Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ БОРЬБЫ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ'

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ БОРЬБЫ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CUSTOMS OFFENSES / СВОЙСТВА ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / PROPERTIES OF CUSTOMS OFFENSES / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ БОРЬБЫ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ / LEGISLATIVE REGULATION TO COMBAT CUSTOMS OFFENSES / КОНТРАБАНДА / SMUGGLING / НЕУПЛАТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / CUSTOMS DUTIES PAYMENT EVASION / РЕПАТРИАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ИЛИ ВАЛЮТЕ РФ / REPATRIATION OF FUNDS IN FOREIGN CURRENCY OR CURRENCY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жбанков Виктор Андреевич

В статье рассмотрены содержание понятия «таможенные преступления», краткая исто- рия законодательной регламентации борьбы с ними. Осуществлен анализ законодатель- ной регламентации в различные периоды и показано ее влияние на состояние борьбы с таможенными преступлениями. Изложены рекомендации по совершенствованию ука- занной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF FIGHT AGAINST CUSTOMS OFFENSES

The author describes the concept of «customs offense» and brief history of the state legislative regulation of fight against customs offenses. The analysis of the state of legal regulation in different periods and its influence on the struggle against customs offenses are shown in this article. The recommendations for the improvement of the above activity are offered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ БОРЬБЫ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ»

адаптация к международным стандартам и требованиям, предъявляемым к России как государству - участнику ВТО, должна проходить в рамках формирования Единого экономического пространства на территории РФ, Беларуси и Казахстана, на базе межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов.

Использованные источники

1. Муравьев И. Что изменилось после вступления России в ВТО? [Электронный ресурс] // EquipNet.ru: издание о бизнесе и технологиях. 13.11.2012. URL: http://www.equipnet.ru/ articles/power-mdustry/power-mdustry_1189.htmL

2. Потников А. Вступление России в ВТО: плюсы и минусы: мнения политиков и экспертов [Электронный ресурс] // Голос Америки: информационный интернет-ресурс. URL: golos-ameriki.ru.

3. Федеральный закон от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Российская газета. 2012. 23 июля.

4. Вельяминов М. Международное экономическое право и процесс: учебник. М.: Вольтерс Клувер, 2004.

5. Дэйвис Г. Право внутреннего рынка Европейского союза: учебное пособие. Киев: Знание-Пресс, 2004. (Сер. «Европейское право»).

6. Внешнеэкономический сервер РОССИЯ - ЭКСПОРТ - ИМПОРТ. URL: http://www. rusimpex.ru/.

7. Виртуальная Таможня: информационно-консультационная система по вопросам таможни и таможенного законодательства. URL: http://www.vch.ru/.

В. а. Жбанков

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ БОРЬБЫ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

В статье рассмотрены содержание понятия «таможенные преступления», краткая история законодательной регламентации борьбы с ними. Осуществлен анализ законодательной регламентации в различные периоды и показано ее влияние на состояние борьбы с таможенными преступлениями. Изложены рекомендации по совершенствованию указанной деятельности.

Ключевые слова: таможенные преступления; свойства таможенных преступлений; законодательная регламентация борьбы с таможенными преступлениями; контрабанда; неуплата таможенных платежей; репатриация денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ.

На таможенные преступления в науках уголовно-правового цикла обратили внимание после введения в действие Уголовного кодекса РФ (УК РФ) 1996 г., предусматривавшего уголовную ответственность по ст. 188, 189, 190, 193, 194 гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». В соответствии с действовавшим уголовно-процессуальным законодательством таможенные органы были

наделены правом производства дознания по ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ и проведения неотложных следственных действий по ч. 2, 3, 4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК РФ.

В юридической литературе уделялось определенное внимание таможенным преступлениям. В частности, они рассматривались в работах О. А. Берзинь, В. Г. Беспалько, А. А. Витвицкого, Б. В. Волженкина, Л. Д. Гаухмана, Ю. П. Гар-маева, А. Ю. Гончан, Т. А. Дикановой, В. А. Жбанкова, С. Ю. Ивановой, Н. А. Ло-пашненко, С. В. Максимова, В. И. Михайлова, А. В. Нестерова, А. Г. Никольской, Т. В. Пинкевич, Д. А. Постновой, Б. А. Султановой, Ю. И. Сучкова, А. М. Фатхут-диновой, А. Ф. Федорова, Н. П. Фесенко, А. И. Чучаева, П. С. Яни и др.

Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных указанной проблеме, до сих пор остаются дискуссионными вопросы, связанные с определением понятия «таможенные преступления», выявлением особенностей уголовно-правовой и криминалистической классификации таможенных преступлений и т. д. Следует отметить, что существенное расхождение наблюдается, прежде всего, в формулировке дефиниции термина «таможенные преступления». Позиции ученых по этому вопросу нами рассмотрены ранее [1, с. 8-10]. Проанализировав их, мы пришли к выводу, что при определении содержания понятия «таможенные преступления» необходимо учитывать следующее: а) они совершаются в сфере таможенного дела; б) существенно нарушают деятельность таможенных органов по реализации их целей и задач; в) совершаются при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу; г) отнесены уголовно-процессуальным законодательством к подведомственности таможенных органов.

В связи с этим под таможенными преступлениями мы понимаем уголовно наказуемые противоправные деяния, существенно нарушающие деятельность таможенных органов по реализации целей и задач, установленных законодательством, совершаемые в сфере таможенного дела при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, по которым таможенные органы в соответствии с действующим процессуальным законодательством наделены правом производства дознания и проведения неотложных следственных действий.

Специфическими свойствами таможенных преступлений являются: повышенная общественная опасность, транснациональность, многообъектность, ла-тентность, бланкетность, совершение, как правило, организованными преступными формированиями [1, с. 19-51]. Указанные свойства обусловливают необходимость усиления борьбы с ними.

Для производства дознания и проведения неотложных следственных действий в таможенных органах приказом ГТК России от 13.01.1994 № 7 «О создании отделов дознания в таможенных органах Российской Федерации» были созданы подразделения дознания, которые в соответствии с предоставленными им процессуальными полномочиями осуществляли процессуальную деятельность по указанным выше преступлениям. В период 1994-2010 гг. таможенные органы накопили значительный опыт по выявлению, расследованию и предупреждению таможенных преступлений, из года в год повышая качественные и количественные показатели своей деятельности. Так, если в 1994 г. ими было возбуждено 2 265 уголовных дел, то в 2009 г. - 5 757 [2].

Однако начиная с 2010 г. таможенные органы были поставлены в качественно новые условия деятельности, существенно повлиявшие на результаты борьбы с таможенными преступлениями, в связи с принятием ряда федеральных законов, в частности: Федерального закона от 07.04.2010 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 60); Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 420); Федерального закона от 28.06.2013 № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (ФЗ № 134).

Федеральные законы № 60 и № 420 были приняты в рамках либерализации уголовной ответственности за экономические преступления. Так, ФЗ № 60 внесены изменения в примечание к ст. 169 УК РФ: крупным размером стала признаваться сумма 1 500 000 руб., а особо крупным - 6 000 000 руб. Невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте признаются деяниями, совершенными в особо крупном размере, если сумма превышает 30 000 000 руб.

Увеличение сумм крупного и особо крупного размеров применительно к вышеуказанным преступлениям привело к декриминализации деяний, не соответствовавших установленным показателям, и, следовательно, снижению количества возбужденных уголовных дел (4 116 дел в 2010 г.). Этим был нанесен значительный ущерб экономической безопасности РФ. Так, резко возросла сумма невозврата валютных средств: в 2010 г. она составила 116,3 млрд. руб. - в два раза больше, чем в 2009 г., и в восемь раз больше, чем в 2008 г. [3, с. 47].

В период с января по август 2010 г. таможенными органами было выявлено 8 943 случая нарушений валютного законодательства, связанных с представлением в уполномоченные банки подложных документов, обосновывающих перевод за рубеж иностранной валюты, эквивалентной 269,8 млрд. руб., а также массовые случаи невозврата в Россию валютных средств на сумму, эквивалентную 404,4 млрд. руб., в связи с неввозом на территорию России товаров по внешнеторговым оплаченным контрактам. Причем в подавляющем большинстве случаев (83%) упомянутые нарушения сопровождались представлением в банки подложных документов (фиктивных таможенных деклараций).

