АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
УДК: 327.5 Б01: 10.24411/2071-6435-2020-10023
Развитие экономики Южной Осетии: тенденции, проблемы, решения
Статья посвящена особенностям развития молодого государства на постсоветском пространстве на примере Республики Южная Осетия. Раскрываются отдельные аспекты частично признанного государства, находящегося в сложной экономико-политической ситуации. В исследовании приводится сравнительный анализ Южной Осетии и других маленьких по территории, численности населения и ВВП на душу населения стран. Сравниваются экономические показатели Южной и Северной Осетии. Выявляются тенденции и проблемы в экономике Республики Южная Осетия, предлагаются пути дальнейшего развития экономики этого молодого независимого государства.
Ключевые слова: Республика Южная Осетия, Республика Северная Осетия, экономика, карликовое государство, территория, численность населения, ВВП, отрасли экономики, бюджет, стратегия.
А. Н. Семин
Введение
В последние годы молодое суверенное государство Республика Южная Осетия вызывает повышенный интерес мировой общественности. Однако исследований в экономической и социальной сфере данного государства в научной литературе недостаточно. Данная статья, посвященная экономике Южной Осетии, представляет определенный интерес не только для экономистов, но и политиков, бизнесменов и инвесторов. Молодое государство на постсоветском пространстве находится в условиях экономической изоляции. Его уникальность заключается, с одной стороны, в приграничном расположении, малой территории, низкой плотности населения, существовании исторически сложившихся национально-культурных традиций и тесных экономических связях с Россией, природно-климатических условиях; с другой — в сложной политической ситуации, ограниченности экономических ресурсов и депопуляции населения. Выбор этого объекта исследования обусловлен распространением в последние десятилетия феномена возникновения молодых государств на постсоветском пространстве. Прежде всего, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровско-Молдавской республики (ПМР) и Нагорно-Карабахской
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 20—514—07001.
© А. Н. Семин, 2020 © А. П. Третьяков, 2020
А.П.Третьяков
Республики (НКР), а в 2014 году — частично признанных Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Несмотря на ограниченный их статус как субъектов международного права фактически они имеют все признаки самостоятельного государства. При этом существующие внешнеполитические ограничения оказывают негативное влияние на социально-экономическое развитие этих стран, что проявляется в их экономической изоляции.
Республика Южная Осетия (РЮО) провозгласила независимость от Грузии 19 января 1992 года. ООН пока не признает своим решением Республику Южная Осетия самостоятельным государством, хотя независимость Южной Осетии первой признала Россия в августе 2008 года, а затем и другие государства—члены ООН: Венесуэла, Республика Науру, Никарагуа, Сирия. Признали также независимость Республики Южная Осетия еще 7 стран, частично признанные или непризнанные ООН.
Методы исследования
Исследование строилось с применением следующих методов: монографический (при общей характеристике молодого государства и других карликовых государств мира), экономико-статистический (при проведении анализа экономического развития, осуществлении сравнительных оценок, формулировании выводов), социологический (при оценке демографической ситуации, развития рынка труда). По ряду специфических вопросов применялся контент-анализ определенного круга источников информации.
Результаты исследования
Первоначально рассмотрим географическое и экономическое положение Республики Южная Осетия по отношению к мировому сообществу.
Республика Южная Осетия (РЮО) расположена на южном склоне Центрального Кавказа на границе Азии и Европы, граничит с Россией (Республикой Северная Осетия-Алания) и Грузией. Территория Южной Осетии на 87% состоит из горных хребтов, имеющих высоту 1 000 метров и выше и не имеет достаточно крупных участков низменностей, равнин, плоскогорий, отсутствует выход к морю, но в большом количестве имеются альпийские луга и леса.
Высокогорное географическое положение Южной Осетии имеет большое значение для развития экономики. Учитывая благоприятные климатические условия, почти половину территории страны занимают леса, поэтому территория Южной Осетии признана экспертами идеальной для садоводства [10]. Климат РЮО умеренный, температура в январе от —80С в горах, до +4,50С на равнине, в июле от +30С до 250С, соответственно.
