Муртазина Р.Б.
с.н.с. ИЭ АН РУз,
кандидат экономических наук
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА
С обретением государственного суверенитета социальная политика в Узбекистане становится основным приоритетом реформирования экономики. Её главное содержание - защита интересов человека и семьи, повышение благосостояния народа посредством обеспечения занятости населения.
В условиях углубления экономических реформ рынок труда становится частью системы рыночной экономики, которая подвержена периодам циклического развития. В связи с этим возрастает необходимость разработки регулирующих механизмов развития экономики.
Общая стратегия занятости, разработанная в Узбекистане, направлена на усиление рыночных механизмов регулирования занятости, сокращение безработицы, создание новых рабочих мест и социальную защиту неконкурентоспособного населения.
Теоретически выделяются три возможные ситуации сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда:
1-я ситуация. Спрос на рабочую силу > предложения рабочей силы;
2-я ситуация. Спрос на рабочую силу < предложения рабочей силы;
3-я ситуация. Спрос на рабочую силу = предложению рабочей силы.
Для регулирования ситуации на рынке труда в п е р в о й ситуации необходимо привлекать рабочую силу из дополнительных источников или стимулировать ее приток из других территорий,
во в т о р о й ситуации - создавать, во избежание повышения уровня безработицы, новые рабочие места и
в т р е т ь е й ситуации - модернизировать производство, снизить потери рабочего времени, повысить квалификацию работников и эффективно организовать оплату труда.
Для Республики Узбекистан характерна 2-я ситуация, отличительной чертой которой является профессионально-квалификационная несбалансированность между спросом на рабочую силу и ее предложением.
Регулирование рынка труда должно быть направлено на поддержку занятости населения и удержание безработицы на естественном уровне, сохранение равновесия между спросом и предложением рабочей силы, регулирование профессиональной, социальной и территориальной подвижности трудоспособного населения в соответствии с количественным и качественным изменениями состава работников, модернизацией экономики.
Формирование рынка труда находится под влиянием демографических (половозрастной структуры населения), территориальных (размещение производительных сил, миграция населения), экономических (уровень и этап развития экономики, объем, темп роста и структура производства), организационных (метод регулирования занятости, условия труда и его безопасность) и правовых (система
правовых норм и правил по регулированию занятости) факторов, которые определяют объем спроса и предложения рабочей силы.
Останавливаясь на демографических факторах формирования рынка труда, необходимо отметить, что при сокращении рождаемости населения Узбекистана в последние десятилетия в республике сохраняется устойчиво высокий прирост численности трудоспособного населения, т.к. в него вступают лица, родившиеся в прошлые годы высокого демографического роста.
По данным Госкомстата Республики Узбекистан в 2010г. при среднегодовой численности постоянного населения 28329,0 тыс. чел. численность трудовых ресурсов составила 15644,9 тыс. чел., численность занятых в экономике - 16504,2 тыс. чел., в том числе в государственном секторе - 2427,4 тыс. чел. и негосударственном секторе - 9201,0 тыс. чел., численность лиц, обратившихся по вопросу трудоустройства - 671,6 тыс. чел. и трудоустроенных - 595,6 тыс. чел., общая численность официально зарегистрированных безработных - 16,2 тыс. чел. 1 Трудовые ресурсы сегодня превышают 58,0% всего населения Узбекистана. Удельный вес занятых в общей численности трудовых ресурсов составил 70,5%.
В условиях построения в Узбекистане рыночной экономики, приоритетное значение приобретают проблемы обеспечения оптимальной занятости населения, формирования рынка труда и дальнейшего совершенствования системы социальной защиты населения.
К настоящему времени в решении данной проблемы достигнуты важные прогрессивные сдвиги. Численность занятых в экономике повысилась с 8449 тыс. чел. в 1995 г. до 11628,4 тыс. чел. в 2010 г., в том числе повысилась в промышленности - с 1093 тыс. чел. до 1539,6 тыс. чел.; в строительстве - с 538 до 1071,9; на транспорте и связи - с 347 до 605,7; в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках - с 705 до 1243,2; в
1 Статистическое обозрение Республики Узбекистан за 2010 год. - Ташкент, 2011. - С.39-40.
жилищно-коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания населения - с 214 до 402,1; в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - с 487 до 894,1; в образовании, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании - с 1054 до 1609,9; в финансово-кредитных и страховых учреждениях - с 40 до 66,9; в других отраслях- с 486 тыс. чел. до 1262,7 тыс. чел.
Современная структура занятости населения по отраслям экономики Узбекистана наглядно представлена на рисунке1.
