Научная статья на тему 'Современные миграционные тенденции в Беларуси'

Современные миграционные тенденции в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
575
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Светлана

Показаны современные миграционные тенденции, влияние международной миграции на динамику численности населения Беларуси. Рассматриваются потоки трудовой миграции, необходимость регулирования движения трудовых мигрантов на общем рынке труда Союзного государства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article there are shown the current migration trends, the international migration influence on the dynamics of the Belarusian population. The labour migration flows are also considered showing the necessity to regulate the labour migrant movement on the common labour market of the Union state.

Текст научной работы на тему «Современные миграционные тенденции в Беларуси»

Современные миграционные тенденции

в Беларуси

Резюме. Показаны современные миграционные тенденции, влияние международной миграции на динамику численности населения Беларуси. Рассматриваются потоки трудовой миграции, необходимость регулирования движения трудовых мигрантов на общем рынке труда Союзного государства.

Ключевые слова: миграционный прирост, демографическая безопасность, трудовые мигранты, миграционная политика.

Влияние международной миграции на динамику численности населения Беларуси

В 2005 г. за счет положительного сальдо миграции было компенсировано 9% естественной убыли населения, обусловленной превышением смертности над рождаемостью, в 2009 г. - 47%, в 2012 г. -почти 89%. Данная тенденция явилась следствием, прежде всего, сложившейся половозрастной структуры населения, благодаря чему в республике наблюдалось устойчивое сокращение разрыва между количеством умерших и родившихся. Несомненно, влияние также оказывали семейная и миграционная политика государства.

Миграционное сальдо в нашей стране вот уже многие годы является положительным (табл. 1), причем абсолютно со всеми странами СНГ, а с 2008 г. - и с другими государствами. Международная миграция, таким образом, - один из значимых

факторов поддержания демографического равновесия в Республике Беларусь.

Наибольший удельный вес среди прибывающих на постоянное место жительства в Беларусь имеют россияне, на втором месте - украинцы, далее идут мигранты из Казахстана, Туркменистана, Литвы, Германии, США, Польши, Израиля, Италии, Молдовы, Азербайджана, Латвии, Грузии, Узбекистана, Армении и др.

Наиболее высокое значение положительного сальдо международной миграции характерно для Гомельской, Брестской и Минской областей, наименьшее - для Мо-гилевской и Витебской. При этом в 2009-2012 гг. до 70% миграционного прироста приходилось на города и поселки городского типа, ранее тренд имел иную направленность -за счет международной миграции прирост населения имел место в основном в сельских населенных пунктах республики.

Исследование НИИ труда Министерства труда и социальной защиты по оценке эффективности мер, предусматриваемых программами демографической безопасности [1], показывает, что миграционные процес-

Светлана Шевченко,

директор НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, кандидат экономических наук, доцент

сы способствуют снижению демографической нагрузки пожилыми людьми на трудоспособное население (табл. 2).

Более 40% прибывающих мигрантов имеют общее среднее, общее базовое или общее начальное образование, 30% - среднее, профессионально-техническое или среднее специальное, почти 30% - высшее. В составе переселенцев значительно увеличивается число более молодых мигрантов.

Миграция, несомненно, является одним из ключевых факторов поддержания в нашей стране демографического равновесия, учитывая предстоящее существенное ухудшение половозрастной структуры населения в связи с вступлением в детородный возраст и возраст брачности малочисленных граждан, рожденных в 1990-е гг. Программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. предусматривается чистый миграционный приток за пятилетие на уровне 60 тыс. мигрантов (в среднем за год - по 12 тыс.), в том числе в 2011 г. - 10 тыс., в 2012 г. - 11 тыс., в 2013 г. -12 тыс., в 2014 г. - 13 тыс., в 2015 г. - 14 тыс. Достичь этих показателей планировалось, прежде всего, за счет возвра-

щения соотечественников, привлечения иностранных специалистов. Обозначенное программой количество мигрантов пока не обеспечивается (табл. 3).

