Педагогика
УДК 371
кандидат педагогически наук, доцент,
заведующий кафедрой физического воспитания Соколов Николай Гурьевич
Российский государственный гидрометеорологический университет (г. Санкт-Петербург);
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического
воспитания и спортивно-массовой работы Овчинников Владимир Павлович
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург);
кандидат технических наук, доцент кафедры физической
культуры и спорта Фарберов Михаил Борисович
Санкт-Петербургский государственный университет
аэрокосмического приборостроения (г. Санкт-Петербург)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации и управления в сфере студенческого спорта Российской Федерации, показаны пути взаимодействия государственных и общественных организаций, позволяющие повысить эффективность развития физической культуры и спорта в среде учащейся молодёжи. Представленная структура оказывает положительное влияние на развитие как массового студенческого спорта, так и спорта высших достижений.
Ключевые слова: студенческий спорт, Министерство спорта Российской Федерации, Российский студенческий спортивный союз, Ассоциация студенческих спортивных клубов, спортивный клуб университета.
Annotation. In the article the questions of Organization and management in the field of University sports of the Russian Federation, the ways of interaction of state and public organizations, which allows to increase the efficiency of development of physical culture and sport environment for young students. The presented structure has a positive impact on the development of both mass student sports and high performance sports.
Keywords: student sports, Ministry of sports of the Russian Federation, Russian student sports Union, Association of student sports clubs, University sports club.
Введение. Физическое воспитание в вузе позволяет формировать физическое и духовное развитие молодого человека, овладевать жизненно необходимыми умениями и навыками, повышать общую и профессиональную работоспособность, развивать функциональные возможности различных систем организма, в отдельных случаях при существующих возможностях достигать высшего спортивного мастерства. Задачи массового студенческого спорта во многом повторяют задачи физической культуры и спорта и реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. Однако, на практике, как правило, в нефизкультурных вузах страны осуществляя неспециальное физкультурное образование, в сфере массового студенческого спорта постоянным тренировкам во внеучебное время уделяют внимание от 10 до 25% учащихся [1].
Отсюда, в рамках реализации государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» и дальнейших решений Правительства РФ, был предусмотрен ряд мероприятий, направленных на развитие студенческого спорта. В частности, в соответствии с п.4 Плана мероприятий по реализации Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённого распоряжением Правительства РФ от 12.12.2015 года № 2570-р, Минспортом России была разработана и утверждена «Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года» [3].
Основное внимание в данной Концепции уделяется модернизации системы физического воспитания и развития массового студенческого спорта, а также спортивного резерва в высших и средних специальных заведениях. Значительное место здесь отводится обеспечению спортивной инфраструктуры, расширению числа студенческих клубов и лиг по различным видам спорта. В результате реализации данной Концепции предполагается увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 90%; увеличение числа студентов выполнивших нормативы ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) до 80% к 2025 году; достижение к 2025 году 100% обеспечения спортивными клубами высших и средних специальных учебных заведений; увеличение числа студенческих спортивных лиг с 16 до 30 [3].
Данные показатели тесно переплетаются с планируемыми целевыми показателями «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», где указаны следующие цифры: доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности обучающихся и студентов составляет - 2008 год -34,5%; в 2015 году - 60%; в 2020 году - 80% [5].
Также необходимо отметить, что до 1987 года огромную работу по развитию и популяризации студенческого спорта в стране осуществляло ВДСО «Буревестник», объединяющее все вузы и корректирующее всю спортивную работу обучающихся. В 1987 году все профсоюзные спортивные общества были ликвидированы, некоторые были объединены в одно аморфное ВДСО профсоюзов, которое потеряло связь с отраслевыми структурами. В этот период была нарушена отлаженная система управления и организации спортивных соревнований и в целом студенческого спорта. Прекратилось проведение спартакиад и универсиад среди педагогических, экономических, физкультурных, авиационных и других отраслевых соревнований. В тот период по настоящему организованные спортивные студенческие команды, выставлялись лишь на Всемирные Универсиады, что позволяло говорить, что студенческий спорт в стране существует.