В республике 3 поселка городского типа, 40 сельских администраций, в состав которых входит 290 сельских населенных пунктов (СНП), столица РЮО — г. Цхинвал [7].
Площадь территории Южной Осетии — 3,9 тысячи кв. км, численность населения по данным государственной службы статистики Республики Южная Осетия
составляет на 1 января 2019 года 56,4 тысячи человек. Имея малую территорию и небольшую численность населения, Республика Южная Осетия представляет собой страну, которая существенно отличается по размерам от других государств.
В соответствии с определенными критериями ООН и Всемирного банка, государство считается карликовым, если оно значительно отличается в меньшую сторону от других государств.
В основном это два параметра: площадь территории — меньше, чем у государства Люксембург (2,6 тысячи кв. км), и численность населения менее 1 млн человек. Исходя из каждого вышеуказанного критерия Республику Южная Осетия можно считать карликовым государством. Это предопределяет ее особую специфику и нетрадиционные подходы для анализа экономики и оценки социального положения.
Для исследовательских работ используют также понятие карликовая страна, в число таковых включают не только небольшие независимые государства, но и другие небольшие географически и исторически обособленные (чаще всего островные) территории — зависимые от других государств, административные автономии, которые не входят в состав государств членов ООН. Их насчитывается около 80, в том числе Республика Южная Осетия.
На наш взгляд, с аналитической точки зрения интересно рассмотреть положение Республики Южная Осетия среди стран мира аналогичной площади территории. Так, Республика (площадь 3,9 тысячи кв. км) занимает 184 место в списке 273 таких стран. Рядом с ней в рейтинге находятся Республика Кабо-Верде — государство на островах Зеленого Мыса в Атлантическом океане (4 тысячи кв. км), Французская Полинезия — заморское сообщество Франции на островах в южной части Тихого океана (4,2 тысячи кв. км), Турецкая Республика Северного Кипра (3,3 тысячи кв. км), Самоа — независимое островное государство в южной части Тихого океана (2,9 тысячи кв. км), Люксембург (2,6 тысячи кв. км), Реюньон — регион Франции на острове в Индийском океане (2,5 тысячи кв. км).
Соседи Южной Осетии в списке по площади территории — в основном островные государства, за исключением Люксембурга. В основе экономики этих экзотических стран лежат туризм, оффшорные зоны, торговля, сельское хозяйство и легкая промышленность. Например, в ВВП Самоа туризм составляет 25%, а продукция сельского хозяйства — копра, какао и бананы — продаются за рубежом (90% от общего объема экспорта). Экономика Самоа с населением 180 тысяч человек традиционно зависит от гуманитарной помощи, частных переводов из зарубежных стран и экспорта продуктов сельского хозяйства, в котором задействовано две трети рабочей силы страны.
Что касается экономики Республики Кабо-Верде, то услуги в сфере туризма (в сравнении с Самоа) здесь составляют еще большую долю — М ВВП.
Государство Люксембург является одним их крупнейших международных финансовых, торговых и туристических центров.
Среди 69 карликовых стран мира, которые объединены по критерию — площадь территории менее 2,6 тысячи кв. км, — в Европе находится 12, в Азии — 8, в Африке — 29, в Америке — 22, в Океании — 18. Более половины из них (38 стран)
являются зависимыми территориями или административными автономиями других государств.
Рассмотрим место Республики Южная Осетия среди стран мира исходя из численности населения.
По численности населения Республика Южная Осетия (численность 56,4 тысячи человек) занимает 219 строчку среди 245 стран1. Близкие к ней по этому критерию государства: Острова Кайман (60,7 тысячи человек), Гренландия (56,2 тысячи человек), Сент-Китс и Невис (56,2 тысячи человек), Американские Самоа (55,6 тысячи человек), Северные Марианские Острова (55,4 тысячи человек), Маршалловы Острова (53,1 тысячи человек), Фарерские Острова (48,6 тысячи человек), Лихтенштейн (38,4 тысячи человек), Монако (38,3 тысячи человек). Практически все расположенные в списке рядом с Республикой Южной Осетией страны являются зависимыми и административными автономиями других государств, в основном Великобритании, США, Дании и других.