Следует заметить, что объемы иностранной рабочей силы, привлекаемой на постоянное место жительства в нашу республику, в дальнейшем наращивать будет все сложнее. Это связано с тем, что Россия, традиционно обеспечивающая нас наиболее значительным притоком мигрантов, проводит похожую миграционную политику. В результате две страны, образовавшие Союзное государство, разворачивают информационные кампании, сопровождающиеся конкурентной борьбой за русскоязычных мигрантов, таким образом оказываясь как бы антагонистами. Поэтому предпринимаемые меры должны быть тщательно согласованными, чтобы не ущемлять интересы ни одной из сторон и не подрывать политическую основу Союзного государства.

Влияние миграции на рынок труда Беларуси

Данные о трудовых мигрантах формируются с помощью карт статистического учета о выезжающих для работы за рубеж и въезжающих на работу в Республику Беларусь на основе официально подписанных договоров и контрактов. Деятельность, связанную с трудоустройством мигрантов, в республике осуществляют 77 организаций-лицензиатов.

Экспорт труда в 20052012 гг. составл от 4,2 до 6,5 тыс. чел. в год, импорт - от 0,7

до 8,8 тыс. С момента обретения независимости вплоть до 2009 г. в Беларуси первый показатель постоянно превышал второй, однако в последние годы ситуация изменилась -сальдо трудовой миграции стало положительным. В 2009 г. оно составляло 657 чел., в 2012 г. - 2247 чел. (рис. 1).

Открытость государственных границ, расположение в центре Европы, стабилизация экономической ситуации и проводимая социальная политика способствовали в последние годы росту привлекательности Беларуси как для иммиграции, в том числе из тех стран, в которые наши соотечественники в начале 1990-х гг. активно выезжали на постоянное место жительства, так и для импорта труда. С 2005 по 2012 г. количество официально регистрируемых трудящихся-мигрантов увеличилось более чем в 13 раз (с 651 до 8781 чел.).

Анализ географической структуры импорта труда показывает, что в республику прибывают преимущественно жители ближнего зарубежья (от 70 до 95%), что объясняется, прежде всего, отсутствием языкового барьера. До 2008 г. одним из основных поставщиков рабочей силы была Россия, однако в 2009 г. был зарегистрирован всего 1 трудовой мигрант из этого государства, а в 2010-2013 гг. - ни одного.

В последние годы география стран, из которых в Беларусь приезжают работать на основе договоров и контрактов, существенно расширяется. Например, в 2012 г. в республику привлекалась рабочая сила из 77 государств. В последние годы это преимущественно граждане Украины (в 2012 г. - 33%, в 2013 г. -почти 37%), а также Китая, Турции, Литвы, Узбекистана, Молдовы, Вьетнама, Латвии, Грузии, Армении, Азербайджана. Распределение трудовых мигрантов по областям страны неравномерно. В 2005-2012 гг. от 40 до 60% прибывших на основе подписанных договоров и контрактов иностранцев было трудоустроено в Минске. Далее по объемам привлекаемой рабочей силы в последние годы следуют Минская, Гомельская и Брестская области.

На протяжении всего анализируемого периода наибольшее количество приезжих устраивались работать по контрактам по рабочим специальностям, в 2012 г. -свыше 65% мигрантов, из них 10% - в сфере обслуживания и торговле, 10% - в сельском хозяйстве, 80% - в других видах экономической деятельности. На должностях руководителей и специалистов были заняты только 35% прибывших. В Беларусь приезжают работать традиционно мужчи-

Таблица 1. Итоги влияния внешней миграции населения на общий прирост (убыль) населения Беларуси, чел.

