Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В МОСКВЕ И ЗА РУБЕЖОМ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В МОСКВЕ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
482
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / МОДЕЛЬ / БАРЬЕРЫ / РАЗВИТИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙОПЫТ / МЕГАПОЛИС / ОРГАНИЗАЦИИ-СТЕЙКХОЛДЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степыко Дмитрий Геннадьевич, Грачева Дарья Владимировна

Актуальность исследования обусловлена уровнем внимания государства и общественности к вопросам развития студенческого спорта, его возрастающей ролью в социализации обучающихся. Цель исследования - определить подходы и выявить особенности развития студенческого спорта на примере г. Москвы. Гипотеза исследования заключается в том, что определение ключевых барьеров развития студенческого спорта в различных мегаполисах имеет ряд схожих особенностей, включает вопросы взаимодействия различных отраслей (образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и др.), а также отражает уровень взаимосвязи различных организаций-стейкхолдеров данного процесса. В исследовании были рассмотрены официальные статистические данные, актуальные нормативные и правовые документы, а также сведения социологических исследований, проведенных среди студентов г.Москвы. В ходе анализа были определены ключевые организации,влияющие на развитие студенческого спортав г. Москве, и основные барьеры для их эффективного взаимодействия. Также в исследовании использовался анализ международного опыта развития студенческого спорта и изучение существующих моделей. Отличительной чертой исследования является рассмотрение вопроса различных особенностей и мероприятий по развитию студенческого спорта в мировых мегаполисах: Берлине, Париже, Лондоне и Пекине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF STUDENT SPORTS IN MOSCOW AND ABROAD

The relevance of the study is due to the level of attention of the state and the public to the development ofstudent sports, its growing role in the socialization of students. The purpose of the study is to determine approaches andidentifyfeaturesof the developmentofuniversitysportson the exampleofthecity of Moscow.Thehypothesis ofthestudyisthat the determination of key barriers to the development of university sports in various megacities has a number of similar features, includes issues of interaction between various industries (i.e. education, physical culture and sports, healthcare,etc.), and also re ects the level of interaction of various stakeholder organizations in this process. The study examinedof cialstatistics, current regulatory and legaldocuments,aswell as informationfrom sociologicalsurveys conductedamongstudents in Moscow. The analysis identi ed the key organizations that in uence the development of university sports inMoscow and the main barriers to their effective interaction. The study also used an analysis of international experience inthe development of university sports and the study of existing models. A distinctive feature of the study is the considerationof the issue of various aspects and activities for the development of university sports in the world’s megacities: Berlin, Paris,London and Beijing.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В МОСКВЕ И ЗА РУБЕЖОМ»

ТЕРРИТОРИЯ СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 164-174 Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 2, pp. 164-174

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-164-174, EDN: FLTHRQ

Научная статья

УДК 796-057.875(470-25+100):316.7

Особенности развития студенческого спорта в Москве и за рубежом

Д. Г. Степыкон, Д. В. Грачева

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36

Степыко Дмитрий Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, stepunit@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2969-5355

Грачева Дарья Владимировна, преподаватель кафедры физического воспитания, gracheva.dv@rea.ru, https://orcid.org/0000-0003-1390-495X

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена уровнем внимания государства и общественности к вопросам развития студенческого спорта, его возрастающей ролью в социализации обучающихся. Цель исследования - определить подходы и выявить особенности развития студенческого спорта на примере г. Москвы. Гипотеза исследования заключается в том, что определение ключевых барьеров развития студенческого спорта в различных мегаполисах имеет ряд схожих особенностей, включает вопросы взаимодействия различных отраслей (образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и др.), а также отражает уровень взаимосвязи различных организаций-стейк-холдеров данного процесса. В исследовании были рассмотрены официальные статистические данные, актуальные нормативные и правовые документы, а также сведения социологических исследований, проведенных среди студентов г. Москвы. В ходе анализа были определены ключевые организации, влияющие на развитие студенческого спорта в г. Москве, и основные барьеры для их эффективного взаимодействия. Также в исследовании использовался анализ международного опыта развития студенческого спорта и изучение существующих моделей. Отличительной чертой исследования является рассмотрение вопроса различных особенностей и мероприятий по развитию студенческого спорта в мировых мегаполисах: Берлине, Париже, Лондоне и Пекине.

