Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CRIMINAL AND CRIMINAL-PROCEDURAL LEGISLATION / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIME / БОРЬБА С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / FIGHT AGAINST MONEY LAUNDERING / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / INVESTIGATION OF CRIMES / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козлов Вячеслав Иванович

В статье рассматриваются актуальные вопросы модернизации законодательства РФ, направленного на противодействие незаконным финансовым операциям и легализации доходов, полученных преступным путем. Основное внимание уделяется вопросу совершенствования взаимодействия подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козлов Вячеслав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF COORDINATION OF ACTIONS OF INVESTIGATIVE AND OPERATIONAL DETECTIVE UNITS OF RUSSIAN CUSTOMS

The article is devoted to the topical issues of modernization of the legislation of the Russian Federation aimed at combating money laundering and illegal financial transactions and its impact on the improvement of interaction of operational detective and investigative units of the Russian customs.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В. И. Козлов

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

В статье рассматриваются актуальные вопросы модернизации законодательства РФ, направленного на противодействие незаконным финансовым операциям и легализации доходов, полученных преступным путем. Основное внимание уделяется вопросу совершенствования взаимодействия подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России.

Ключевые слова: уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; оперативно-розыскная деятельность; преступления; борьба с легализацией преступных доходов; таможенные органы; расследование преступлений; взаимодействие.

Вступивший в силу 30 июня 2013 г. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее - ФЗ № 134) [1] ознаменовал новый этап принятия действенных мер по борьбе с легализацией преступных доходов и незаконным вывозом финансовых средств за рубеж.

Его принятие обусловлено необходимостью усиления борьбы с легализацией доходов, полученных в результате совершения преступлений, а также выполнения международных обязательств (рекомендаций) Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (далее - БАТР) в данной сфере.

В результате внесенных в федеральные законы изменений созданы условия для предотвращения незаконных финансовых операций (в том числе с использованием фирм-однодневок), легализации преступных доходов, финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получения коррупционных доходов.

Для таможенных органов ФЗ № 134 важен, прежде всего, потому, что возвращает им право производства предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, отнесенным к их компетенции.

Так, новая редакция п. 3 ч. 2 ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) [2] относит к компетенции таможенных органов производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях,

В. И. Козлов

предусмотренных гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» (ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, ч. 3, 4 ст. 194, ч. 2 ст. 200.1); гл. 24 «Преступления против общественной безопасности» (ст. 226.1); гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (ст. 229.1) Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) [3], а ч. 3 ст. 151 УПК РФ дополнена п. 9, наделяющим дознавателей таможенных органов правом производства дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» и ч. 1 ст. 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» УК РФ.

Следует отметить, что указанная норма см. 200.1 УК РФ является новеллой и предусматривает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном (ч. 1 ст. 200.1 УК РФ) или особо крупном размере (ч. 2 ст. 200.1 УК РФ).

Принятие данной статьи обусловлено рядом факторов, в том числе выполнением новых рекомендаций БАТР, принятых в феврале 2012 г.

Необходимо также подчеркнуть, что после декриминализации деяния, предусмотренного ст. 188 УК РФ (в части незаконного перемещения наличных денежных средств через таможенную границу Таможенного союза), каких-либо барьеров, способных сдерживать незаконный вывоз валюты за рубеж, не стало.

Статья 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (в редакции, действующей до 30.06.2013) устанавливала административную ответственность лишь за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ. За пределами объективной стороны этого правонарушения оставались случаи незаконного перемещения иностранной валюты или валюты РФ помимо либо с сокрытием от таможенного контроля, а также сопряженные с представлением подложных документов. Кроме того, санкция данной статьи предусматривала наказание в виде административного штрафа в размере до 2 500 руб.

Очевидно, что такое положение дел не могло остановить массовый и неконтролируемый вывоз за рубеж наличных денежных средств, в том числе, возможно, криминального происхождения.

Так, только за период с января 2012 г. по март 2013 г. таможенными органами выявлено 8 664 случая недекларирования либо недостоверного декларирования валютных средств на сумму 4 390, 4 млн. руб.

По данным Центрального банка РФ, объем незаконно вывезенных из России в 2012 г. денежных средств составил 49 млрд. долл. США, в том числе 25 млрд. долл. СшА вывезено под прикрытием фиктивного импорта из стран Таможенного союза [4].