Годы Рождаемость Смертность Естественный прирост/убыль Сальдо миграции Общий прирост

2003 88 512 143 200 -54 688 5 160 -49 528

2004 88 943 140 064 -51 121 2 132 -48 989

2005 90 508 141 857 -51 349 1 949 -49 400

2006 96 721 138 426 -41 705 5 626 -36 079

2007 103 626 132 993 -29 367 4 676 -24 691

2008 107 876 133 879 -26 003 8 145 -17 858

2009 109 263 135 097 -25 834 12 249 -13 585

2010 108 050 137 132 -29 082 10 303 -18 779

2011 109 364 135 099 - 25 735 9 900 -15 835

2012 115 893 126 531 -10 638 9 382 -1 256

Годы Коэффициент демографической нагрузки по всему населению Коэффициент демографической нагрузки по прибывшим мигрантам Коэффициент снижения демографической нагрузки за счет миграции

2006 343 313 0,91

2007 342 335 0,98

2008 344 316 0,92

2009 347 290 0,84

2010 349 280 0,80

2011 373 322 0,86

2012 382 337 0,88

Таблица 2. Коэффициенты демографической нагрузки лицами старше трудоспособного возраста в Беларуси

Годы Фактическое сальдо миграции, чел. Сальдо Уровень достижения миграции ожидаемого результата по программе, реализации программы, чел. %

2011 9 900 10 000 99,0

2012 9 328 11 000 84,8

2011- 2012 19 228 21 000 91,6

Таблица 3.

Уровень

выполнения

ожидаемого

результата

реализации

Программы

демографической

безопасности

Республики

Беларусь на

2011-2015 гг.

Рис. 1.

Международная трудовая миграция Беларуси в 2005-2011 гг. на основе подписанных договоров и контрактов, чел.

ны, в 2012 г. - 91% трудовых мигрантов.

Динамика количества белорусских и иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в республике, выезжающих на работу за границу на основе договоров и контрактов, на протяжении последних десяти лет была неравномерной - происходили как резкие подъемы, так и резкие падения их числа (рис. 2).

Чаще всего трудовых мигрантов из Республики Беларусь принимают Россия,

2005

2006

2007

2008

2009

2010 2011 2012

651

США, Польша и Германия (рис. 3). Причем в Россию традиционно направлен наиболее значительный поток белорусов (в 2012 г. - 82%). География стран, в которые наши соотечественники выезжают работать, не очень широка. В 2012 г. она была представлена 13 странами, кроме названных, это Арабские Эмираты, Норвегия, Литва, Турция, Катар, Франция, Япония, Италия, Китай.

Среди выезжающих из республики трудовых мигрантов в 2012 г. 80% составили те, кто за рубежом устраивался работать по рабочим специальностям, из них почти 8% были заняты в сельском хозяйстве, 31% - в сфере обслуживания и торговли, около 60% - в остальных видах экономической деятельности. Руководителями и специалистами за границей работали 20% белорусов.

В 2012 г. 73% всех выехавших заключили договоры и контракты сроком до 6 месяцев (краткосрочные), 14% - до 1 года, 13% - свыше 1 года. Среди выезжающих за границу на работу женщины составляют 30%, мужчины -70%.

4222

4502

Экспорт труда Импорт труда

7335

1496

6204

2463

4178

| 4835 5066

6816

5522

8434

6534

8781

Регулирование движения трудовых мигрантов на общем рынке труда Беларуси и России

Фактические масштабы внешней трудовой миграции значительно больше, чем по данным организаций-лицензиатов. Прежде всего это обусловлено безвизовым въездом/выездом для граждан Беларуси практически во всех государствах СНГ. По данным Федеральной миграционной службы России, на учет по месту пребывания в связи с работой на ее территории в 2008 г. было поставлено 53 тыс. наших соотечественников, в 2010 г. - 67,3 тыс.; в то же время, по информации организаций-лицензиатов, в 2008 г. на работу в Россию выехало 4,2 тыс. белорусов, а в 2010 г. - 3,2 тыс. Таким образом, показатели отличаются в 13 и 21 раз соответственно. В 2012 г., согласно официальным данным, в России работало 5,6 тыс. чел. из нашей страны, а по оценкам российских экспертов - около 100 тыс.