Изложение основного материала статьи. Изменения в организации и структурном управлении студенческим спортом произошли в 1993 году, когда для координации системы студенческого спорта и физкультурно-массовой работы в образовательных организациях в системе негосударственного регулирования и была создана организация - Российский студенческий спортивный союз (РССС) как
общероссийское общественное объединение спортклубов и коллективов физической культуры высших и средних специальных учебных заведений.
Основной целью деятельности РССС являлось содействие государству в реализации стратегии молодёжной политики посредством эффективной организации системы студенческого спорта в Российской Федерации и развития международного сотрудничества в данной области.
Основными задачами РССС являлись координация деятельности учреждений и организаций, заинтересованных в развитии физкультурно-оздоровительной работы с молодёжью; укрепление здоровья студенческой молодёжи в высших и средних специальных учебных заведениях; гармонизация физического и духовного воспитания; пропаганда и популяризация студенческого спорта; подготовка студентов-спортсменов для участия в соревнованиях различного уровня; развитие и укрепление связей со студенческими и молодёжными организациями зарубежных стран, с международными студенческими спортивными организациями [6].
По инициативе РССС были возобновлены традиции проведения Всероссийских Универсиад (с 2008 г. в г. Казани) и положено начало организации и проведения Всероссийских фестивалей студенческого спорта (с 2009 г.). Под эгидой РССС ежегодно проводится большое количество чемпионатов и других соревнований среди студентов, что позволяет привлекать к занятиям спортом большое количество учащейся молодёжи.
Важной вехой в развитии студенческого спорта стало создание ассоциаций, союзов, лиг и других организаций по разным видам спорта. Так, например, первой в стране в апреле 2007 года была создана Ассоциация студенческого баскетбола (АСБ), которая сразу же завоевала огромную популярность в студенческой среде. В настоящее время в чемпионате АСБ участвует более 800 мужских и женских команд из 450 вузов и ссузов 69 субъектов Российской Федерации. За сезон в АСБ проходит более 4000 матчей, общее число игроков чемпионата превышает 10000 человек.
АСБ - крупнейшая студенческая спортивная лига в России, и вторая в мире. Первой является NCCA (США), где в соревнованиях участвует 1700 команд. Кроме спортивной составляющей в АСБ большое внимание уделяется организационной и управленческой деятельности, осуществляется обучающая программа, которая реализуется в офлайн- и онлайн- режимах. К офлайн- режиму относятся семинары и конгрессы. Семинары проводятся в течение учебного года на базе вузов - членов ассоциации. На каждый семинар съезжаются менеджеры баскетбольных студенческих команд из нескольких регионов, приглашаются известные спикеры-практики. Среди выступающих - представители РССС, Российской федерации баскетбола (РФБ), известные менеджеры из профессионального спорта, руководители спортивных организаций. В дальнейшем по аналогии с АСБ были созданы лиги и ассоциации по другим видам спорта: футболу, хоккею, волейболу, настольному теннису и другим, которые также активно развивают свои виды спорта, привлекая большое количество участников. В настоящее время, как было отмечено ранее, существует 16 таких ассоциаций и лиг [3].
Огромную роль в дальнейшем развитии и популяризации студенческого спорта в стране сыграла инициатива ряда ведущих вузов России, предложивших создание Ассоциации студенческих спортивных клубов России (АССК). Так, 24.01.2013 года на встрече с представителями студенческих спортивных клубов их инициативу поддержал Президент Российской Федерации В.В. Путин, одновременно с этим возглавив это движение и став руководителем Ассоциации.
