Научная статья на тему 'ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РОСТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ'

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РОСТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / АГРАРНАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семин А. Н., Третьяков А. П., Джабиев В. В.

В статье анализируется состояние и особенности развития системы продовольственной безопасности молодого государства - Республики Южная Осетия (РЮО). Раскрываются отдельные аспекты, связанные с функционированием сельскохозяйственного производства, структурой производимой агропродукции по категориям хозяйств, механизмами стимулирования товаропроизводителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Дана оценка условиям причисления государств к категории аграрных стран, в том числе применительно к Республике Южная Осетия (РЮО) за 2020 год. Приводятся результаты исследования уровня производства сельхозпродукции и продовольствия на душу населения в РЮО и России, а также уровня самообеспечения продовольствием РЮО по основным видам сельскохозяйственной продукции. Раскрываются причины роста в 2019-2021 годах потребительских цен на продовольственные товары и отдельные виды социально значимых продуктов в РЮО и России в целом. Сформулированы выводы и предложения по обеспечению продовольственной безопасности и стабилизации потребительских цен на внутреннем рынке Республики Южная Осетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD SECURITY AND GROWTH IN CONSUMER PRICES IN THE REPUBLIC OF SOUTH OSSETIA

The article is devoted to the analysis of the state and peculiarities of the development of the food security system of the young state - the Republic of South Ossetia (RSO). The article reveals certain aspects related to the functioning of agricultural production, the structure of agricultural products by categories of farms, incentive mechanisms for producers of agricultural raw materials and foodstuffs. An assessment of the possible assignment of countries to agrarian countries has been carried out in relation to the Republic of South Ossetia (RSO) for 2020, and to other countries. The results of the study of the level of production of agricultural products and food per capita in the RSO and Russia, as well as the level of self-sufficiency of food in the RSO for the main types of agricultural products are presented. The reasons for the growth in consumer prices for food products in the Republic of South Ossetia and Russia for 2019-2021 are revealed, as well as for consumer prices for certain types of socially significant products. Conclusions and proposals for ensuring food security and stabilizing consumer prices in the domestic market of the Republic of South Ossetia are formulated.

Текст научной работы на тему «ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РОСТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК: 339 Б01: 10.24412/2071-6435-2021-5-7-24

Продовольственная безопасность и рост потребительских цен в республике Южная Осетия

В статье анализируется состояние и особенности развития системы продовольственной безопасности молодого государства — Республики Южная Осетия (РЮО). Раскрываются отдельные аспекты, связанные с функционированием сельскохозяйственного производства, структурой производимой агропродукции по категориям хозяйств, механизмами стимулирования товаропроизводителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Дана оценка условиям причисления государств к категории аграрных стран, в том числе применительно к Республике Южная Осетия (РЮО) за 2020 год. Приводятся результаты исследования уровня производства сельхозпродукции и продовольствия на душу населения в РЮО и России, а также уровня самообеспечения продовольствием РЮО по основным видам сельскохозяйственной продукции. Раскрываются причины роста в 2019—2021 годах потребительских цен на продовольственные товары и отдельные виды социально значимых продуктов в РЮО и России в целом. Сформулированы выводы и предложения по обеспечению продовольственной безопасности и стабилизации потребительских цен на внутреннем рынке Республики Южная Осетия.

Ключевые слова: Республика Южная Осетия, продовольственная безопасность, продовольственная независимость, потребительские цены, сельскохозяйственная продукция, продовольствие, продукты питания, аграрная отрасль.

Введение

Актуальность статьи обусловлена стремительным ростом цен на продовольствие последних двух лет в подавляющем большинстве стран мира, включая Республику Южная Осетия (РЮО).

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО — FAO, Food and Agriculture Organization) прогнозирует, что в ближайшие несколько лет продовольствие скорее всего продолжит дорожать. Особенно тяжело придется бедным странам мира, продовольственная безопасность которых не обеспечена в достаточной мере:

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-514-07001 мОн РЮО_а «Факторы и механизмы саморазвития молодого государства в условиях экономической изоляции (на примере Республики Южная Осетия)»

А. Н. Семин

А.П.Третьяков

В. В. Джабиев

© А. Н. Семин, 2021 © А. П. Третьяков, 2021 © В. В. Джабиев, 2021

продукты питания приходится в основном импортировать [9]. К числу таких государств относится и Республика Южная Осетия.

Ее аграрная отрасль за последние 30 лет (1991—2021 годы) вследствие коренных внутреннеполитических и экономических преобразований, а также под влиянием внешних угроз и военных конфликтов утратила свои прежние, весьма высокие до 1990 года позиции и в настоящее время находится в кризисном состоянии.

В 1990 году Южная Осетия объявила себя суверенной республикой в составе СССР, а в 1992 году провозгласила независимость как самостоятельное государство. Уже 30 лет РЮО является суверенной страной, однако за этот период не смогла восстановить продовольственную безопасность.

Для решения имеющихся проблем в экономике и дальнейшего ее развития Министерством экономического развития РЮО была разработана «Стратегия социально-экономического развития Республики Южная Осетия до 2030 года», которая утверждена законодательно. В документе детально проработаны слабые и сильные стороны экономики РЮО, обозначены приоритеты экономического развития, поставлены цели и задачи для каждой отрасли экономики, включая сельское хозяйство. Намечены ключевые пути развития РЮО и разработаны основные мероприятия по выполнению Стратегии [14; 19].

