СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 143-151 Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 2, pp. 143-151
https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-143-151, EDN: QFGFNF
Научная статья УДК 796.06-057.875
Проблемы законодательного регулирования студенческого спорта в Российской Федерации
Р. М. Ольховский1'2'3^, Е. А. Еремина4
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия, 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29
2Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36 3Московский педагогический государственный университет, Россия, 119571, г. Москва, пр. Вернадского, д. 88 4Университет ИТМО, Россия, 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49, лит. А
Ольховский Роман Михайлович, кандидат социологических наук, 1доцент Высшей школы спортивной педагогики; 2доцент кафедры физического воспитания; 3старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, russia-sport@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0789-9306
Еремина Екатерина Александровна, аналитик аналитического центра физической культуры и спортивных технологий, eremeaa@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4503-1447
Аннотация. Одним из приоритетов Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2025 г. является совершенствование нормативно-правового регулирования системы студенческого спорта; также Межотраслевой программой развития студенческого спорта до 2024 г. предусматривается комплексная актуализация законодательства о физической культуре и спорте субъектов Российской Федерации в части студенческого спорта, что подчеркиваетзначимость развития законодательного регулирования студенческого спорта как на федеральном, так и на региональном уровнях. Вместе с тем, законодательное регулирование студенческого спорта неразрывно связано с общими тенденциями его развития, и с момента последнего внесения в 2018 г. изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ в части студенческого спорта данные тенденции существенно трансформировались.
В статье охарактеризовано текущее состояние законодательного регулирования студенческого спорта, проанализированы положения федерального и регионального законодательства, касающиеся студенческого спорта, в том числе на предмет наличия нормативных-правовых основ реализации текущих приоритетов его развития, выявлены проблемы, препятствующие эффективной реализации данных приоритетов.
Ключевые слова: законодательное регулирование, законодательство о физической культуре и спорте, законодательство об образовании, физическое воспитание, студенческий спорт, студенческие спортивные клубы, студенческие спортивные лиги
Для цитирования: Ольховский Р. М, Еремина Е. А. Проблемы законодательного регулирования студенческого спорта в Российской Федерации // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 143-151. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-143-151, EDN: QFGFNF
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
Problems of legislative regulation of student sports in the Russian Federation
R. M. Olkhovskiy1'2 30, E. A. Eremina4
1 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, 29 Poiitekhnicheskaya St., St. Petersburg 195251, Russia 2Piekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow 117997, Russia 3Moscow Pedagogical State University, 88 Vernadsky Ave., Moscow 119571, Russia 4ITMO University, 49 iit. A Kronverksky Ave., St. Petersburg 197101, Russia
Roman M. Olkhovskiy, russia-sport@maii.ru, https://orcid.org/0000-0003-0789-9306 Ekaterina A. Eremina, eremeaa@gmaii.com, https://orcid.org/0000-0002-4503-1447
Abstract. One of the priorities of the Concept for the Student Sports Development in the Russian Federation until 2025 is to improve the iegai regulation of the student sports system and the Intersectorai Program for the student sports development until 2024 provides for a comprehensive update ofthe legislation on physical culture and sports ofthe regions ofthe Russian Federation in terms of student sports. This emphasizes the importance of the development of legislative regulation of student sports both at the federal and regional ieveis. At the same time, the legislation of student sports is interconnected with the main trends in its development, and since the last amendment to the legislation on physical culture and sports concerning student sports, these trends have been substantially transformed.
The following article describes the current state of legislative regulation of student sports by analyzing the provisions of federal and regional legislation of student sports. Then the article defines the presence of regulatory framework for the implementation ofthe current priorities of student sports development and also identifies problems that interfere with the effective implementation of these priorities.
