Научная статья на тему 'Показатели эффективности аграрной политики в сфере продовольственной безопасности ЮФО'

Показатели эффективности аграрной политики в сфере продовольственной безопасности ЮФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
559
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ОБЪЕМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / FOOD SECURITY / HOUSEHOLDS / PHYSICAL AND ECONOMIC ACCESS TO FOOD / VOLUME OF AGRICULTURAL PRODUCTION / CONSUMPTION OF FOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антамошкина Елена Николаевна

Продовольственная безопасность является одной из ключевых проблем в системе национальной безопасности России. В статье проводится анализ продовольственной обеспеченности Южного федерального округа. Рассматриваются показатели, характеризующие экономическую и физическую доступность продовольствия для населения региона. Анализируются индексы производства продукции сельского хозяйства в ЮФО в 2009-2011 годы. Экономическая доступность продовольствия для населения Южного федерального округа оценивается на основе анализа индекса потребительских цен на продовольственные товары, объемов потребления продуктов питания, динамики среднедушевых денежных доходов населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Performance indicators of agricultural policy of food security in the Southern Federal District

Food security is a key issue in the national security of Russia. The article analyzes the food security of the Southern Federal District. Indicators of the economic and physical access to food for the population are considered. The author analyzes indices of agricultural production in the Southern Federal District in 2009-2011, economic access to food for the population of the Southern Federal District is assessed on the basis of the analysis of the consumer price index for food, consumption of food, and the dynamics of per capita income.

Текст научной работы на тему «Показатели эффективности аграрной политики в сфере продовольственной безопасности ЮФО»

© Антамошкина Е.Н., 2013

®

УДК 338.439.02:43.02 ББК 65.9(2)32

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЮФО

Антамошкина Елена Николаевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики Волгоградского государственного университета antamoshkma-elena@ramЫer ги

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Продовольственная безопасность является одной из ключевых проблем в системе национальной безопасности России. В статье проводится анализ продовольственной обеспеченности Южного федерального округа. Рассматриваются показатели, характеризующие экономическую и физическую доступность продовольствия для населения региона. Анализируются индексы производства продукции сельского хозяйства в ЮФО в 2009-2011 годы. Экономическая доступность продовольствия для населения Южного федерального округа оценивается на основе анализа индекса потребительских цен на продовольственные товары, объемов потребления продуктов питания, динамики среднедушевых денежных доходов населения.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, домашние хозяйства, физическая и экономическая доступность продовольствия, объем производства сельскохозяйственной продукции, объемы потребления продовольствия.

В современных условиях агропромышленный комплекс России не в полной мере обеспечивает продовольственную и экономическую безопасность страны. По отдельным видам продовольствия сохраняется высокий уровень зависимости от импорта. Приоритетной задачей аграрной политики России является не только обеспечение населения основными продуктами питания, но и восстановление утраченных позиций в составе ведущих экспортеров продовольствия. С целью стабильного обеспечения населения страны продовольствием и регулирования внутренних и внешних угроз стабильности продовольственного рынка в начале 2010 г. была принята Доктрина продовольственной безопасности России [3]. В ней определены основные направления аграрной и социально-экономической политики государства.

Успешная реализация этих мер позволит к 2020 г. решить проблему обеспечения про-

довольственной безопасности страны и приблизиться к среднему уровню потребления продовольствия в количествах, определенных рациональными нормами потребления. Для достижения продовольственной безопасности на региональном уровне предусмотрены меры по обеспечению экономической и физической доступности продовольствия, улучшению его качества, а также меры по развитию сельского хозяйства и внешнеэкономической политики [2, с. 78-80].

Аграрная политика ориентированна на развитие сельских территорий, увеличение объемов выпуска сельскохозяйственной продукции, рост уровня занятости сельского населения, рациональное использование земельных ресурсов. Приоритетной целью аграрной политики является повышение эффективности аграрного производства и защита интересов представителей аграрного рынка, прежде всего потребителей.

Аграрная политика в сфере продовольственной безопасности связана не только с обеспечением экономической и физической доступности продовольствия для населения. Так же она включает комплекс мер по стимулированию развития сельскохозяйственного производства, регулированию рынка продовольствия, развитию инфраструктуры в сельской местности. Необходимо отметить, что на протяжении ряда последних лет наблюдается сокращение объема инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных предприятий, это составляет серьезную угрозу для развития АПК [1; 12, с. 107-108].

