Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ: МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКОНОМИКА'

РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ: МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКОНОМИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ РОССИИ / РОССИЙСКИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ЛИГА / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леднев Владимир Алексеевич

Статья посвящена актуальным вопросам развития студенческого спорта в России, имея в виду вопросы управления студенческого спорта и его финансирования. Обобщен опыт развития студенческих спортивных клубов университетов, обозначены некоторые проблемы и представлены возможные перспективы развития экономики студенческого спорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леднев Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF UNIVERSITY SPORTS IN RUSSIA: MANAGEMENT AND ECONOMICS

The article is devoted to topical issues of the development of student sports in Russia, bearing in mind theissues of management of student sports and their nancing. The experience of the development of student sports clubs ofuniversities is summarized and possible prospects for the development of the economy of student sports are presented

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ: МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКОНОМИКА»

Физическое воспитание и студенческим спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 152-157 Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 2, pp. 152-157

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-152-157, EDN: JSFUUX

Научная статья

УДК[338.467.6:796.06-057.875](470+571)

Развитие студенческого спорта в России: менеджмент и экономика

В. А. Леднев

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Россия, 129090, г. Москва, ул. Мещанская, д. 9/14, стр. 1

Леднев Владимир Алексеевич, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель факультета индустрии спорта, заведующий кафедрой спортивного менеджмента, вице-президент Университета «Синергия», VLednev@synergy.ru, https://orcid.org/0000-0003-2286-2552

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам развития студенческого спорта в России, имея в виду вопросы управления студенческого спорта и его финансирования. Обобщен опыт развития студенческих спортивных клубов университетов, обозначены некоторые проблемы и представлены возможные перспективы развития экономики студенческого спорта.

Ключевые слова: Ассоциация студенческих спортивных клубов России, Российский студенческий спортивный союз, студенческая лига, студенческий спорт, студенческий спортивный клуб

Для цитирования: Леднев В. А. Развитие студенческого спорта в России: менеджмент и экономика // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 152-157. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-152-157, EDN: JSFUUX

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Development of university sports in Russia: Management and economics

V.A. Lednev

Moscow Financial and Industrial University "Synergy", 9/14 Meshchanskaya St., building 1, Moscow 129090, Russia Vladimir A. Lednev, VLednev@synergy.ru, https://orcid.org/0000-0003-2286-2552

Abstract. The article is devoted to topical issues of the development of student sports in Russia, bearing in mind the issues of management of student sports and their financing. The experience of the development of student sports clubs of universities is summarized and possible prospects for the development of the economy of student sports are presented. Keywords: Association of Student Sports Clubs of Russia, Russian Student Sports Union, student league, student sports, student sports club

For citation: Lednev V.A. Development of university sports in Russia: Management and economics. Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 2, pp. 152-157 (in Russian). https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2022-1-2-152-157, EDN: JSFUUX This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Студенческий спорт в России: современные реалии и интересы государства

Миссия государства в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации заключается в формировании культуры и ценностей здорового образа жизни как основы

устойчивого развития общества и качества жизни населения. Это записано в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года и, безусловно, является главным интересом государства в развитии спортивной отрасли, отраженным в ключевом целевом показате-

ле Стратегии: доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, должна быть доведена до 70% к 2030 г. [1]. Это суперамбициозная задача, поставленная Российским государством, и решить ее без граждан молодежного возраста практически невозможно. Именно поэтому сейчас необходимо развивать студенческий спорт на другой основе и в новом качестве.

Студенческий спорт необходимо рассматривать согласно ст.2 № 329-Ф3 как часть спорта, направленную на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях [2]. Студенческий спорт можно рассматривать как форму развития одновременно спорта высших достижений и массового спорта (рисунок).

К спорту высших достижений относится часть студенческого спорта, направленная исключительно на достижение обучающимися образовательных организаций высшего образования высоких результатов на Всемирных летних и зимних универсиадах. По сути, это те спортсмены-студенты, которые:

- занимаются спортом на профессиональном уровне,

- делают они это на регулярной основе,

- за свои занятия спортом они получают денежное вознаграждение.

К массовому спорту относится физкультурная, спортивная и оздоровительная работа с обучающимися в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в том числе направленная на их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях

и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях. Основу массового студенческого спорта составляют студенты-любители, которые занимаются спортом, как правило, в студенческих спортивных клубах.