Методы исследования

Исследование проводилось с использованием традиционных методов: монографического — при общей характеристике системы продовольственной безопасности в Республике Южная Осетия, Российской Федерации, Республике Северная Осетия; экономико-статистического — при проведении оценки функционирования сельского хозяйства РЮО; сравнительных оценок и формулирования отдельных выводов; социологического — при оценке демографической ситуации, подушевого потребления продовольствия.

Результаты исследования

Несмотря на разработанную стратегию социально-экономического развития, в Республике Южная Осетия до настоящего времени отсутствуют методологические подходы и методически оформленные официальные документы, определяющие понятие «продовольственная безопасность», и показатели, характеризующие уровень ее обеспечения в стране. В связи с этим в работе применен понятийный аппарат, распространенный в России. При этом учитывается, что для данного исследования во всех отношениях (географическое месторасположение, климат, однородная народность, менталитет, образ жизни, единый денежный знак — российский рубль) наиболее уместно сравнение показателей аграрной отрасли РЮО с соседней республикой — Северной Осетией-Аланией (РСО), входящей в состав Российской Федерации.

С учетом новых вызовов в Российской Федерации в 2020 году была принята новая редакция Доктрины продовольственной безопасности (Доктрина-2020) взамен действовавшей 11 лет редакции 2010 года [22].

В Доктрине-2020 понятие продовольственная безопасность трактуется как состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни [22].

Стержневая тема Доктрины-2020 — продовольственная безопасность является одним из главных факторов независимости России. Понятие «продовольственной независимости Российской Федерации» в документе трактуется как самообеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которое определяется уровнем самообеспечения, рассчитываемым (в процентах) как отношение объема отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к объему их внутреннего потребления и имеющим пороговые значения по основным видам продовольствия.

Величина показателя продовольственной независимости более 100% означает превышение объема производства по данному виду продовольствия над потребностью на внутреннем рынке и потенциальную возможность экспорта.

Для оценки уровня обеспечения продовольственной безопасности в качестве основных индикаторов в Доктрине-2020 используются следующие критерии: пороговые значения показателей продовольственной независимости; экономическая и физическая доступность продовольствия; соответствие пищевой продукции требованиям законодательства Евразийского экономического союза о техническом регулировании [21].

В Доктрине-2020 закреплено, что экономическая доступность продовольствия — это возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения [22].

Физическая доступность продовольствия — это уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны население может приобретать пищевые продукты или обеспечиваться организация питания в объемах и ассортименте не менее установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов [22].

Показателем степени экономической и физической доступности, следовательно, и продовольственной безопасности, является уровень потребления основных продуктов питания на душу населения [20].

В современной Республике Южная Осетия вполне возможно не только возродить сельское хозяйство, но поднять его до высокого уровня 1980-х годов, когда Юго-Осетинская автономная область (ЮОАО), входившая в состав СССР, имела показатели производства продовольствия, в полном объеме соответствующие требованиям продовольственной безопасности. В первую очередь они достигались за счет успешной деятельности коллективных хозяйств: совхозов и колхозов.

За 30 лет (с 1990 по 2020 год) показатели Южной Осетии катастрофически упали, и сегодня аграрная отрасль в РЮО находится в критическом состоянии (таблица 1).

Таблица 1

Основные сельскохозяйственные показатели Южной Осетии в коллективных хозяйствах ЮОАО в 1989 году и во всех категориях хозяйств РЮО в 2020 году

Показатели Коллективные хозяйства ЮОАО, 1989 год Все категории хозяйств РЮО, 2020 год Соотношение 1989/2020 годы

Посевные площади, тыс. га 8,5 2,7 3,1

Производство продукции:

зерно, тыс. т 7,6 2,6 2,9

Овощи, т 6180 38 162,6

Фрукты, т 7000 281 24,9

Скот и птица на убой, т 3500 41 85,4

Выращено скота и птицы в живом весе, т н. д. 1291

Молоко, т 12500 7980 1,6

Яйца, млн шт 10,0 2,6 3,8

Поголовье скота:

Крупный рогатый скот, тыс. голов 54,7 12,5 4,4

Свиньи, тыс. голов 26,6 4,2 6,3

Козы и овцы, тыс. голов 131,2 2,7 48,6

Наличие основных видов сельскохозяйственной техники:

- тракторы, шт 525 47 11,2

- грузовые автомобили, шт 555 4 138,8

- зерноуборочные комбайны, шт 49 9 5,4

Источник: [2; 3; 7].

Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств РЮО (организации, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства населения), а также посевные площади, наличие сельскохозяйственной техники в 2020 году значительно ниже по всем направлениям, чем показатели сельскохозяйственной деятельности одних только коллективных хозяйств (совхозов и колхозов) в 1989 году, без учета личных хозяйств населения ЮОАО, которые по совокупному объему производства продовольствия не уступали коллективным хозяйствам.

Так, посевные площади сократились более чем в 3 раза, поголовье крупного рогатого скота (КРС) уменьшилось более чем в 4 раза, свиней — в 6 раз, а коз и овец — почти в 50 раз. Производство основных видов сельхозпродукции снизилось: зерна — в 3 раза, фруктов — в 25 раз, овощей — более чем в 160 раз, скота и птицы на убой — в 85 раз, яиц — почти в 4 раза. В современной РЮО практически отсутствует сельскохозяйственная техника. Количество тракторов уменьшилось

в 11 раз, грузовых автомобилей — примерно в 140 раз, зерноуборочных комбайнов — более чем в 5 раз.