Продовольственная безопасность предполагает такое состояние экономики и АПК, при котором независимо от влияния различных внутренних и внешних факторов в полном объеме удовлетворяются потребности населения в продовольствии в соответствии с нормами потребления. Ведь уровень и качество питания во многом определяют продолжительность жизни населения и здоровье нации.

Продовольственная безопасность формируется не только на национальном, но и на региональном уровне. Региональная экономическая политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности должна строиться с учетом показателей, характеризующих объемы производства и потребления сельскохозяйственной продукции.

Южный федеральный округ (далее -ЮФО) занимает 2,4 % территории России, на его долю приходится почти 10 % населения страны. Находясь в большей своей части в наиболее благоприятных среди всех регионов страны природно-климатических условиях, ЮФО играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. Здесь сосредоточена почти шестая часть посевных площадей страны, на которых выращивается около 25 % общероссийского валового сбора зерновых культур, половина всего сбора семян подсолнечника, почти пятая часть урожая овощей. Удельный вес региона, в общем объеме производства продукции сельского хозяйства России, в 2011 г. составил 15,7 %, за первые три квартала 2012 г. - 17,0 % [10, с. 8].

Выделим группы показателей для оценки продовольственной безопасности Южного федерального округа:

1) показатели, характеризующие физическую доступность продовольствия: объемы и динамика производства сельскохозяйственной продукции;

2) показатели, характеризующие экономическую доступность продуктов питания для населения: цены на продовольствие, изменение уровня цен, размер доходов населения, доля расходов на питание в структуре потребительских расходов домашних хозяйств.

Одним из основных факторов, влияющих на степень физической доступности продовольствия для населения, является объем производства сельскохозяйственной продукции на территории региона. В 2011 г. в ЮФО наблюдался прирост объемов производства сельскохозяйственной продукции на уровне 13,9 %. Среди субъектов ЮФО по темпам роста лидировали Волгоградская область - 24,8 % и Ростовская область - 15,8 %.

В сфере производства животноводческой продукции по темпам роста лидировала республика Адыгея - 11,1 % и Астраханская область - 8,4 %. В 2010 г. лидером стала республика Калмыкия -10,8 %, в 2011 г. Ростовская область - 9,4 % и Адыгея - 10,1 %. В сфере растениеводства в 2009-2010 гг., напротив, наблюдалось сокращение объемов производства на 14,2 % и 2,2 % соответственно. На фоне общей тенденции снижения объемов производства растениеводческой продукции в ЮФО в 2009 г., Астраханская область, напротив, демонстрировала рекордные показатели роста - 28,5 %. 2011 год стал удачным для аграриев Юга России. Совокупный объем продукции растениеводства возрос на 20,4 %, среди субъектов лучший результат показала Волгоградская область - 41,6 % (см. табл. 1).

Лидерами в производстве сельскохозяйственной продукции традиционно являются сельхозпроизводители Краснодарского края и Ростовской области. В 2011 г. они обеспечивали более двух третей от общего объема сельскохозяйственной продукции по ЮФО. На долю сельскохозяйственных товаропроизводителей Краснодарского края и Ростовской области в 2011 г. приходилось -46,8 % и 29,1 % соответственно. Так в хозяйствах всех категорий Краснодарского края в 2011 г. было произведено продукции

на сумму 239 млрд 235,1 млн руб., сельскохозяйственные товаропроизводители Ростовской области произвели продукции более чем на 149 млрд рублей [7, с. 42].

Наибольший удельный вес в общем объеме произведенной сельскохозяйственной продукции ЮФО приходился на сельскохозяйственные организации - 49,15 % и хозяйства населения - 34,33 %, доля фермерских хозяйств по прежнему незначительна - 16,51 %. Личные подсобные хозяйства населения являются основными производителями картофеля, овощей, молока, шерсти. Значительный вклад личные подсобные хозяйства вносят в производство животноводческой продукции. Сельскохозяйственные предприятия и организации обеспечивают основной объем производства зерна, подсолнечника, сахарной свеклы.