В соответствии с критерием ООН по численности населения (менее 1 млн человек), к карликовым странам относится 84 страны из 245 стран, представленных в списке, в том числе Республика Южная Осетия. При этом Южная Осетия находится среди карликовых стран по численности населения практически в конце списка — на 25 месте с конца.
Сравнение экономики Республики Южная Осетия с аналогичными странами, близкими по площади территории или по численности, которые были названы выше, представляется нецелесообразным, так как экономические показатели несопоставимы из-за существенной разницы по географическому месторасположению, климату, историческим процессам (событиям) приобретения независимости, национальным традициям, образу жизни, менталитету.
Отдельные исследователи могут заявить, что имеется в мировой практике для сравнения экономического уровня стран обобщающий показатель — ВВП (по ППС — паритету покупательной способности) на душу населения. Однако он имеет множество недостатков при его исчислении, особенно для стран, существенно отличающихся по уровню экономического развития, менталитету и образу жизни населения.
Вышесказанное наглядно подтверждается данными по размеру ВВП по ППС на душу населения в карликовых странах, сравнимых с Республикой Южная Осетия по площади территории или по численности населения за 2018 год (таблица 1).
Уровень ВВП по ППС Южной Осетии — 4,2 тысячи долларов на душу населения, что значительно меньше, чем в других карликовых странах: Монако — в 44 раза, Лихтенштейн — в 42,4 раза, Люксембург — в 25,8 раза, Сан-Марино — в 16,5 раз, Острова Кайман — в 21 раз. Поэтому сравнение экономических показателей карликовых стран, приведенных выше, с РЮО будет некорректным.
1 иКЬ: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 5 июня 2020 года).
Таблица 1
ВВП по ППС на душу населения в карликовых странах за 2018 год
Место в рейтинге Страна ВВП по ППС на душу населения тыс. долларов Соотношение ВВП к уровню РЮО, разы Страна ВВП по ППС на душу населения тыс. долларов Соотношение ВВП к уровню РЮО, разы
В мировом рейтинге стран Отсутствуют в мировом рейтинге
2 Люксембург 108,3 25,8 Монако 184,8 44,0
10 Сан-Марино 69,1 16,5 Лихтенштейн 178,1 42,4
54 Сент-Китс 27,7 6,6 Острова Кайман 88,0 21,0
124 Кабо-Верде 7,5 1,8 Гренландия 53,9 12,8
136 Самоа 5,7 1,4 Ф р а н -цузская Полинезия 21,3 5,1
155 Маршалловы Острова 3,4 0,8 Южная Осетия 4,2 1,0
Источник: [5; 6; 8].
Для нашего исследования во всех отношениях (географическое месторасположение, климат, однородная народность, менталитет, образ жизни, единый денежный знак — российский рубль) наиболее подходит сравнение социально-экономического развития РЮО с соседней республикой — Северной Осетией, входящей в состав Российской Федерации.
То, что Республика Северная Осетия-Алания (РСО) не является суверенным государством, существенно не влияет на результаты анализа в экономической и социальной сфере. По численности населения (699,2 тысячи человек в 2018 году) РСО, в соответствии с критериями ООН, относилась бы, как и РЮО, к карликовым странам. По площади территория РСО (8,0 тысяч кв. км) в 2 раза превышает РЮО.