Вместе с тем по указанным фактам в 2010 г. было возбуждено по признакам совершения преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, всего лишь 210 уголовных дел. В остальных случаях в возбуждении уголовных дел отказывалось в связи с дроблением незаконно оставляемых за рубежом денежных сумм по конкретной сделке до сумм, не превышающих 30 000 000 руб., либо по причине того, что такого рода нарушения валютного законодательства, в силу сугубо формальных причин, не охватывались признаками объективной стороны данного преступления [1, с. 47-48].

Федеральным законом № 420 декриминализирована ст. 188 УК РФ «Контрабанда»; введены ст. 226.1, 229.1 УК РФ; установлен крупный размер штрафа за невозвращение культурных ценностей - 1 000 000 руб.; снижены показатели крупного и особо крупного размеров при уклонении от уплаты таможенных платежей (крупным размером определена сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышающая 1 000 000 руб., с организаций -2 000 000 руб., а особо крупным размером: с физического лица - 3 000 000 руб.,

с организаций - 10 000 000 руб.); таможенные органы были лишены права производства дознания.

Декриминализация товарной контрабанды нанесла существенный урон экономической и иной безопасности России, поскольку предоставила возможность криминальным элементам беспрепятственно вывозить из страны ее национальные ресурсы, в том числе в виде платины, золота, драгоценных камней, валютные средства. Именно они вывозились за рубеж в последующий период в весьма значительных объемах [1, с. 20-21].

Последствия декриминализации товарной контрабанды в определенной степени должны были компенсироваться введением ст. 226.1 УК РФ, в ч. 1 которой среди других объектов контрабанды указаны стратегически важные товары и ресурсы. В примечании 1 к указанной статье отмечено, что «перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством РФ». Однако постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» было принято только через девять месяцев после отмены товарной контрабанды. Перечень включает стратегически важные товары, стратегически важные ресурсы и стратегически важные ресурсы флоры и фауны. В течение девяти месяцев данные объекты безнаказанно перемещались в зарубежные страны, как правило, организованными преступными сообществами, действующими по предварительному сговору, с использованием уставно-регистрационных документов и банковских счетов подставных юридических лиц, украденных паспортов и т. д. Именно в указанный период таможенными органами выявлены факты противоправного перемещения из России в зарубежные страны продукции топливно-энергетического комплекса на сумму 109 млн. долл. США, леса и лесоматериалов - на 172 млн. долл. США, металлов - на 117,5 млн. долл. США, этилового спирта и алкогольной продукции - на 4 млн. долл. США, продуктов питания - на 108 млн. долл. США, биоресурсов - на 24,5 млн. долл. США, а также валютных средств [1, с. 45-46].

Сторонники гуманизации уголовного законодательства [4] обосновывали декриминализацию контрабанды тем, что в странах с развитыми правовыми системами контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, не является преступлением и, как правило, совершается в целях уклонения от уплаты таможенных платежей, а ответственность за это в полной мере предусмотрена ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица». Таким образом, уголовная ответственность за эти преступления компенсируется привлечением к уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Однако на практике переквалификация контрабанды на уклонение от уплаты таможенных платежей весьма затруднительна и осуществлялась лишь в исключительных случаях.

По данным Московской межрегиональной транспортной прокуратуры [5], после декриминализации контрабанды, по состоянию на 31 декабря 2011 г., прекращено 1 088 уголовных дел о контрабанде. Из них выделено только 165 материалов, по которым необходимо дать оценку совершения деяний по ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица». При этом отмечается, что: а) ст. 188 УК РФ содержала исчерпывающий перечень способов контрабанды, а в ст. 194 УК РФ они не указаны,

что создает трудности при установлении способа совершения преступления и стадии возникновения умысла по его реализации (по этой причине в суд не направлено еще ни одного дела по ст. 194 УК РФ); б) установление умысла чрезвычайно сложно в случае дробления перемещаемого груза на несколько мелких партий; в) если раньше уголовные дела о неуплате таможенных платежей относились к компетенции дознавателей таможенных органов, которые осуществляли оперативное сопровождение всего процесса дознания, то теперь дознаватели проводят только неотложные следственные действия в течение 10 дней и не могут оказать действенную помощь следователям Следственного комитета РФ; г) спектр оценки деяний ныне действующей ст. 194 УК РФ намного уже, чем ранее действовавшей ст. 188 УК РФ, что создает основы для свободного трактования и порождает предпосылки коррупционной составляющей.