Социально-экономические реформы, осуществляемые в Узбекистане, формирование рыночной экономики сопровождаются перераспределением численности и удельного веса занятого населения из государственного сектора в негосударственный сектор экономики, из сельского хозяйства в индустриальные отрасли и сферу услуг.
В настоящее время большая часть трудовых ресурсов Узбекистана занята в негосударственном секторе экономики (78,7%). Из них основная часть (68,4%) работает на предприятиях частной собственности, в том числе в фермерских хозяйствах - 12,2%, дехканских хозяйствах - 13,8%, занимается индивидуальной трудовой деятельностью -40, 2%.
Рассмотренные выше тенденции занятости населения и ее структурные преобразования способствуют решению проблемы безработицы, которая до сих пор остается актуальной.
За 2003-2010 гг. в экономике Узбекистана было трудоустроено 2886,3 тыс. чел. Как видно, две третьих нуждающихся в работе были трудоустроены в сельском хозяйстве и других отраслях экономики (таблица 1).
В 2009г. в республике среди 658,3 тыс. человек, зарегистрированных в органах по труду как ищущие работу, молодежь составила 55,0%, от 30 до 50 лет - 43,0% и от 50 до 55 (60) лет - 2,0%. Лица с высшим образованием составили 5,5%, средним специальным образованием - 30,1% и средним общим образованием - 64,4% .
Обеспечение работой лиц, нуждающихся в трудоустройстве в Узбекиста-
Рисунок 1. Структура занятости населения Узбекистана в 2010 г., % 1
Финансы, кредит и страхование 0,6%
Другие ,10,9%
Образование, культура и искуство. наука и научное обслуживание 13,8%
Здраво охранение, физкультура, спорт, соц обеспечение 7,7%
Промышлен ность
13,2%
Сельское и лесное хозяйство 25,2%
Строитель ство 9,2%
Транспорт и связь 5.2%
ЖКХ и бытовое обслуживание 3.5%
.Торговля и общественное питание 10,7%
не сопровождается существенными качественными сдвигами в занятости населения. При этом особое внимание уделяется развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, сферы услуг, широкому1 внедрению различных форм надомного труда. Только в 2010 г. в республике было создано 950 тыс. новых рабочих мест, в том числе в сфере малого бизнеса и фермерства - более 604 тыс. мест, в сфере надомного труда - более 210 тыс. мест 2.
В 2010 г. субъектами малого предпринимательства (бизнеса) обеспечена занятость 8639,3 тыс. чел. или 74,3% всех занятых в экономике, в том числе в индивидуальном секторе занято 6666,5 тыс. чел., на малых предприятиях и микрофирмах - 1972,8 тыс. чел. 3.
Указанные направления решения проблем занятости населения в Узбекистане имеют огромное социальное значение и останутся приоритетными в обозримой перспективе. Вместе с тем по дан-
1 Источник: Составлен автором по данным Государственного Комитета статистики Республики Узбекистан.
2 Каримов И.А. Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа: http://www.gov. uz/ru/press/politics/7622
3 Статистическое обозрение Узбекистана. 2010. -Ташкент, 2011.- С. 9.
ным Государственного комитета Республики Узбекистан уровень незанятого населения составил 5,4% в 2010 г.
Исследование состава безработных, имеющих официальный статус в органах по труду показывает, что в результате реализации национальной программы образования, закона «Об образовании» и других правительственных документов по подготовке кадров произошли, такие положительные изменения как снижение среди официальных безработных доли выпускников общеобразовательных школ с 15% в 1998г. до 9% в 2009г. и, соответственно, доли выпускников высших и средних специальных учебных заведений с 13,9% до 4,5%.
Основными причинами безработицы являются увольнение по собственному желанию и увольнение по другим причинам. Далее по степени убытия идут выпускники общеобразовательных школ, выпускники высших и средних специальных учебных заведений. Повышение доли безработных по другим причинам с 16,2% в 1998г. до 30,9% в 2009г. требует дальнейшего дополнительного исследования.
Вместе с тем удельный вес высвободившихся работников был самым низким. Это свидетельствует о том, что в республике все еще незначительными темпами идут процессы модернизации эконо-
Таблица 1
Трудоустройство населения Узбекистана по отраслям экономики за 1998-2009 гг.