Производство молочной и мясной продукции за анализируемый период было ста-

бильным, не наблюдалось резкого увеличения, либо сокращения объемов выпуска. В 2011 г. в хозяйствах всех категорий ЮФО было получено - 3 278,5 тыс. тонн молока, 1 376,3 тыс. тонн мясной продукции (табл. 2).

Экономическая доступность для населения продовольствия зависит от уровня цен на продовольственные товары и реальных доходов потребителей. Наиболее значительный рост уровня цен в ЮФО наблюдался в сентябре - декабре 2010 г. (см. рис. 1). Так, в декабре 2010 г. индекс цен по ЮФО составил - 114,2 %, при среднем значении по России - 112,9 %.

Как правило, на протяжении всего периода 2009-2012 гг. в Южном федеральном округе индекс потребительских цен на продовольственные товары превышал средний показатель по России на 1,5-2 %. В январе - ноябре 2012 г. на Юге России наблюдался постепенный, незначительный рост цен на продовольственные товары.

Таблица 1

Индексы производства продукции растениеводства и животноводства в ЮФО

Регионы 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Растение- водство Животно- водство Растение- водство Животно- водство Растение- водство Животно- водство

Российская Федерация 98,6 104,6 76,2 100,9 147,2 101,5

Южный федеральный округ 85,8 104,6 97,8 101,3 120,4 104,3

Республика Адыгея 104,4 111,1 96,3 107,9 91,9 110,1

Республика Калмыкия 91,8 93,0 77,4 110,8 128,3 109,0

Краснодарский край 88,9 104,8 105,5 101,1 115,9 102,0

Астраханская область 128,5 108,4 102,7 103,8 116,0 101,4

Волгоградская область 82,3 108,1 76,1 104,1 141,6 100,0

Ростовская область 76,2 103,6 99,5 97,4 120,2 109,4

Примечание. Составлено по: [6, с. 40; 5, с. 42].

Таблица 2

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в ЮФО, тыс. т

Тыс. тонн 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Картофель 1 463,9 1 356,0 1 641,7

Овощи 2 587,4 2 593,7 3 113,5

Молоко 3 303,6 3 253,7 3 278,5

Мясо и мясопродукты 1 268,2 1 324,7 1 376,3

Зерно 20 322,2 18 818,8 22 695,3

Примечание. Составлено по: [6, с. 43-61; 7, с. 43-62].

---• - 2 0 0 9 г . -----♦— 2 0 10 г. -------л----2 0 11 г — 2 0 12 г.

Рис. 1. Индекс потребительских цен на продовольственные товары в 2009-2012 гг. в ЮФО на конец периода в % к декабрю предыдущего года

Примечание. Составлено по: [5, с. 203-205; 10, с. 26].

Однако индекс потребительских цен на продовольственные товары как в целом по ЮФО, так и по отдельным субъектам макрорегиона, в 2012 г. превышал средне российский показатель. В 2012 г. на потребительском рынке продовольственных товаров ЮФО наблюдалась разнонаправленная динамика изменения цен. С одной стороны, в большинстве товарных групп отмечено повышение уровня средних цен. С другой стороны, отмечалось снижение потребительских цен на отдельные продовольственные товары.

Без учета овощей, картофеля и фруктов цены на продовольственные товары увеличились в среднем на 7 %. Рост цен на хлебобулочные изделия с начала года составил в среднем 5,7 %, из них ржано-пшеничный хлеб, хлебобулочные изделия из пшеничной муки первого и высшего сорта подорожали на 5,6-6,3 %, сдобные булочные изделия - на 10,7 %. При этом потребительские цены на пшеничную муку возросли в среднем на 15,6 %. Говядина, свинина, колбасные изделия подорожали на 7-10 %, мясо птицы - на 19,1 %, баранина - на 27,7 %.

Цены на ряд продовольственных товаров снизились. Подсолнечное масло подешевело на 1,5 %, сыры, мороженая неразделан-ная рыба, пшено - на 4-8 %, куриные яйца -на 15,6 %, гречневая крупа - на 31,2%.

Возможности приобретения населением необходимого количества продовольствия оп-

ределяется, прежде всего, уровнем благосостояния и денежными доходами населения.