В соответствии с Отчётом Министерства спорта РФ о ходе реализации государственной программы -концепции Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2025 года» общероссийской общественной молодёжной организацией «Ассоциация студенческих спортивных клубов» за 2017 год было проведено 51 крупное физкультурное мероприятие среди студентов всероссийского уровня, в том числе IX Всероссийский фестиваль студенческого спорта. Кроме того, в Отчёте говорится о том, что по результатам спортивных программ 2017 года увеличилось число учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Данный показатель составил 78,8% от общего числа обучающихся [2].
АССК организовывает и реализует большое количество проектов в области студенческого спорта. Так на 2018 год Ассоциацией было запланировано и проведено более 80 мероприятий среди студенческих организаций и команд вузов. В число мероприятий входили не только непосредственно спортивные соревнования (чемпионаты и первенства студентов по различным видам спорта: баскетболу, футболу, волейболу, хоккею и др.), но и форумы, флешмобы, и образовательные проекты.
Так, популяризуя сдачу норм комплекса ГТО и проявляя инициативу, АССК победила в конкурсе на представление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества с проектом «От студзачёта АССК к знаку отличия ГТО», который проводился с 1 сентября 2018 года по декабрь 2018 года и включал 3 этапа: внутривузовский, региональный, всероссийский. Основная цель этого проекта заключалась в вовлечении студентов в подготовку и сдачу нормативов комплекса ГТО. Являясь Всероссийским физкультурным социально значимым проектом, он представлял собой комплекс мероприятий по внедрению инноваций мотивационно-просветительской технологии популяризации среди студенческой молодёжи норм здорового образа жизни и занятий физической культурой. Содержание технологии заключалось в реализации состязательного, как отмечалось ранее, 3-х этапного тестирования физической подготовленности и физического развития студентов вузов через использование ВФСК ГТО. Причём проведение I этапа тестирования участников проекта осуществляли студенческие спортивные клубы вузов при необходимости с помощью преподавателей кафедры физического воспитания. Проведение II этапа возлагалось на региональные АССК. Для проведения III этапа был создан Оргкомитет, в состав которого вошли представители Минспорта России, Минобрнауки РФ, Российского союза ректоров, Федерального оператора ГТО, АССК России и руководителей принимающего вуза. Данное мероприятие закончилось проведением Всероссийского фестиваля ГТО, проведённого в декабре 2018 года в городе Белгороде.
Огромную роль в развитии массово студенческого спорта играют вузовские спортивные клубы (ССК). Как уже отмечалось ранее, в соответствии с Концепцией «Развития студенческого спорта в Российской Федерации в период до 2025 года» обеспеченность вузов и ссузов студенческими спортивными клубами должна составить 100% [3]. ССК призваны развивать студенческий спорт непосредственно в своих университетах, как массовый, так и спорт высших студенческих спортивных достижений. Причём, необходимо отметить, что кроме развития спортивной соревновательной составляющей, а также максимальной массовости участников - студенческий спортивный клуб является отличной школой жизни
студентов любых профессий: будущих организаторов, менеджеров, PR-щиков, фотографов, журналистов, вебдизайнеров и всех, кто может иметь отношение к околоспортивной деятельности. В развитии СКК наряду с кафедрой физического воспитания, большую роль играют активисты спортивного направления, входящие в составы различных студенческих организаций и объединений вуза [4].
По состоянию на 2017 год в России было 268 студенческих спортивных клубов, где 60,8% вузов относились к системе Министерства образования и науки РФ; 10,8% - относились к Министерству здравоохранения РФ; 9,6% - к Министерству сельского хозяйства. В остальных отраслевых ведомственных вузах количество ССК колебалось от 0,4% до 4,4% [7]. То есть, в системе студенческого спорта существует достаточно мощная организация, которая имеет амбициозные цели и задачи.
