СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ
Александрова В.А., аспирант
Национальный институт бизнеса г. Москва, Россия
Одной из социально-экономических проблем развития общества страны является занятость и безработица населения. В статье рассматривается формирование отраслевого рынка труда, освещаются основные направления кадровой политики, даются рекомендации по совершенствованию системы регулирования занятости в рыбохозяйственном комплексе России.
Ключевые слова: рынок труда, рыбохозяйственный комплекс, занятость, безработица.
Сложившееся сложное положение с занятостью и безработицей в стране и в ряде её регионов, ставит перед наукой задачи разработки теоретических положений и практических предположений с новыми подходами к использованию трудовых ресурсов и к регулированию занятости населения, выработки конкретных рекомендаций по управлению процессами формирования и использования трудовых ресурсов с учётом региональных особенностей, состояния экономики конкретного региона. Существующие значительные территориальные различия в уровнях развития обусловливают необходимость более чёткой регионализации вопросов регулирования занятости населения.
Многие страны рассматривают рыбное хозяйство как компонент стратегического значения, обеспечивающий безопасность, поскольку рыболовство способствует заселённости отдельных прибрежных регионов и их социально-экономическому развитию.
Выход на качественно новый уровень функционирования рыбохозяйственного комплекса страны невозможно без повышения эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности данной отрасли на рынке труда.
Формирование отраслевого рынка труда без достаточного государственного регулирования обострило проблему занятости, оплаты труда и подготовки квалифицированных кадров на рыбо-хозяйственных предприятиях. Сложность и неоднозначность процесса формирования рынка труда рыбохозяйственного комплекса обусловливают высокую актуальность научного поиска оптимальных методов его управления.
По-прежнему остаётся острой проблема в области обеспечения занятости в населённых пунктах с градообразующими рыбохозяйственными организациями. В настоящее время рынок труда в отрасли, сформировавшийся в условиях становления рыночных отношений в стране, терпит серьёзные проблемы. Отмечается снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Резко уменьшился уровень профессиональной подготовки и квалификации работников, в том числе в результате высокого уровня физического износа и морального старения основных производственных фондов, применения устаревших технологий, длительных и порою необратимых остановок производства. В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестких к более гибким видам найма: срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.
Однако предпринимаемые правительством Российской Федерации меры по реформированию экономики и общества затронули сферу трудовых отношений явно недостаточно. На рынке труда сохраняется напряжённость, которая проявляется по основным направлениям.
Снижается общая численность населения. Экономические трудности переходного периода привели к резкому снижению рождаемости и некоторому повышению уровня смертности. Последние годы Российская Федерация переживает беспрецедентный демографический кризис. Ежегодно россиян рождается заметно меньше, чем умирает [1].
Таблица 1
Показатели естественного движения населения
Январьф враль
тысяч на 1000 человек населения
2010г. 2009г. прирост(+) снижение(-) 2010г. 2009г. 2010г. в % к 2009г.
Родившихся 267,4 270,8 -3,4 11,7 11,8 99,2
Умерших 337,0 343,2 -6,2 14,7 15,0 98,0
Естественная -69,6 -72,4 -3,0 -3,2 93,8
убыль
На фоне падения рождаемости наблюдается общее старение населения страны. Уже к 2016 году каждый четвёртый житель РФ будет пенсионером. В два раза сократится число тех, кто вступает в трудоспособный возраст [2].
В отрасли значительная часть молодых специалистов трудоустраивается в более доходных и менее трудоёмких сферах народного хозяйства. Существует дисбаланс между уровнем образования работников отрасли и предлагаемыми им рабочими местами. Нередко для повышения уровня дохода высококвалифицированные кадры вынуждены устраиваться на должность, требующую гораздо более низкого уровня образования. В результате наблюдается парадокс: дефицит трудовых ресурсов на фоне безработицы, которая носит, зачастую, скрытый характер. Под скрытой формой безработицы понимается содержание на предприятиях работников, заработная плата которых находится на крайне низком уровне, что, в свою очередь, связано с заниженной трудовой нагрузкой.
Изменяется численность занятых в экономике по формам собственности. В ходе реформ в отрасли произошло стихийное перераспределение трудовых ресурсов. Большинство перешли в иные сферы деятельности, прежде всего связанные с самозанятостью и неформальной занятостью или работой в новом коммерческом секторе, главным образом в хозяйственных обществах и товариществах.