В Южной Осетии прекратили свою деятельность сельскохозяйственные организации. Аграрное производство осуществляется в основном в личных домохо-зяйствах населения, а также немногочисленных фермерских хозяйствах, причем число последних, как и работающих в них, ежегодно снижается. Так, в 2016 году насчитывалось 108 фермерских хозяйств (329 работников), в 2020 году — 60 (227 работников), то есть за 4 года произошло почти двукратное сокращение [2].

Производство сельскохозяйственной продукции в коллективных хозяйствах современной РЮО практически отсутствует, а в фермерских хозяйствах производится в совокупности (в денежном выражении) не более 5% сельхозпродукции от общего объема производства в РЮО. Подавляющая доля сельскохозяйственной продукции (около 94%) в современной РЮО производится в личных хозяйствах населения. Например, овощи, фрукты, виноград — полностью 100%, картофель — 87,2%, молоко, скот и птица — 93,5%, яйца — 82,8%. Основная часть сельхозпродукции в хозяйствах населения производится с целью самообеспечения продуктами питания личных домашних хозяйств (таблица 2).

Таблица 2

Структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции РЮО по категориям хозяйств в 2020 году, %.

Всего Категории хозяйств

Сельскохозяйственные организации Фермерские хозяйства Хозяйства населения

Зерно, т 100,0 2,6 93,5 3,9

Картофель, т 100,0 0,0 12,8 87,2

Овощи, т 100,0 0,0 0,0 100,0

Фрукты, т 100,0 0,0 0,0 100,0

Виноград, т 100,0 0,0 0,0 100,0

Скот и птица на убой, т 100,0 0,0 100,0 0,0

Выращено скота и птицы в живом виде, т 100,0 0,0 6,5 93,5

Молоко, т 100,0 0,0 6,5 93,5

Яйца, т шт 100,0 0,0 17,2 82,8

Всего продукции, млн руб. 100,0 1,11) 5,01 93,91)

Источник: [2], рассчитано авторами.

Для сравнения, в Республике Северная Осетия (РСО) в сельскохозяйственных организациях производится 34,2% от общего объема сельхозпродукции, в фермерских хозяйствах — 18,7%, а в личных хозяйствах населения — 47,1% [11].

Объем производства готовой пищевой продукции в РЮО за 2020 год составил 141, 6 млн рублей, что в расчете на душу населения составляет лишь 210 рублей в месяц. Таким образом, доля готового продовольствия, производимого на не-

скольких небольших предприятиях в РЮО, составляет всего 3,8% от стоимости продуктов питания, предусмотренных в потребительской корзине прожиточного минимума — 5530 рублей в среднем на душу населения в месяц и утвержденного правительством РЮО на 4-й квартал 2020 года [2].

Этот показатель свидетельствует о том, что подавляющая доля готового продовольствия в РЮО производится в домашних условиях, а также импортируется (привозится) из-за рубежа (в основном из России), что значительно снижает уровень продовольственной безопасности.

Так, только официальный объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, прошедшего таможенную регистрацию за 2020 год, составил 321,2 млн рублей, что более чем в 2 раза превышает количество произведенной пищевой продукции в РЮО за 2020 год [2]. Однако объем перевозимого населением через границу продовольствия из России и не учитываемого в официальной статистике, по расчетам авторов, значительно превышает официальный объем импорта продовольствия.

Данное заключение подтверждается тем, что общий объем сельскохозяйственной продукции, произведенной в РЮО на душу населения за 2020 год, по официальным статистическим данным составил 15820 рублей, или 1320 рублей в месяц, при предусмотренной для прожиточного минимума сумме расходов на продовольствие, как мы уже отмечали ранее — 5530 рублей в месяц на душу населения. Таким образом, произведенный объем сельскохозяйственной продукции в соответствии с официальными статистическими данными покрывает только 24% необходимых расходов на продовольствие для минимального прожиточного уровня. С учетом готового продовольствия и официального импорта в целом — не более 40%. В связи с этим возникает естественный вопрос о том, из каких источников население дополнительно получает продовольствие на питание хотя бы в рамках прожиточного минимума. Объясняться это может двумя факторами: недостоверными (неполными) статистическими данными и доставкой продовольствия из России населением и поставщиками без таможенной регистрации.

Традиционно и исторически Южная Осетия (как Автономная область в составе Грузинской ССР — 1922-1990 годы) считалась аграрной территорией. В Южной Осетии и сегодня представлены все основные направления сельского хозяйства: производство зерновых и зернобобовых, кормовых и овощных культур, виноградарство и садоводство, животноводство. Земельные и водные ресурсы, природно-климатические условия, исторические аграрные традиции и возможности для успешного занятия сельским хозяйством имеются в РЮО в достаточном количестве для обеспечения продовольственной безопасности. Однако считать сегодня РЮО аграрной страной нельзя. В качестве общепринятых в мире критериев причисления к категории аграрных стран применяют три главных показателя: 1) доля сельского населения в общей численности страны; 2) доля занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения; 3) удельный вес сельского хозяйства в структуре экономики (ВВП). Эти индексы по РЮО за 2020 год приведены в таблице 3 в сравнении с другими странами (Польша,

Китай), которые имеют аналогичный уровень основного оценочного показателя «Доля сельского населения в общей численности страны». Кроме того, приведены данные по России и Республике Северная Осетия (РСО).

Одинаковый с РЮО показатель «Доля сельского населения в общей численности страны» (39,8%) имеют такие страны, как Китай (38,9%) и Польша (40,2%), которые занимают в рейтинге стран по данному показателю соответственно 102 и 100 место, а РЮО — между ними (101 место) из 203 стран [15].