На протяжении 2009-2011 гг. среднедушевые доходы населения по ЮФО были значительно ниже аналогичных показателей по России. Так в 4-м квартале 2011 г. по Южному Федеральному округу среднедушевые доходы составляли 18 910 руб. в месяц, по России - 24 255 рублей. Наиболее низкий размер среднедушевых денежных доходов среди субъектов ЮФО в республике Калмыкия. По итогам 4 квартала 2011 г. размер среднедушевых денежных доходов в Калмыкии был на 44,8 % ниже, чем в среднем по ЮФО -10 426 руб., против 18910 руб. по ЮФО. Лидирует по размеру среднедушевых денежных доходов Краснодарский край. На протяжении всего анализируемого периода среднедушевые денежные доходы по Краснодарскому краю были выше средних показателей по ЮФО (см. рис. 2).

Объемы потребления основных видов продуктов питания в ЮФО в 2010 г. превышали средние показатели по России. Особо заметной была разница в потреблении овощей и бахчевых культур. Объем потребления овощей в ЮФО составил 124 кг на человека, что на 28,5 % превысило средний показатель по России - 96,5 кг.

Среди субъектов Южного федерального округа по объему потребления овощей и

1 кв 2009 г.

3 кв. 2009 г

1 кв. 2010 г.

3 кв. 2010 г.

1 кв. 2011 г

3 кв. 2011 г.

5 000

0

2 кв

4 кв

2 кв

4 кв

2 кв

4 кв

Республика Адыгея Республика Калмыкия — Краснодарский край

— Астраханская область Волгоградская область Ростовская область

Рис. 2. Динамика среднедушевых денежных доходов населения по субъектам ЮФО в 2009-2011 гг. Примечание. Составлено по: [5, с. 203-205].

картофеля лидировала Ростовская область -130,2 кг и 76,3 кг в год соответственно (см. табл. 3). Наибольшее количество мясной, молочной, хлебной продукции и фруктов потребляли жители Краснодарского края. Объемы потребления молока составили -292,1 кг в год, это значение превысило средний показатель потребления по ЮФО на 8 % (21,4 кг), в сравнении со средним показателем по России превышение составило 29,6 кг или 11,3 %. Объемы потребления мясной продукции в Краснодарском крае составили -

87,3 кг, это выше среднего показателя по России на 10,5 %, и выше среднего показателя по ЮФО на 5,4 %. Потребление фруктов составило - 91,7 кг в год, это превысило средний показатель по России на 30,6 % и по ЮФО на 18 %. По объемам потребления рыбы и рыбной продукции лидировала Астраханская область - 33,6 кг. Объемы потребления рыбы превысили средний показатель по ЮФО на 40 %, и по России на 58,5 %.

Наряду с этим потребление населением Южного федерального округа некоторых видов продуктов питания было ниже рекомендуемых рациональных норм потребления. Так, потребление картофеля в ЮФО составляло 67 % от нормы, молока и молокопродук-тов - 80 %, фруктов - 78 % от рекомендуемой нормы потребления. В то же время потребление хлеба превышало норму на 10 %, сахара - на 28,5 %.

По субъектам Южного федерального округа также соответственно наблюдалось потребление продовольственной продукции в объемах ниже рациональных норм. Объемы потребления овощей в республике Калмыкия составили - 56 % от рациональной нормы потребления, в республике Адыгея - 91 %. Объемы потребления мяса в республике Калмыкия составили - 83,5 % от нормы. Объемы потребления рыбы и рыбопродуктов в республике Адыгея составили 65,5 % от рациональной нормы потребления, в Волгоградской области -87 %, в Калмыкии - всего лишь 55 %.

Наиболее сложная ситуация с обеспечением населения продовольствием в республике Калмыкия. На протяжении ряда последних лет, республика Калмыкия занимает последнюю строчку в рейтинге потребления продовольствия, среди субъектов ЮФО, по всем видам продуктов, за исключением хлеба. Объемы потребления молока и молочной продукции в республике были на - 32,6 % ниже среднего показателя по ЮФО, объемы потребления овощей были ниже на - 44 %, картофеля на - 42 %, мяса на - 16 %, фруктов на - 46 %, рыбы и рыбной продукции меньше практически в 2 раза.