Если сравнивать ВВП на душу населения за 2018 год, то ВВП РЮО составляет 98,2 тысячи рублей, а ВРП РСО — 183,3 тысячи рублей [7; 8]. Разница в объеме ВВП — 1,8 раза, но это не в десятки раз больше, как со странами, приведенными выше. Как было отмечено, показатель ВВП не отражает реальную картину развития экономики и уровень жизни населения любой страны. Размер ВВП зависит в основном от уровня товарно-денежных отношений и уровня оплаты труда в стране. В странах с высокой долей сельских жителей, как в Южной Осетии (41,5%) и Северной Осетии (35,9%), товарно-денежные отношения часто компенсируются (замещаются) натуральным обменом в виде произведенных в личных подсобных хозяйствах продуктов растениеводства и животноводства для самообеспечения, а также частичной продажей продовольствия домохозяй-
ством, но не через официальные торговые организации. Следует отметить, что в сельской местности различные услуги в домохозяйствах выполняются в основном собственными силами без привлечения официально зарегистрированных организаций. Поэтому основным источником доходов ВВП РЮО является оплата труда официально занятых в экономике (подавляющая доля которых трудится в государственном и социальном секторе) — 75,7% от общей суммы ВВП в 2018 году, налоги составляют — 22,3%, а прибыль коммерческих предприятий (бизнеса) — всего 2,0% в общем объеме ВВП. Для сравнения, в структуре доходов ВВП РСО оплата труда наемных работников составляет 44,9%, налоги — 1,0%, прибыль и доходы бизнеса — 54,1% [7; 8].
В связи с этим интересно рассмотреть структуру занятых в отраслях экономики Южной и Северной Осетии.
Таблица 2
Структура занятых по видам экономической деятельности РСО и РЮО в 2018 году, %
Отрасли РСО РЮО
Доля,% Доля,%
Всего 100,0 100,0
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 10,8 2,1
Промышленность 15,3 7,7
ЖКХ и бытовое обслуживание 4,3 10,7
Строительство 8,5 2,8
Торговля и общепит 17,4 7,5
Транспорт 7,0 1,0
Информация и связь 1,4 2,2
Государственное, административное управление и обеспечение военной безопасности; 9,1 27,0
Образование 9,7 18,7
Здравоохранение и социальные услуги 7,4 9,9
Культура, спорт организации досуга и развлечений 1,7 7,0
Предоставление прочих видов услуг 7,4 3,4
Источник: [7; 8].
В соответствии с данными, представленными в таблице 2, в структуре занятых в РСО преобладают такие отрасли, как торговля, общепит (17,4%), промышленность (15,3%), сельское хозяйство, рыболовство (10,8%).
В структуре занятых РЮО в Топ-3 вошли государственное, административное управление и обеспечение военной безопасности (27,0%), образование (18,7%), ЖКХ и бытовое обслуживание (10,7%). Такое положение отражает существенное различие в экономике двух республик. В РЮО преобладают отрасли, обеспечивающие функции государственного устройства самостоятельного государства. В РСО доминируют индустрии, способствующие экономическому развитию, в Северной Осетии, в отличие от РЮО, наиболее развиты промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт. В основу экономики Республики Юж-
ная Осетия положен принцип поддержки сферы социальных услуг населению и государственных обязанностей за счет финансовой помощи России. Отрасли экономики Республики развиты слабо и не могут через налоговые отчисления обеспечить государственный бюджет РЮО.
Для подтверждения вышесказанного рассмотрим структуру бюджетов РЮО и РСО (таблица 3).
Таблица 3
Структура консолидированных бюджетов РЮО и РСО за 2018 год и уровень доходов и расходов бюджета на душу населения.
Статьи бюджета Республика Южная Осетия Республика Северная Осетия На душу населения
На душу населения, тыс. рублей Структура^ На душу населения, тыс. рублей Структура,% Соотношение РЮО к РСО, разы
Доходы, всего 133,1 100,0 47,2 100,0 2,8
Налоги и другие доходы 26,0 19,5 22,5 47,7 1,2
Финансовая помощь (дотации) 107,1 80,5 24,7 52,3 4,3
Расходы, всего 143,3 100,0 46,6 100,0 3,1
Государственное управление 20,5 14,3 2,5 5,3 8,3
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 28,2 19,7 0,3 0,6 100,4
Образование, спорт 29,1 20,3 17,3 37,2 1,7
Культура и искусство 4,9 3,4 1,8 3,8 2,7
Здравоохранение 17,7 12,4 4,8 10,2 3,7
Социальная политика (пенсии) 0,9 0,6 11,3 24,2 0,1
Сельское хозяйство 0,5 0,4 0,9 2,0 0,6
Прочие расходы (нац. экономика, связь, ЖКХ, дорожное хозяйство и другие) 41,4 28,9 7,8 16,6 5,3
Источник: [7; 8].