Keywords: legislative regulation, legislation on physical culture and sports, legislation on education, physical education, student sports, student sports ciubs, student sports leagues
For citation: Oikhovskiy R. M., Eremina E. A. Problems of legislative regulation of student sports in the Russian Federation. Physical Education and University Sport, 2022, voi. 1, iss. 2, pp. 143-151 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-143-151, EDN: QFGFNF
This is an open access articie distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 Internationai License (CC0-BY 4.0)
Введение
На сегодняшний день проблематика нормативно-правового регулирования студенческого спорта в Российской Федерации затрагивается в научных работах относительно редко, и в большинстве случаев работы либо носят обзорный характер, либо рассматривают нормативно-правовое регулирование студенческого спорта в разрезе отдельных аспектов [1, 2, 3]. Также отмечаются примеры научных работ, анализирующих региональное законодательство о студенческом спорте на примере 22 субъектов Российской Федерации, в которых, однако, много внимания уделяется вопросам организации процесса физического воспитания, в том числе в контексте школьного спорта [4].
Законодательство о студенческом спорте отражает определенные тенденции и приоритеты развития студенческого спорта. Вместе с тем, в последние годы значимость развития студенческого спорта на государственном уровне существенно возросла, что отражается в утвержденных документах стратегического планирования в области студенческого спорта [5, 6], а также во включении задач по развитию студенческого спорта в отраслевые документы стратегического планирования [7]. Учитывая высокую динамику преобразований в студенческом спорте на сегодняшний день, возникает
вопрос: насколько действующие законодательные нормы в части студенческого спорта соответствуют текущему состоянию его развития?
Материалы и методы
В статье проведен анализ положений, регулирующих различные аспекты студенческого спорта в действующих редакциях Федерального закона от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон о физической культуре и спорте) и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) на предмет наличия правовых коллизий, соответствия иным нормативно-правовым актам, соответствия тенденциям и приоритетам развития студенческого спорта, а также проанализированы законы о физической культуре и спорте субъектов Российской Федерации на предмет соответствия федеральному законодательству.
Результаты и их обсуждение
Основные положения в части студенческого спорта отражены в Законе о физической культуре и спорте [8], ряд положений отражен в Законе об образовании [9]. Что каса-
ется законодательства субъектов Российской Федерации, то положения, затрагивающие студенческий спорт, встречаются в большинстве региональных законов о физической культуре и спорте. Так, из 81 региона, имеющих законы о физической культуре и спорте, законы 70 регионов включают отдельные положения о студенческом спорте.
Как на федеральном, так и на региональном уровнях законодательного регулирования можно выделить следующие аспекты регулирования студенческого спорта:
- понятие студенческого спорта;
- права и полномочия органов исполнительной власти, спортивных федераций в развитии студенческого спорта;
- роль Российского студенческого спортивного союза в развитии студенческого спорта;
- создание студенческих спортивных лиг;
- создание студенческих спортивных клубов;
- создание центров спортивной подготовки студенческих сборных команд.
1. Понятие студенческого спорта
Согласно п. 23.1 статьи 2 Закона о физической культуре и спорте, студенческий спорт -«часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях» [8]. Аналогичное понятие отражено и в Законах Свердловской области [10], Республики Бурятия [11], Республики Саха (Якутия) [12].
Однако действующая редакция понятия не в полной мере отражает цели и задачи развития студенческого спорта. Во-первых, конечной целью развития студенческого спорта является вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, но в представленном понятии отсутствует направленность на систематичность занятий физической культурой и спортом обучающимися. Во-вторых, запланированы меры по реализации программ спортивной подготовки в образовательных организациях высшего образования (ООВО) и профессиональных образовательных организациях (ПОО) [3], однако в настоящий момент понятие студенческого
спорта отражает только направленность на физическую подготовку обучающихся.
Соответственно, действующие приоритеты развития студенческого спорта требуют актуализации понятия «студенческий спорт» в части его направленности на вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, спортивную подготовку таких обучающихся.
2. Права и полномочия органов исполнительной власти, спортивных федераций в развитии студенческого спорта
Согласно статьям 6 и 8 Закона о физической культуре и спорте, к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится развитие студенческого спорта, а субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями в части студенческого спорта, но вправе оказывать содействие развитию студенческого спорта, участвовать в организации и проведении студенческих физкультурных и спортивных мероприятий [8]. Данное положение позволяет субъектам Российской Федерации самостоятельно определять политику в области студенческого спорта, но вместе с тем создает дисбаланс в законодательном регулировании студенческого спорта на региональном уровне (рисунок).
