УДК 341.9
Юридические науки
Назырова Н. Х., студент 4 курса юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ Иванцова Г. А., доцент, к.ю.н. юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ
СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
Аннотация: В настоящее время миграционные процессы имеют особое значение для Российского государства. Поток миграции позволяет государству решать множество проблем, связанных с привлечением дополнительных трудовых ресурсов, восполнять недостающий объем трудовых ресурсов в различных сферах жизнедеятельности общества. Вместе с этим, вопросы законодательного регулирования миграции являются достаточно дискуссионными. Ученые и эксперты подчеркивают, что имеются проблемы правового регулирования привлечения трудовых ресурсов из зарубежных стран, имеются противоречия и пробелы законодательства в данной сфере. В представленной статье рассматриваются особенности правового регулирования миграционных процессов, обозначаются проблемные вопросы и пути совершенствования.
Ключевые слова: закон, миграция, трудовая миграция, правовое регулирование, проблемы, миграционные процессы.
Annotation: Currently, migration processes are of particular importance for the Russian state. The flow of migration allows the state to solve many problems associated with attracting additional labor resources, to fill the missing volume of labor resources in various spheres of society. At the same time, the issues of legislative regulation of migration are quite controversial. Scientists and experts
emphasize that there are problems of legal regulation of attracting labor resources from foreign countries, there are contradictions and gaps in legislation in this area. The presented article examines the features of the legal regulation of migration processes, identifies problematic issues and ways of improvement.
Key words: law, migration, labor migration, legal regulation, problems, migration processes.
В настоящее время миграционные процессы охватили все мировое сообщество. Рост миграции в настоящее время не только сохраняется, но и существенно усиливается. Согласно статистическим данным, приведённым ООН в 2015 году доля международных мигрантов среди мирового населения составила 244 млн. человек. В 2018 году данный показатель составил уже 277 млн. человек. Наиболее быстрыми темпами возрастает трудовая миграция. Более 50% общего количества международных мигрантов приходится именно на трудовую миграцию. Согласно мнению экспертов данная динамика будет постоянно сохраняться, к 2050 году численность международных мигрантов может составить 321 млн. человек [4, с. 93].
Российская Федерация также сталкивается с вопросами привлечения трудовой миграции. Так, согласно официальным статистическим данным, на территории Российской Федерации в настоящее время находится 11 млн. мигрантов. В 2020 году около 10% от общего числа населения - иностранцы и лица без гражданства.
Важно обозначить, что привлечение трудовой миграции, приток мигрантов способствует решить некоторые экономические и демографические проблемы. Тем не менее, данные процессы могут угрожать национальной безопасности государства, способствуют нарастанию социальной напряженности в стране, возникновению конфликтов на этнической и религиозной почве. Данные проблемы обусловливают необходимость создания четкой нормативно-правовой базы, которая будет полностью регулировать
миграционные процессы, позволит наиболее эффективно осуществлять учёт перемещения мигрантов и усовершенствовать процесс их трудоустройства.
Несмотря на свою значимость, миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере отвечает текущим и перспективным потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется, в том числе, в наличии большого количества нелегальных мигрантов. Национальная экономика ежегодно недополучает около 8 млрд. долларов от использования труда нелегальных мигрантов [1, с. 102].
Проблемы правового регулирования миграционных процессов существуют в разных сферах регулирования миграционных правоотношений и связаны с разными аспектами, с одной стороны из-за наличия правовых противоречий и отсутствия четкого правового регулирования, с другой - с проблемами правового регулирования, имеющих технико-юридический характер и проблем практического применения миграционного законодательства [2, с. 3].
В частности, в случае административного выдворения или депортации мигрантов проблема подтверждения их личности продолжает сохраняться из-за отсутствия или потери документов, удостоверяющих личность. В такой ситуации необходимо направить запросы на оформление документов в консульские учреждения стран с предполагаемым гражданством. Есть ряд вопросов при длительном рассмотрении запросов документов из консульских отделов. Иностранные граждане, подлежащие депортации с территории Российской Федерации, в порядке, установленном КАС РФ, помещаются судом в специальные учреждения для временного содержания иностранных граждан на определенный срок. При отсутствии длительного ответа из консульского отдела вероятность вынесения решения суда о недопустимости содержания иностранного гражданина в специальном учреждении и отказе в продлении срока пребывания в этом учреждении возрастает. Наконец, в отношении
иностранного гражданина, выдворенного с территории Российской Федерации, срок исполнительного производства может истечь. Во многом трудности, возникающие в подобных ситуациях, в большинстве случаев вызваны длительностью исполнения уполномоченными органами условий межправительственных соглашений, а также вопросов, связанных с идентификацией иностранных граждан и лиц без гражданства, пробелов, в том числе на международном уровне, в правовом регулировании отношений депортации.
Миграционное законодательство не лишено технических и юридических проблем. Одной из проблем, затрудняющих восприятие и доступность правил миграционного законодательства, является большой объем ведомственных правовых норм. Кроме того, наличие большого объема нормативно-правовых норм ставит эффективность реализации федерального миграционного законодательства в прямую зависимость от своевременного принятия закона. Например, подзаконная база Федерального закона «О беженцах» формировалась шесть лет.
Для обеспечения реализации положений Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части правового регулирования предоставления гарантий материальной, медицинской и жилищной поддержки иностранным гражданам и лицам без гражданства, соответствующее постановление было принято лишь через полгода после вступления закона в силу [3, с. 34].
Решением большинства правовых проблем в этой сфере может стать систематизация действующего миграционного законодательства, пересмотр содержания правовых норм с целью выявления и устранения противоречий и пробелов, а также дополнение новыми нормами для удовлетворения потребностей правового регулирования. Многие ученые поддерживают позицию принятия кодифицированного миграционного закона. Миграционный кодекс может стать правовой формой систематизированного акта.
Представляется, что принятие миграционного кодекса Российской Федерации может решить как минимум ряд задач: устранение правовых пробелов в нормах миграционного законодательства; упростить правоприменительную практику, обеспечить объединение блока нормативных актов в кодифицированный акт, сформулировать общие положения, консолидирующие миграционное законодательство, основные понятия, цели, задачи, основные принципы и т. д. Наконец, все это позволит добиться значительного улучшения регулирования сферы миграции в соответствии с современными потребностями.
Библиографический список:
1. Абдулин Р. С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. -220 с.
2. Зайцев С.П. Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства в миграционной сфере // Законность. - 2012. - № 11. - С. 3 -6.
3. Токтаньязов А.Б. Надзор за исполнением миграционного законодательства // Законность. - 2012. - № 10. - С. 34 - 35.
4. Максимова Е. В. Полномочия прокурора по предупреждению нарушений миграционного законодательства // Молодой ученый. - 2019. - № 41. - С. 93-95.