Логистика в аэрокосмической отрасли
УДК 347. 77
С. Н. Рудь, А. П. Сурник
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
Описывается ряд проблем при защите объектов интеллектуальной собственности в Таможенном союзе, таких как различия законодательств, недостаточная унификация, параллельный импорт и ситуация с процедурой вхо/Аею. Обозначены возможные причины проблем, а также предложены некоторые способы их решения.
В условиях высокой скорости развития бизнеса важную роль играет защита объектов интеллектуальной собственности (ОИС), а также взаимодействие владельцев ОИС с государственными органами для осуществления полноценной охраны их прав. Но в настоящее время существует большое количество проблем и разногласий как во взаимодействии с компаниями - владельцами прав на ОИС, так и в большом количестве различий в национальных законодательствах государств - членов Таможенного союза.
На данный момент основой взаимодействия является Таможенный кодекс Таможенного союза, в гл. 46 которого дана система защиты ОИС в виде таможенных реестров стран - членов Таможенного союза и Единого таможенного реестра Таможенного союза [1]. Но Таможенный кодекс не дает полный список ОИС, защищаемыхтаможенными органами. В каждом государстве законодательство выстроено по-своему, и, соответственно, список таких товаров различен.
Важным моментом является то, что в Единый таможенный реестр Таможенного союза включаются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие охране в каждом из государств - членов Таможенного союза, вследствие чего возникает проблема унификации разных аспектов законодательства Таможенного союза и стран, в него входящих, например, унификация терминологической базы относительно таких понятий, как «поддельная продукция», «контрафакт», «фальсификат» (последнее в Российской Федерации используется только относительно лекарственных средств) [2].
Особое внимание привлекает ситуация с товарными знаками, владельцами которых в разных государствах - членах Таможенного союза являются разные компании. Такие ситуации могли возникнуть после прекращения существования СССР, а также при наличии лицензионных договоров крупных мировых корпораций с местными компаниями. В данной ситуации при ненадлежащем регулировании этого аспекта такие товары при перевозке из одного государ -ства - члена Таможенного союза в другое могут попасть под статус контрафактных.
Особую роль в этой ситуации с различиями в законодательствах имеет принцип ex officio, закрепленный в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза таможенные органы
принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза. Данные правоотношения регулируются в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Этот принцип закреплен непосредственно в Таможенном кодексе Казахстана, Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [3], но в Белоруссии он не предусмотрен.
Введение этого принципа в Таможенном союзе повлекло за собой волну недовольства, вызванную беспокойством компаний за их права на ОИС, а также ожиданием ухудшения ситуации с быстрым и безубыточным перемещением товаров. В данном случае проблема в том, что на сегодняшний день нет четких критериев контрафактности товаров, все зависит от конкретного должностного лица таможенных орга-нов, его опыта и умения определять признаки контрафактного товара. Но в ближайшем будущем все может измениться с введением единой базы Роспатента, содержащей сведения о правообладателях и их товарах [2].
Возвращаясь к проблемам в сфере защиты интеллектуальной собственности, коснемся такой довольно крупной проблемы, как параллельный импорт. Данное понятие связано с законодательно установленным «принципом исчерпания исключительных прав», суть которого в том, что после сбыта на рынке самим правообладателем или с его согласия товара, содержащего в себе ОИС, правообладатель лишается права контролировать либо запрещать дальнейшее коммерческое использование такого товара. В России и Белоруссии действует национальный принцип, а в Казахстане - международный. В связи с этим возможна такая ситуация, когда правомерно с точки зрения национального законодательства ввезенный в Казахстан товар может оказаться вне закона на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.
Для разрешения данной проблемы в соответствии с Планом действий по формированию единого экономического пространства [4] было принято Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности [5]. Данное Соглашение предусматривает, что не является нарушением исключительного права на товар-
Решетневскце чтения
ный знак использование этого товарного знака в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории государств -членов Таможенного союза непосредственно правообладателем или другими лицами с его согласия.
Исходя из вышесказанного понятно, что в сфере защиты интеллектуальной собственности еще очень много проблем. Решить эти проблемы помогла бы-полная унификация законодательств государств -членов Таможенного союза, создание новых и усовершенствование уже существующих государственных структур по борьбе с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности, а также формирование судебной практики и судебных органов на уровне Таможенного союза.
Библиографические ссылки
1. Таможенный кодекс Таможенного союза. М., 2011
2. Курочкина О. Защита и охрана интеллектуальной собственности на единой таможенной территории Таможенного союза. Перспективы и риски [Электронный ресурс] // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. М., 2011. URL: http://www.zollru.ru/en/news/2672.htm.
3. О Таможенном регулировании в Российской Федерации : федер.закон от 27.11.2010. № 311-Ф3. М., 2010.
4. План действий по формированию единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010-2011 годы : утв. Решением Межгосударственного совета евразийского экономического сообщества № 35 от 19 декабря 2009 г. М., 2009.
5. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности : утв. Решением Межгосударственного совета евразийского экономического сообщества № 65 от 9 декабря 2010 г. М., 2010.
S. N. Rud, A. P. Surnik
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
PROBLEMS OF INTELLECTUAL PROPERTY PROTECTION IN THE CUSTOMS UNION
The problems of protecting intellectual property in the Customs Union of Russian Federation such as Belarus and Kazakhstan are overviewed. Such differences of legislations as insufficient unification, parallel import and situation with ex officio procedure are pointed out. Also possible reasons of those problems are identified and some of the ways to solve them are determined.
© Pyflt C. H., CypHHK A. n., 2012
УДК 338. 49
А. В. Самарцева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ*
Представлены тенденции и факторы формирования региональной логистической инфраструктуры.
Формирование региональной логистической инфраструктуры (РЛИ) является необходимым условием увеличения конкурентоспособности региона за счет привлечения дополнительных инвестиций и создания благоприятных условий для развития бизнеса.
Предпосылками для создания РЛИ на территории Красноярского края можно считать тенденции российского рынка: постепенный переход от оказания отдельных традиционных услуг (транспортировка, складирование, экспедиция) к обеспечению комплексных логистических услуг, предлагаемых спе-
циализированными фирмами; постепенное превращение участников российского рынка логистических услуг из партнеров производственных и торговых фирм при осуществлении логистических операций и функций в интеграторов, координирующих взаимодействие между всеми участниками определенной логистической системы. Кроме того, перспективы развития транспортной структуры региона также связаны с освоением средств из фондов федерального и регионального бюджетов (политические решения по развитию инфраструктуры края).
*Исследование проведено при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.