Выводы. Таким образом, на современном этапе развития студенческого спорта в России просматривается чёткая структура организации и дальнейшего совершенствования студенческого массового спорта и спорта высших достижений. Начиная от государственных структур Правительства, Министерства спорта России, Минобрнауки РФ, играющих нормативно-правовую направляющую роль дальнейшего развития студенческого спорта, эстафету подхватывают общественные организации. Это в первую очередь, общероссийская общественная организация «Российский студенческий спортивный союз», общественная организация «Ассоциация студенческих спортивных клубов России», и завершают эту вертикаль развития студенческого спорта непосредственно на местах, в стенах вуза студенческий спортивный клуб вуза. Такая организационно-управленческая структура позволяет постепенно увеличивать количество массовых студенческих мероприятий и соревнований и соответственно увеличивать число студентов, которые регулярно занимаются физической культурой и спортом.
Литература:
1. Блохин С.А. Спортивные клубы и студенческий спорт в образовательных учреждениях как база организации самостоятельных занятий спортом в вузах / С.А. Блохин, А.И. Нечаев // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы III Всероссийской научно-методической конференции. -Казань: КНИТУ-КАИ, 2017. - с. 349-351.
2. Енченко И.В. Анализ современного состояния студенческого спорта в Российской Федерации / И.В. Енченко // Физическая культура студентов: материалы 67-й межвузовской научно-методической конференции физического воспитания студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. - СПб., 2018. - с. 35-39.
3. Об утверждении Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года. - Приказ Минспорта № 1007 от 21.11.2017. - 13 с.
4. Раскин Е.О. Студенческий спортивный клуб. Начало / Е.О. Раскин, Д.Ю. Русанов, Ю.М. Мокрецов, А.Л. Итин // Методическое пособие по созданию и развитию студенческого спортивного клуба. -СПб.: Университет ИТМО, 2016. - 84 с.
5. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. - М., 2009. - 31 с.
6. Устав Общероссийской общественной организации «Российский студенческий спортивный союз». -М., 2005. - 16 с.
7. Юсупов Р.А. АССК и массовый студенческий спорт: проблемы и основные пути решения / Р.А. Юсупов, В.Д. Максимов // Физическое воспитания и студенческий спорт глазами студентов: материалы III Всероссийской научно-методической конференции. - Казань: КНИТУ-КАИ, 2017. - с. 358-364.
Педагогика
УДК 37. 013
кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского языка и культуры речи Соловьева Наталья Юрьевна
Российский государственный университет правосудия (г. Москва)
РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БАКАЛАВРАМИ РГУП ПРЕДМЕТА «РИТОРИКА»
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с достаточно новым понятием лингвистической безопасности. Рассмотрение этого термина и связанного с ним явления речевой агрессии весьма актуально. Поэтому цель статьи - показать методические возможности рассмотрения понятия лингвистической безопасности на занятии. Автор, используя эмпирические методы исследования, дает практические указания на то, как может быть организована работа на семинаре по этой теме. В статье делается вывод о том, как важна работа, связанная с лингвистической безопасностью, для студентов уровня бакалавриата, где происходит развитие одной из ключевых компетенций - коммуникативной.
Ключевые слова: риторика, коммуникация, речевая агрессия, нормативная и ненормативная лексика, лингвистическая безопасность.
Annotation. This article discusses issues related to a new concept of linguistic security. Consideration of this term and the associated phenomenon of speech aggression is very important. Therefore, the purpose of the article is to show the methodological possibilities of considering the concept of linguistic security in the training session. The author, using empirical research methods, gives practical guidance on how the work can be organized at the seminar on this topic. The article concludes that the work related to linguistic security is important for undergraduate students, where the development of one of the key competences - communicative one-takes place.
Keywords: Rhetoric, communication, verbal aggression, normative and non-normative vocabulary, linguistic security.
Введение. В последнее десятилетие как нельзя более остро встал вопрос о компетентностном подходе в высшем образовании. Для будущих работников судебной системы сочетание фундаментального юридического образования с практическим умением приобретать, перерабатывать и использовать полученные знания особенно важно на уровне бакалавриата. Именно здесь в процессе преподавания предмета «Риторика» возможно развитие одной из ключевых компетенций - коммуникативной.