Ключевые слова: студенческий спорт, модель, барьеры, развитие, социологические исследования, международный опыт, мегаполис, организации-стейкхолдеры

Для цитирования: Степыко Д. Г., Грачева Д. В. Особенности развития студенческого спорта в Москве и за рубежом // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 164-174. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-164-174, EDN: FLTHRQ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Features of the development of student sports in Moscow and abroad

D. G. StepykoH, D. V. Gracheva

Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow 117997, Russia

Dmitry G. Stepyko, stepunit@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2969-5355 Darya V. Gracheva, gracheva.dv@rea.ru, https://orcid.org/0000-0003-l390-495X

Abstract. The relevance of the study is due to the level of attention of the state and the public to the development of student sports, its growing role in the socialization of students. The purpose of the study is to determine approaches and identify features ofthe development of university sports on the example ofthe city of Moscow. The hypothesis ofthe study is that the determination of key barriers to the development of university sports in various megacities has a number of similar

features, includes issues of interaction between various industries (i.e. education, physical culture and sports, healthcare, etc.), and also reflects the level of interaction of various stakeholder organizations in this process. The study examined official statistics, current regulatory and legal documents, as well as information from sociological surveys conducted among students in Moscow. The analysis identified the key organizations that influence the development of university sports in Moscow and the main barriers to their effective interaction. The study also used an analysis of international experience in the development of university sports and the study of existing models. A distinctive feature of the study is the consideration of the issue of various aspects and activities for the development of university sports in the world's megacities: Berlin, Paris, London and Beijing.

Keywords: student sports, model, barriers, development, sociological research, international experience, megacity, stakeholder organizations

For citation: Stepyko D. G., Gracheva D. V. Features of the development of student sports in Moscow and abroad. Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 2, pp. 164-174 (in Russian). https://doi.org/10.185 0 0/2782-459 4-2 022-1-2-164174, EDN: FLTHRQ

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

Студенческий спорт в современной России - многогранное явление, интерес в его развитии проявляют многие государственные сферы, общественные и иные организации.

Сегодня студенческий спорт в нашей стране рассматривается непосредственно с точки зрения реализации образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования (далее - ООВО) и профессиональных образовательных организациях (далее - ПОО), здесь речь идет о комплексе решаемых задач в части организации регулярных занятий физической культурой и спортом, участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях. Кроме этого, студенческий спорт зачастую рассматривается в качестве вектора воспитательной деятельности, где он обладает мощным содержательным потенциалом.

С точки зрения спорта как вида социокультурной деятельности, студенческий спорт рассматривается в качестве самостоятельного звена системы спортивной подготовки и комплексного элемента системы студенческих спортивных соревнований (студенческие спортивные лиги, Универсиады и др.).

Рассматривая студенческий спорт сквозь призму молодежной политики, следует отметить, что для существующей системы общественных отношений и студенческого самовыражения спортивное направление является одним из основных. Студенческий спорт предоставляет широкие возможности для вовлечения студентов в волонтерскую деятельность, организацию форумных и конкурсных кампаний, продвижение здорового образа жизни и др.

Роль студенческого спорта в ряде социальных процессов возрастает, что нашло подтверждение в проводимом нами исследовании. Для анализа был использован зарубежный опыт организации студенческой спортивной деятельности [1, 2, 3], а также имеющийся отечественный задел [4] и требования действующего законодательства федерального и регионального уровней. Также были проведены социологические исследования среди обучающихся и их родителей г. Москвы по вопросам предпочтений, мотивов и препятствий к участию в спортивных мероприятиях.

На основе полученного материала были выявлены особенности и векторы развития студенческого спорта г. Москвы.

Цель исследования, представленного в данной статье, заключается в определении особенностей и выявлении тенденций развития студенческого спорта на примере г. Москвы.

Материалы и методы

Исследование проводилось в несколько этапов и включало в себя следующее.

На первом этапе осуществлялся сбор материала по зарубежному опыту развития студенческого спорта и организации занятий физической культурой среди студентов и молодежи. Для анализа использовался опыт ряда стран европейского, азиатского и американского регионов, в том числе: Германии, Франции, Австрии, Великобритании, Дании, Нидерландов, Швеции, Италии, Испании, Китая, Японии, США, Бразилии и др. В дальнейшем были выделены несколько моделей развития спорта в молодежной среде, так как на понятийном уровне существует ряд противоречий в понимании

развития физической культуры и студенческого спорта в отечественной и зарубежной практике.

Кроме этого, для изучения регионального опыта нами рассматривались модели организации студенческого спорта в мегаполисах, которые сходны с г. Москвой по популяцион-ным и иным характеристикам (Лондон, Пекин, Париж, Берлин).

В дальнейшем были рассмотрены нормативные и правовые основы развития студенческого спорта в России в целом и в г. Москве в частности, проведен анализ статистических данных на национальном и региональном уровнях, изучена динамика ключевых столичных показателей и планы мероприятий по их достижению.

Для определения потребностей, мотиваци-онных факторов для привлечения к регулярным занятиям студенческим спортом, а также основных барьеров его развития был проведен социологический опрос с участием 2004 студентов ООВО, расположенных на территории г. Москвы.

В связи с ограничениями, связанными со сложной эпидемиологической ситуацией в мире и в России, для объективности исследования использовались статистические данные 2017-2019 гг.

В ходе исследований были использованы следующие теоретические и эмпирические методы: анализ, синтез, обобщение, измерение, моделирование, анкетирование, контент-анализ, методы математической статистики.

Использование различных источников информации и комплексный подход к результатам исследования позволил выявить ряд особенностей и разработать предложения по развитию студенческого спорта г. Москвы.

Результаты и их обсуждение

Результаты первого этапа исследования в рамках изучения зарубежного опыта позволили выделить несколько ключевых моментов.