Таблица 3

Показатели, применяемые для оценки отнесения стран к аграрным, по РЮО за 2020 год и другим странам

РЮО РСО РФ Польша Китай

Доля сельского населения в общей численности страны,% 39,8 35,7 25,0 40,2 38,9

Доля занятых в аграрной отрасли в структуре отраслей экономики страны,% 2,0 9,7 6,7 17,4 27,0

Доля сельского хозяйства в ВВП страны,% 0,36 13,5 3,4 2,4 7,14

Источник: [1; 2; 11; 23].

Китай и Польша — развитые страны с современной высокотехнологичной экономикой, которые никаким образом не относятся к категории аграрных государств.

Показатель РЮО соответствует среднему мировому значению, равноудаленному как от уровня отсталых аграрных стран, так и высокоразвитых индустриальных. Рейтинг составлен в порядке убывания значений показателя — от большего к меньшему. Его лидерами являются слаборазвитые и беднейшие агарные страны: Папуа-Новая Гвинея (86,8% сельского населения), Бурунди (86,4%) и Нигер (83,5%), а аутсайдерами — государства с высокоразвитой современной экономикой и финансами: Сингапур, Гонконг (менее 0,5% сельского населения) и Катар (0,8%). Слабой стороной последних является отсутствие у них продовольственной безопасности и высокая зависимость от импортных поставок продуктов питания.

По второму критерию «Занятость населения в сельском хозяйстве» сходные с Республикой Южная Осетия (2,0%) показатели имеют такие высокоразвитые, богатые страны, как Норвегия (2,04%), Нидерланды (2,08%), Кувейт (1,8%), которые занимают в рейтинге соответственно 160,161 и 164 места из 181. Лидерами тут выступают слаборазвитые аграрные страны: Бурунди (86,2%) и Сомали (80,3%) [23].

По «Доле сельского хозяйства в структуре ВВП» к РЮО (0,36%) близки такие страны, как Кувейт — 0,45% и Бахрейн — 0,28%, которые в рейтинге стран мира по размеру сельского хозяйства в ВВП занимают почти самые нижние позиции — 156 и 157 места в списке из 161 страны [23]. Эти богатые нефтедобывающие

и нефтеперерабатывающие государства входят в первую тридцатку стран с самым высоким показателем ВВП (по ППС) на душу населения. Таким образом, низкий уровень сельского хозяйства в ВВП там (из-за природно-климатических условий) компенсируется высокими доходами от использования природных ресурсов, однако из-за отсутствия продовольственной безопасности они имеют сильную зависимость от поставок продовольствия по импорту, что отрицательно влияет на общий уровень национальной безопасности стран.

Самые высокие места в рейтинге по показателю «Доля сельского хозяйства в ВВП» занимают беднейшие аграрные страны: Сьерра-Леоне (54,3% доля сельского хозяйства в ВВП), Гвинея-Бисау (52,5%), Чад (42,6%) [23].

Проанализировав общепризнанные экономические показатели, которые дают право считать страну аграрной, можно сделать вывод, что РЮО не относится к таковым, так как имеет совершенно не характерный для них уровень показателей. Данные по таким параметрам, как «Занятость в сельском хозяйстве» и «Доля сельского хозяйства в ВВП», в республике Южная Осетия находятся на уровне Норвегии, Кувейта, Бахрейна. Последние, из-за своих природно-климатических условий, не могут развивать сельское хозяйство на своей территории, а отсутствие сильной аграрной отрасли лишает их продовольственной безопасности, однако высокая зависимость от импортных поставок продуктов питания компенсируется большими государственными доходами от добычи природных ресурсов, что позволяет этим странам иметь один из самых высоких показателей уровня жизни населения. В Республике Южная Осетия отсутствуют столь же богатые природные ресурсы, как и возможность формирования государственных доходов от других отраслей экономики, что вынуждает РЮО иметь сильную аграрную отрасль и заниматься развитием сельского хозяйства. Отсутствие продовольственной безопасности ведет к очень большим угрозам и проблемам как для суверенитета страны, так и для уровня жизни населения, в частности к дефициту продовольствия и росту потребительских цен. Так, в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности России, производство сельскохозяйственной продукции является главнейшей составляющей продовольственной безопасности страны [21].

Таблица 4

Производство сельхозпродукции и продовольствия на душу населения в РЮО и РСО в 2020 году

Виды продуктов Рациональные нормы потребления кг/год/ чел. 1) Производство на душу населения, кг/ год/чел. Потребление на душу населения РСО, 4) кг/год/чел. Пороговое значение уровня са-мообеспече-ния,% 2)

РЮО3) РСО

1 2 3 4 5 6

Хлеб и хлебные продукты5) 96 н.д. н.д. 106 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мясо и мясопродукты 73 23,6 347 61 85

Молоко и молоко-продукты 325 141,5 2546 202 90

Картофель 90 6,5 1386 92 95

Овощи и бахчевые 140 2,4 443 109 90

Фрукты и ягоды 100 10,4 н.д 72 60

Сахар5) 24 н.д. н.д 45 90

Растительное масло5) 12 н.д. н.д 11,5 90

Яйца, штуки 260 46,2 896 249 -

Зерно на переработку в муку крупу, на корм скоту, птице 46,9 11930 537(РФ) 95

Источник: [4; 21].

