УДК 341.9
Юридические науки
Назырова Н. Х., студент 4 курса юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ Иванцова Г. А., доцент, к.ю.н. юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ
ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Аннотация: В представленной статье рассматриваются особенности и специфика регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Рассматриваются основные проблемы нормативно-правового регулирования, дискуссионные вопросы и направления совершенствования законодательного регулирования миграции.
Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, нормативно -правовое регулирование, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, трудовая миграция.
Annotation: This article examines the features and specifics of the regulation of migration processes in the Russian Federation. The main problems of legal regulation, discussion issues and directions for improving the legislative regulation of migration are considered.
Key words: migration, migration processes, legal regulation, the Constitution of the Russian Federation, federal legislation, labor migration.
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения масштабов миграционных процессов, что оказывает непосредственное воздействие на социальную, экономическую и политическую сферу жизнедеятельности государства и общества. Миграция выступает в качестве ключевого механизма
перераспределения трудовых ресурсов, однако, вместе с этим она способствует образованию отдельных проблем, требующих своего быстрого и оперативного решения. Законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы миграции, характеризуется несовершенством, пробельностью, а также имеются недочёты реализации контроля за миграционными процессами.
Таким образом, в настоящее время миграция носят глобальный характер. С данными процессами сталкивается множество государств, а сам процесс оказывает большое воздействие на демографическую ситуацию в стране, требует четкого и проработанного законодательства в данной сфере.
Чтобы определить эффективность законодательного регулирования миграционных процессов, необходимо обозначить следующие критерии:
- уровень разработанности терминологического аппарата;
- чёткость и ясное регламентирование юридической ответственности за нарушения законодательства в сфере миграционных процессов;
- эффективность законодательного регулирования порядка передвижения по территории государства;
- состояние правовой регламентации трудовой миграции [2, с. 94].
Многие учёные отмечают, что законодательство Российской Федерации
не имеется чёткого терминологического аппарата, что способствует возникновению противоречивых вопросов. Так, особенно подчеркивается, что в настоящее время нет законодательного определения категории «миграция», «местопребывание», «приглашающей сторона», а также отсутствует регулирование объёма обязанностей и ответственности приглашающей стороны. Терминологический аппарат имеет особое значение, поскольку без и урегулированных вопросов в законодательстве возникают вопросы и проблемы определения субъектов правоотношений, на которых распространяется действие соответствующих норм права.
Целесообразно обозначить, что существуют также значительные пробелы в правовом регулировании въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Например, п. 1 ст.
5 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 г. 115-ФЗ сформулирован таким образом, что не представляется возможном определить «с какого числа иностранному гражданину следует начинать отсчет пребывания по полугодиям, для определения суммарной продолжительности пребывания иностранного гражданина не более 90 дней в период из 180?». Данные неточности усложняют вопросы привлечения к административной ответственности по п.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ [3, с. 136].
Миграционное законодательство практически не содержит регулирования миграционных потоков из стран - участниц содружества независимых государств, для граждан которых существует упрощенное оформление визы или безвизовый въезд. Например, есть проблемы с регулированием потока мигрантов из Республики Беларусь и Украины. Также есть серьезные пробелы в законодательном регулировании трудовой миграции, в частности, в настоящее время нет специальных программ по сезонной трудовой миграции, а действующая система квот не полностью отвечает потребностям работодателей.
Не исключен вопрос и о порядке привлечения к ответственности за нарушение миграционного законодательства. В частности, не выработан единый подход к применению административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших административные правонарушения. Согласно действующему законодательству, иностранец, нарушивший режим проживания в Российской Федерации, может быть выдворен в административном порядке. Однако иностранные граждане, совершившие преступления, не высылаются из России после отбытия наказания, хотя въезд в Российскую Федерацию запрещен для лиц с неотложной и неотправленной судимостью.
Законодательством также не предусмотрена возможность применения принудительных мер по выполнению решения о нежелательности пребывания на территории государства к иностранцам, которые были освобождены из мест лишения свободы.
Для решения вышеперечисленных проблем и других вопросов правового регулирования миграции необходимо разработать и принять Миграционный кодекс Российской Федерации. Это предложение не ново для российской юридической науки, и обсуждения в доктрине ведутся давно. При этом, например, в Азербайджанской Республике указанный нормативный акт принят и успешно решает поставленные перед ним задачи.
Принятие базового кодифицированного акта позволит консолидировать единый терминологический аппарат, исключив разночтения в толковании правовых норм, систематизируя существующие правовые акты, выявляя и устраняя существующие пробелы в процессе систематизации, дополняя законодательство новыми правилами, восполняя потребности действующего правового регулирования. Однако в настоящее время в Российской Федерации отсутствует кодификация миграционного законодательства. По словам главы МВД РФ по миграции О.Е. Кирилловой, разработка миграционного кодекса начнется не ранее 2025 года, после завершения всех существующих инициатив по совершенствованию правового регулирования миграции. В целом с этой позицией можно согласиться. На первом этапе необходимо устранить существующие пробелы в правовом регулировании миграции и только потом переходить к созданию единого согласованного нормативного акта [4, с. 23].
Как указано в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, эффективность миграционной политики зависит от качества правового регулирования, а также практического применения миграционного законодательства Российской Федерации. В соответствии с этой Концепцией совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации предполагает, прежде всего, установление простых, понятных и применимых правил, отвечающих целям, принципам и задачам миграционной политики, без административных барьеров и связанных с ними затрат.
Проблемы правового регулирования миграционных процессов существуют в разных сферах регулирования миграционных правоотношений и
связаны с разными аспектами, с одной стороны из-за наличия правовых конфликтов и отсутствия четкого правового регулирования, с другой - с вопросами технико-юридического характера, проблемами практического исполнения миграционного законодательства.
Библиографический список:
1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 (ред. от 01.07.2020) // Российская газета. -25.12.1993. - № 237.
2. Гацков Э.А. Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2020. - № 2 (292). -С. 94-96.
3. Зраева И.М., Лаптев В.И. Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // Вестник Брянского государственного университета. - 2019. - № 3. - С. 136-141.
4. Легкая О.А. Проблемы нормативно-правового регулирования миграционных процессов // Правовое обеспечение политической и общественной деятельности. - 2017. - С. 23-27.