В настоящее время развитием студенческого спорта в странах мира занимаются более 130 национальных спортивных ассоциаций (союзы, федерации, советы, лиги), которые объединяют университеты и колледжи. Они организуют участие студентов в международных соревнованиях, а также координируют проведение национальных спортивных соревнований между высшими учебными заведениями. Наиболее популярные виды массового

студенческого спорта: легкая атлетика, теннис, плавание, волейбол, баскетбол [1].

Организация студенческого спорта во многом зависит от модели организации физической культуры и спорта, характерной для конкретной страны.

Модели выделяются на основе характеристик финансирования и степени государственного вмешательства в развитие физической культуры и спорта [5]. В основном выделяют три модели организации физической культуры и спорта: американская (основанная на частном финансировании), китайская (авторитарная, заимствования у СССР в прошлом) и европейская (которая сочетает в разных пропорциях государственное финансирование с частным) [6]. При этом даже внутри этих моделей показатели развития физической культуры и спорта неоднородны и могут различаться в зависимости от особенностей конкретной страны. Российская модель организации физической культуры и спорта сочетает в себе характеристики европейской и китайской моделей и наиболее близка по характеристикам и тенденциям развития к китайской модели.

На следующем этапе был проведен анализ развития студенческого спорта в ряде мировых столиц.

По данным статистической отчетности по форме 2-ВПО, в г. Москве численность обучающихся по программам основного высшего образования в 2017 г. составила 727319 человек, в 2018 г. - 692193 человека, а в 2019 г. -735 399 человек.

По данным отчета о ходе реализации государственной программы г. Москвы «Спорт Москвы» за 2018 г., в 2017 г. фактическое значение доли обучающихся и студентов, занимающихся физической культурой и спортом, составило 68%, а в 2018 г. данное значение достигло 86% [7]. Однако этот показатель учитывает также обучающихся по основным образовательным программам общего образования.

По данным статистической отчетности по форме № 1-ФК, в г. Москве определена численность занимающихся физической культурой и спортом в образовательных организациях высшего образования в возрасте 1629 лет (табл. 1).

Что касается зарубежных столиц, то в 2017 г. в Лондоне доля населения, систематически занимающегося спортом, составила 62,3%, занимающихся спортом время от времени - 12,9% и не занимающихся - 24,8% [8]. Также доля населения в возрасте 16-24 лет,

Таблица 1/Table 1

Численность занимающихся физической культурой и спортом в ООВО (в возрасте 16-29 лет) Personality of those engaged in physical culture and sports in the PSA (aged 16-29 years)

Показатель 2017 2018 2019

Количество занимающихся в ООВО 356 202 341 978 250 712

В том числе в ООВО, имеющих студенческие спортивные клубы 47 077 62 350 55 618

систематически занимающегося спортом, составила 70,2% [9].

В свою очередь, Берлин является одним из самых активных и спортивных городов Германии - 83,1% всех жителей Берлина в той или иной форме занимаются спортом и проявляют физическую активность (в том числе не регулярно, а время от времени), а 16,9% совсем не занимаются спортом [10].

По данным статистического отчета 1-ФК, в г. Москве находится 22985 спортивных сооружений, в том числе 24 стадиона, 3944 спортивных зала, 417 плавательных бассейнов, 71 манеж, 96 крытых спортивных объектов с искусственным льдом. Также, по данным 5-ФК, в г. Москве находится 3744 спортивных сооружения, оснащенных для занятий физической культурой и спортом для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Что касается уровня обеспеченности спортивными сооружениями зарубежных столиц, то в Пекине обеспеченность населения спортивными объектами составляет 2,32 кв. м на душу населения. Общее количество спортивных объектов в Пекине составляет 31600 объектов, из них: 1771 легкоатлетический стадион, 904 бассейна, 1785 футбольных полей, 6087 баскетбольных площадок, 280 волейбольных площадок, 4358 кортов для настольного

тенниса, 949 площадок для бадминтона, 65 катков, 2773 спортивных зала [11, 12].

В Париже в настоящее время насчитывается 50 плавательных бассейнов, 2 центра водных видов спорта, 2 ледовых катка, 126 гимназий, 172 специализированных или неспециализированных спортивных зала, около 90 площадок физического воспитания (TEP), 35 стадионов, 5 игровых площадок, 174 игровые площадки (футбол и регби), 31 легкоатлетическая трасса, около 400 теннисных кортов, 1 велодром, 16 горок, 15 уличных тренажеров, 26 скалодромов, а также 49 открытых плоскостных сооружений и спортивные объекты в 50 центрах Paris Anim [13].

В Лондоне, по данным 2020 г., наиболее распространены следующие виды сооружений: 5749 полей с натуральным покрытием и 1041 поле с искусственным покрытием, 1350 спортивных залов и 1258 фитнес-студий, 1109 мультифункциональных оздоровительных комплексов, 580 бассейнов, 415 сквош-кортов, 2997 теннисных кортов и 143 поля для гольфа [9]. Данная информация о количестве спортивных сооружений представлена в табл. 2.