Примечания:

" рациональные нормы потребления продовольствия на душу населения, в соответствии с рекомендациями Минздрава России по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания [10];

2) пороговое значение уровня самообеспечения продовольствием в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности России 2020 [22];

3) объемы производства по видам сельхозпродукции на душу населения в РЮО рассчитаны авторами исходя из официальной численности жителей РЮО в количестве 56,4 тысячи человек, в соответствии с данными государственной службы статистики Республики Южная Осетия.

Источник: [2].

Примечания:

4) данные по потреблению продовольствия на душу населения по РЮО в официальных статистических документах отсутствуют;

5) в официальных статистических сборниках РЮО данные по производству таких важных пищевых продуктов, как хлеб и хлебные продукты, отсутствуют из-за недостатка информации от товаропроизводителей, а по производству сахара и растительного масла — из-за отсутствия в стране данных производств.

В таблице 4 приведены данные по показателю продовольственной независимости страны, который оценивается степенью самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия в сравнении с пороговыми значениями.

Сравнивая данные в таблице 4 (графа 3) «Производство продуктов питания на душу населения РЮО за 2020 год» с рациональными нормы потребления продовольствия на душу населения (графа 2), следует отметить, что объем производ-

ства сельскохозяйственной продукции РЮО катастрофически не удовлетворяет обеспечению даже минимального уровня рационального потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания, и существенно ниже порогового значения уровня самообеспечения. Вышесказанное свидетельствует об отсутствии продовольственной независимости РЮО, в соответствии с критериями оценки Доктрины продовольственной безопасности России [22].

Вышесказанное подтверждается и при сравнении данных таблицы 4 по показателям РЮО и РСО (графы 3, 4) «Производство продуктов питания на душу населения», а также (графа 5) «Потребление продуктов питания на душу населения РСО». Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения в РСО значительно выше, чем в РЮО, например, по мясу — почти в 15 раз, по молоку — в 18 раз, по картофелю — в 210 раз, по овощам — в 185 раз, по яйцам — почти в 20 раз, по зерну — в 250 раз.

Вместе с тем потенциальные возможности по обеспечению продовольственной независимости РЮО имеются, о чем свидетельствует сравнение производства сельскохозяйственной продукции в 2020 году с уровнем 1989 года в коллективных хозяйствах ЮОАО (таблица 5).

Таблица 5

Уровень самообеспечения РЮО по основным видам сельскохозяйственной продукции

Количество Фактиче- Уровень Факт объем Уровень са-

продуктов ское про- самообеспе- производ- мообеспе-

питания изводство чения РЮО ства в кол- чения РЮО

Виды продук- в РЮО по продоволь- исходя из лективных при объемах

тов рациональ- ствия РЮО рациональ- хозяйствах произ-

ным нор- в 2020 году ных норм ЮОАО, водства

мам потре- т потребления 1989 год, т в 1989 году %

бления2) т в 2020 году %

1 2 3 4 5 6

Мясо 4117 1332 32,3 3500 85,0

Молоко 18330 7981 43,5 12500 68,2

Картофель 5076 367 7,3 н.д. -

Овощи и бахче- 7897 133 1,7 6180 78,3

вые

Фрукты и ягоды 5640 590 10,5 7000 124,1

Яйца, тыс. штук 14665 2608 17,8 10000 68,2

Зерно на пере-

работку в муку 30290 2644 8,7 7600 25,1

крупу и корм

скоту птице 1)

Источники: [2; 3; 4; 7; 10; 18].

Примечания:

!) данные по зерну получены авторами расчетным путем, исходя из фактического потребления зерна в России в 2020 году;

2) количество продуктов питания в РЮО по рациональным нормам потребления рассчитано авторами исходя из официальной численности жителей РЮО в количестве 56,4 тысячи человек, в соответствии с данными государственной службы статистики Республики Южная Осетия и рациональными нормами потребления продовольствия на душу населения, в соответствии с рекомендациями Минздрава России.

Исходя из данных, представленных в таблице 5, можно сделать следующие выводы.

1. Продовольственная независимость в РЮО не обеспечена собственным сельским хозяйством и пищевой промышленностью. По многим основным видам продовольствия: зерно, картофель, овощи — уровень самообеспечения составляет менее 10%, и даже по фруктам — 10,5%. По мясу с учетом выращенного скота и птицы населением (в живом весе) на уровне — 30%, по молоку — 40%, по яйцам — 17,8%.

2. Сравнивая по данным таблицы 5 (графа 2) требуемое количество продуктов питания по рациональным нормам потребления РЮО в 2020 году с фактическим объемом производства в коллективных хозяйствах Южной Осетии (ЮОАО) в 1989 году, можно сделать важный вывод — одни только совхозы и колхозы Южной Осетии (без личных хозяйств населения) производили сельхозпродукции в количестве, практически равном потребностям населения современной РЮО в соответствии с рациональными нормами и с учетом порогового уровня самообеспечения.

Производство мяса в коллективных хозяйствах в 1989 году составляло 3,5 тысячи т, при необходимом объеме производства РЮО в 2020 году в соответствии рациональными нормами — 4,1 тысячи т, что соответствует пороговому значению самообеспечения — 85%. По молоку производство в коллективных хозяйствах составляло 12,5 тысячи т, что соответствует 68,3% уровня самообеспечения. По овощам производство составляло 6,2 тысячи т, что соответствует 78,3% самообеспечения, по фруктам уровень самообеспечения составлял — 124,1%, по яйцам — 68,2%, по зерну — 25,1%.

По итогам нашего исследования на тему «О причинах роста потребительских цен на продовольствие в России на фоне стремительного роста мировых цен» установлено, что потребительские цены на продовольствие сильнее зависят от внутренних факторов каждой страны, влияющих на их уровень, чем от изменения мировых цен.