34
30
17
Полномочия Права Отсутствие положений
Количество региональных законов о физической культуре и спорте, в которых отражены положения о наличии прав или полномочий региональных органов власти в развитии студенческого спорта Fig. The number of regional laws on physical culture and sports, which reflect the rights or powers of the regional authorities in the development of student sports
Как видно из рисунка, только 34 региона самостоятельно отразили в законодательстве полномочия органов власти по содействию развитию студенческого спорта, участии в организации и проведении студенческих физкультурных и спортивных мероприятий.
Вместе с тем, за последние годы наблюдается повышение внимания к участию
регионов в развитии студенческого спорта. С 2021 г. активно разрабатываются региональные межотраслевые программы развития студенческого спорта, а также, в целях усиления межведомственного взаимодействия, до 2024 г. запланировано заключение соглашений о совместной деятельности по развитию студенческого спорта регионов с Российским студенческим спортивным союзом, Ассоциацией студенческих спортивных клубов России [6]. Вышеуказанные приоритетные направления и мероприятия отражают возрастающую значимость развития студенческого спорта в субъектах Российской Федерации, и, соответственно, роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в развитии студенческого спорта. В этой связи представляется целесообразным в федеральном законодательстве закрепить содействие развитию студенческого спорта в качестве полномочий субъектов Российской Федерации и в дальнейшем обеспечить соответствующую актуализацию регионального законодательства о физической культуре и спорте.
Проблема несоответствия законодательства текущим приоритетам развития студенческого спорта находит отражение и в деятельности спортивных федераций по развитию студенческого спорта. В настоящий момент участие общероссийских спортивных федераций в развитии студенческого спорта отражается в законодательстве только в контексте создания студенческих спортивных лиг. Однако общероссийские спортивные федерации также входят в перечень участников ряда мероприятий Межотраслевой программы развития студенческого спорта [6], касающихся проведения физкультурных и спортивных мероприятий, межведомственного взаимодействия, включения положений о развитии студенческого спорта в программы развития видов спорта. Относительно последнего ранее отмечалось, что большая часть действующих программ развития видов спорта не отражает или не в полной мере отражает вопросы развития видов спорта в студенческой среде [13], что позволяет сделать вывод о низком уровне вовлеченности спортивных федераций в развитие студенческого спорта. В данном случае совершенствование законодательства в части наделения общероссийских и региональных спортивных федераций правами по развитию студенческого спорта может сформировать дополнительный импульс для развития и популяризации видов спорта среди студенческой молодежи.
3. Роль Российского студенческого спортивного союза в развитии студенческого спорта
Согласно статье 28 Закона о физической культуре и спорте, Российский студенческий спортивный союз (далее - РССС) участвует в развитии студенческого спорта на основе признания международной спортивной организацией в области студенческого спорта ^^и) [8]. Данное положение отражает роль РССС как регулятора студенческого спорта на федеральном уровне, однако также дословно представлено и в ряде региональных законов о физической культуре и спорте (Республика Башкортостан [14], Краснодарский край [15], Республика Саха (Якутия) [12]).
Помимо этого, статья 5 Закона о физической культуре и спорте устанавливает, что РССС является субъектом физической культуры и спорта в Российской Федерации. Также деятельность РССС предусматривает создание региональных отделений [16], однако данный факт не находит отражения в региональном законодательстве. Так, в большинстве региональных законов о физической культуре и спорте отсутствует упоминание РССС как субъекта физической культуры и спорта на территории субъекта Российской Федерации, за исключением следующих регионов:
- Республика Марий Эл («Студенческий спортивный союз») [17];
- Чеченская республика («Региональное отделение Российского студенческого спортивного союза») [18];
- Свердловская область («Студенческий спортивный союз Свердловской области») [10].