По уровню среднедушевых денежных доходов, среди субъектов ЮФО, республика Калмыкия традиционно находится на последнем месте. Кроме того, индекс цен на продовольствие в республике в 2010-2012 гг. часто превышал средний уровень индекса цен по

Таблица 3

Потребление продуктов питания по субъектам ЮФО в 2010 г.,

(в среднем на одного члена домашнего хозяйства в год; кг)

Хлебные продукты Карто- фель Овощи Фрукты Мясо Молоко Яйца, шт. Рыба Сахар

Российская Федерация 101,5 66,3 96,5 70,2 79,0 262,5 221 21,2 32,5

ЮФО 110,5 67,6 124,0 77,7 82,8 270,7 235 24,0 36,1

Республика Адыгея 104,4 57,0 113,0 71,4 72,3 259,3 202 14,4 29,2

Республика Калмыкия 105,5 39,1 69,1 41,8 69,1 182,9 139 12,1 23,7

Краснодарский край 117,8 63,2 126,9 91,7 87,3 292,1 235 27,6 37,7

Астраханская область 116,1 62,3 123,1 78,5 82,5 260,4 232 33,6 33,5

Волгоградская область 101,6 69,1 116,2 69,5 73,8 238,6 228 19,1 33,6

Ростовская область 106,6 76,3 130,2 68,8 84,7 273,6 251 22,0 37,9

Рациональные нормы потребления * 95-105 95-100 120-140 90-100 5 1 £ 320-340 260 18-22 24-28

Примечание. Составлено по: [9, с. 281].

* - рациональные нормы потребления продуктов питания определены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» [8].

России и ЮФО. Все это еще больше уменьшило доступность продовольствия для населения республики Калмыкия. Снижается доля расходов на продукты питания, население республики стало меньше потреблять биологически ценные продукты: мясо и рыбу, молочную продукцию, фрукты и овощи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также в Республике Калмыкия остается высокой доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. На протяжении ряда последних лет более 1/3 населения имеют доход ниже величины прожиточного минимума. В 2009 г. удельный вес населения республики Калмыкия, имеющий доход ниже прожиточного минимума составил - 35,4 %, в 2010 г. - 37,3 %, в 2011 г. - 35,8 %.

В Волгоградской, Астраханской и Ростовской областях удельный вес численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума за аналогичный период не превышал 17 %. В Краснодарском крае уровень численности населения с доходами ниже прожиточного минимума был немного

выше -18,2 % в 2009 г. и 15,6 % в 2010 году. В Республике Адыгея в 2008 г. присутствовала значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума - 24,2 %. Однако на протяжении ряда последних лет наблюдалось сокращение численности этой категории населения.

Информативным показателем при оценке уровня продовольственной безопасности, с точки зрения экономической доступности продовольствия, является удельный вес расходов на питание в общей структуре расходов потребителей. В ЮФО доля расходов на питание в структуре расходов домашних хозяйств на конечное потребление в 2010 г. составила - 38%. В 2011 г. доля расходов на питание незначительно сократилась, до - 37,3 % (см. рис. 3). Значение этого показателя превысило долю расходов на питание за аналогичный период по России на 8,4 % в 2010 г. и на 7,8 % в 2011 году. (см. табл. 4).

Среди субъектов ЮФО наиболее высокая доля расходов на питание в структуре конечного потребления домашних хозяйств на-

Южный Федеральный округ

□ Продукты питания

□ Одежда и обувь

□ Предметы домашнего обихода

□ Алкогольные напитки

В Жилищно-коммунальные услуги

□ Здравоохранение

Рис. 3. Структура потребительских расходов домашних хозяйств ЮФО в 2011 г., в % от общей величины расходов Примечание. Составлено по: [3, с. 58; 62].

Таблица 4

Доля расходов на питание в структуре расходов домашних хозяйств на конечное потребление в регионах ЮФО в %

Регионы 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Российская Федерация 30,6 29,6 29,5

ЮФО 35,8 38,0 37,3

Республика Адыгея 35,1 37,9 32,3

Республика Калмыкия 43,0 42,5 41,7

Краснодарский край 33,0 39,3 39,1

Астраханская область 34,1 34,2 32,0

Волгоградская область 32,0 34,9 33,1

Ростовская область 36,2 39,2 39,3

Примечание. Составлено по: [3, с. 58; 62].

блюдалась в республике Калмыкия, население тратило более 40 % от общей суммы расходов на покупку продовольствия. Это превышало средний уровень по ЮФО и России.