Кроме того, согласно переписи населения, проведенной в 2009 г., в Беларуси временно проживали 404 россиянина, приехавших с целью трудоустройства, при этом организациями-лицензиатами был зарегистрирован трудовой контракт только одного мигранта из России.

В связи с тем, что в рамках Союзного государства граждане России и Беларуси имеют равные права на свободное передвижение и самостоятельное устройство на работу, и их трудовая деятельность регулируется только законода-

36

тельством страны пребывания, на общем рынке труда имеет место значительный недоучет трудящихся-мигрантов.

Каждой из сторон Союзного государства выгоден как экспорт, так и импорт труда: они отвечают задачам экономики и демографической безопасности. Вместе с тем не следует забывать, что международная миграция, способствуя снижению уровня депопуляции, одновременно заставляет страну решать целый ряд вопросов, связанных с дополнительными расходами на расселение, трудоустройство и соцобеспечение, гарантирование межэтнической совместимости прибывающих. Объемы иммиграции должны быть соразмерны с темпами депопуляции и социально-экономическими последствиями для страны.

С другой стороны, учитывая профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на отечественном рынке труда, миграционная политика нашего государства должна сводить к минимуму возможные потери трудовых ресурсов. Негативные последствия для наших предприятий от временного выезда белорусов за границу возникают из-за того, что страну покидают именно востребованные работники. К тому же когда они за рубежом занимаются трудом, не отвечающим их квалификации, но устраивающим их по уровню заработной платы, качество рабочей силы падает.

С 1 января 2012 г. вступило в силу соглашение об обязательном социальном страховании трудящихся-мигрантов из стран, образовавших Союзное государство, если с ними заключены договоры или контракты на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7335

6534

4886

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

80

100

срок более 6 месяцев. Однако, согласно данным статистического учета, большинство белорусов работает в России по договорам и контрактам сроком на 3-6 месяцев. Следовательно, принятое соглашение, являясь важным шагом в строительстве Союзного государства, вместе с тем не гарантирует даже минимальную социальную защиту для значительной части наших граждан, выезжающих на заработки в Россию. В результате многие белорусы не обеспечены медицинским страхованием, им не оплачивают больничные листы, не предоставляют компенсацию в случае производственного травматизма, а трудовой стаж и полученные за границей заработки не учитываются при оформлении пенсии.

Чтобы выработать гибкую и эффективную миграционную политику, нужно, по меньшей мере, владеть информацией о реальных потоках населения,вовлеченного в миграционные процессы, о его социально-демографических характеристиках и о факторах, побуждающих людей выезжать на работу за границу. В этой связи ключевой задачей для общего рынка труда Союзного государства становится организация учета трудящихся-мигрантов. ■

See: http://innosfera.org/2014/02/migr_trends

Литература

1. Разработать и внедрить методические рекомендации по оценке эффективности мер, направленных на решение задач демографической безопасности: отчет о НИР (заключ.) / НИИ труда М-ва труда и соц. защитыы Республики Беларусь; рук. В.В. Валетко. - Мн., 2013. - № ГР 20122406.

2. Организация и ведение мониторинга социально-трудовой сферы: отчет о НИР (заключ.) / НИИ труда М-ва труда и соц. защиты Республики Беларусь; рук. Н.Н. Авсеенко. - Мн., 2010. -№ГР20100782.

3. Демографический ежегодник Республики Беларусь. - Мн., 2013.

Рис. 2. Динамика численности трудящихся-мигрантов, выехавших из Беларуси для работы на основе подписанных договоров и контрактов, чел.

Рис. 3.

Распределение по странам трудящихся-мигрантов, выехавших из Беларуси для работы на основе договоров и контрактов, %

США Россия ■ Великобритания Польша Германия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.