Показатели п.п. 1998г. 2003г. 2005 г. 2006 г. 2007г. 2008г. 2009г. Изменение числа трудоустроенных за 1998-2009 гг., тыс. чел. Изменение отраслевой структуры трудоустроенных в 2009 г. по сравнению с 1998 г.,
Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. %
Всего 207,9 100 317,4 100,0 325,1 100,0 320,7 100,0 486,5 100,0 546,6 100,0 566,3 100,0 358,4 -
в том числе в:
промышленности 40,6 19,5 46,8 14,7 54,6 16,8 59,5 18,5 60,8 12,5 62,9 11,5 68,3 12,1 27,7 -7,4
сельском хозяйстве 70,4 33,9 100,4 31,6 117,8 36,2 116,7 36,4 183,3 37,7 211,3 38,7 205,9 36,3 135,5 2,4
строительстве 15,8 7,6 18,1 5,7 16,7 5,1 15,9 5,0 22,7 4,7 30,9 5,7 25,5 4,5 9,7 -зд
транспорте и связи 9,5 4,6 8,2 2,6 13,9 4,3 9,5 3,0 15,9 3,3 12,4 2,3 17,9 3,2 8,4 -1,4
торговле и общественном питании 6,8 3,3 7,0 2,2 5,9 1,8 7,3 2,3 8,5 1,7 4,1 0,7 9,6 1,7 2,8 -1,6
коммунальном хозяйстве 4,8 2,3 5,9 1,8 6,8 2,1 7,0 2,2 8,1 1,7 14,5 2,7 9,1 1,6 4,3 -0,7
бытовом обслуживании 7,5 3,6 7,0 2,2 6,0 1,9 7,1 2,2 11,9 2,4 7,9 1,4 13,4 2,4 5,9 -1,2
других отраслях 52,5 25,2 119,0 36,7 103,4 31,8 97,7 30,4 175,3 36,0 202,6 37,0 216,6 38,2 164,1 13,0
I Источник: составлена автором по данным: Статистический ежегодник Республики Узбекистан. 2008 - Ташкент, 2008; Социальное развитие и уровень жизни на-^ селения в Узбекистане. 2008 -Ташкент,2008 -С. 59.
мики, которые сдерживают высвобождение и перераспределение кадров.
Из таблицы 3 видно, что основной группой безработных являются рабочие (45,8% в 2000г. и 46,4% в 2009г.), затем служащие и специалисты (26,8% в 2000г. и 30,6% в 2009г.). Вместе с тем каждый четвертый безработный не имеет профессии, специальности (27,4% в 2000г. и 23,0% в 2009г.).
Структурные изменения в распределении безработных показывают, что повысилась доля безработных среди служащих и специалистов и снизилась доля безработных среди рабочих и не имеющих профессии, специальности. Это говорит о том, что в условиях модернизации и инновационного развития экономики остро стоят вопросы не только подготовки кадров, но и переподготовки высвобождаемых служащих и специалистов, повышения их квалификации.
Из общей численности граждан Узбекистана, зарегистрированных как ищущие работу, жители сельской местности составили 72,1%1.
При содействии органов по труду в 2010г. было трудоустроено 88,7% обратившихся за содействием в трудоустройстве 2. В сельской местности была создана большая часть рабочих мест.
Сравнение отраслевой структуры занятых, трудоустроенных и заявленных вакансий (потребности в работниках) показывает, что в 2009г. наибольшая доля занятых была в других отраслях (32,0%) и сельском хозяйстве (26,7%). Соответственно, наибольшая доля трудоустроенных также была в других отраслях (38,2%) и сельском хозяйстве (36,3%).
Динамика изменения отраслевых структурных изменений за 1998-2009гг. показывает (таблице 2), что в отраслевой структуре занятых произошли позитивные изменения, так как снизилась доля занятых в сельском хозяйстве с 39,4% до 27,9% или на 12,7 п.п. 3 и значительно повысилась доля занятых в других отраслях
1 Труд и занятость в Узбекистане. 2009. - Ташкент, 2009. - С. 69.
2 По данным Государственного Комитета статистики Республики Узбекистан.
3 П.п. обозначает процентные пункты
(с 26,5% до 32,0% или на 5,5 п.п.) и строительстве (с 6,5% до 8,9% или на 2,4 п.п.). Это связано с привлечением дополнительных инвестиций и развитием инновационных процессов в этих отраслях экономики Узбекистана.
Структура вакансий, заявленных предприятиями за 2009г., в целом является прогрессивной. В отраслевой структуре вакансий по сравнению с отраслевой структурой занятых более высокий удельный составляют вакансии в промышленности (18,6%), на транспорте и связи (8,1%), ЖКХ и бытовом обслуживании населения (13,0%), в других отраслях (39,7%) и, соответственно, более низкий удельный вес составляют рабочие места в сельском хозяйстве (12,7%), строительстве (5,5 %), торговле и общественном питании (2,4%).