Общая структура студенческого спорта в России представляет интерес, имея в виду разные категории самих студентов образовательных организаций (колледж, бакалавриат, магистратура), и государство крайне заинтересовано в развитии этих двух условных разновидностей студенческого спорта.

Управление студенческим спортом:

основные субъекты

Система управления студенческим спортом тоже достаточно сложна, так как к ней имеют отношение как минимум два федеральных министерства (Минобрнауки России и Минспорта России) и довольно большое количество физкультурно-спортивных структур. Некоторые университеты также имеют определенную отраслевую специфику (спорт, транспорт, медицина, культура), а организации профессионального образования (колледжи, техникумы) подчиняются структурам исполнительной власти регионов. Так исторически сложилось и важно понять, как непосредственно строится сегодня система управления студенческим спортом.

К основным субъектам студенческого спорта можно отнести:

- Российский студенческий спортивный союз (РССС);

- Ассоциацию студенческих спортивных клубов России (АССК);

- студенческие спортивные лиги (такие как Ассоциация студенческого баскетбола, Национальная студенческая футбольная лига и многие другие);

- студенческие спортивные клубы (ССК).

Структура студенческого спорта Fig. Structure of student sports

У каждого субъекта студенческого спорта есть своя роль, интересы и обязанности в рамках общей структуры управления студенческим спортом в России. РССС и его региональные отделения во многом взаимодействуют как с органами исполнительной власти, так и с самими университетами. АССК чаще всего работает напрямую со ССК, привлекая их на различные мероприятия, фестивали и соревнования.

Студенческие спортивные лиги, которых сегодня уже более 20, организуют комплексные соревнования как по командным игровым видам спорта, так и по индивидуальным. В каждой лиге есть свои «правила игры», система отбора, система соревнований, финальные турниры. Деятельность лиг очень важна, поскольку дает студентам возможность постоянно участвовать в соревнованиях. Но, конечно же, главным звеном студенческого спорта является студенческий спортивный клуб. Именно туда приходят студенты, желающие заниматься тем или иным видом спорта, в нем работают секции, там студенты тренируются, готовясь участвовать в спортивных соревнованиях.

В октябре 2019 г. в рамках форума «Россия - спортивная держава» проходило заседание Совета при Президенте России по развитию физической культуры и спорту, где была поставлена задача «завершить создание к 2024 г. школьных и студенческих спортивных клубов в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также обеспечить участие таких клубов в спортивных соревнованиях, проводимых, соответственно, школьными и студенческими спортивными лигами» [3, с. 106].

Правда, потом было целых два года «ко-видных» ограничений, но с повестки дня эту важную стратегическую задачу никто не снимал. Посмотрим, как сегодня в России развиваются ССК.

Студенческие спортивные клубы -основа студенческого спорта

Анализ деятельности ССК в России показывает, что существует несколько форм развития ССК:

- как структурные подразделения общеобразовательных организаций;

- как общественное объединение обучающихся образовательной организации;

- как самостоятельное юридическое лицо;

- как направления деятельности студенческого совета образовательной организации;

- как направления деятельности кафедры физического воспитания. Существуют различные варианты и модели развития ССК, и, безусловно, каждая образовательная организация находит свой оптимальный вариант в зависимости от сложившихся традиций, возможностей финансирования, спортивной инфраструктуры, кадрового обеспечения и т. д. [4].

Статистические показатели развития студенческого спорта за 2021 г. приведены в таблице.

Общая картина достаточно печальная, так как всего 15% организаций профессионального образования имеют ССК. В высшем образовании ситуация лучше, но ненамного (33%). Поэтому, если не брать во внимание обязательные по ФГОС занятия по физической культуре, то резервы для развития студенческого спорта в России просто огромные.

Идеальная модель развития ССК представляется следующей:

- в ССК должны быть разные студенческие секции по видам спорта, где студенты просто занимаются любимым видом спорта «для себя, собственного здоровья и удовольствия»;

- в ССК есть сборные команды лучших студентов, которые участвуют в студенческих соревнованиях, представляя свою

Студенческие спортивные клубы

Table. Student sports clubs

Образовательные организации Количество Количество спортивных клубов %

Общеобразовательные организации профессионального образования 4.166 656 15

Общеобразовательные организации высшего образования 1.297 429 33

образовательную организацию, например, в студенческих лигах. Это то, что вкладывается в понятие «массовый студенческий спорт». И этого сегодня во многих образовательных организациях по-прежнему и не хватает. Причины совершенно разные:

- менеджмент ССК,

- спортивная инфраструктура,

- проблемы с тренерскими кадрами,

- финансирование и многое другое.