Так, например, индексы потребительских цен на продовольственные товары по Российской Федерации за последние 5 лет растут постоянно (таблица 6), а не только за последние 1,5 года, когда стремительно выросли мировые цены на продовольствие.

Таблица 6

Индексы потребительских цен на продовольственные товары по Российской Федерации за 2017-2021 годы

2017 2018 2019 2020 2021 (ожид.)

К предыдущему году% 101,1 104,7 102,6 106,7 112,0

С нарастающим итогом,% 101,1 105,8 108,5 115,8 129,7

Источник: [12; 13].

К внутренним факторам роста цен можно отнести следующие: баланс спроса и предложения по отдельным видам продовольственных товаров внутри страны, реальную платежную способность населения, уровень конкуренции (монополизма) аграрных компаний и торговых сетей на продовольственном рынке, исторически сложившиеся традиции в производстве продовольствия (например, доля личных подсобных хозяйств, огородничества, садоводства) и другие.

Основой для данных факторов являются критерии продовольственной безопасности страны, которые включают в себя, прежде всего, ее самообеспеченность основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также физическую и экономическую доступность для каждого гражданина пищевой продукции соответствующего качества и в объемах, не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни.

Для России основной причиной роста продовольственных потребительских цен является монополизация сельскохозяйственного и продовольственного рынка агрохолдингами и крупнейшими торговыми сетями. Подобная монополизация продовольственного рынка способствует не только росту цен и снижению качества продукции, но и ограничивает развитие организаций агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса.

Другой важной причиной роста потребительских цен на продукты питания на российском рынке является введение в 2014 году продовольственного эмбарго на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Еще один фактор не в пользу обеспечения продовольственной безопасности — введение российским правительством экспортных пошлин и государственное регулирование внутренних розничных цен на продовольствие, что может привести к негативным последствиям, в частности к сжатию рынка отдельных видов продуктов питания.

В РЮО так же, как и в России, происходит значительный рост потребительских цен на продовольствие, но по иным причинам, главная из которых состоит в низком уровне самообеспечения сельскохозяйственной продукцией и готовым продовольствием.

В качестве важнейшего показателя, характеризующего рост цен в стране, используются индексы потребительских цен на продовольственные товары (речь идет об относительном показателе, характеризующем изменение цен во времени).

По Республике Северная Осетия (данные Росстата) индекс роста цен на продовольственные товары (декабрь к декабрю предыдущего года) за 2018 год составил — 103,5%, за 2019 год — 101,4%, за 2020 год — 108,89%, за 2021 год (июнь к декабрю 2020 года) — 106,56%, а всего с нарастающим итогом за 2,5 года (июнь 2021 года к декабрю 2018 года) — 117,7%.

По Республике Южная Осетия индексы роста цен на продовольственные товары составляют: за 2019 год — 106,2%, за 2020 год — 106,3%, за 2021 год (июнь к декабрю 2020 года) — 110,2%, а с нарастающим итогом за 2,5 года (июнь 2021 года к декабрю 2018 года) — 124,4%. Таким образом, темп роста цен за 2,5 года в РЮО в сравнении с РСО имел значительно опережающий характер на 6,7 процентного пункта, или более чем на 40% [2; 16; 17].

Таблица 7

Индексы цен на потребительские цены по отдельным видам социально значимых продуктов, июнь 2021 года к декабрю 2018 года,%

[овядина Свинина Куры Молоко Яйца Сахар Хлеб Картофель Яблоки

РЮО 126,7 117,9 117,1 115,4 140,0 137,5 117,2 109,0 120,0

РСО 116,8 102,6 115,1 109,1 104,3 121,2 118,5 151,6 133,4

Источник: [2; 11; 16; 17], авторские расчеты данных по РЮО.

В соответствии с данными таблицы 7, рост потребительских цен по отдельным видам социально значимых продуктов в РЮО значительно колеблется, но в этих колебаниях цен можно заметить определенную тенденцию. В зависимости от уровня колебаний цен по определенным видам продовольствия в РСО меняются и значения цен по тем же видам продовольствия и в РЮО, но при этом существенно выше. Например, рост цен на говядину в РСО составил за 2,5 года 116,8%, а по РЮО — 126,7%, соответственно, по молоку рост цен в РСО составил 109,1%, а в РЮО — 115,4%. Аналогично по сахару, рост цен в РСО — 121,2%, а в РЮО — 137,5%.

Данная тенденция свидетельствует о том, что наблюдается определенная корреляционная зависимость значений роста цен в РЮО от величины роста цен в РСО. По приведенным видам продовольствия в РЮО отсутствует необходимый уровень самообеспечения, который характеризует продовольственную безопасность, и повышение цен происходит по причине роста цен в России. А по тем видам продовольствия, которые производятся в РЮО даже и пусть в объемах значительно меньших, чем необходимо для достижения порога самообеспечения, данная тенденция не проявляется или проявляется не так значительно. Например, по производству хлеба и хлебобулочных изделий, при росте цен в РСО на 118,5%, в РЮО рост цен меньше — составил 117,2%. Аналогичная картина по яблокам, при росте цен в РСО на 133,4%, рост цен в РЮО — 120,0%.

