переработка таких продуктов в продукты конечного использования потребителем и доведение их до потребительской корзины. Причем каждый этап в данной после-

довательности обеспечивается своей отдельной инфраструктурой [1] .

Сейчас пока что сложно назвать кадровый потенциал с/х достаточным для того, чтобы обеспечить достаточную конкурентоспособность и развитие различных отраслей сельского хозяйства.

Охарактеризован кадровый потенциал в такой области явным дефицитом как экономических, так и профессиональных и социально-психологических навыков и знаний у работников отрасли.

При достаточно повышенном уровне спроса на персонал с высокой квалификации в данной сфере есть множество отрицательных тенденций. К примеру, это старение работников. За последние несколько лет множество работников с/ч, занимающиеся ручным трудом, вошли в предпенсионный возраст. Также растет доля граждан предпенсионного возраста и среди тех людей, которые являются руководителями и специалистами отрасли (с 8% в 2007 г. до 15% в 2017 г.) [2]. Если говорить о масштабе государства, то лишь 12 процентов кадров на управляющих должностях младше 30 лет.

Согласно прогнозам федеральной службы статистики, уже к концу 2030-го года в с/х местности на 1 тысячу граждан, находящихся в трудоспособном возрасте, будет 1007 граждан, являющихся нетрудоспособными. Или, если говорить другими словами, на 1 тысячу граждан, находящихся в трудоспособном возрасте, будет 343 слишком молодых для работы человека и 664 слишком старых для работы человека [3].

Среди некоторых очевидных негативных тенденций по отношению к развитию кадрового потенциала в сельском хозяйстве можно назвать такие тенденции, как снижение профессиональной подготовки кадров.

Здесь стоит отметить, что те работники, у которых слишком зрелый возраст, менее продуктивно поддаются обучаемости, плюс у них в целом падает уровень заинтересован-

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ности и мотивации к тому, чтобы изучать что-то новое.

Согласно тем исследованиям, которые были проведены различным центрами занятости в 17 регионах России, в отношении такой тенденции отмечались такие отрицательные параметры, как недостаточно сильные знания в практической части, недостаточно высокий уровень квалификации, отсутствие желание повысить квалификацию.

Такая проблема стала актуальной не только для работников, но и для руководителей. Из 24 тысяч руководителей больших аграрных компаний и предприятий лишь 68 процентов получили высшее образование, и лишь 24 процента получили профессиональное образование. Также лишь 1 работник на руководящей должности получил соответствующую подготовку в сфере управления и экономики [4].

В связи с такими особенностями и не самым хорошим положением с/х отрасли стоит обратиться к мерам поддержки и развития с/х отрасли со стороны государства. К примеру, в 2017-ом г. появилась официально утвержденная программа при Министерстве с/х, направленная на то, чтобы создать Фонд развития различных инноваций в комплексе аграрной промышленности.

Согласно данной программе, фонд привлечен к разрешению задач, определенных в рамках научно-технической государственной программы развития с/х до 2025 года [5].

В рамках программы планируется поэтапное и всена-правленное выведение кардинально новых пород животных и сортов растений, а еще речь в программе идет о разработке различных инновационных аграрных производственных средств [6]. Также ожидается и то, что фонд будет работать в течение 2-3 последующих лет. Правда, на данный момент фонд пока что Библиография:

не начал свою работу.

В период с 2012 по 2015-ый годы в рамках мероприятий как на региональном, так и на федеральном уровнях уже появилось свыше 30 тысяч рабочих мест в отрасли с/х. К концу 2020-го года в рамках той же самой государственной программы планируется создание еще 48 тысяч новых мест для работников [7].

Однако в той ситуации, которая сложилась по отношению как к сохранению, так и к развитию потенциала кадров актуальным будет вопрос, связанный с формированием новой аграрной стратегии в плане образования.

Как было отмечено в проекте-стратегии развития образования в аграрной отрасли в РФ до 2030-го года, этапа становления такого образования будут: модернизационный этап, проектный этап, а также акселерационный этап [8].

Первый этап ставит задачу создания как институциональных, так и инфраструктурных условий, связанных с развитием образовательного аграрного пространства.

Второй этап будет в ответе за содержательную составляющую реформирования аграрного образования от расширения как объемов, так и видов образовательных услуг до повышения различных видов инвестиций в НИОКР.

Третий этап предполагает направленное развитие тех образовательных и научно-инвестиционных проектов, которые были реализованы и запущены в рамках предыдущего, второго этапа.

Стоит отметить, что дефицит квалифицированных работников - это одна из причин того, чтобы агропромышленный комплекс развивается настолько медленно, а также одна из причин недостаточно высокого качества жизни в с/х местности.

1. Данилов Н. А. Формирование и развитие АПК Свердловской области // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 29.

2. Красноярский край в цифрах. 2017: краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Красноярскому краю. - Красноярск: Красноярскстат, 2017. -

368 с.

3. Тепляшин И.В., Власов В.А. Система взаимодействия общественности и органов местного самоуправления как условие развития предпринимательства на муниципальном уровне // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. № 2. С. 25-28.

4. Основные показатели сельского хозяйства в России в 2016 году. //Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc_1140096652250 (дата обращения 12.02.2020).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 966 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы» // Консультант Плюс: законодательство

6. Титова Е.В. Стратегия развития агропромышленного производства на основе формирования взаимодействия бизнес-процессов / Н.И. Пыжикова, Е.В. Титова, А.Е. Машнева // Успехи современной науки. 2016. № 1. С. 42-45.

7. В России создадут Фонд развития инноваций в сельском хозяйстве //Официальный портал твой проект - твоя профессиональная территория //https://proektoria.online (дата обращения: 12.02.2020).

8. Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2020 года// Консультант Плюс: законодательство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.