Но, наверное, главной проблемой все-таки пока является механизм финансирования ССК.

Экономика студенческого спорта

Анализ финансовой деятельности некоторых ССК позволяет оценить возможные источники финансирования и сделать ряд важных выводов:

- как правило, студенческие спортивные клубы (ССК) не являются юридическим лицом, поэтому финансирование идет на структурное подразделение, исходя из средств федерального бюджета на развитие студенческого спорта и физической культуры;

- иногда часть денежных средств, связанных с деятельностью студенческого совета, тоже частично расходуется по линии студенческого спортивного клуба;

- если оказываются платные спортивно-оздоровительные услуги (платные секции), денежные средства поступают на счет коммерческого отдела, а не ССК. Тем более это требует решения вопросов бухгалтерской отчетности и финансового контроля;

- иногда деятельность ССК частично покрывается за счет меценатской деятельности, связанной со студенческой жизнью, в том числе с развитием студенческого спорта [5].

Каждая образовательная организация, по сути, пытается найти тот механизм финансирования, который больше всего ей подходит. Можно выделить три основных модели финансирования:

- бюджетное финансирование, которое выделяется на спортивный студенческий клуб (иногда совместно с кафедрой физической культуры). По сути, бюджет ССК -это бюджет структурного подразделения, рассчитанный на год по определенным видам затрат;

- финансирование с бюджетными и внебюджетными источниками дохода. К стабильному бюджетному финансированию добавляется оказание платных спортивно-оздоровительных услуг. Например, услуги фитнеса, платных спортивных секций, секции популярных сегодня смешанных единоборств и т. д. Это позволяет зарабатывать в бюджет ССК до 50% внебюджетных средств;

- многоканальное финансирование. К уже известному бюджетному финансированию и оказанию платных спортивно-оздоровительных услуг добавляются доходы от продажи атрибутики с символикой спортивного клуба, меценатство и даже спонсорская помощь [6].

Конечно, необходимо реально оценивать потенциал и финансовые возможности образовательных организаций. Можно в качестве рекомендаций предлагать использовать уже действующие модели развития ССК.

Для федеральных и национальных университетов, а также в отношении крупных столичных и областных вузов целесообразно применять модель ССК в форме внутреннего структурного подразделения образовательной организации. Это даст возможность эффективно использовать бюджетное финансирование.

Для небольших вузов и организаций профессионального образования целесообразно использовать модель развития ССК при кафедре физической культуры или в прямом взаимодействии с кафедрой физической культуры. Это позволит эффективно использовать в первую очередь потенциал преподавателей кафедры, которые в зависимости от своей спортивной специализации могут вести соответствующие спортивные секции.

Студенческий спорт:

проблемы и одновременно возможности

Проведенный анализ деятельности ССК разных регионах России позволяет выявить некоторые важные проблемные зоны студенческого спорта.

Региональным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и региональным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования необходимо использовать возможность арендовать спортивные сооружения, находящиеся как в ведомственном подчинении, так и в распоряжении детско-юношеского спорта

(ДЮСШ и СДЮСШОР). Важно наладить взаимодействие (в форме договора о сотрудничестве) между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и региональными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по территориальному признаку [7].

Образовательным организациям очень важно взаимодействовать с региональными спортивными федерациями по видам спорта на предмет организации спортивных соревнований. Это больше всего касается отношений с организаторами соревнований и судьями.

Для взаимодействия со студенческими спортивными лигами необходимо координировать деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с конкретными лигами (Ассоциация студенческого баскетбола, Национальная студенческая футбольная лига и т. д.).

Необходимо регулярно повышать квалификацию руководителям студенческих спортивных клубов по различным темам (правовое регулирование деятельности ССК, организация соревнований, использование спортивной инфраструктуры, менеджмент и маркетинг спортивных событий). Очень важно для повышения квалификации руководителей ССК взаимодействие с Российским студенческим спортивным союзом [8].

Для организации спортивных студенческих соревнований важно работать с волонтерскими организациями, которые специализируются на участии волонтеров в проведении спортивных соревнований на постоянной основе.