Декриминализация контрабанды привела к массовому прекращению уголовных дел, возбужденных по ч. 1 ст. 188 УК РФ, в том числе и в отношении лиц, занимавших высокие государственные должности. Так, следственный департамент МВД России прекратил уголовное дело в отношении руководителей фирмы «Медика», которых обвинили в контрабанде томографа. Данное дело вызвало громкий коррупционный скандал, в котором оказались замешанными начальник Главного следственного управления ГУ МВД России по г. Москве и его подчиненная, арестованная за вымогательство взятки в 3 000 000 долл. США [6].

Прекращено уголовное дело в отношении бывшего руководителя МВД Бурятии, которому вменялось 59 эпизодов контрабанды, заключавшейся в систематическом перемещении в составе организованной группы лиц товаров в крупном размере через границу России в зоне деятельности таможенных постов Южного таможенного управления ФТС России [7].

Федеральным законом № 420-ФЗ таможенные органы были лишены права производства дознания, что привело к устранению их заинтересованности в выявлении таможенных преступлений [3, с. 50], а также к сокращению численности дознавателей. В результате этого резко уменьшилось число возбужденных уголовных дел. Так, если в 2011 г. было возбуждено 4 539 уголовных дела, то в 2012 г. -только 1 612 дел.

Таким образом, в результате новелл, внесенных ФЗ № 60 и ФЗ № 420 в УК РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ), возросло количество прекращенных уголовных дел, а также приостановленных производством; снизилась раскрываемость таможенных преступлений. При этом раскрываемость преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, за 2011 г. составила 13,3%, с обвинительным заключением (актом) в суд направлено только три уголовных дела, что на 88,5% меньше, чем в 2010 г. [3, с. 51].

Принятие указанных выше законов вызвало неоднозначную реакцию в обществе и подверглось резкой критике со стороны ряда ученых, в частности Т. А. Ди-кановой [3, 8], В. А. Жбанкова [1], В. И. Остапенко [8] и др.

В работах указанных авторов отмечалось, что увеличение сумм, определяемых как крупный размер, для ст. 188, 193, 194 УК РФ не обосновывалось ни данными официальной статистики, характеризующей состояние законности и преступности в таможенной сфере, ни данными исследования о масштабах ла-тентности этих преступлений.

вестник российской таможенной академии • № 1 • 2014

Что касается товарной контрабанды, то она, как и контрабанда оружия или наркотиков, совершается в основном организованными преступными формированиями, а потому является тяжким преступлением и подпадает под действие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которую Россия ратифицировала.

Весьма конструктивную позицию относительно гуманизации экономической преступности и декриминализации контрабанды заняло Главное управление таможенных расследований и дознания ФТС России, обратив особое внимание на масштабы «бегства капитала» из России (18,7 млрд. долл. США в 2002 г., 49 млрд. долл. США в 2012 г. и 62 млрд. долл. США в 2013 г.) [9] и контрабандное перемещение валютных средств (за период с января 2012 г. по март 2013 г. таможенными органами выявлено 8 664 случая недекларирования либо недостоверного декларирования валютных средств на сумму 4 390,4 млн. руб.).

В связи с этим ФТС России в Государственную Думу РФ был направлен пакет документов, содержащих предложения по усилению борьбы с таможенными преступлениями, в том числе и о внесении изменений в УПК РФ и УК РФ, касающихся ст. 193 УК РФ. Управлением предложена новая редакция ст. 193, 193.1 УК РФ.

Предложения научных и практических работников о необходимости усиления законодательной аргументации по борьбе с таможенными преступлениями частично были восприняты законодателем в ФЗ № 134. Законом введены новые статьи - ст. 193.1 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» и ст. 200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»; сформулирована новая редакция ст. 193 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов»; в ст. 194 УК РФ снижен крупный размер суммы неуплаты таможенных платежей с 3 000 000 руб. до 1 000 000 руб., а особо крупным размером признается сумма, превышающая 3 000 000 руб.