Следует отметить, что показатели роста цен на отдельные виды продовольст-

вия зависят и от других внутренних факторов РЮО. Например, несовершенная (недостоверная, неполная) система статистического учета объема производства сельхозпродукции в личных хозяйствах населения, особенно таких видов, как картофель, овощи, фрукты и других. Также к внутренним факторам можно отнести исторически сложившиеся традиции в питании населения; специфика торговли продовольствием в РЮО; условия и особенности транспортировки продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции через границу с Россией и другие. Все перечисленные факторы находятся в прямой зависимости от уровня (показателей) продовольственной безопасности РЮО. Данное утверждение подтверждается соотношением цен на основные виды продовольствия в РЮО к ценам в РСО (таблица 8).

Таблица 8

Соотношение потребительских цен на основные виды продовольствия в РЮО

к ценам РСО за 2020 год%

[овядина Свинина Куры Молоко Яйца куриные Сахар-песок Хлеб Картофель Яблоки

107,6 106,3 109,6 122,7 88,4 105,1 107,8 110,5 98,5

Источник: [2; 11], авторские расчеты.

Практически по всем основным видам продовольствия потребительские цены в РЮО существенно выше, чем в РСО. Так, по говядине соотношение цен (не в пользу РЮО) составило 107,6%, по молоку — 122,7%, по хлебу и хлебобулочным изделиям — 107,8%, по картофелю — 110,5%. Исключение составляют цены на яйца куриные и яблоки, которые ниже в РЮО в сравнении с РСО, исходя из того, что данные виды продовольствия, видимо, в достаточном количестве производятся в личных хозяйствах населения.

Заключение

Подводя итог по анализу потребительских цен на продовольствие в РЮО, можно сделать вывод о том, что изменение социально-экономической политики государства в части повышения эффективности реального сектора экономики, включая сельское хозяйство с акцентом на обеспечении населения продовольствием собственного производства также необходимо для устранения вышеуказанных проблем. В Республике Южная Осетия требуется разработка, утверждение и реализация Доктрины продовольственной безопасности РЮО и Государственной Программы по восстановлению и развитию аграрной отрасли и пищевой промышленности.

В основу Государственной программы можно заложить следующие основные подпрограммы.

1. Комплексная государственная поддержка и стимулирование развития

крестьянских и фермерских хозяйств.

2. Инвестирование строительства объектов по производству пищевой продукции, в частности мясомолочной.

3. Организация маркетинговых исследований с целью расширения рынков сбыта национальной сельскохозяйственной продукции, проведение целенаправленной работы по созданию бренда: «Южная Осетия — страна экологически чистой продукции».

4. Устойчивое развитие сельских территорий, в том числе строительство и реконструкция объектов социальной, инженерной и автотранспортной инфраструктуры.

5. Цифровая трансформация сбытовой сети сельскохозяйственной продукции, в том числе в рамках интеграции с цифровыми платформами Российской Федерации и других государств. Данный процесс предполагает применение проектно-цифрового подхода.

Литература

1. ВВП Польши в 2020—2021 годах. URL: https://visasam.ru/emigration/ economy/vvp-polshi.html (дата обращения: 10 октября 2021 года).

2. Государственная служба статистики Республики Южная Осетия. Стат-сборник. Республика Южная Осетия 2020 года. URL: https://ugosstat.ru/ wp-content/uploads/2021/03/godovoj-2020.pdf (дата обращения: 10 октября 2021 года).

3. ДжабиевВ. В. Экономика РЮО. Цхинвал: Глобус, 2016. 292 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. ЕМИСС. Государственная статистика потребление основных продуктов питания в расчете на душу населения. URL: https://www.fedstat.ru/ indicator/31346 (дата обращения: 10 октября 2021 года).

5. Иванов О. Б., БухвальдЕ. М. Национальная безопасность и «экономика высоких рисков» // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2020. № 3. С. 7-22.

6. КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47342. html/ (дата обращения: 10 октября 2021 года).

7. Кулумбегов Р. Сельское хозяйство — основа продовольственной безопасности Южной Осетии. Информационное агентство: Алания-информ. URL: http://osinform.org/28721 -selskoe-hozyaystvo-osnova-prodovolstvennoy-bezopasnosti-yuzhnoy-osetii. html (дата обращения: 10 октября 2021 года).

8. Лутфуллин Ю. Р., Кислицкий М. М., Баянова Л. Н. Рассмотрение аграрной сферы экономики с позиции проектно-цифрового подхода // Экономика сельского хозяйства России. 2020. № 8. С. 11-15. DOI: 10.32651/208-11.

9. Официальный сайт ФАО. Положение с продовольствием в мире. URL:

http://www.fao.org/worldfoodsituation/page-storage/foodpricesindex/ru/ (дата обращения: 10 октября 2021 года).

10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 года № 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания».

11. Республика Северная Осетия-Алания в цифрах, 2021: краткий статистический сборник / ОП Северо-Кавказстата по РСО-Алания, 2021. 145 с.

12. Росстат. Индексы потребительских цен на продовольственные товары. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 10 октября 2021 года).

13. Росстат. Об индексе потребительских цен в апреле 2021 года. URL: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/84.htm (дата обращения: 10 октября 2021 года).

14. Семин А. Н, Третьяков А. П. Развитие экономики Южной Осетии: тенденции, проблемы, решения // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2020. № 3. С. 55-66.

15. Список аграрных стран. URL: https://openbase.online/spisok-agrarnyh-stran/ (дата обращения: 10 октября 2021 года).

16. Статистический сборник Республики Южная Осетия-2018. URL: https://ugosstat.ru/wp-content/uploads/2019/09/2018 .pdf (дата обращения: 10 октября 2021 года).