Однако в 2009г. по сравнению с 1998г. удельный вес вакансий снизился во всех индустриальных отраслях и отраслях сферы обслуживания и одновременно повысился удельный вес вакансий в сельском хозяйстве, других отраслях, торговле и общественном питании.
Эти изменения отраслевой структуры вакансий отразились и на отраслевой структуре трудоустроенных лиц, обратившихся в центры содействия занятости. В результате в отраслевой структуре трудоустроенных повысилась доля трудоустроенных в сельском хозяйстве (на 2,4 п.п.) и других отраслях экономики (на 13,0 п.п.) и снизился удельный вес трудоустроенных в остальных отраслях: в промышленности (на 7,4 п.п.), в строительстве (на 3,1 п.п.), в ЖКХ и бытовом обслуживании (на 1,9 п.п.), в торговле и общественном питании (на 1,6 п.п.), на транспорте и связи (на 1,4 п.п.).
Отраслевая структура вакансий отражает структуру спроса рабочей силы в важнейших отраслях экономики и формируется в зависимости от потребности предприятий и организаций в работниках.
Исследование структуры спроса (вакансий, потребности в работниках) и структуры предложения рабочей силы (занятых и трудоустроенных) в Узбекистане за 1998-2009 гг. показывает струк-
МЕХНАТ БОЗОРИ / РЫНОК ТРУДА 43
V_/
Таблица 2
Доля занятых, трудоустроенных и заявленных вакансий в отраслях экономики Узбекистана за 1998-2006-2007гг.
Отрасль экономики Занятые в экономике Трудоустроенные Заявленные вакансии
1998г. 2009г. Изменение за 19982009 гг. 1998г. 2009г. Изменение за 19982009 гг. 1998г. 2009г. Изменение за 19982009 гг.
Промышленность 12,7 13,4 0,7 19,5 12,1 -7,4 20,5 18,6 -1,9
Сельское хозяйство 39,4 26,7 -12,7 33,9 36,3 2,4 9,6 12,7 3,1
Транспорт и связь 4,1 5,1 1,0 4,6 3,2 -1,4 10,4 8,1 -2,3
Строительство 6,5 8,9 2,4 7,6 4,5 -3,1 16,8 5,5 -11,3
Торговля и общественное питание 8,1 10,5 2,4 3,3 1,7 -1,6 2,0 2,4 0,4
ЖКХ и бытовое обслуживание населения 2,7 3,4 0,7 5,9 4,0 -1,9 13,0 13,0
Другие отрасли 26,5 32,0 5,5 25,2 38,2 13,0 27,7 39,7 12,0
Итого 100 100 - 100 100 - 100 100 -
Источник: Статистический ежегодник Республики Узбекистан. 2007. - Ташкент, 2008. - С.71,72,77,79-81; Социальное развитие и уровень жизни населения Узбекистана. 2008. - Ташкент, 2008. - С. 52,53,59.
турное несоответствие между структурами спроса и предложения рабочей силы в отраслевом разрезе и характеризуется следующим образом:
• 1-я ситуация, когда структура спроса рабочей силы была больше структуры ее предложения, характерна для промышленности, транспорта и связи, ЖКХ и бытового обслуживания населения и других отраслей;
• 2-я ситуация, когда структура спроса рабочей силы была меньше ее структуры предложения, характерна для сельского хозяйства, торговли и общественного питания.
• 3-я ситуация, когда в 1998 г. структура спроса рабочей силы опережала
структуру предложения рабочей силы, а в 2009 г. - структура спроса рабочей силы отставала от ее структуры предложения. Последняя ситуация была характерна для строительства. То есть, если рассматривать отраслевую структуру спроса и предложения рабочей силы, то республика в целом является трудонедостаточной.
Одновременно, некоторое повышение разницы между структурой вакансий и структурой занятых, с одной стороны, и снижение разницы между структурой вакансий и структурой трудоустроенных, с другой стороны, показывает в каком направлении надо регулировать отраслевую структуру занятости населения Узбекистана.
Список литературы:
1. Каримов И.А. Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа: http://www.gov.uz/ ru/press/politics/7622
2. Статистическое обозрение Республики Узбекистан за 2010 год. - Ташкент, 2011;
3. Труд и занятость в Узбекистане. 2009. - Ташкент, 2009;
4. Статистический ежегодник Республики Узбекистан. 2008 - Ташкент, 2008;
5. Социальное развитие и уровень жизни населения в Узбекистане за 2008 - 2009 гг.