Федеральным законом № 134 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дополнена п. 9, наделившим дознавателей таможенных органов правом производства дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» и ч. 1 ст. 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» УК РФ, а в новой редакции п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ к компетенции таможенных органов отнесено производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» (ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, ч. 3, 4 ст. 194, ч. 2 ст. 200.1), гл. 24 «Преступления против общественной безопасности» (ст. 226.1), гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (ст. 229.1) УК РФ.

Вследствие этого таможенные органы снова были наделены правом производства дознания по уголовным делам, отнесенным к их компетенции, а перечень преступлений, по которым они правомочны проводить неотложенные следственные действия, был значительно расширен.

В дальнейшем Федеральным законом от 02.07.2013 № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 150)

[10] к стратегически важным товарам, ресурсам и культурным ценностям были добавлены особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их части и производные. Крупным размером признается стоимость культурных ценностей выше 100 000 руб.

Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, для целей ст. 226.1 и 258.1 УК РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 № 978.

Изложенное позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Существенное влияние на состояние борьбы с таможенными преступлениями оказывает законодательная регламентация деятельности по их выявлению, расследованию и предупреждению. Она прошла длительный и отнюдь не простой путь. Так, принятие в период 2010-2011 гг. ряда федеральных законов (ФЗ № 60 и ФЗ № 420) не способствовало усилению борьбы с рассматриваемыми деяниями. Указанные законы были приняты без анализа состояния таможенной преступности и ее влияния на экономическую и иные виды безопасности РФ, а также без широкого обсуждения юристами - учеными и практическими работниками.

2. Федеральный закон № 150, принятый в 2013 г., значительно расширил возможности таможенных органов в борьбе с таможенными преступлениями. Вместе с тем имеются весьма значительные резервы по совершенствованию уголовно-правовой и уголовно-процессуальной регламентации борьбы с таможенными преступлениями. Так, в уголовно-правовом отношении нормы таможенных преступлений являются бланкетными, что создает весьма значительные трудности при их применении. В частности, в российском и международном законодательстве отсутствуют единые подходы к определению понятия «культурные ценности» и т. д.

3. Что касается уголовно-процессуального аспекта, то следует расширить перечень преступлений, отнесенных к подведомственности таможенных органов, в частности, за счет ст. 327, 327.1 УК РФ, а также рассмотреть вопрос о создании в таможенных органах следственных подразделений.

Использованные источники

1. Жбанков В. А. Криминалистическая характеристика таможенных преступлений: монография. М., 2012.

2. Информация Управления таможенных расследований и дознания ФТС России [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/index. php?option-com_newsfts&view-category&id-55&Itemid-1958 (дата обращения: 14.01.2014).

3. Диканова Т. А. Криминологическая защита таможенной границы // Преступность, национальная безопасность, бизнес / под общ. ред. проф. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2012.

4. Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, направленный на гуманизацию уголовного законодательства [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/news/11495 (дата обращения: 14.01.2014).

5. В результате декриминализации статьи «Контрабанда» прекращено более тысячи дел [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/txt.asp?id=243721 (дата обращения: 14.01.2014).

6. Прекращено дело о контрабанде томографов на 3 млн. долл. США [Электронный ресурс]. URL: http://www.narodnie-recepti.ru/novosti/smi-prekrasheno-delo-o-kontrabande-tomografov-na-3-mln.html (дата обращения: 14.01.2014).

7. Особенности национальной декриминализации [Электронный ресурс]. URL: http://nnm. me/blogs/rus001/osobennosti-russkoy-dekriminalizacii/ (дата обращения: 14.01.2014).

8. Диканова Т. А., Остапенко В. И. Некоторые вопросы уголовно-правовой квалификации незаконного перемещения через таможенную границу сильнодействующих веществ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2012. № 5 (31).

9. Гладунов О. Содружество мошенников независимых государств [Электронный ресурс]. URL: http://svpressa.ru/economy/article/69869/ (дата обращения: 14.01.2014).

10. Федеральный закон от 02.07.2013 № 150 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3442.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.