Предприятия малого предпринимательства - это база для применения предпринимательской активности и основа для формирования и расширения занятости населения, а значит и для снятия напряженности в стране и реализации интересов простых людей, заинтересованных в политической стабильности общества. То есть именно малое предпринимательство в виде малых предприятий в условиях жесткой конкурентной борьбы делает жизнь общества богаче и разнообразнее. При этом необходимо говорить о стабильном и долговременном развитии малого предпринимательства в Российской Федерации, поскольку его развитие обеспечивает решение вопроса по занятости населения в стране и достатку. Последний по своему объёму выступает главным стимулом и основным семейным движущим интересом, что особенно прозрачно и наглядно проявляется в малом предпринимательстве и имеет не только экономическое, но и социальное значение.
Безработица в России подошла к такому уровню длительности, на котором по зарубежным оценкам, начинается утрата профессионально-квалификационных навыков, особенно если это происходит на грани физического выживания. Особую озабоченность вызывает рост безработных граждан, не имеющих опыта работы. При анализе безработицы на основе средних показателей острота проблемы неизбежно сглаживается, на фоне роста общей безработицы отчётливо видна тенденция усиления её региональной дифференциации. В подавляющем большинстве регионов России существуют районы с очаговой безработицей.
На региональном и отраслевом уровнях сохраняются «отпечатки» старой системы, недостаточная мобильность трудовых ресурсов. Это обусловило формирование высокосегментированного рынка труда. Велики региональные различия в соотношении минимального и среднего уровней оплаты труда, а также уровня оплаты труда и прожиточного минимума как по федеральному, так и по региональным стандартам. Серьёзная социальная проблема - низкая оплата труда в бюджетной сфере. По мере продвижения к цивилизованному рынку труда складываются условия для его функционирования на основе естественных регуляторов в сочетании с государственным регулированием занятости. Особую роль здесь должны играть рыночные формы и методы инвестирования в экономические рабочие места, формирование реальной заработной платы исходя из прожиточного минимума, социальное страхование работников наёмного труда от экономических рисков,
- 8 -
включая безработицу. При этом государственное содействие занятости, отражая в основном социальную поддержку в регулировании экономической активности населения, смягчает или носит упреждающий характер по отношению к угрозе и последствиям вынужденной безработицы, пытается поддерживать полную занятость, компенсируя негативные экономические результаты функционирования рынка труда.
В соответствии с действующим в России законодательством под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход). Управление занятостью в практическом плане можно определить как целенаправленное воздействие на рынок труда, расширение спроса на рабочую силу и поддержку эффективного предложения рабочей силы. Сюда относится: обеспечение масштабов, условий и форм включения работников в полезную деятельность, формирование, распределение, использование, высвобождение, переподготовка и перераспределение занятых работников.
Учитывая особенности отрасли, предприятия рыбного хозяйства являются градообразующими во многих приморских регионах страны, обеспечивают занятость населения. Особое значение это имеет для районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, где рыбный промысел является основным источником обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе коренных малочисленных народов, где других доходов, кроме как доходов от рыбного промысла, практически нет.
Формирование рынка труда в рыбном хозяйстве России осуществляется по тому же сценарию, что и в других отраслях народного хозяйства.
Основные направления кадровой политики занятости на рынке труда должны включать:
- профессиональную подготовку и переподготовку, профориентацию и стимулирование адаптации к ситуации на рынке труда;
- поощрение безработных к активному поиску работы, а предпринимателей к увеличению занятости путём представления им субсидий и налоговых льгот;
- создание условий предпринимателем для найма определённых групп безработных (молодёжи, инвалидов, длительно безработных).
В современных условиях наиболее актуальным становится реальное управление рынком труда, для чего требуется наличие качественной и полной информации о состоянии и тенденциях развития рынка труда и рынка рабочих мест рыбохозяйственного комплекса.
Для этого требуется постановка и решение следующих задач:
- определить влияние ситуации в рыбохозяйственной отрасли на формирование рынка труда и рынка рабочих мест;
- раскрыть сущность занятости, как важнейшей характеристики рынка труда, определить её основные принципы, виды и формы;
- показать региональные особенности трудовых ресурсов, рынков труда и рабочих мест;
- изучить и проанализировать состояние и динамику выпуска специалистов для рыбохозяй-ственной отрасли, состояние рынка труда молодых специалистов;
- обосновать и показать роль современных информационных технологий в обслуживании субъектов рынка и, прежде всего, населения;
- выявить и проанализировать корреляцию между подготовкой и трудоустройством специалистов.