Необходимо отметить, что и в федеральном, и в региональном законодательстве гораздо большее внимание уделяется иным субъектам физической культуры и спорта, являющимся общественными организациями, а именно спортивным федерациям, Олимпийскому комитету России, Паралимпийскому комитету России, Сурдлимпийскому комитету России и др. В то же время в Законе о физической культуре и спорте нет положений, аналогичным образом раскрывающих деятельность РССС в части выполнения стоящих перед ним уставных задач развития студенческого спорта и как части спорта высших достижений, и как части массового спорта.
В этой связи перспективным направлением совершенствования законодательства является включение в Закон о физической культуре
и спорте отдельной статьи о деятельности РССС, по аналогии со спортивными федерациями или Олимпийским комитетом России, что позволит законодательно закрепить определенные полномочия РССС в развитии студенческого спорта, и впоследствии - включить положения о РССС в законы о физической культуре и спорте субъектов Российской Федерации.
4. Создание студенческих спортивных лиг
Вопрос создания студенческих спортивных лиг в Законе о физической культуре и спорта отражается только в виде определения студенческой спортивной лиги, которое устанавливает организационно-правовые формы и требования к учредителям лиг. Согласно части 23.2 статьи 2 Закона о физической культуре и спорте, студенческая спортивная лига представляет собой созданную на основе членства некоммерческую организацию, учредителями которой являются РССС и (или) общероссийская спортивная федерация [8].
При этом в случае, если учредителем студенческой спортивной лиги является только общероссийская спортивная федерация, возрастает риск того, что особенности деятельности и развитие лиги не будет соответствовать общему контуру развития студенческого спорта, и, в частности, тенденциям развития студенческих спортивных лиг. Учитывая значимость усиления роли РССС в развитии студенческого спорта, в том числе в законодательном поле, решить данную проблему можно, закрепив необходимость учреждения лиги спортивной федерацией только по согласованию с РССС.
Что касается организационно-правовых форм студенческих спортивных лиг, то к корпоративным некоммерческим организациям (основанным на членстве) относятся общественные организации, некоммерческие партнерства и ассоциации (союзы) [19]. Однако на сегодняшний день существуют практики деятельности студенческих спортивных лиг в унитарной форме некоммерческих организаций (не имеющих членства). Указанные студенческие спортивные лиги не соответствуют требованиям законодательства и не могут быть признаны официальными - но на практике нет смысла ограничивать автономность студенческих спортивных лиг в выборе оптимальных для их развития типов некоммерческих организаций.
Предлагаем исключить слова «созданная на основе членства» из определения студенче-
ской спортивной лиги, предоставив тем самым возможность учреждать студенческие спортивные лиги как в корпоративных, так и унитарных формах некоммерческих организаций.
5. Создание студенческих спортивных клубов
Вопросы создания студенческих спортивных клубов регламентируются статьями 19 и 28 Закона о физической культуре и спорте [8], а также статьей 27 Закона об образовании [9]. Вместе с тем, в содержании указанных положений наблюдаются правовые коллизии в части организационно-правовых форм студенческих спортивных клубов:
- во-первых, части 1 и 3 статьи 19 Закона о физической культуре и спорте указывают, что спортивные клубы являются юридическими лицами и могут быть созданы в том числе в виде студенческих спортивных клубов. В свою очередь, согласно части 6 статьи 19 Закона о физической культуре и спорте, правовое положение студенческих спортивных клубов определяется в соответствии со статьей 28 Закона о физической культуре и спорте. Однако часть 3 статьи 28 Закона о физической культуре и спорте устанавливает возможность создания студенческих спортивных клубов в виде общественных объединений, не являющихся юридическими лицами. Данные противоречия также дублируются в ряде региональных законов о физической культуре и спорте (Республика Башкортостан [14], Республика Дагестан [20], Карачаево-Черкесская республика [21], Марий Эл [17], Республика Татарстан [22], Республика Саха (Якутия) [12]);
- во-вторых, часть 2 статьи 27 Закона об образовании устанавливает возможность создания студенческих спортивных клубов исключительно в качестве структурных подразделений образовательных организаций [9].