Рассматривая примеры конкретных учебных заведений, удалось установить следующее.

Организация спортивных секций в Пекинском университете осуществляется в рамках

Таблица 2/Table 2

Спортивная инфраструктура мегаполисов (по данным 2018-2020 гг.) Sports infrastructure of megacities (according to 2018-2020 data)

Показатель Мегаполис

Лондон Пекин Париж Москва

Общее количество жителей, млн человек 8,982 21,542 2,148 12,678

Количество спортивных сооружений, шт. 14 642 31600 1244 22 985

Количество спортивных сооружений на 1000 жителей 1,63 1,46 0,57 1,81

Количество полей (футбол, регби) 6790 1785 209 704

Количество спортивных залов 1350 2773 172 3944

Количество бассейнов 580 904 50 417

Количество жителей на 1 бассейн 15 486 23 829 42 960 30 403

деятельности студенческой спортивной Ассоциации Пекинского университета. Секции проводятся в клубах по видам спорта, всего насчитывается 21 клуб: кунг-фу, кендо, спортивное ориентирование, стрельба из лука, алтимат, теннис, тайцзи, велоспорт, волейбол, баскетбол, бейсбол, софтбол, футбол, настольный теннис, плавание, бадминтон, сквош, цзинву, гребной спорт, гольф, флорбол, фехтование, бодибилдинг, лыжный спорт, танцевальный спорт, скейтбординг, легкая атлетика (бег), йога, бильярд, фигурное катание [12].

В свою очередь, в Париже, в университете Париж-Сакле, студентам доступны занятия по следующим видам спорта: легкая атлетика, бадминтон, баскетбол, альпинизм, футбол, гандбол, пауэрлифтинг, регби, чирлидинг, волейбол [13]. Также можно привести в пример один из ведущих спортивных университетов Франции - спорт в PSL, в котором для студентов доступны занятия по 40 видам спорта, в их числе: бадминтон, баскетбол, бокс, кроссфит, танцевальный спорт, скалолазание, фехтование, мини-футбол, футбол, гандбол, плавание, парашютный спорт, пилатес, настольный теннис, регби, сквош, волейбол, йога, зумба и др. Занятия доступны для всех студентов, исследователей или сотрудников 6 дней в неделю на спортивных площадках, расположенных рядом с местами учебы, с практическим расписанием и адаптированными к университетской жизни: в полдень или вечером с 18:00 [14]. Стоит отметить, что в перечне секций также имеются секции по различным фитнес-про-граммам.

В Лиможском университете (г. Лимож, Франция) студентам доступны спортивные секции по более чем 30 видам спорта: футбол, регби, баскетбол, волейбол, гандбол, алти-мат, гимнастика, прыжки на батуте, современный джазовый танец, зумба, фитнес, тай-чи, стрельба из лука, плавание, бадминтон, теннис, настольный теннис, сквош, дзюдо, силовые тренировки, парапланеризм, верховая езда, гольф, парусный спорт, скалолазание, подводное плавание, катание на лыжах [15].

В Берлинском университете имени Гумбольдта в числе спортивных секций для студентов, помимо традиционных видов спорта (футбол, волейбол или баскетбол), также предоставляется возможность заниматься видами спорта фитнес-направленности - такими, как зумба, скалолазание или кикбоксинг. В университете каждый семестр около 17000 участников занимаются более чем 80 видами спорта в рамках спортивных секций [16].

В свободном университете Берлина предлагается набор спортивных секций для студентов и сторонних посетителей по более чем 120 видам спорта, а также проводится до 800 индивидуальных занятий в семестр [17].

Что касается примеров организации спортивных секций в образовательных организациях высшего образования г. Москвы, то, например, в РТУ МИРЭА студенты могут записаться в следующие секции: баскетбол, мини-футбол, футбол, волейбол, плавание, пауэрлифтинг, бадминтон, бокс, водное поло, настольный теннис, теннис, гимнастика, шахматы, самбо, дзюдо, ушу, скалолазание, танцевальный спорт, аэробика [18]. Также занятия по этим видам спорта проходят как в формате учебных дисциплин «Физическая культура» [19], так и в формате спортивных секций в рамках физкультурной и спортивной работы со студентами, проведение которых осуществляется на платной основе, абонемент на 12 занятий стоит 3600 рублей [20].

Студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана имеют возможность заниматься более чем тридцатью видами спорта, такими как: альпинизм, бадминтон, баскетбол, волейбол, водное поло, легкая атлетика, плавание, настольный теннис, атлетическая и ритмическая гимнастика, туризм, бокс, шахматы, лыжные гонки и горные лыжи, различные виды борьбы, в том числе восточные единоборства, стрельба, биатлон, горный туризм, а в последнее время - дартс и спортивные танцы [21].