В соответствии с данными таблицы 3, доходы из бюджета на душу населения в консолидированном бюджете РЮО составляют 133,1 тысячи рублей и превышают доходы РСО (47,2 тысячи рублей) в 2,8 раза. Однако подавляющую часть доходов (80%) РЮО составляет финансовая помощь Российской Федерации.
При этом следует отметить, что налоговые поступления в Южной Осетии полностью остаются в консолидированном бюджете, а в Северной Осетии, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, остается
только часть налогов, а другая, более крупная доля направляется в федеральный бюджет. Затем из него всем субъектам выделяются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2019 году их из федерального бюджета России получили семьдесят два региона из восьмидесяти пяти.
Сумма дотации Республики Северная Осетия — Алания на одного жителя в 2019 году составила 13,5 тысячи рублей, Республики Дагестан — 21,8 тысячи рублей, Чеченской Республики — 21,6 тысячи рублей, Республики Саха (Якутия) — 48,7 тысячи рублей [2].
В структуре расходов бюджета Южной Осетии наиболее существенная доля приходится на государственные нужды: госуправление, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности — и составляет 1/3 часть всех расходов. В бюджете Северной Осетии эти траты насчитывают всего 6%. Сумма расходов на душу населения по другим статьям бюджета в Южной Осетии значительно превышает аналогичные статьи расхода бюджета Северной Осетии, например, на здравоохранение — в 3,7 раза, на культуру и искусство — в 2,7 раза, на образование в — 1,7 раза, на развитие экономики, ЖКХ, дорожное строительство — в 5,3 раза. Низкие расходы РЮО по статье «социальная политика», в сравнении с РСО, объясняются тем, что в России существенная доля выплат пенсий покрывается не за счет пенсионного фонда, как в РЮО, а бюджетными средствами.
Рассмотрим отдельные экономические показатели Республики Южная Осетия в сравнении с Республикой Северная Осетия (таблица 4).
Таблица 4
Объем произведенной продукции и выполненных услуг в РСО и РЮО по основным видам экономической деятельности, всего и на душу населения за 2018 год
Виды экономической деятельности РСО РЮО Соотношение на душу населения РСО/ РЮО, раз
Всего, млрд рублей На душу населения тыс. рублей Всего, млрд рублей На душу населения тыс. рублей
Продукция промышленности 28,4 40,6 0,91 16,1 2,5
Продукция сельского хозяйства 25,8 36,9 0,98 17,4 2,1
Строительство 19,2 27,4 1,33 23,6 1,2
Торговля розничная и оптовая 153,1 219,0 1,32 23,4 9,3
Платные и бытовые услуги (коммунальные, транспортные, связь, ремонт жилья, транспорта, оборудования) 29,3 41,9 1,16 20,6 2,0
Итого 404,7 3,3 6,87 121,6 3,3
Источник: [7; 8].
В соответствии с данными таблицы 4, объем произведенной продукции и выполненных услуг в РСО по основным видам экономической деятельности на душу населения значительно превышает уровень в РЮО. Так, в промышленности, сельском хозяйстве, платных и бытовых услугах — более чем в 2 раза, но особенно большая разница в сфере торговли — более чем в 9 раз.
На существенные различия в уровнях развития отраслей экономики республик влияет множество факторов, таких как — государственное устройство молодого государства РЮО, уровень оплаты труда, природно-географическое расположение, ландшафт, исторически сложившийся образ жизни населения и другие. В отличие от Южной Осетии Северная Осетия, являясь субъектом Российской Федерации и имея удобные транспортной сети, широко реализует возможности производственной кооперации и хозяйственных связей с другими регионами России [3].