Существующие правовые коллизии приводят к отсутствию единого подхода к созданию студенческих спортивных клубов. Помимо предусмотренных Порядком осуществления деятельности студенческих спортивных клубов таких форм организации, как структурное подразделение образовательной организации и общественное объединение без регистрации юридического лица [23], на практике также встречаются студенческие спортивные клубы, созданные в качестве некоммерческих
организаций, зарегистрированных в качестве юридического лица.
Для устранения проблемы многообразия форм организации студенческих спортивных клубов Межотраслевой программой развития студенческого спорта до 2024 г. поставлена задача систематизации и методического обеспечения деятельности студенческих спортивных клубов, а также в 2021-2022 гг. разрабатывалась типовая модель деятельности студенческого спортивного клуба [6]. Однако данные меры могут быть недостаточно эффективны при условии наличия вышеуказанных проблем на законодательном уровне, в связи с чем приоритетным является совершенствование законодательного регулирования деятельности студенческих спортивных клубов.
Что касается самих форм организации, то, учитывая преимущества создания клуба в качестве структурного подразделения образовательной организации как с финансовой, так и с административной точек зрения [24, 25], представляется целесообразным отразить в законодательстве создание студенческих спортивных клубов именно как структурного подразделения образовательной организации.
6. Создание центров спортивной подготовки студенческих сборных команд
В настоящий момент одним из приоритетов в развитии студенческого спорта является усиление роли студенческого спорта в подготовке спортивного резерва [5], в том числе посредством реализации программ спортивной подготовки в ООВО и ПОО. В целях реализации указанного приоритета Межотраслевой программой развития студенческого спорта запланировано создание 18 центров спортивной подготовки студенческих сборных команд к 2024 г. [6].
При этом Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 30.10.2020 № Пр-1760 планировалось включение положений, касающихся предоставления ООВО и ПОО возможности реализовывать программы спортивной подготовки в центрах спортивной подготовки студенческих сборных команд, в законопроект о гармонизации законодательства о физической культуре и спорте и законодательства об образовании [26]. Однако уже утвержденный Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ в части гармонизации соответствующие положения не включает (далее - ФЗ-127) [27], следовательно, на сегодняшний день нормативные основы
деятельности центров спортивной подготовки студенческих сборных команд не сформированы. Можно сказать, что законодательное регулирование реализации программ спортивной подготовки, отраженное в ФЗ-127, также распространяется и на реализацию таких программ в ООВО и ПОО. Но ФЗ-127 определяет Минспорт России и Минпросвещения России в качестве регуляторов особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки и не учитывает Минобрнауки России, что важно в контексте деятельности центров спортивной подготовки студенческих сборных команд в ООВО.
В связи с этим формирование нормативных основ реализации программ спортивной подготовки в ООВО и ПОО целесообразно начать с устранения существующего пробела, возникшего при принятии закона о гармонизации законодательства о спорте и законодательства об образовании, закрепив в Законе о физической культуре и спорте положения о деятельности центров спортивной подготовки студенческих сборных команд, в том числе в части регулирования порядка их деятельности Минспортом России и Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России.
Заключение
Проведенный анализ федерального и регионального законодательства позволил выявить следующие проблемы правового регулирования студенческого спорта:
- ряд положений федерального законодательства о физической культуре и спорте не соответствует текущим тенденциям и приоритетам развития студенческого спорта и требует актуализации;
- недостаточно конкретизированы полномочия Российского студенческого спортивного союза в развитии студенческого спорта как субъекта физической культуры и спорта, в том числе на региональном уровне;
- наблюдаются правовые коллизии в части организационно-правовых форм студенческих спортивных клубов, которые дублируются в региональном законодательстве;
- наблюдается дисбаланс законодательного регулирования студенческого спорта в части определения прав и полномочий региональных органов государственной власти по развитию студенческого спорта;
- отмечается «зеркальное» отражение положений федерального законодательства в части студенческого спорта в региональных законах без корректировки под особенности регионального развития;
- гармонизация законодательства о спорте и законодательства об образовании не учитывает реализацию программ спортивной подготовки в ООВО и ПОО посредством создания центров спортивной подготовки студенческих сборных команд. Учитывая вышеизложенное, в целях создания нормативных основ реализации приоритетов развития студенческого спорта возрастает значимость совершенствования законодательного регулирования, в том числе в части создания и развития студенческих спортивных клубов, студенческих спортивных лиг и центров спортивной подготовки студенческих сборных команд, развития видов спорта в студенческой среде, развития студенческого спорта в субъектах Российской Федерации, законодательного закрепления полномочий Российского студенческого спортивного союза в развитии студенческого спорта.