В то же время по итогам сравнений практик студенческого спорта г. Москвы с практиками Пекина, Парижа, а также Лондона и Берлина можно сделать вывод, что в целом развитие студенческого спорта находится на равном уровне, с учетом системных различий. Однако Лондон и Пекин характеризуются более высоким уровнем обеспеченности спортивными сооружениями. Лондон характеризуется также более высокой степенью вовлеченности студентов в занятия физической культурой и спортом. Стоит отметить, что в университетах рассматриваемых столиц распространены спортивные секции для студентов фитнес-направленности, в то время как в г. Москве большинство спортивных секций для студентов дублируют виды занятий в рамках обязательных учебных дисциплин по физической культуре и спорту.

По итогам нормативного и правового анализа, а также данных статистики было выявлено следующее.

Закон № 27 г. Москвы в качестве одного из основных направлений развития физической культуры и спорта в столице устанавливает содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе студенческого спорта и молодежного спорта. При этом в настоящее время в г. Москве утверждена специализированная межведомственная программа, определяющая цели, задачи и направления развития студенческого спорта г. Москвы. Ключевой особенностью этой программы является ее распространение только на студентов образовательных организаций высшего образования, развитие студенческого спорта в профессиональных образовательных организациях отражено в программе развития школьного спорта г. Москвы.

Основные задачи развития студенческого спорта в г. Москве отражены в государственной программе «Спорт Москвы». В программе отмечается, что поддержка и содействие развитию студенческого спорта, создание студентам условий для проведения здорового спортивного досуга является одной из важнейших задач в сфере физической культуры и массового спорта.

Среди задач программы «Спорт Москвы» в отношении студенческого спорта указаны:

- совершенствование системы физического воспитания детей и молодежи;

- развитие спорта высших достижений, в том числе повышение результативности выступления московских спортсменов в составе сборных команд Российской Федерации на Всемирных универсиадах. Как отмечается в программе «Спорт Москвы», массовую физкультурно-спортивную работу в образовательных организациях высшего образования планируется проводить совместно со студенческой спортивной общественностью.

Система управления студенческим спортом г. Москвы характеризуется большим количеством взаимодействующих субъектов, находящихся в разной ведомственной подчиненности и в разных формах собственности.

Помимо органов законодательной и исполнительной власти г. Москвы, образовательных организаций, в том числе частных и федерального ведомственного подчинения, большую роль в развитии студенческого спорта играют общественные организации.

В систему студенческого спорта г. Москвы входят:

Департамент спорта г. Москвы (Моском-спорт), осуществляющий функции по разра-

ботке и реализации государственной политики, предоставлению государственных услуг в области физической культуры, спорта [22], в том числе координирует вопросы развития студенческого спорта. В Департаменте спорта г. Москвы развитие массового студенческого спорта осуществляется в рамках деятельности управления физкультурно-массовой работы и по работе с физкультурно-спортивными организациями. Департамент спорта оказывает содействие деятельности спортивных клубов и студенческих спортивных лиг, общественных организаций в сфере студенческого спорта, является учредителем и организатором спортивных студенческих мероприятий. При активном участии Департамента спорта развивается единый информационный портал студенческого спорта studentsport.ru.

Вопросами развития студенческого спорта занимается межведомственная комиссия по развитию студенческого спорта в г. Москве - комиссия является коллегиальным рабочим органом Правительства Москвы, созданным в целях обеспечения единой городской политики в области студенческого спорта. Задачами Комиссии являются:

- определение приоритетных направлений развития студенческого спорта в г. Москве;

- обеспечение взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, внутригородских муниципальных образований в г. Москве, образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность в столице, профессиональных образовательных организаций и иных заинтересованных организаций по вопросам развития студенческого спорта в г. Москве.

В структуре образовательных организаций высшего образования г. Москвы развитием студенческого спорта занимаются учебные физкультурно-спортивные подразделения (кафедры физической культуры и спорта), студенческие спортивные клубы, созданные в качестве структурных подразделений образовательных организаций или общественных объединений, не являющихся юридическими лицами, а также органы студенческого самоуправления физкультурной и спортивной направленности.

Среди общественных организаций, занимающихся развитием студенческого спорта, основным на территории г. Москвы является

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московское региональное отделение Российского студенческого спортивного союза (МРО РССС).

МРО РССС создано с целью развития, пропаганды и популяризации студенческого спорта в г. Москве. Основными задачами МРО РССС являются:

- содействие консолидации усилий всех заинтересованных организаций и учреждений в развитии массовой физкультурно-оздоровительной работы и студенческого спорта среди молодежи на территории г. Москвы;

- формирование здорового, физически и духовно крепкого, социально-активного, высоконравственного поколения молодежи, гармонизация физического и духовного воспитания, укрепление здоровья студенческой молодежи в высших и средних специальных учебных заведениях г. Москвы.

Кроме МРО РССС, среди общественных организаций активную деятельность в развитии студенческого спорта г. Москвы ведут: Ассоциация спортивных студенческих клубов России (АССК России) и ее региональное отделение, Ассоциация студенческого баскетбола (АСБ) и другие спортивные студенческие лиги по видам спорта, а также аккредитованные спортивные федерации г. Москвы.

