Научная статья на тему 'Взаимная трудовая миграция граждан России и Беларуси: проблемы правового регулирования'

Взаимная трудовая миграция граждан России и Беларуси: проблемы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
560
79
Поделиться
Ключевые слова
ВЗАИМНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ТРУДЯЩИЙСЯ-МИГРАНТ / ГРАЖДАНИН СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Смашникова Татьяна Борисовна

Настоящая статья посвящена некоторым проблемам правового регулирования взаимной трудовой миграции граждан Беларуси и России. Отмечены основные преимущества статуса союзного гражданина и существующие проблемы миграционного регулирования взаимной миграции в России и Беларуси.This article deals with some problems of legal regulation of mutual labour migration of citizens of Belorussia and Russia. The author mentions the main advantages of the union citizen status and the existing problems of migration regulation of mutual migration in Russia and Belorussia.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Смашникова Татьяна Борисовна,

Текст научной работы на тему «Взаимная трудовая миграция граждан России и Беларуси: проблемы правового регулирования»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 37 (291). Право. Вып. 34. С. 50-53.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Т. Б. Смашникова

ВЗАИМНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ ГРАЖДАН РОССИИ И БЕЛАРУСИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Настоящая статья посвящена некоторым проблемам правового регулирования взаимной трудовой миграции граждан Беларуси и России. Отмечены основные преимущества статуса союзного гражданина и существующие проблемы миграционного регулирования взаимной миграции в России и Беларуси.

Ключевые слова: взаимная трудовая миграция, трудящийся-мигрант, гражданин союзного государства Беларуси и России.

Международная или внешняя миграция рабочей силы — сложное явление, представляющее собой перемещение трудоспособного населения из одних государств в другие, вызванное причинами экономического характера. Международная миграция рабочей силы представляет собой экспорт и импорт лиц наемного труда. В странах-экспортерах наблюдается наличие относительной избыточности трудовых ресурсов с их низкой стоимостью, вывоз рабочей силы помогает снизить проблему безработицы, обеспечить приток денежных поступлений в государство из-за рубежа. Однако при этом отток высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующего государства, общего научного и культурного уровня населения.

Особенностью Союзного государства Беларуси и России, созданного на основе Договора1 от 8 декабря 1999 г., является отсутствие единого конституционного акта (определяющего статус Союзного государства и статус гражданина Союзного государства), миграционного законодательства, полномочий единых миграционных государственных органов. Такое незавершенное государственное строительство Союзного государства является негативным правовым фактором для решения имеющихся миграционных проблем на территории России и Беларуси как в части взаимной миграции своих граждан, так и в части всех иных миграционных процессов, происходящих на территории Союзного государства. Миграция населения в границах Союзного государства — естественный и закономерный процесс, позволяющий сбалансировать экономическую, социальную, политическую и духовную сферы союзного сообщества.

Внешние и внутренние миграции рабочей силы в Республике Беларусь и в Российской Федерации участвуют в формировании и развитии общего рынка труда Союзного государства. Описывая правовое регулирование взаимных потоков россиян и белорусов-трудовых мигрантов Союзного государства, можно отметить следующее.

Трудовая эмиграция, или выезд на работу в другое государство, в настоящее время по причинам развития внутреннего экономического кризиса носит ярко выраженный характер в Республике Беларусь. Потоки выезжающих из Беларуси трудовых мигрантов направлены как в ближнее, так и в дальнее зарубежье. По данным 2010 г., основной поток выезжающих белорусов отмечен в Россию (2 765 человек), также граждане Беларуси выезжали в США (1 387 человек), Польшу (108 человек), Чехию (78 человек) и другие страны. Число выбывших из республики в 2010 г. на постоянное жительство в другие государства — 7 739 человек (в 2008 г. — 9 268, в 2009 г. — 8 946 человек). Миграционный прирост 2010 г. — 11 345 человек (в 2009 г. — 12 249, в 2008 г. — 8 145). По информации компетентных служб Республики Беларусь, наблюдается и иммиграция граждан России в Беларусь. Основной миграционный приток иммигрантов в Беларусь (по данным 2010 г.) наблюдается из стран СНГ (15 138 человек), в том числе из России —

9 347 человек, из Украины — 2 874 человека, из Казахстана — 876 человек и Туркменистана — 716 человек, на долю которых приходится около 90 % общего числа прибывающих в Беларусь2.

В связи с высокой интенсивностью взаимных миграционных потоков между Республикой Беларусь и Российской Федерацией (еще до создания Союзного государства Беларуси и России)

Высшим Советом сообщества Беларуси и России 22 июня 1996 г. было подписано решение № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»3, в соответствии с которым к гражданам Беларуси в России и к гражданам России в Беларуси не применялся действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы и белорусам и россиянам были предоставлены на территориях России и Беларуси соответственно равные права на трудоустройство, оплату труда, режим рабочего времени, охрану, условия труда и другие социально-правовые гарантии.

24 января 2006 г. Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспе-чения4 урегулированы вопросы обеспечения равных прав и предоставления гарантий гражданам Беларуси и России в области пенсионного обеспечения и социального страхования, тогда же было подписано Соглашение об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства5.