В 2009-2010 гг. наблюдалась отрицательная динамика показателей производства сельскохозяйственной продукции, за исключением животноводства, где наблюдался незначительный рост. Следующий 2011 г. стал удачным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Юга России: объемы производства в сфере растениеводства возросли на -

20,4 %, в животноводстве на - 4,3 %. На сегодняшний день явных угроз, с точки зрения

физической доступности продовольствия, для населения ЮФО не существует.

Определим характеристики продовольственной безопасности Южного федерального округа по критерию экономической доступности продовольствия для населения региона:

1) Индекс потребительских цен на продовольственные товары в ЮФО, как правило, превышает аналогичный показатель по России.

2) Среднедушевые денежные доходы населения, проживающего на территории ЮФО существенно ниже среднего показателя по России. Среди субъектов макрорегиона наблюдается значительная дифференциация доходов.

Наиболее низкий уровень доходов в республике Калмыкия, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2011 г. составила почти 36 % населения. В 2011 г. среднедушевые денежные доходы в республике Калмыкия были на 45 % ниже, чем в среднем по ЮФО. Наиболее высокий средний уровень доходов населения в Краснодарском крае, Астраханской и Ростовской областях.

3) Объемы потребления основных видов продовольственной продукции в ЮФО превысили средние показатели по России. В сравнении с рациональными нормами потребления пищевых продуктов, наблюдалось недопотребление картофеля, фруктов, молока и молочной продукции. Потребление хлеба, овощей, рыбы соответствовало нормам. Объемы потребления мясной продукции и сахара незначительно превысили рациональные нормы потребления. Среди субъектов ЮФО наиболее низкие объемы потребления продовольствия в республике Калмыкия. Лидируют Ростовская область и Краснодарский край.

С точки зрения экономической доступности продовольствия для населения Юга России, присутствуют угрозы, связанные с высоким уровнем дифференциации доходов среди субъектов ЮФО, ростом индекса потребительских цен на продовольственные товары, значительной долей населения с доходами ниже прожиточного минимума в отдельных субъектах Южного федерального округа.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Антоненко, И. В. Отраслевой аспект инновационной деятельности регионов ЮФО / И. В. Антоненко // Вестник Волгоградского государствен-

ного университета. Серия 3. Экономика. Экология. -2011. - № 2. - С. 47-55.

2. Бабич, Т. В. Использование программно-целевого подхода в решении комплексных программ развития АПК региона / Т. В. Бабич // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2012. - № 2. - С. 78-84.

3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации : утв. Указом Президента РФ от 30 янв. 2010 г. № 120. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. mcx.ru/documents/ document/show/14857.19.htm. - Загл. с экрана.

4. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2011 г. (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) : стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 219 с.

5. Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов РФ в янв. - нояб. 2012 г : стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 365 с.

6. Основные показатели сельского хозяйства России в 2010 г. : стат. сб. / Росстат. - М., 2011. - 67 с.

7. Основные показатели сельского хозяйства России в 2011 г. : стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 65 с.

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 авг. 2010 г. № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12179471. - Загл. с экрана.

9. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011 : стат. сб. / Росстат. - М., 2011. - 527 с.

10. Социально-экономическое положение Южного федерального округа в янв. - сент. 2012 г. : стат. сб./ Росстат. - М., 2012. - 76 с.

11. Шкарупа, Е. А. Особенности привлечения инвестиций в сельское хозяйство: современное состояние и тенденции развития / Е. А. Шкарупа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2011. -№2.- С. 107-113.

PERFORMANCE INDICATORS OF AGRICULTURAL POLICYOF FOOD SECURITY IN THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT

Antamoshkina Elena Nikolaevna

Candidate of Economic Sciences, Department of Economic Theory and Economic Policy,

Volgograd State University antamoshkina-elena@rambler. ru

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. Food security is a key issue in the national security of Russia. The article analyzes the food security of the Southern Federal District. Indicators of the economic and physical access to food for the population are considered. The author analyzes indices of agricultural production in the Southern Federal District in 2009-2011, economic access to food for the population of the Southern Federal District is assessed on the basis of the analysis of the consumer price index for food, consumption of food, and the dynamics of per capita income.

Key words: food security, households, physical and economic access to food, volume of agricultural production, consumption of food.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.