Система управления студенческим спортом г. Москвы характеризуется большим количеством взаимодействующих субъектов, находящихся в разной ведомственной подчиненности, разных формах собственности. Кроме органов законодательной и исполнительной власти, образовательных организаций, в том числе частных и федерального ведомственного подчинения, большую роль в развитии студенческого спорта играют общественные организации: спортивные клубы, спортивные студенческие лиги, общественные организации в сфере физической культуры и спорта. Это говорит о том, что количество субъектов студенческого спорта, несмотря на тенденцию к укрупнению ООВО в полипрофильные образовательные комплексы, все равно будет оставаться значительным. Для эффективного развития в сфере студенческого спорта на территории г. Москвы необходимо эффективное взаимодействие всех вышеуказанных субъектов.

Текущее состояние сферы студенческого спорта в г. Москве характеризуется положительными тенденциями, связанными с ростом популярности занятий физической культурой

и спортом, развитием спортивной инфраструктуры, успехами в спорте высших достижений.

Для оценки степени вовлеченности студентов в занятия физической культурой и спортом в образовательных организациях высшего образования, в рамках проводимого исследования аналитическим центром НАФИ, в 2020 г. был проведен опрос 2004 студентов г. Москвы. По данным исследования, 81% студентов посещали занятия до перехода на дистанционное обучение в 2020 г. в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Среди студентов, которые не занимаются спортом на базе вузов, в качестве причин выделены: отсутствие времени (47%), чрезмерная усталость (10%) и состояние здоровья (10%), неудобное расположение объектов спорта (6%), отсутствие интересных секций (6%).

Также, по данным исследования, в 90% вузов есть спортивные секции, из которых 15% организованы на платной основе. При этом среди студентов, обучающихся в вузах, где есть спортивные секции, посещают такие секции 48%. Среди секций наиболее распространенными видами спорта являются: футбол, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, плавание (рис. 1).

В числе секций, которых не хватает в вузах, студентами были выделены: йога, цигун, велосипедный спорт (подробно см. рис. 2). Также 67% студентов отметили, что готовы были бы посещать спортивные секции в студенческих спортивных клубах, если бы они были организованы.

Таким образом, анализ состояния развития студенческого спорта в г. Москве позволил выявить ряд особенностей:

- необходимость активного взаимодействия государственных и негосударственных организаций в области студенческого спорта;

- высокий уровень обеспеченности спортивными сооружениями и сформированная система организации занятий физической культурой и спортом для студентов, которая в то же время сопровождается сокращением количества студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

- наличие запроса студентов на посещение в образовательных организациях высшего образования секций фитнес-направленно-сти;

- сокращение уровня обеспеченности образовательных организаций высшего образования кадрами в области физической культуры и спорта;

- развитая система студенческих спортивных мероприятий.

Текущее взаимодействие субъектов в ходе организации деятельности по студенческому спорту г. Москвы, в свою очередь, характеризуется следующими особенностями:

- наличие большого количества взаимодействующих субъектов, имеющих различную ведомственную подчиненность либо негосударственных. Основными сложностями для построения такого взаимодействия является низкая мотивация со стороны образовательных организаций и отсутствие реальных механизмов воздействия на развитие студенческого спорта в ООВО со стороны органов власти;

- большое количество нестандартизован-ных форматов физкультурно-массовых и спортивных студенческих мероприятий;

- отсутствие единого координирующего центра управления по вопросам студенческого спорта;

- отсутствие условий для совмещения спортивной подготовки и получения высшего образования по специальности вне сферы физической культуры и спорта;

- отсутствие полномасштабной системы мониторинга и контроля, позволяющей формировать аналитические отчеты о состоянии студенческого спорта, состоянии спортивной инфраструктуры, кадровом и финансовом обеспечении.

Полученные сведения позволили определить основные направления развития сферы студенческого спорта г. Москвы:

- повышение качества государственного и негосударственного управления системой студенческого спорта г. Москвы, повышение эффективности межведомственного взаимодействия, в том числе с негосударственными субъектами системы студенческого спорта, а также социально ориентированными некоммерческими организациями сферы физической культуры и спорта, городскими спортивными федерациями по видам спорта, РССС, АССК России и студенческими спортивными лигами;

- обеспечение системы студенческого спорта г. Москвы физкультурной и спортивной инфраструктурой, строительство новой и эффективное использование существующей материально-технической базы;

- совершенствование нормативно-правового регулирования системы студенческого спорта на территории г. Москвы;

- совершенствование информационного обеспечения студенческого спорта;

- совершенствование спортивно-массовой работы и системы спортивных соревнований посредством повышения качества проводимой спортивно-массовой работы со студентами, систематизации и развития системы студенческих соревнований,

Рис.1. Рейтинг видов спорта, которыми чаще всего занимаются студенты, % Fig. 1. Ranking of sports most often practiced by students, %

Рис. 2. Виды спорта, секций по которым недостаточно для занятий студентов в вузе Fig. 2. Sections for which sports are not enough for students to study at the university