Что касается аграрной сферы экономики, то и здесь сравнение не в пользу РЮО. Посевная площадь РСО в 70 раз превышает посевную площадь РЮО. Среднедушевые денежные доходы населения в РСО (23,0 тысячи рублей) больше, чем в РЮО (9,6 тысячи рублей), в 2,4 раза. Горный ландшафт на подавляющей части (90%) РЮО не позволяет, как в РСО, широко развивать земледелие и промышленность. Сельское хозяйство Южной Осетии находится на низком уровне и практически неэффективно. В условиях малоразвитой экономики качество жизни населения в РЮО не удовлетворяет современным требованиям.
Для решения имеющихся проблем в экономике и дальнейшего ее развития Министерством экономического развития РЮО разработана «Стратегия социально-экономического развития РЮО до 2030 года» (в дальнейшем Стратегия), которая законодательно утверждена В РЮО. В документе детально проработаны слабые и сильные стороны экономики Республики, обозначены приоритеты развития, поставлены цели и задачи для каждой отрасли экономики. Намечены ключевые пути развития экономики РЮО и разработаны основные мероприятия по выполнению Стратегии [9].
В документе отмечены достоинства Республики для развития экономики, такие как существующие в большом объеме рекреационные, агроклиматические и минеральные ресурсы, благоприятные природно-климатические условия для садоводства и животноводства. В Стратегии грамотно и обоснованно проработаны направления развития экономики, в первую очередь создание конкурентоспособного сельского хозяйства, ориентированного на экологически чистую продукцию и поставки ее в Российскую Федерацию и страны ЕС.
Следует обратить особое внимание на создание мощной туристической базы в РЮО, а также, учитывая особую актуальность в мировом сообществе укрепления здоровья населения в условиях возрастающих внешних инфекционных вызовов, создание сети санаторно-курортных учреждений. Актуально увеличение производства питьевой и минеральной воды, спрос на которую постоянно растет.
С целью энергетической безопасности государства необходимо развивать гидроэнергетику и другие возобновляемые источники энергии, которые особенно
актуальны для территории РЮО. Особую важность для развития экономики любой страны имеет транспортно-логистическая инфраструктура. Для финансового обеспечения реализации приоритетных направлений развития экономики требуется создание в Южной Осетии комфортных условий для иностранных инвесторов.
В соответствии со Стратегией РЮО в 2019 году разработана и утверждена Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию РЮО на 2020-2022 годы с бюджетом 4,5 млрд рублей, которая включает в себя 52 мероприятия, направленных на продолжение строительства объектов социального назначения, инженерной и транспортной инфраструктуры [10].
В число проектов Инвестиционной программы входят следующие, наиболее эффективные.
1. «Создание яблоневого сада интенсивного типа на 50 га». Производственная мощность до 2,3 тысячи тонн яблок в год с инфраструктурой хранения, товарной сортировкой, калибровкой и упаковкой фруктов. Объем инвестиций составляет 240 млн рублей
2. «Организация завода по производству питьевой воды мощностью 6000 бутылок в час». Объем инвестиций — 134 млн рублей.
3. «Строительство многофункционально торгово-развлекательного комплекса, общей площадью 3485 кв. м». Объем инвестиций — 163,7 млн рублей.
4. «Организация производства непрерывного базальтового волокна на 200 тонн в год и изделий на его основе». Объем инвестиций — 238 млн рублей [4].
Стратегическое планирование, реализация механизмов привлечения инвестиций и программно-целевое управление становятся важнейшими инструментами в деятельности государственного управления республикой [1].
Заключение
Исходя из территориальной близости, однородности населения, единого денежного знака (российский рубль), тесных торговых связей Южной и Северной Осетии, естественно возникает необходимость в значительном расширении экономического сотрудничества двух республик, развитии деловых связей и реализации совместных экономических проектов.
Успешное выполнение Стратегии Республики Южная Осетия и расширение экономического сотрудничества с Республикой Северная Осетия-Алания и другими регионами России позволит значительно поднять уровень экономики РЮО и, соответственно, качество жизни населения.
Литература
1. Джиоева И. К. Направления совершенствования работы государственного аппарата Республики Южная Осетия в сфере управления экономикой // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 8(299). С. 71-76.
2. Дотации регионам России, 2019 год. URL: http://fincan.ru/articles/41_ dotacii-regionam-rossii-2019/ (дата обращения: 25 мая 2020 года).