В связи с этим в целях усиления противодействия незаконным финансовым операциями ФЗ № 134 внесены изменения в ст. 16.4 КоАП РФ, изменена редакция ст. 193 УК РФ и введены новые ст. 193.1 и 200.1 в УК РФ.

Так, новая редакция ст. 16.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в виде административного штрафа, налагаемого на граждан, в размере от однократной до двукратной

незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения, что позволит устранить недостатки прежней редакции указанной статьи.

Статья 200.1 УК РФ позволит устранить пробелы, имеющиеся в уголовном законодательстве, связанные с незаконным перемещением наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, и обеспечить эффективное противодействие уголовно-правовыми мерами незаконному вывозу капитала за границу.

Необходимость внесения изменений в ст. 193 «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» УК РФ и дополнение УК РФ ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» также была обусловлена отсутствием реальных правовых механизмов противодействия незаконному оттоку денежных средств из РФ.

В статье 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» УК РФ снижен порог крупного размера суммы неуплаты таможенных платежей с 3 млн. руб. до 1 млн. руб., а особо крупным размером признается сумма, превышающая 3 млн. руб.

На сегодняшний день таможенные органы как при осуществлении правоохранительной деятельности, так и при проведении таможенного и валютного контроля располагают широким набором инструментов, позволяющих выявлять факты использования недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) коммерческих организаций, создаваемых с использованием паспортных данных лиц, не имеющих отношения к их деятельности.

В связи с этим ФЗ № 134 к компетенции таможенных органов обоснованно отнесено производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» и 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица» УК РФ. Закрепление за таможенными органами права производства неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», 174.1 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» УК РФ, как представляется, позволит максимально обеспечить оперативное реагирование на выявляемые противоправные деяния, а также будет способствовать своевременному привлечению виновных лиц к ответственности и возмещению причиненного ущерба.

В соответствии с ФЗ № 134 ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» дополнена ч. 5, которая допускает на основании судебного решения выдачу должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность (в том числе таможенных органов), по их запросам справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по счетам и вкладам физических лиц при условии выполнения ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений.

Представляется очевидным, что перечисленные меры, а также совершенствование правоохранительной деятельности будут способствовать эффективному противодействию преступности в сфере ВЭД, которая характеризуется постоянным перемещением товаров и денежных средств через границы государств и предполагает наличие противоправных проявлений со стороны организованных преступных сообществ и недобросовестных участников ВЭД, стремящихся снизить свои издержки, воплощая в реальность различные схемы уклонения от уплаты таможенных платежей, нанося таким образом огромный экономический ущерб государству.

В распоряжении Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» сказано, что противодействие вызовам и угрозам в сфере национальной безопасности государства является основной целевой установкой совершенствования правоохранительной деятельности. Основная угроза экономической безопасности РФ при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу исходит от субъектов ВЭД, осуществляющих недобросовестные действия, содержащие признаки преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

В этих условиях для эффективного противодействия преступности в сфере ВЭД таможенным органам необходимо совершенствование системы мер взаимодействия правоохранительных подразделений.

В словаре С. И. Ожегова «взаимодействие» определено как «взаимная связь явлений» [5]. Исходя из данного определения, можно констатировать, что система мер взаимодействия правоохранительных подразделений таможенных органов заключается в их взаимных связях, отношениях и воздействии друг на друга.

Как известно, основные задачи правоохранительных подразделений таможенных органов заключаются в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений в сфере ВЭД, в добывании информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, а также в установлении имущества, подлежащего конфискации (ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее -ФЗ об ОРД) [6].

Противоправная деятельность недобросовестных участников ВЭД приводит не только к причинению значительного экономического ущерба нашей стране, но и способствует обеспечению оружием и боеприпасами незаконных вооруженных формирований, совершению террористических актов и других тяжких и особо тяжких преступлений.

Очевидно, что успешная борьба с преступностью в сфере ВЭД не только позволяет предотвращать вредные последствия деятельности недобросовестных участников ВЭД, но и положительно влияет на экономику страны, поскольку значительно снижает риски, возникающие при обязательствах уплаты таможенных платежей.