проводимых в формате многоэтапных студенческих соревнований;

- совершенствование системы студенческих спортивных соревнований для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- развитие студенческих объединений болельщиков и спортивного волонтерского движения, участие студентов в международных молодежных спортивных обменах;

- совершенствование деятельности по спортивной подготовке, рассматривая ее как часть студенческого спорта в целом: определение возможных направлений, форма-

тов, пилотных проектов по формированию возможности для студентов совмещения спортивной карьеры и получения высшего образования общей направленности; - формирование единого сводного календарного плана мероприятий по студенческому спорту г. Москвы (в интерактивной форме), объединяющего мероприятия Департамента спорта, Департамента образования и науки г. Москвы, а также мероприятия ООВО и общественных организаций межрайонного, общегородского, межрегионального, федерального и международного значения;

- формирование системы мониторинга и контроля, которая обеспечивала бы объективность и комплексность показателей, характеризующих состояние студенческого спорта г. Москвы.

В дальнейших исследованиях планируется подробнее рассмотреть структуру мероприятий по развитию студенческого спорта в среднесрочной перспективе.

Список литературы

1. Cадовой В. П. Основные подходы развития студенческого спорта в зарубежных вузах // Проблемы современного педагогического образования. 2017. Вып. 57, ч. 8. С. 192-199.

2. Зуев В. Н., Попова И. Н. Европейский подход к управлению в сфере спорта : ценности, нормы и интересы // Вестник международных организаций : образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13, № 1. С. 51-65. https:// doi.org/10.17323/1996- 7845- 2018- 01- 03

3. Долгова Д. А. Спорт как инструмент укрепления авторитета КНР на международной арене // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2018. № 9. С. 98-106.

4. Коновалова М. П., Луконин Н. А. Проблемы и перспективы развития студенческого спорта в России // Наука и общество. 2019. № 3. С. 145-149.

5. Чернобровкина Е. Б. Особенности финансирования физической культуры и спорта в России и за рубежом // Вестник Университета им. О. Е. Кутафина. 2019. № 7. С. 63-70. https://doi.Org/10.17803/2311-5998.2019.59.7. 063-070

6. Заседание Совета по развитию физической культуры и спорта от 6 ноября 2012 года. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/16760 (дата обращения: 24.05.2022).

7. Отчет о выполнении Государственной программы города Москвы «Спорт Москвы» за 2018 год. Москва, 2019. 125 с. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/files/ 9496/OtchetpoGosydarstvennoiprogrammegorodaMoskviSpo rtMoskviza2018g.pdf (дата обращения: 24.05.2022).

8. Итоговый отчет «Haringey indoor facilities needs assessment and strategy final 2018-2028» URL: https://www. haringey.gov.uk/sites/haringeygovuk/files/haringey_indoor_ facilities_needs_assessment_and_strategy_final.pdf (дата обращения: 24.05.2022).

9. Статистика портала London Sport Insight and Data URL: https://data.londonsport.org/#0 (дата обращения: 24.05.2022).

10. Sportstudie Berlin 2017. Untersuchung zum Sportverhalten. URL: https://www.berlin.de/sen/inneres/sport/veroef fentlichungen- und- formulare/20181114_sportstudie-berlin-2017-2.pdf (дата обращения: 24.05.2022).

11. Пекинское муниципальное бюро спорта. URL: http:// tyj.beijing.gov.cn/bjsports/xxcx/tjxx/681226/index.html (дата обращения: 24.05.2022).

12. Департамент физического воспитания Пекинского университета. URL: https://pe.pku.edu.cn/xyty1.htm (дата обращения: 24.05.2022).

13. Sports proposes. URL: http://www.bds.ens-cachan.fr/ ?page_id=935 (дата обращения: 24.05.2022).

14. Информация о развитии спорта в университете PSL Sport. URL: https://psl.eu/vie-de-campus/psl-sport (дата обращения: 24.05.2022).

15. Информация о спортивных услугах в Университете Гумбольдта (Берлин). URL: https://www.hochschulsport. hu-berlin.de/de/ueber-uns (дата обращения: 24.05.2022).

16. Спортивная программа Центра университетского спорта Zentraleinrichtung Hochschulsport. URL: https:// www. hochschulsport. fu - berlin. de / sportprogramm / index. html (дата обращения: 24.05.2022).

17. Физкультурно-спортивный комплекс МИРЭА. URL: https://www.mirea.ru/services/fok/ (дата обращения: 24.05.2022).

18. Общие сведения о физкультуре и спорте РТУ МИРЭА. URL: https://www.mirea.ru/education/physical-education-and-sport/ (дата обращения: 24.05.2022).

19. Приказ об утверждении перечня платных физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг РТУ МИРЭА № 1196 от 14.09.2018. URL: https://www.mirea.ru/upload/ medialibrary/6c2/5462.Prikaz-_1196.pdf (дата обращения: 24.05.2022).

20. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса МГТУ им. Н. Э. Баумана. URL: https://bmstu.ru/sveden/objects/ (дата обращения: 24.05.2022).

21. Постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. № 872-ПП «Об утверждении положения о Департаменте спорта города Москвы». URL: https://www. mos. ru/moskomsport/function/o - departamente/polozhenie-o-departamente/ (дата обращения: 24.05.2022).

22. Московское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский студенческий спортивный союз». URL: https://mrsss.ru/page/ob-otdelenii (дата обращения: 24.05.2022).

References

1. Sadovoi V. P. The main approaches of development of student's sports in foreign universities. Problems of Modern Pedagogical Education, 2017, no. 57, pt. 8, pp. 192-199 (in Russian).

2. Zuev V. N., Popova I. N. The European model of sport: Values, rules and interests. International Organizations Research Journal, 2018, vol. 13, no. 1, pp. 51-65 (in Russian). https://doi.org/10.17323/1996-7845-2018-01-03

3. Dolgova D. A. Sport as an instrument of strengthening China authority in international arena. Actual Problems of Modern International Relations, 2018, no. 9, pp. 98-106 (in Russian).

4. Konovalova M. P., Lukonin N. A. Problems and Prospects for the Development of Student Sports in Russia. Science and Society, 2019, no. 3, pp. 145-149 (in Russian).

5. Chernobrovkina E. B. Especially financing of physical culture and sports in Russia and abroad. Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), 2019, no. 7, pp. 6370 (in Russian). https://doi.org/10.17803/2311-5998.2019.59. 7.063-070

6. Meeting of the Council for the Development of Physical Culture and Sports on November 6,2012. Available at: http:// kremlin.ru/events/president/news/16760 (accessed 24 May 2022) (in Russian).

7. Report on the implementation of the State program of the city of Moscow "Sport of Moscow" for the year 2018. Moscow, 2019. 125 p. Available at: https://www. mos. ru/upload/documents/files/9496/OtchetpoGosydarstve nnoiprogrammegorodaMoskviSportMoskviza2018g.pdf (accessed 24 May 2022) (in Russian).

8. Haringey indoor facilities needs assessment and strategy. Final report 2018-2028. Available at: https:// www. haringey. gov. uk/sites/haringeygovuk/files/haringey _ indoor_facilities_needs_assessment_and_strategy_final. pdf (accessed 24 May 2022).

9. London Sport Insight and Data. Available at: https://data. londonsport.org/#0 (accessed 24 May 2022).

10. Sportstudie Berlin 2017. Untersuchung zum Sportverhalten. Available at: https://www.berlin.de/sen/inneres/sport/ veroeffentlichungen- und- formulare/20181114_sportstudie-berlin-2017-2.pdf (accessed 24 May 2022) (in German).

11. Beijing Municipal Bureau of Sports. Available at: http:// tyj. beijing. gov. cn/bjsports/xxcx/tjxx/681226/index. html (accessed 24 May 2022) (in Chinese).

12. Department of PE Peking University. Available at: https://pe.pku.edu.cn/xyty1.htm (accessed 24 May 2022) (in Chinese).

13. Sports proposes. Available at: http://www.bds.ens-cachan.fr/?page_id=935 (accessed 24 May 2022) (in French).

14. Information about the development of sports at the university PSL Sport. Available at: https://psl.eu/vie-de-campus/psl-sport (accessed 24 May 2022) (in French).

15. Humboldt University Berlin Sport and Recreation. Available at: https://www.hochschulsport.hu-berlin.de/de/ ueber-uns (accessed 24 May 2022) (in German).

16. Sports program of the University Sports Center Zentraleinrichtung Hochschulsport. Available at: https:// www. hochschulsport. fu - berlin. de / sportprogramm / index. html (accessed 24 May 2022) (in German).

17. Physical culture and sports complex ofMIREA. Available at: https://www.mirea.ru/services/fok/ (accessed 24 May 2022) (in Russian).

18. General information about physical culture and sports in RTU MIREA. Available at: https://www.mirea.ru/education/ physical-education-and-sport/ (accessed 24 May 2022) (in Russian).

19. Order on approval of the list of paid physical culture, health and sports services of RTU MIREA No. 1196 dated 14 September, 2018. Available at: https://www.mirea.ru/ upload/medialibrary/6c2/5462. Prikaz- _1196. pdf (accessed 24 May 2022) (in Russian).

20. Logistics and equipment of the educational process of Bauman Moscow State Technical University. Available at: https://bmstu.ru/sveden/objects/ (accessed 24 May 2022) (in Russian).

21. Decree of the Government of Moscow No. 872-PP dated 13 December, 2016 "On Approval of the Regulations on the Department of Sports of the City of Moscow". Available at: https://www.mos.ru/moskomsport/function/o-departamente/polozhenie-o-departamente/ (accessed 24 May 2022) (in Russian).

22. Moscow regional office of the All-Russian public organization "Russian Student Sports Union". Available at: https://mrsss.ru/page/ob-otdelenii (accessed 24 May 2022) (in Russian).

Поступила в редакцию 02.06.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 11.06.2022 The article was submitted 02.06.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 11.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.