В соответствии с указанными нормативными актами граждане Республики Беларусь в России, как и граждане России, находящиеся на территории Беларуси, пользуются исключительным привилегированным статусом по сравнению с мигрантами из других государств (белорусы и россияне являются одновременно гражданами Союзного государства). Однако наличие этого преимущественного статуса не освобождает граждан России и Беларуси от основных процедур, предусмотренных национальными миграционными законодательствами, действующих в области учета и контроля пребывания на территории принимающего государства иностранных граждан, а именно: регистрации по месту пребывания, наличия законных источников доходов, получения вида на жительства, получения гражданства России или Беларуси.

Одно из основных преимуществ для граждан Республики Беларусь на территории России и для граждан России на территории Республики Беларусь — это возможность оформления и получения разрешения на постоянное проживание (вида на жительство) в принимающем государ-

стве без промежуточной стадии — получения разрешения на временное проживание, которое в обязательном порядке необходимо пройти иммигрантам из других государств для возможности оформления и получения разрешения на постоянное проживание в России или Беларуси. Согласно ст. 4 Соглашения между Россией и Беларусью об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства, факт принадлежности лица к гражданству одной из Сторон является основанием для получения разрешения на постоянное жительство (подачи заявления о выдаче вида на жительство) без учета срока временного пребывания и получения разрешения на временное проживание на территории другой Стороны. При этом заявления граждан одной Стороны о получении разрешения на постоянное жительство на территории другой Стороны рассматриваются компетентными органами этой другой Стороны в первоочередном порядке в возможно короткие сроки (в России до 2-х месяцев, в Беларуси в течение 1 месяца).

Другие важные привилегии, которыми наделяются иммигранты-белорусы на территории России и иммигранты-россияне на территории Беларуси,— это безвизовый въезд с одновременным отсутствием необходимости оформления миграционной карты и возможность трудоустройства в государствах-членах Союза без необходимости получения в компетентных органах принимающего государства официального разрешения на работу.

Привлечение на работу в Республику Беларусь граждан России и в Российскую Федерацию граждан Беларуси осуществляется в соответствии с Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан. Главное отличие для россиян в Беларуси и для белорусов в России в том, что после заключения трудового договора в России граждане Беларуси могут оформить регистрацию по месту временного пребывания сроком, совпадающим со сроком трудового договора, но не более чем на 1 год, а граждане Российской Федерации, заключившие трудовой контракт в Беларуси, обязаны в установленном порядке получить разрешение на временное проживание на срок действия трудового контракта, но не более чем на 1 год.

Если в Республике Беларусь все заключаемые с работодателем трудовые контракты являются срочными, независимо от основания заключения,

то Трудовым кодексом Российской Федерации не предусмотрено такое основание заключения срочного трудового договора, как участие в трудовых правоотношениях иностранного субъекта. Таким образом, российский работодатель должен, в соответствии с трудовым законодательством, по общему правилу заключать с белорусом бессрочный трудовой договор, однако пребывать в России законно белорус может не более одного года. Это один из спорных и не разрешенных на законодательном уровне России вопросов, связанных с трудовыми мигрантами.

Очевидно, что наличие номинального гражданства Союзного государства у россиян и белорусов не является основанием наделения их на территориях союзных государств всеми правами, которыми пользуются граждане принимающей стороны, хоть это и провозглашается действующими двусторонними договорами. Предоставляемые же взаимным мигрантам права жестко увязаны с соблюдением и исполнением ими требований миграционных режимов государства пребывания. Являясь гражданином Союзного государства, мигрант из Беларуси в России и мигрант из России в Беларуси, так же, как и мигрант из любого иного государства, может стать незаконным мигрантом, если вовремя не встанет на миграционный учет, не зарегистрируется (не продлит регистрацию) по месту пребывания, не будет соблюдать правила постоянного проживания, нарушит иные нормы национального миграционного законодательства.

Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов6, заключенном 19 ноября 2010 г. в Санкт-Петербурге, устанавливается взаимное право осуществления деятельности на территории трех государств (Беларуси, Казахстана и России) граждан-мигрантов из этих государств и членов их семей. Этим соглашением устанавливается единый срок пребывания трудящихся мигрантов и членов их семей на территориях договаривающихся государств без обязательной регистрации в течение 30 календарных дней, разрешается принимать на работу граждан Казахстана без получения ими разрешения на работу. Однако по-прежнему основная масса трудовых проблем мигрантов остается в правовом поле регулирования национального миграционного законодательства и имеющихся двусторонних международных договоров.

Декларируя заинтересованность в притоке мигрантов-соотечественников из-за рубежа,

и Россия, и Беларусь гарантируют мигрантам получение ими национального гражданства, а именно: получение гражданства России белорусом и получение гражданства Беларуси россиянином. Процедуры получения гражданства мигрантами второго союзного государства происходят в общем порядке в соответствии со своевременно оформленными миграционными документами (выполнением правил миграционного учета государства пребывания) и соблюдением ценза оседлости (5 лет постоянного проживания в России, 7 лет — в Беларуси). В действующих процедурах отсутствуют преимущества для указанных мигрантов как по порядку оформления документов, так и по срокам. Отсутствует до настоящего времени и документ, определяющий гражданство Союзного государства Беларуси и России (права и обязанности гражданина Союзного государства).