Список литературы
1. Степыко Д. Г., Кондраков Г. Б., Кущева Д. В. Развитие нормативно-правового поля, регулирующего физическую культуру в государственных образовательных организациях высшего образования и студенческий спорт в России // Образовательная среда сегодня : стратегии развития. 2016. № 3(7). С. 56-58.
2. Агаев Р. А. Сравнительный анализ правового регулирования развития физической культуры и спорта среди студентов высших учебных заведений в период с 1923 года по настоящее время // Здоровье - основа человеческого потенциала : проблемы и пути их решения. 2015. Т. 10, № 1. С. 252-257.
3. Ольховский Р. М., Дубов А. М, Жданович Д. О. Нормативно-правовые и организационно-методические основы реализации программ спортивной подготовки в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации // Спорт : экономика, право, управление. 2021. № 3. С. 24-26.
4. Коваленко Е. Ю., Тыдыкова Н. В., Шавандина О. А. О результатах экспертизы нормативных актов регионов Российской Федерации и зарубежных стран по выявлению лучших практик правового регулирования детско-юношеского, студенческого и адаптивного спорта // Юри-слингвистика. 2021. № 22(33). С. 18-23.
5. Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21 ноября 2017 г. № 1007. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 555766975 (дата обращения: 11.05.2022).
6. Межотраслевая программа развития студенческого спорта до 2024 года, утв. Приказом Минспорта России, Минобрнауки России, Минпросвещения России от 09.03.2021 г. № 141/167/90. URL: https://studsport. ru /10. 03. 2021 _ megotraslevaya _ programma _ razvitiya _ studencheskogo_sporta_do_2024_goda (дата обращения: 11.05.2022).
7. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 3081-р. URL: https://docs.cntd.ru/ document/566430492 (дата обращения: 11.05.2022).
8. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [ред. от 06.03.2022]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_73038 (дата обращения: 08.05.2022).
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 08.05.2022).
10. Закон Свердловской области от 06.07.2012 № 70-0З «О физической культуре и спорте в Свердловской области». URL: https://docs.cntd.ru/document/453119871 (дата обращения: 16.05.2022).
11. Закон Республики Бурятия «О физической культуре и спорте» от 01.02.1996 № 250-I. URL: https://docs.cntd. ru/document/802074124 (дата обращения: 16.05.2022).
12. Закон Республики Саха (Якутия) «О физической культуре и спорте в Республике Саха (Якутия)» от 18.06.2009 696-З № 327-IV. URL: https://docs.cntd.ru/ document/423845491 (дата обращения: 16.05.2022).
13. Ольховский Р. М., Еремина Е. А. Стратегическое управление развитием видов спорта в студенческой среде // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 49-58. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-49-58
14. Закон Республики Башкортостан «О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан» от 24.11.2008 № 68-з. URL: https://docs.cntd.ru/document/935115030 (дата обращения: 16.05.2022).
15. Закон Краснодарского края «О физической культуре и спорте в Краснодарском крае» от 10.05.2011 № 2223-КЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/461603404 (дата обращения: 16.05.2022).
16. Региональные отделения общероссийской общественной организации «Российский студенческий спортивный союз». URL: https://studsport.ru/region_ otdeleniya (дата обращения: 16.05.2022).
17. Закон Республики Марий Эл «О физической культуре и спорте в Республике Марий Эл» от 30.12.2008 № 81-З. URL: https://docs.cntd.ru/document/819084082 (дата обращения: 16.05.2022).