3. Иванов О.Б., БухвальдЕ. М. Инвестиционные приоритеты в стратегиях социально-экономического развития регионов России // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 2. С. 31—47.
4. Министерство экономического развития РЮО. URL: http://economyrso. org/ (дата обращения: 25 мая 2020 года).
5. Официальный портал Института экономики и права Ивана Кушнира. URL: http://be5.biz/makroekonomika/ (дата обращения: 25 мая 2020 года).
6. Рейтинг стран по ВВП на душу населения (ППС) 2018. URL: http://investorschool.ru/rejting-stran-po-vvp-na-dushu-naseleniya-pps-2018 (дата обращения: 25 мая 2020 года).
7. Республика Северная Осетия-Алания в цифрах. 2019 год. Кр. стат. сборник. ОП Северо-Кавказстат по РСО-Алания, 2019. 2016 с.
8. Статистический сборник Республики Южная Осетия за 2018 год. URL: http://ugosstat.ru/statisticheskij-sbornik-za-2018-g/ (дата обращения: 25 мая 2020 года).
9. Стратегия социально-экономического развития РЮО до 2030 года сайт Министерства экономического развития РЮО. URL: http://economyrso. org (дата обращения: 25 мая 2020 года).
10. Утверждена Инвестпрограмма развития РЮО на следующие три года // МИА «Южная Осетия сегодня». 2019. 28 апреля. URL: https://south-ossetia. info/utverzhdena-investprogramma-razvitiya-ryuo-na-sleduyushhie-tri-goda/ (дата обращения: 25 мая 2020 года).
11. Южная Осетия — Алания Закавказская. URL: https://gotonature.ru/1771-juzhnaja-osetija-alanija-zakavkazskaja.html (дата обращения: 25 мая 2020 года).
References
1. Dzhioeva I. K. Directions for improving the work of the state apparatus of the Republic of South Ossetia in the field of economic management. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk state University], 2013, no. 8(299), pp. 71-76 (in Russian).
2. Grants to Russian regions, 2019. Available at: http://fincan.ru/articles/41_ dotacii-regionam-rossii-2019/ (accessed 25 May, 2020) (in Russian).
3. Ivanov O.B., Bukhval'd E. M. Investment priorities in strategies of socioeconomic development of Russian regions. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice], 2018, no. 2, pp. 41-47 (in Russian).
4. The Ministry of economic development of South Ossetia. Available at: http://economyrso.org/ (accessed 25 May, 2020) (in Russian).
5. Official Portal of the Ivan Kushnir Institute of Economics and law. Available at: http://be5.biz/makroekonomika/ (accessed 25 May, 2020) (in Russian).
6. Ranking of countries by GDP per capita (PPP) 2018. Available at:
http://investorschool.ru/rejting-stran-po-vvp-na-dushu-naseleniya-pps-2018 (accessed 25 May, 2020) (in Russian).
7. Republic of North Ossetia-Alania in the figures. 2019. Stat. collector. Severo-Kavkazstat by RSO-Alania, 2019, p. 2016 (in Russian).
8. Statistical collection of the Republic of South Ossetia for 2018. Available at: http://ugosstat.ru/statisticheskij-sbornik-za-2018-g/ (accessed 25 May, 2020) (in Russian).
9. Strategy of socio-economic development of the RSO until 2030 website of the Ministry of economic development of the RSO. Available at: http://economyrso. org (accessed 25 May, 2020) (in Russian).
10. The Investment Program for the development of the South Ossetia region for the next three years has been Approved. MIA "Yuzhnaya Osetiya segodnya" [MIA "South Ossetia today"], 2019, 28 April. Available at: https://south-ossetia. info/utverzhdena-investprogramma-razvitiya-ryuo-na-sleduyushhie-tri-goda/ (accessed 25 May, 2020) (in Russian).
11. South Ossetia-Alania Transcaucasian. Available at: https://gotonature.ru/1771-juzhnaja-osetija-alanija-zakavkazskaja.html (accessed 25 May, 2020) (in Russian).