Между тем взаимодействие подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений для эффективной борьбы с преступностью в условиях, когда их полномочия существенно расширены ФЗ № 134, нуждается в совершенствовании. Этому, безусловно, способствует своевременное ведомственное нормативное регулирование в указанной сфере.

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2013

Так, издание приказа ФТС России от 05.06.2012 № 1088 «Об утверждении Инструкции об организации и порядке взаимодействия оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов в раскрытии и расследовании преступлений» (далее - приказ ФТС России № 1088) [7] было направлено на оптимизацию деятельности в этой сфере.

Необходимость изменения нормативного регулирования вопросов взаимодействия оперативных подразделений и подразделений дознания таможенных органов была обусловлена ликвидацией определенных барьеров в работе указанных подразделений, сокращением времени реализации дел оперативного учета, улучшением качества доследственных проверок сообщений о преступлении и своевременным возбуждением уголовных дел.

В приказе ФТС России № 1088 были учтены изменения уголовного, уголовно-процессуального и таможенного законодательств, а также изменения законодательства об оперативно-розыскной деятельности, произошедшие по состоянию на 5 июня 2012 г. Главная цель его издания заключалась в том, чтобы повысить эффективность правоохранительной деятельности, упростить порядок служебного общения дознавателей с оперативными сотрудниками и максимально исключить случаи нарушения закона.

Согласно приказу ФТС России № 1088 субъектами взаимодействия являются подразделения дознания и оперативные подразделения таможенных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в целях борьбы с преступлениями, отнесенными законодательством РФ к компетенции таможенных органов (далее - оперативные подразделения), а также дознаватели и сотрудники оперативных подразделений (далее - оперативные сотрудники).

Приказ ФТС России № 1088 стал более удобным в применении, не требует каких-либо специальных, охранительных мер в его использовании. Данным приказом определены формы взаимодействия подразделений дознания (дознавателей) и оперативных подразделений (оперативных сотрудников), которые могут определяться его субъектами, исходя из конкретной обстановки, либо по усмотрению начальника органа дознания, который является инициатором такого взаимодействия в ходе работы по оперативным материалам.

Инициатором взаимодействия в процессе расследования является дознаватель, работа которого в этом случае строится также на основании планирования совместной деятельности. Он поручает оперативному подразделению или сотруднику производство оперативно-розыскных мероприятий, а оперативный сотрудник с разрешения дознавателя может знакомиться с материалами уголовного дела в объеме, необходимом для качественного осуществления оперативно-розыскных мероприятий или производства отдельных следственных действий по поручению дознавателя.

При осуществлении взаимодействия дознаватель и оперативные сотрудники совместно анализируют поступающую по уголовному делу информацию, выдвигают следственные и оперативные версии, принимают согласованные меры по их проверке и реализации оперативных материалов, обмениваются информацией и документами, не допуская разглашения сведений как по уголовному делу, так и по делу оперативного учета.

Также в целях предотвращения разглашения сведений, полученных в ходе производства следственных действий, исключения их срыва, фальсификации их

вестник российской таможенной академии • № 4 • 2013

результатов и других негативных последствий оперативный сотрудник оказывает содействие дознавателю в подборе компетентных переводчиков, экспертов и специалистов, а также понятых.

Следует отметить, что цель, преследуемая изданием приказа ФТС России № 1088, была достигнута.

Вместе с тем существенное расширение полномочий правоохранительных подразделений таможенных органов повлекло необходимость актуализации ведомственного правового регулирования взаимодействия подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов. В связи с этим в настоящее время Управление таможенных расследований и дознания ФТС России и Главное управление по борьбе с контрабандой ФТС России проводят соответствующую работу.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 26. Ст. 3207.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (в ред. от 05.04.2013 № 54-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

3. Уголовный кодекс РФ (в ред. от 05.04.2013 № 54-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

4. Гладунов О. Содружество мошенников независимых государств [Электронный ресурс]. URL: www:svppressa.ru (дата обращения: 23.06.2013).

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1990. С. 83.

6. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 05.04.2013 № 53-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

7. Приказ ФТС России от 05.06.2012 № 1088 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и порядке взаимодействия оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов в раскрытии и расследовании преступлений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.