18. Закон Чеченской Республики «О физической культуре и спорте в Чеченское Республике» от 07.12.2021 № 55-РЗ. URL: https://chechnya.gov.ru/wp-content/uploads/ documents/55-rz-6.pdf (дата обращения: 16.05.2022).
19. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_6693/ (дата обращения: 11.05.2022).
20. Закон Республики Дагестан «О физической культуре и спорте в Республике Дагестан» от 02.02.2010 № 5. URL: https://docs.cntd.ru/document/895238078 (дата обращения: 16.05.2022).
21. Закон Карачаево-Черкесской Республики «О физической культуре и спорте на территории Карачаево-Черкесской Республики» от 02.11.2009 № 51-РЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/459904189 (дата обращения: 16.05.2022).
22. Закон Республики Татарстан «О физической культуре и спорте» от 08.10.2008 № 99-ЗРТ. URL: https://docs.cntd. ru/document/917030789 (дата обращения: 16.05.2022).
23. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об утверждении Порядка осуществления деятельности студенческих спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами» от 23.03.2020 № 462. URL: https://docs.cntd.ru/document/564748802 (дата обращения: 11.05.2022).
24. Ольховский Р. М., Филимонова С. И., Жданович Д. О., Еремина Е. А. Совершенствование механизмов финансового обеспечения деятельности студенческих спортивных клубов // Теория и практика физической культуры.
2021. № 3. С. 45-47.
25. Зайцева А. А., Жданович Д. О. Анализ источников финансирования деятельности студенческих спортивных клубов // Физическое воспитание и студенческий спорт.
2022. Т. 1, вып. 1. С. 40-48. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-40-48
26. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам Заседания Совета по развитию физической культуры и спорта при Президенте Российской Федерации от 30.10.2020 № Пр-1760. URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/64309 (дата обращения: 16.05.2022).
27. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 30.04.2021 № 127-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 383365/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/ (дата обращения: 20.05.2022).
References
1. Stepyko D. G., Kondrakov G. B., Kushcheva D. V. Development of the legal framework regulating student sports and physical culture in universities of Russia. Educational Environment Today: Development Strategies, 2016, no. 3 (7), pp. 56-58 (in Russian).
2. Agaev R. A. Comparative analysis of the legal regulation of physical education and sport development among high school students in the period from 1923 until nowadays. Health as the Basis of Human Potential : Problems and Solutions, 2015, vol. 10, no. 1, pp. 252-257 (in Russian).
3. Olkhovskiy R. M., Dubov A. M., Zhdanovich D. O. Regulatory, organizational and methodological grounds for the implementation of sports training programs in educational institutions of higher education in the Russian Federation.
Sports : Economics, Law, Management, 2021, no. 3, pp. 2426 (in Russian).
4. Kovalenko E. Yu., Tydykova N. V., Shavandina O. A. On the results of the expertise of normative acts of the regions of the Russian Federation and foreign countries to identify the best practices of legal regulation of children and youth, student and adaptive sports. Jurislinguistics, 2021, no. 22 (33), pp. 18-23 (in Russian).
5. The conception of Student Sports Development in the Russian Federation until 2025, approved by the Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation No. 1007 dated 21 November, 2017 (in Russian). Available at: https://docs. cntd.ru/document/555766975 (accessed 11 May 2022).
6. Intersectoral program for the development of student sports until 2024, No. 141/167/90 approved by the Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation and the Ministry of Science and Education dated 09 March, 2021 (in Russian). Available at: https://studsport.ru/10.03.2021_ megotraslevaya _ programma _ razvitiya _ studencheskogo _ sporta_do_2024_goda (accessed 11 May 2022).
7. Strategy for the Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation until 2030 approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 3081-p dated 24 November, 2020 (in Russian). Available at: https:// docs.cntd.ru/document/566430492 (accessed 11 May 2022).
8. Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" (No. 329-FZ dated 04 December, 2007, as amended on 06 March, 2022) (in Russian). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038 (accessed 8 May 2022).