Возможно осуществление некоторой спонсорской поддержки для спортивных студенческих соревнований для всего региона. Поэтому необходимо налаживать связь с представителями российского бизнеса по территориальному признаку (на территории субъекта Российской Федерации), заинтересованными в расширении целевой аудитории своих потенциальных потребителей.

Завершая анализ сегодняшнего развития и потенциальных возможностей студенческого спорта, можно выделить некоторые точки роста:

1) государство крайне заинтересовано в развитии студенческого спорта и помогает ему как организационно, так и материально;

2) основные субъекты студенческого спорта, а именно, РССС, АССК и многочисленные

студенческие лиги должны выработать эффективный механизм взаимодействия различных соревнований всех уровней;

3) поставлена задача создать полноценный ССК в каждой образовательной организации среднего и высшего образования;

4) рассматривая экономику студенческого спорта, необходимо изучать и внедрять лучшие практики развития студенческого спорта в мире, включая коммерциализацию студенческого спорта, что позволит выйти на смешанную модель финансирования ССК.

Список литературы

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html (дата обращения: 27.05.2022).

2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (с изменениями и дополнениями). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038 (дата обращения: 27.05.2022).

3. Леднев В. А. Предпринимательство в спорте : необходимо развивать клубную систему // Современная конкуренция. 2020. № 1 (77). С. 106-117.

4. Леднев В. А. Спортивные клубы : типология и потенциал развития // Вестник Российского Международного Олимпийского Университета. 2019. № 4 (33). С. 28-41.

5. Леднев В. А., Первушина Е. А. Тенденции развития студенческого спорта в России// Экономические науки. 2016. № 141. С. 38-44.

6. Леднев В. А., Солнцев И. В. Предпринимательство в индустрии спорта : направления, инновации и формы поддержки // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2021. № 3. С. 252-261.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Межотраслевая программа развития студенческого спорта до 2024 года, утв. Приказом Минспорта России, Минобрнауки России, Минпросвещения России от 09.03.2021 г. № 141/167/90. URL: https://minobrnauki. gov.ru/documents/?ELEMENT_ID = 30816 (дата обращения: 27.05.2022).

8. Ольховский Р. М., Жданович Д. О., Еремина Е. А. Стратегические задачи развития студенческого спорта в Российской Федерации // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Саратов : Саратовский источник, 2020. С. 144-151.

References

1. Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030,

approved by Decree of the Government of the Russian Federation No. 3081-r dated 24 November, 2020+. Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html (accessed 27 May 2022) (in Russian).

2. Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" dated 04 December, 2007 No. 329-FZ (with amendments and additions). Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038 (accessed 27 May 2022) (in Russian).

3. Lednev V. A. Entrepreneurship in sports: It is necessary to develop the club system. Journal of Modern Competition, 2020, no. 1 (77), pp. 106-117 (in Russian).

4. Lednev V. A. Sports clubs : Typology and development potential. Bulletin of the Russian International Olympic University, 2019, no. 4 (33), pp. 28-41 (in Russian).

5. Lednev V. A., Pervushina E. A. The tendencies of student sport development in Russia. Economic Sciences, 2016, no. 141, pp. 38-44 (in Russian).

6. Lednev V. A., Solntsev I. V. Entrepreneurship in sports industry: Directions, innovations and support. Strategic Decisions and Risk Management, 2021, no. 12 (3), pp. 195-276 (in Russian).

7. Intersectoral program for the development of student sports until 2024, approved. By Order of the Ministry of Sports of Russia, the Ministry of Education of Russia, the Ministry of Education of Russia dated 09 March, 2021 No. 141/167/90. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID= 30816 (accessed 27 May 2022) (in Russian).

8. Olkhovsky R. M., Zhdanovich D. O., Eremina E. A. Strategic goals of the student sports development in the Russian Federation. In: Aktual'nyye voprosy fizicheskogovospitaniya molodezhi i studencheskogo sporta: sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Actual issues of physical education of youth and student sports. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Saratov, Saratovsky Istochnik Publ., 2020, pp. 144-151 (in Russian).

Поступила в редакцию 09.06.2022; одобрена после рецензирования 15.06.2022; принята к публикации 14.08.2022 The article was submitted 09.06.2022; approved after reviewing 15.06.2022; accepted for publication 14.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.