17. Статистический сборник Республики Южная Осетия-2019. URL: https://ugosstat.ru/wp-content/uploads/2020/10/1-12-2019.pdf (дата обращения: 10 октября 2021 года).

18. Статсборник «Потребление основных продуктов питания населением РФ-2020». URL: htts://rosstat.gov.ru/compendium/document/13278 (дата обращения: 10 октября 2021 года).

19. Стратегия социально-экономического развития РЮО до 2030 года. URL: http://economyrso.org (дата обращения: 10 октября 2021 года).

20. Третьяков А. П. Агропродовольственный рынок: тенденции, проблемы развития и пути их решения // Экономика сельского хозяйства России. 2020. № 1. С. 40-47.

21. Третьяков А. П., Данилова К. А. Об особенностях новой доктрины продовольственной безопасности России 2020 // Теория и практика мировой науки. 2020. № 10. С. 2-9.

22. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73338425/ (дата обращения: 10 октября 2021 года).

23. Business and economic data for 200 countries. URL: https:// ru.theglobaleconomy.com/rankings/share_of_agriculture/ (дата обращения: 10 октября 2021 года).

References

1. Poland's GDP in 2020-2021. Available at: https://visasam.ru/emigration/ economy/vvp-polshi.html (accessed: 10 October, 2021) (in Russian).

2. State Statistics Service of the Republic of South Ossetia. The state collection. The Republic of South Ossetia in 2020. Available at: https://ugosstat.ru/wp-content/uploads/2021/03/godovoj-2020.pdf (accessed: 10 October, 2021) (in Russian).

3. Jabiev V. V. Ekonomika RYUO [Economics of the RSO], Tskhinval: Globus, 2016, p. 292 (in Russian).

4. EMISS. State statistics consumption of basic foodstuffs per capita. Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/31346 (accessed: 10 October, 2021) (in Russian).

5. Ivanov O. B., Buchwald E. M. National security and the "economy of high risks". ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2020, no. 3, pp. 7-22 (in Russian).

6. ConsultantPlus. Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47342. html (accessed: 10 October, 2021) (in Russian).

7. Kulumbegov R. Agriculture is the basis of food security in South Ossetia. No-vostoe agentstvo: Alaniya-inform [News Agency: Alania-inform]. Available at: http://osinform.org/28721-selskoe-hozyaystvo-osnova-prodovolstvennoy-bezopasnosti-yuzhnoy-osetii.html (accessed: 10 October, 2021) (in Russian).

8. Lutfullin Yu.R., Kislitsky M. M., Bayanova L. N. Consideration of the agricultural sector of the economy from the perspective of the project-digital approach. Ekonomila sel'skogo hozyaystva v Rossii [The economics of agriculture in Russia], 2020, no. 8, pp. 11-15 (in Russian). DOI: 10.32651/208-11.

9. Official FAO website. The food situation in the world. Available at: http://www. fao.org/worldfoodsituation/page-storage/foodpricesindex/ru (accessed: 10 October, 2021) (in Russian).

10. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 614 dated August 19, 2016 "On approval of recommendations on rational norms of food consumption that meet modern requirements of healthy nutrition" (in Russian).

11. Respublika Severnaya Osetiya-Alaniya v cifrah, 2021: kratkiy statisticheskiy sbornik [The Republic of North Ossetia-Alania in numbers, 2021: a brief statistical collection] in OP Severo-Kavkazstata po RSO-Alaniya [OP of the North-Kavkazstat for RSO-Alania], 2021, p. 145 (in Russian).

12. Rosstat. Consumer price indices for food products. Available at: https://ros-stat.gov.ru (accessed: 10 October, 2021) (in Russian).

13. Rosstat. About the consumer price index in April 2021. Available at: https://gks. ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/84.htm (accessed: 10 October, 2021) (in Russian).

14. Semin A. N., Tretyakov A. P. The development of the economy of South Ossetia: trends, problems, solutions. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz,

Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2020, no. 3, pp.55— 66 (in Russian).

15. List of agrarian countries. Available at: https://openbase.online/spisok-agrarnyh-stran (accessed: 10 October, 2021) (in Russian).

16. Statistical Collection of the Republic of South Ossetia 2018. Available at: https://ugosstat.ru/wp-content/uploads/2019/09/2018.pdf (accessed: 10 October, 2021) (in Russian).

17. Statistical collection of the Republic of South 0ssetia-2019. Available at: https://ugosstat.ru/wp-content/uploads/2020/10/1-12-2019.pdf (accessed: 10 October, 2021) (in Russian).

18. State collection "Consumption of basic foodstuffs by the population of the Russian Federation-2020". Available at: htts://rosstat.gov.ru/compendium/ document/13278 (accessed: 10 October, 2021) (in Russian).

19. Strategy of socio-economic development of the RSO until 2030. Available at: http://economyrso.org (accessed: 10 October, 2021) (in Russian).

20. Tretyakov A. P. Agri-food market: trends, development problems and ways to solve them. Ekonomika sel'skogo hozyaystva v Rossii [The economics of agriculture in Russia], 2020, no. 1, pp. 40-47 (in Russian).

21. Tretyakov A. P., Danilova K. A. On the features of the new food security doctrine of Russia 2020. Teoriya ipraktika mirivoy nauki [Theory and practice of world science], 2020, no. 10, pp. 2-9 (in Russian).

22. Decree of the President of the Russian Federation No. 20 of 21 January, 2020 "On Approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation". Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425 (accessed: 10 October, 2021) (in Russian).

23. Business and economic data for 200 countries. Available at: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/share_of_agriculture (accessed: 10 October, 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.