9. Federal Law "On Education in the Russian Federation", No. 273-FZ dated 29 December, 2012 (in Russian). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (accessed 8 May 2022).
10. The Law of Sverdlovsk region "On physical culture and sports in the Sverdlovsk region", No. 70-OZ dated 06 July, 2012 (in Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/ document/453119871 (accessed 16 May 2022).
11. The Law of the Republic of Buryatia "On physical culture and sports", No. 250-I dated 01 February, 1996 (in Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/802074124 (accessed 16 May 2022).
12. The Law of the Republic of Sakha (Yakutia) "On physical culture and sports in the Republic of Sakha (Yakutia)", No. 327-IV dated 18 June, 2009 (in Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/423845491 (accessed 16 May 2022).
13. Olkhovskiy R. M., Eremina E. A. Strategic management of sport types development in the student environment. Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 1, pp. 49-58 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-49-58
14. The Law of the Republic of Bashkortostan "On physical culture and sports in the Republic of Bashkortostan", No. 68-Z dated 24 November, 2008 (in Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/935115030 (accessed 16 May 2022).
15. The Law of the Krasnodar Krai "On physical culture and sports in the Krasnodar Krai", No. 2223-KZ dated 10
May, 2011 (in Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/ document/461603404 (accessed 16 May 2022).
16. Regional offices of the All-Russian public organization "Russian Student Sports Union". Available at: https:// studsport.ru (accessed 16 May 2022).
17. The Law of the Republic ofMari El "On physical culture and sports in the Republic of Mari El", No. 81-Z dated 30 December, 2008 (in Russian). Available at: https://docs.cntd. ru/document/819084082 (accessed 16 May 2022).
18. The Law of the Chechen Republic "On physical culture and sports in the Chechen Republic", No. 55-RZ dated 07 December, 2021 (in Russian). Available at: https://chechnya. gov.ru/wp- content/uploads/documents/55- rz-6.pdf (accessed 16 May 2022).
19. Federal Law "On Public Associations", No. 82-FZ dated 19 May, 1995 (in Russian). Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ (accessed 16 May 2022).
20. The Law of the Republic of Dagestan "On physical culture and sports in the Republic of Dagestan", No. 5 dated 02 February, 2010 (in Russian). Available at: https://docs.cntd. ru/document/895238078 (accessed 16 May 2022).
21. The Law of the Karachay-Cherkess Republic "On physical culture and sports on the territory of the Karachay-Cherkess Republic", No. 51-RZ dated 02 November, 2009 (in Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/ 459904189 (accessed 16 May 2022).
22. The Law of the Republic of Tatarstan "On physical culture and sports", No. 99-ZRT dated 08 October, 2008 (in Rus-
sian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/917030789 (accessed 16 May 2022).
23. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation "On approval of the Procedure for the implementation of the activities of student sports clubs (including those in the form of public associations) that are not legal entities" No. 462 dated 23 March, 2020 (in Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/564748802 (accessed 11 May 2022).
24. Olkhovskiy R. M., Filimonova S. I., Zhdanovich D. O., Eremina E. A. Improving student sports clubs financing mechanisms. Theory and Practice of Physical Culture, 2021, no. 3, pp. 45-47 (in Russian).
25. Zaytseva A. A., Zhdanovich D. O. Analysis of financing sources for student sports clubs. Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 1, pp. 40-48 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-40-48
26. List of Orders of the President of the Russian Federation following the meeting of the Presidential Council for the Development of Physical Culture and Sports on 30 October, 2020 No. Pr-760 (in Russian). Available at: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/64309 (accessed 16 May 2022).
27. Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation and the Federal Law "On Education in the Russian Federation", No. 127-FZ dated 30 April, 2021 (in Russian). Available at: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_ 383365/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/ (accessed 20 May 2022).
Поступила в редакцию 20.07.2022; одобрена после рецензирования 26.07.2022; принята к публикации 14.08.2022 The article was submitted 20.07.2022; approved after reviewing26.07.2022; accepted for publication 14.08.2022