По мнению автора, для россиян в Беларуси и для белорусов в России целесообразным было бы введение эксклюзивных правил получения гражданства государства пребывания. Для этого предлагается изменить требование ценза оседлости для взаимного мигранта, а именно: установить условием его пребывание на территории принимающего государства (неважно, в каком статусе) не менее 3-х лет, при этом предусмотреть сохранение по желанию мигранта национального гражданства. Обязанности же гражданина в этом случае следовало бы исполнять в том государстве, в котором гражданин преимущественно проживает.

К нарушителям национального миграционного законодательства или к нежелательным на территории России или Беларуси гражданам второго государства-участника (несмотря на то, что они являются гражданами Союзного государства) могут применяться все возможные меры воздействия (депортация, административное выдворение в России, высылка и депортация в Беларуси). Так из Беларуси в 2011 г. выслано

10 граждан России, в России в 2011 г. принято решение о депортации 1 гражданина Беларуси. «Порядка 400 000 человек — такое количество иностранных граждан не может присутствовать на территории Беларуси, при этом почти половина из этой цифры — граждане России» (И. Рачковский — глава Государственного пограничного комитета Республики Беларусь)7.

Следует отметить существующие различия в области применения государственных и ад-

министративных мер наказания к мигрантам в России и Беларуси, в том числе и к гражданам Союзного государства. Так, значительно отличаются по процедурам применения такие виды взысканий, как депортация8 (в России это мера государственного пресечения, а в Беларуси — мера административной ответственности9), высылка — мера государственного пресечения в Беларуси10 (в России отсутствует мера воздействия к мигрантам с таким названием), административное выдворение в России — мера административной ответственности11 (в Беларуси это словосочетание является пояснением к термину депортация в КоАП РБ).

Таким образом, можно сделать вывод, что в общих чертах сформировано правовое пространство, обеспечивающее развитие трудовой миграции в рамках Союзного государства. Разработанная нормативная база направлена на защиту прав и гарантий белорусских и российских трудящихся-мигрантов при трудоустройстве в Российской Федерации и Республике Беларусь соответственно. Однако автор считает, что необходимо законодательно закрепить основные направления развития и совершенствования миграционной политики России и Беларуси, приняв единый для России и Беларуси закон Союзного государства «О миграции», которым были бы определены основные направления миграционной политики Союзного государства Беларуси и России, возможные правовые статусы мигрантов (с едиными процедурами получения и единым комплексом прав и обязанностей), четко указаны взаимные преимущества мигрантов-граждан государств-членов Союза, определены единые по названию и процедурам применяемые ко всем мигрантам меры государственного и административного воздействия и меры воздействия, применяемые (неприменяе-мые) к мигрантам-гражданам Союзного государства на территории государств-членов Союза. Содержащиеся в различных правовых актах как международного, так и национального характера правовые льготы и преимущества россиян и белорусов должны быть сведены в один законодательный акт, единообразно действующий на всей территории Союзного государства Беларуси и России.

По-прежнему необходимо проведение работы в области совершенствования действующего законодательства, направленного на развитие системы социальных гарантий для трудящихся-

мигрантов граждан Союзного государства. Увеличение притока неквалифицированной иностранной рабочей силы на рынки труда обоих государств является крайне негативным и нежелательным явлением, которое требует согласованных мер защиты интересов национальных и общего рынков труда Союзного государства.

Дальнейшее изучение проблем правового поля, порождаемых миграциями населения, возможностей и механизмов преодоления негативных миграционных явлений должно быть направлено на внесение предложений по возможностям разрешения имеющихся миграционных проблем, преобразования их в полезные явления для социально-экономического и демографического развития государств России и Беларуси.

Примечания

1 Федеральный закон « Договор о создании Союзного государства (от 8 декабря 1999 г.)» от 2 января 2000 г. № 25-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 14б.

2 Миграционная политика Республики Беларусь // Исполнит. комитет СНГ [Электронный ресурс]. URL: //http: minsk.by

3 Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» от 22 июня 1996 г. № 4 // Ведомств. прил. Рос. газ. 1996. 28 сент.

4 Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (С.-Петерб., 24 янв. 2006 г.) // Собр. законодательства РФ. 2007. № 15. Ст. 1745.

5 Там же.

6 Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (С.-Петерб., 19 нояб. 2010 г.) // Собр. законодательства РФ. 2012. № 5. Ст. 54б.

7 [Электронный ресурс]. URL: http://ww:uowz. org/2011/05/25/rossian_ne_puskayut_v_belarus.html

S Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 23 июля 200S г.) от

25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032; 2008. № 30 (Ч. 2). Ст. 3616.

9 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 1993 г. № 194-З // Национ. реестр прав. актов Республики Беларусь. 2003. № 8, 2/922.

10 Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. № 105-З // Там же. 2010. № 15, 2/1657.

11 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 9 мая 2004 г.). // Рос. газ. 2001. 31 дек.