Рекомендациями по совершенствованию системы регулирования занятости в рыбохозяйст-венном комплексе могут стать:
- совершенствование структуры управления рыбохозяйственным комплексом страны, с созданием правительственных и региональных органов, имеющих необходимые права и полную ответственность за решения социально-экономических проблем по развитию отрасли.
- необходимость разработки отраслевой кадровой политики и осуществление её единого центра во взаимодействии с регионами;
- разработки отраслевых рекомендаций по стимулированию труда в рыбном хозяйстве с учётом особенностей различных социальных групп, прежде всего плавсостава;
В связи с этим можно сказать, что региональная структуризация рынка труда является важнейшим компонентом политики занятости. Меры по развитию рыбного хозяйства позволят решить проблему занятости, обеспечить сохранение и создание новых рабочих мест в отдалённых
приморских регионах, а также создать в этих регионах условия для устойчивого социально-экономического развития государства.
Литература
1. Информация о социально-экономическом положении России - 2010 год
http://www.gks.rU/bgd/free/B 10_00/IssWWW.exe/Stg/d03/8-0.htm
2. Крылова Е.Б. Социально-экономические механизмы трансформации рынка труда и занятости под влиянием развития малого предпринимательства. Монография. М: Национальный институт бизнеса, 2008. - 292 с.
3. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб./Росстат. - Р76 М., 2007. - 826 с.
ОБЩИНЫ АРМЕНИИ В ФОКУСЕ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ
Аствацатуров С.В.,
кандидат социологических наук, доцент Ереванский государственный университет г. Ереван, Армения
В статье анализируются социальные проблемы и риски общин, показывается возможность социологической оценки социальных рисков и делаются практические предложения по формированию локальной системы управления социальными рисками в общинах Армении
Процессы коренных социальных преобразований в Армении, переход к рыночной экономике затронули все стороны жизни общин, сопровождаясь значительными социальными издержками и риском, падением уровня жизни подавляющего большинства населения, углублением социальных проблем. За прошедшие два десятилетия был предпринят ряд мер по реформированию местного самоуправления и улучшению функционирования экономической и социальной сфер общин. Однако жизнедеятельность общин в условиях экономического кризиса продолжает осуществляться при изменчивости социально-экономической среды и возрастающей неопределенности, увеличении опасности неудачи и непредвиденных потерь, усилении влияния социального риска.
Специфика общины как социальной системы состоит в локализации воспроизводственных связей общественных процессов, направленных на увеличение конечных результатов функционирования общественной системы и реализацию местных факторов социально-экономического развития и улучшение социальных условий жизни населения общин. Именно поэтому общину, на наш взгляд, следует рассматривать не как пассивный субъект отношений социальной политики, а как локальную систему управления социальными рисками, как единую интегрированную систему жизнеобеспечения людей, способную самостоятельно и эффективно решать социальные проблемы.
Общины страны, существенно отличаясь друг от друга уровнем социально-экономического развития, численностью населения, географическим положением, природно-климатическими особенностями, размерами, социо-культурной спецификой и т.д., отличаются также степенью воздействия социальных рисков и особенностями их управления. За исключением 47-и городских общин, 12-ти муниципальных общин г. Еревана и некоторых крупных сельских общин, около 83% общин (преимущественно малых сельских общин) Армении имеет население, численность которого меньше 1000 человек.
Сегодня во многих из 930 общин органы местного самоуправления не в состоянии успешно решать образовательные, здравоохранные, культурные, жилищно-коммунальные, спортивные задачи. Закрепленные законодательством права этих органов не соответствуют реальным возможностям общин и органов местного самоуправления. Полномочия последних, как правило, ограничиваются предоставляемыми общинами (платными и бесплатными) услугами, порождая по причине неплатежеспособности населения задачу справедливого распределения бюджетных средств и возмещения преобладающей части расходов (водоснабжение, отопление, сохранение жилищного фонда, санитарная очистка и т.д.). Следует отметить, что основную часть собственных доходов общин составляют налоговые поступления ( налог на землю и налог на имущество), уровень взи-маемости которых достаточно низок. Предлагаемое в последнее время внедрение системы местных налогов пока не показало своей эффективности.